Родительское собрание "Адаптация первоклассников. Режим дня"
план-конспект урока (1 класс) по теме

Гладилина Елена Владимировна

Конспект родительского собрания в 1 классе, который раскрывает трудности адаптационного периода, их возможные причины и пути решения. Приводятся примере диагностик, для определения уровны адаптации. Раскрывается вопрос о необходимости режима дня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon adaptaciya_i_rezhim_dnya.zip222.51 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Трудности адаптационного периода первоклассников. Режим дня школьника»

Учитель Гладилина Е. В.

Октябрь, 2012.

Первый год учебы в школе – самый трудный. Меняется весь уклад жизни, появляются новые обязанности, заботы. И ко всему нужно приспособиться, привыкнуть. Чтобы усидеть 35, а потом и 45 минут урока, нужна тренированность, а ее пока не хватает. Процесс адаптации у первоклассников характеризуется следующими основными изменениями:

  1. Происходит физиологическая подстройка деятельности функциональных систем организма первоклассника в соответствии с изменившимися режимом и нагрузкой
  2. Формируются и осваиваются способы и приемы новой деятельности – процесса учения
  3. Эмоциональная сфера первоклассника оценивает изменения в окружающей реальности как субъективно комфортные/дискомфортные и таким образом осуществляет регуляцию его поведения и деятельности

Изучения уровня адаптации первоклассников представлена в следующей таблице:

Компоненты адаптации

Эмпирические характеристики

Методики

Физиологическая подстройка организма

Отсутствие заболеваний в период адаптации

Отсутствие психосоматической симптоматики

Опрос родителей

Анализ медицинской статистики

Способность организма к энергозатратам

Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”

Освоение способов и приемов новой деятельности

Усвоение программы обучения

Экспертная оценка учителя, методика Л. М. Ковалевой

Эмоциональное принятие новой социальной ситуации

Эмоционально положительное восприятие процесса учения

Опрос родителей

Методика “Домики”,

методика М. Р. Гинзбург

Эмоционально положительное отношение к учителю

Методика “Домики”

«Лесная школа»

Эмоционально положительное отношение к себе в новой роли

Методика “Домики”,  «Лесенка»

Опрос родителей

Эмоционально положительное восприятие отношений с одноклассниками

Методика “Домики” , «Два дома»

Опрос родителей

Далее учитель знакомит родителей с целями и результатами проведенных диагностик (каждый родитель получает листы с работами  своего ребенка и соответствую характеристику), разъясняются  возникающие вопросы. Знакомит с результатами в целом по классу.

Проективный тест «Домики» - диагностика эмоциональной сферы ребёнка, его эмоционального отношения к школе, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций.

Методика М. Р. Гинзбург позволяет выявить доминирующий мотив учения.

Проективная методика «Лесная школа» предназначена для изучения уровня учебной мотивации первоклассников.

«Два дома» помогает определить круг значимого общения для ребенка, особенности взаимоотношения в классе, выявление симпатий.

«Лесенка» - определение самооценки детей.

Методика Л.М. Ковалевой помогает уточнить степень усвоения ребенком программного материала.

Итак, основные причины, приводящие к трудностям адаптации первоклассников следующие:

  1. Это может быть несформированность «внутренней позиции школьника» - представляет собой познавательную потребность и потребность в общении со взрослыми на новом уровне.
  2. Одна из основных причин неуспеваемости в первом классе - слабое развитие произвольности (несформированность умений ребенка подчинять свои действия правилу, требованиям, неумение внимательно слушать говорящего и выполнять задания, предлагаемые в устной форме, неумение самостоятельно работать).
  3. Недостаточное развитие у ребенка учебной мотивации, которая складывается из познавательных и социальных мотивов учения.
  4. Ребенок, став учеником вынужден подчиняться новым для него правилам школьной жизни - это приводит к повышению психологического напряжения каждого ученика. К этим нормам нужно адаптироваться.
  5. Трудности адаптации ребенка к школьной жизни могут быть связаны с недостаточно развитой способностью ребенка взаимодействовать с другими детьми, общение с учителем может представлять трудность для ребенка (особенно дети, не посещавшие детский сад и единственные дети в семье – эти дети требуют, чтобы с ним общались, как и дома).
  6. Также трудности детей на первых порах могут быть связаны со специфическим отношением к себе, своим возможностям, способностям, к своей деятельности и ее результатам (чтобы лучше адаптировались дети – положительное отношение к себе, дети с заниженной самооценкой склонны в каждом деле находить непреодолимые препятствия, у них высокий уровень тревожности, они хуже приспособляются к школьной жизни).
  7. Завышенные требования со стороны родителей, когда средние успехи родители воспринимают как неудачи, реальные достижения не учитываются, оцениваются низко. В результате растет тревожность, падает стремление к достижению успеха, уверенность в себе, формируется низкая самооценка. Часто родители увеличивают нагрузки, чрезмерно контролируют - это приводит к еще большему торможению.
  8. Трудности с адаптацией возникают у гиперактивных детей – чрезмерная активность, суетливость, невозможность сосредоточить внимание.
  9. Первые месяцы обучения характеризуются повышенной эмоциональной напряженностью. Неумение детей понимать свое и чужое эмоциональное состояние, контролировать и управлять своими эмоциями, поведением могут привести к проблемам в эмоциональном и коммуникативном развитии.
  10. В семьях, где часто бывают конфликты между родителями, ребенок растет тревожным, нервным, неуверенным, т.к. семья не может удовлетворить его основные потребности в безопасности и любви, следствие: неуверенность в себе, склонность панически реагировать на некоторые трудности.

2. К трудностям первого года обучения, объединяющимся в особенности физиологического развития, в последние годы прибавились и другие, связанные с восприятием новой, более сложной программы. Чтобы организм ребенка справился с предъявляемой нагрузкой, чтобы обучение шло успешно, а не в ущерб здоровью необходимо рационально организовать быт школьника, до мельчайших деталей продумав распорядок его дня. Другими словами, строго выполнять режим дня.

Режим дня для детей - это порядок чередования различных  видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Правильная организация режима дня способствует нормальному росту и развитию организма детей, укрепляет их здоровье и в то же время прививает им полезные привычки, навыки, содействует укреплению их воли, выработке определенного ритма деятельности. Режим дня строится с учетом анатомо-физиологических особенностей и состояния здоровья и предусматривает определенную продолжительность различных видов деятельности, сна и отдыха, в том числе отдыха на открытом воздухе, регулярные приемы пищи, выполнение правил личной гигиены. Неправильное чередование различных видов деятельности, сокращение продолжительности ночного сна, сокращение времени отдыха на свежем воздухе, нерациональное питание приводят к быстрой истощаемости центральной нервной системы детей, снижают работоспособность, что часто оказывается причиной плохой успеваемости ребенка. За соблюдением режима дня необходимо следить с раннего детства. Утренние часы - это часы наиболее высокой работоспособности организма, поэтому в режиме дня они отводятся на наиболее трудные виды деятельности. Начиная с 7-летнего возраста, основным видом деятельности становятся учебные занятия. Работы видных ученых показали, что учебные занятия в школе для учащихся 7-10 лет необходимо ограничить 4 уроками. Каждые 40 минут учебной работы чередуются с перерывом-отдыхом. Между учебными занятиями и приготовлением уроков предусматривается 2-3-часовой перерыв, значительную часть которого дети должны проводить на свежем воздухе. Вот как должен строиться день ребенка-первоклассника.  Поскольку занятия начинаются у нас в 8.30, ребенок должен вставать не позднее 7 ч. До завтрака нужно застелить постель (а это ребенок должен делать сам, а не родители), сделать гимнастику, умыться, причесаться, а детям этого возраста свойственна медлительность. На гимнастику нужно обратить особое внимание. Она помогает преодолеть сонливость, почувствовать себя бодрее. Наблюдения показывают, что дети, которые по утрам не выполняют физических упражнений, на первых уроках менее активны, медленнее включаются в общий ритм занятий. С 7.30 до 7.50 - завтрак. 20 минут достаточно, чтобы школьник успел не только поесть, но и вымыть после еды свою посуду. На дорогу в школу оставьте столько времени, сколько нужно, чтобы она стала спокойной прогулкой. Когда ребенок спешит, боясь опоздать к началу занятий, то, заняв свое место за партой, он расслабляется и не может быстро включиться в работу. Если школа близко, желательно, чтобы до начала занятий ребенок побывал на свежем воздухе. С того времени, когда у первоклассника кончаются уроки, ребенок, если не посещает группу продленного дня, снова попадает под родительскую опеку. Детям ослабленным, легко и быстро утомляемым, рекомендуется час послеобеденного сна; детям, здоровым и крепким - прогулка и игры на свежем воздухе. Вообще ежедневная продолжительность пребывания на воздухе, учитывая время на дорогу в школу и обратно домой, должна быть не менее 3,5 ч. Если ребенок спит, он идет на прогулку после сна. Желательно, чтобы прогулка была насыщена движениями. Пусть это будут игры с мячом, со скакалкой, а зимой - катание на санках и коньках. Время внеклассных, внешкольных свободных занятий должно соотноситься с количеством уроков и длительностью приготовления домашних заданий. В связи с этим на свободные занятия режимом дня предусматривается у детей 7-летнего возраста от часа времени до двух. Самое лучшее время для приготовления домашних заданий с 16 часов. Раньше начинать нецелесообразно: физиологи установили, что между 14 и 15 часами возбудимость клеток головного мозга понижается, поэтому падает работоспособность, повышается она снова к 16 часам. С самого начала приучайте школьника садиться за уроки в одно и то же время. Будьте готовы к тому, что на первых порах это потребует напоминаний и строгого постоянного контроля. Старайтесь воспитывать у ребенка умение работать не только хорошо, но и быстро: первоклассник должен тратить на приготовление уроков не больше часа. Чтобы он меньше уставал, предложите ему чередовать выполнение письменных и устных заданий. Оставшееся время лучше всего использовать для второй прогулки, а также для занятий музыкой и чтением. Последний прием пищи должен предусматриваться за час-полтора до сна. Ужин должен быть не позднее 19.00. Продолжительность его 30 минут, а после него и до сна - так называемое свободное время. Пусть этот час ребенок проведет, как ему хочется: займется игрушками, играет с другими детьми, но только не в шумные и подвижные игры. Не желателен в вечернее время телевизор. Спать нужно ложиться не позднее 21.00.  Глубокий ночной сон, продолжительность которого определена для детей 7-летнего возраста 10 часами, является главным фактором, обеспечивающим работу центральной нервной системы и всего организма в целом. В каникулы и выходные дни, основные элементы режима дня должны оставаться такими же, как и в учебные дни - максимум времени используется для пребывания на свежем воздухе.

Выработка примерного режима дня для учащихся. Подведение итогов собрания.

Описание всех методик смотреть в приложении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Первоклассник и компьютер"

Как-то совсем незаметно и очень быстро компьютеры проникли в наши гостиные, спальни, а иногда даже на кухне можно встретить компьютер в соседстве с телевизором. Если же пока в комнате вашего ребенка к...

родительское собрание "Первоклассник: "ХОЧУ" и "НАДО"

В беседе с родителями первоклассников разграничиваются эти понятия. даются советы родителям во воспитанию качеств ученика. прилагается памятка для родителей...

материал для родительского собрания первоклассников.

Собрание для родителей первого класса о внедрении ФГОС в начальном образовании....

Общешкольное родительское собрание первоклассников по теме «Содержание деятельности педагога-психолога в начальной школе».

Общешкольное родительское  собрание первоклассников по теме «Содержание деятельности педагога-психолога в начальной школе».Цель выступления – познакомить родителей с содержанием деятельност...

Родительское собрание №4 "Режим дня в жизни школьников" 1 класс

Родительское собрание №4 "Режим дня в жизни школьников" 1 класс...