Рекомендации по развитию мышления и речи
статья по теме

Кузнецова Александра Владимировна

Лекция для родителей учащихся начальных классов, в которой даются рекомендации по развитию мышления и речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

   

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ

СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

 У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

ЛЕКЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

        

                                

Как правило, дети, поступившие в первый класс, умеют считать, читать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников, сталкиваясь с постоянной мыслительной нагрузкой, обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определённых правил и понятий, установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространённых причин такого положения – недостаточное развитие в школьном возрасте словесно-логического мышления, которое имеет следующие особенности:

  1. поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неумение выделить в них главное;
  2. неспособность синтезировать информацию;
  3. неумение планировать;
  4. неспособность отвлечься от внешнего и увидеть внутреннюю, глубинную сторону проблемы или явления;
  5. трудности в формулировании плана логической операции, её хода и результата

Характерные признаки речевой и интеллектуальной деятельности являются у 6-7-летних детей возрастными, физиологически обусловленными. Принято считать, что у дошкольников ещё преобладает наглядно-образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятии и представлениях. Абстрагироваться же от чувственного опыта с помощью понятий и рассуждений в полной мере доступно лишь детям школьного возраста.

Чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии малыша, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится плавный переход от конкретного мышления к высшей его фазе – абстрактному. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников и младших школьников в условиях речевой патологии.

Существует огромное разнообразие игр и упражнений для развития всех операций мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация, абстракция). Педагог или родитель должен выбирать игру или упражнение, сложность которого соответствует возможностям ребёнка. Доступность задания и успешное его выполнение придадут ребёнку уверенность в себе, и у него появится желание продолжить занятия. Затем необходимо переходить к упражнениям, требующим более значительных интеллектуальных и речевых усилий. Регулярная и планомерная работа по развитию мышления не только существенно повысит готовность ребёнка к познавательной деятельности, интерес к интеллектуальным задачам и доставит удовольствие от их выполнения, но и подготовит к успешному обучению в школе.

Таким образом, взрослые, играя с дошкольником или младшим школьником, имеющим любой уровень речевого и интеллектуального развития, совершенствуют самые ценные для ребёнка психические процессы: мышление, речь, внимание, память, воображение, способность к творчеству.

Характерно, что проведение игр не требует никаких специальных условий. Играть с ребёнком взрослый может, гуляя на улице, ожидая очереди к врачу, в автобусе, по дороге в школу и даже в ванной комнате. При решении интеллектуальных задач ребёнку потребуется подсказка, совет родителя или педагога. Такая помощь взрослого, а также его заинтересованное общение помогут ребёнку не только справиться с поставленной целью, но и сделают совместную деятельность увлекательной, творческой, развивающей.

Если взрослый сконцентрируется на точности, чёткости и полноте всех формулировок ребёнка, необходимых для решения интеллектуальных задач, то есть на материальной оболочке мышления – речи, оба эти процесса получат дополнительное развитие.

Упражнения на простейшие умозаключения

с опорой на словесное описание

  1. Посылки простой логической структуры выражают отношения порядка между данными объектами. Вывод основан на отношении порядка.

*Люда не старше Гали. Галя не старше Люды. Кто из них моложе?

*Саша выше Димы, а Дима выше Светы. Кто выше – Саша или Света?

*Мама купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила мама?

*Саша выше ростом Миши, а Миша ниже Серёжи. Назови имя самого высокого мальчика.

*Алёша тяжелее Коли, а Коля тяжелее Андрея. Кто легче – Алёша или Андрей?

*5 девочек получили 7 яблок. Каждая девочка получила, по крайней мере, одно яблоко. Получила ли какая-нибудь девочка 4 яблока? Почему?

  1. Посылки – составные предложения, содержащие логические связки. Вывод основан на свойствах логических связок.

*Лена живёт на четвёртом или пятом этаже. Лена не живёт на пятом этаже. На каком этаже живёт Лена?

*Все дети нашего двора коллекционируют марки или открытки. Мой брат не коллекционирует открытки. Что коллекционирует мой брат?

*В выходной день наш класс ходил в кино или в зоопарк. Наш класс не ходил  в кино. Какой вывод правильный? Наш класс ходил в зоопарк. Наш класс не ходил в зоопарк.

  1. В посылках содержится (или подразумевается) логический квантор общности (все, всякий, каждый и т.п.). Выводы основаны на смысле этого квантора.

*Все ученики 5 «А» класса – спортсмены. Саша учится в 5 «Б» классе. Выбери правильный ответ: Саша - спортсмен. Саша – не спортсмен.

*Все растения обладают свойствами питаться, расти, погибать. Дерево – это растение. Какими свойствами обладают деревья?

*Все названия рек пишутся с большой буквы. Волга – это река. С какой буквы пишется это слово?

*Все хоккеисты хорошо катаются на коньках. Серёжа плохо катается на коньках. Выбери правильный ответ: а) Некоторые хоккеисты плохо катаются на коньках.

                                 б) Серёжа – хоккеист.

                                 в) Некоторые мальчики хорошо катаются на коньках.

                                 г) Серёжа не хоккеист.

*Деревянные предметы не тонут в воде. Камень тонет в воде. Выбери правильный ответ: а) Некоторые предметы тонут в воде.

б) Камень не деревянный.

в) Некоторые предметы не деревянные.

г) Камень – тяжёлый предмет.

*Все дети 4 класса умеют плавать. Витя не умеет плавать. Витя учится в 4 классе?

*Все берёзы – деревья. Все деревья – растения. Значит, …

*Названия рек – имена собственные. Имена собственные пишутся с большой буквы. Значит, …

*Все рыбы дышат жабрами. Кашалот дышит лёгкими. Значит, …

*Все имена прилагательные изменяются по родам, падежам, числам. Слово «весёлый» - прилагательное. Значит, …

*Если число оканчивается цифрой 0, то оно делится на 5. Известно, что число х не делится на пять. Следовательно, …

*Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто? В предложении Собака бежит слово собака – одушевлённое имя существительное. Следовательно, …

  1. Задания, в которых надо дополнить умозаключения недостающими посылками (большой или малой).

*Все слова, отвечающие на вопрос что делать, пишутся с мягким знаком. Следовательно, учиться пишется с мягким знаком. (Пропущена малая посылка: слово учиться отвечает на вопрос что делать?)

*Марс – планета солнечной системы. Следовательно, Марс вращается вокруг Солнца. (Пропущена большая посылка: все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца)

*Кит – млекопитающее животное. Значит, кит кормит своих детёнышей молоком. (Пропущена большая посылка: все млекопитающие животные кормят своих детёнышей молоком.)

  1. Задания на проведение простейших доказательств

*Докажите, что предложение Поезд ушёл не является распространённым.

*Докажите, что предложение Скорый поезд отошёл от станции является распространённым.

* Докажите, что названия городов пишутся с большой буквы.

*Докажите, что в слове бесшумный надо писать с, а не з.

*Докажите, что лошадь – млекопитающее животное.

*Докажите, что слово смеяться пишется с большой буквы.

Рекомендации по развитию мышления и речи

  1. Общаться с детьми на их возрастном уровне
  2. Разговаривать с ребёнком, обсуждать книги, фильмы и все интересные события, как можно меньше поучая, поправляя его.
  3. Предлагать ребёнку вопросы и задания типа: Чем столб отличается от дерева? Если шубу положить на снег, снег под ней растает? и др.
  4. Играть в настольные игры, развивающие память, внимание, мышление, воображение, речь.
  5. Предлагать ребёнку помощь не в виде готового ответа, а в виде суждения, которое ребёнок должен закончить, сделав умозаключение.
  6. Развивать познавательную активность ребёнка: отвечать на все интересующие его вопросы, спрашивать совета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема просвещения: виды одаренности. Рекомендации по развитию памяти, внимания, мышления.

Для одаренных детей характерно опережающее развитие в таких сферах как:1. Познавательные процессы (мышление, память, внимание и т.д.);2.Психосоциальная сфера (обостренное чувство справедливости, нетер...

Развитие мышления и речи.

Упражнения для выявления уровня умственного и речевого развития будущих первоклассников....

Рекомендации для учителей по развитию мышления у слабовидящих детей

Рекомендации для учителей по развитию мышления у слабовидящих детей...

Педагогические рекомендации по развитию мышления младшего школьника

Регулярная и планомерная работа по развитию мышления не только существенно повысит готовность ребёнка к познавательной деятельности, интерес к интеллектуальным задачам и доставит удовольствие от их вы...

Занятие на развитие мышления и речи

Задания на развития мышления и речи....

Комплект заданий для развития мышления и речи младших школьников

В период дистанционного обучения для проведения занятия с обучающими по ДОП "Психолого-педагогическое сопровождение детей, испытывающих трудности в развитии, освоении общеобразовательных программ...