Школа Специальных Знаний "Развитие свойств личности ребёнка"
методическая разработка по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svoystv_lichnosti.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие свойств личности ребёнка»

    Потребность общества в личности творчески активной и свободно мыслящей, возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни.

   В настоящее время большое значение в жизни современного человека приобретает приобщение к творчеству, связанному с традициями декоративно-прикладному искусства. Современных детей сейчас сложно чем-то удивить и заинтересовать. Поэтому темы для воплощения, прежде всего, должны стимулировать мыслительную деятельность ребёнка, а потому соответствовать его интересам, захватывать его воображение, представлять собой нечто увлекательное, неожиданное, новое.

В  стране моей родной

 Цветет вишневым цветом

И  на полях трава!

    Есть в человеческой жизни период, когда и вода мокрее, и трава зеленее, и сахар слаще. Это время называется детством.

  А если Вам не дали яблоко, - Вы не знаете его вкус.

   Если Вы 1000 раз произнесли слово «халва», - стало у Вас во рту слаще?

   Или Вы научились плавать, сидя на берегу, бегать со стременами на ногах? А декламировать стихи с запретом открывать рот не пробовали? Может быть, история знает случаи рождения музыкального гения, не знавшего инструмента или живописца, не державшего в руках кисти?

   Но всегда можно откусить яблоко, лизнуть халву, войти в воду «с ручками», распутать стремена и сделать из него лассо, и выкрикнуть во всё горло всё, что тебя переполняет.

   Если тронуть струны, - польётся музыка. А если не тронуть…

   Ребёнок – это струны. А взрослый - лишь тот, кто их тронет, дав ему откусить яблоко, лизнуть халвы, войти с ним в воду «с ручками», свить с ним лассо, положить его пальчики на клавиши, внимательно выслушать его и постараться, чтобы его картину с уважением приняли, даже если ничего в ней не поняли. Тогда у него, ставшего взрослым, и вода останется мокрее, и сахар будет слаще, а от зелени травы будет такой восторг, что будут появляться слёзы.

   В одной детской песенке есть хорошие слова : "...-это правда,

-но чего же тут скрывать,

-дети любят 

-очень любят рисовать,

-на бумаге, на асфальте, на стене и в трамвае на окне..." 

   Приходят 6-7 летние дети в школу. Масса новых впечатлений, переживаний... Уроки, перемены, новые лица: друзья, учителя. Свое отношение ко всему происходящему, мысли, чувства  большинство первоклассников часто выражают с помощью рисунка, через него. В этом возрасте дети очень любят рисовать!!! Они рисуют всегда и везде! Их работы - настоящие шедевры!!! Проходит время, и в 11-12 летнем возрасте многие дети рисуют уже не с тем азартом как ранее, порой складывается впечатление, что они выполняют работу  по принуждению. Что же происходит? Почему настолько ранее любимое занятие превращается для некоторых в тягостное времяпрепровождение???  Просто взрослея, мы перестаем верить в чудеса и сказку. Нас затягивает рутина и поглощает прогресс. За повседневными делами мы забываем о том, что:

 «Без искусства и развиваемого им эстетического чувства связанного с культурой воображения, не будет ни ракеты,

ни человека, способного на ней летать».

Э.В. Ильенков

   Часто слышишь от родителей или педагогов такие слова: «Ну, зачем он тратит время на сочинение стихов - у него ведь нет никакого поэтического дара! Зачем он рисует - из него ведь все равно художник не получится! А для чего он пытается сочинять какую-то музыку - ведь это не музыка, а чепуха какая-то получается!.." 

 Как же они заблуждаются!

  В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений.

   Почему, спросите вы?  Да потому, что сегодня он пишет нескладные мелодии, не умея сопроводить их даже самым простейшим аккомпанементом; сочиняет стихи, в которых корявые рифмы соответствуют корявостям ритмов и метра; рисует картинки, на которых изображены какие-то фантастические существа без рук и с одной ногой…

   Наверняка, многие из них не станут ни художником, ни музыкантом, ни поэтом, но, возможно, станут отличными учеными, врачами, учителями или рабочими…

   И когда-нибудь детские творческие увлечения  дадут о себе знать, оставят  добрый след творческой фантазии и стремления создавать что-то новое, свое, лучшее. Кто знает, а вдруг это поможет в продвижении дела, которому они посвятят свою жизнь?

"Искусство всегда вовлечено в бой своей эпохи" Р. Роллан.

   Размышляя над высказыванием Р. Роллана, встает вопрос: "Какое же искусство необходимо современному человеку?” Настоящее искусство бессмертно - это родник общей человеческой духовности.

"Остановись в изумлении перед

Красотой и в твоём сердце тоже расцветёт красота"

                                                        В.Сухомлинский

А что такое истинная

красота?                                                                

  Иней на тонких ветках берёзы, морозные узоры на стекле, причудливые облака, плывущие по небу, яркие краски заката, невзрачный на первый взгляд полевой цветок... Можно перечислять бесконечно.

Вот только эту красоту увидеть может не каждый. Смотреть и видеть - разные вещи.

Я думаю задача, любого учителя,воспитателя(взрослого) - научить детей видеть прекрасный мир вокруг, ценить эту красоту.

А мир маленького ребенка - это хрупкий сосуд, который, начиная с  раннего детства, необходимо заполнять красотой.

Встреча с прекрасным - всегда праздник. И, конечно, к каждому празднику надо готовиться. В том и состоит задача педагогов - заинтересовать и увлечь ребенка. А как заинтересовать?

Как говорил один педагог: «Чтобы научить ребенка на копейку, надо самому знать на рубль».

Я считаю, что самому учителю нужно быть высокообразованным человеком, знать и уметь рассказать так, чтобы проявить в детях интерес. Считаю, что всё зависит от учителя. 

  Все дети  имеют  какие-либо способности, талант, дар. Наша  задача   дать  им  возможность  ещё  больше  развить  свой  духовный  мир. При  использовании  средств  искусства , можно  понять, что у  ребёнка  на душе  или  что его  тревожит, для  этого  можно дать  ему  чистый  альбомный  листок , цветные  карандаши  или  краски. Достаточно  посмотреть, в каких тонах  и  что  за сюжет  изображён. Если  работа  ребёнка яркая и весёлая,  значит у ребёнка всё хорошо, а если всё изображено в тёмных тонах - то его что-то тревожит. Великую силу воздействия на духовное развитие ребенка имеет музыка. Она фантастична!

Эта сила заставляет нас плакать и смеяться, размышлять и переживать. Внутри каждого человека звучит музыка, и, неважно, является ли она простой попевкой или высокохудожественным шедевром!

Вспоминаются слова Н. Заболоцкого о красоте, что она: «сосуд, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?» Задача учителя наполнить «Сосуд» души ребенка прекрасным…

 По ответам воспитанников, их эмоциям можно судить о духовном мире ребёнка. Искусство позволяет развить образное мышление, фантазию и воображения ребёнка, его эмоциональность и чувство прекрасного. Эти качества положительно влияют на решение познавательных задач. Не случайно искусство занимало важное место в жизни великих учёных разных времён. Например: Эйнштейн стимулировал свою творческую деятельность музыкой, а Каперник серьёзно занимался живописью. Не редко искусство называют "гимнастикой" ума. Занятия искусством повышают эмоциональный тонус детей, снижают тревожность и утомляемость детей, активизируют интеллектуальную деятельность детей, повышают общую креативность человека; снимают, а не увеличивают перегрузки. Чтобы  помочь ребёнку духовно обогатить себя  можно  вместе  с  ним  придумать  интересное  занятие:  смастерить что-нибудь, придумать  необычные  способы  рисования, сочинить  стихотворение  и т.д.    Способов масса.

 Знакомство с искусством учит детей выражать свои мысли, впечатления в творческой деятельности. Искусство и творчество воспитывает такие человеческие качества как доброта, сочувствие, сопереживание, справедливость; учит строить отношения с людьми на эмоционально-положительной основе.

По мнению И.А. Ильина, воспитание человека начинается с его инстинктивных корней. Его  основа не в наполнении памяти и не в образовании "интеллекта", а в зажигании сердца! 

Все дети талантливы. И задача учителя - в каждом ребенке увидеть талант и развить его. Если спросить у ребенка, зачем нужен учитель, он ответит: «Ставить оценки». У вернувшегося из школы сына мама в первую очередь спрашивает, какую оценку он сегодня получил. До чего же важную роль играют оценки в школьной жизни! Сколько из-за них проливается слез, сколько рождается обид и восторгов, обманов и унижений. Мы, конечно, понимаем, что оценка - это не цифра на полях тетради, не отметка в дневнике. Оценка - то, что мы ценим в ребенке, в его работе, в жизни, то, что он ценит в себе и в нас.

А как оценивать художественное развитие ребенка, его творчество? Как понять его духовный мир? Творчество - это то, что рождается свободно, по внутреннему убеждению, из глубины души. Учитель может лишь предположить, в каком направлении будет двигаться его младший коллега, оценить (не баллами, конечно), насколько удалось ребенку воплотить свой творческий замысел.

Творческие способности ребенка можно понять и оценить, но нельзя измерить баллами. Со временем понимаешь, что оценивать творчество нужно более тактично, используя другие критерии. В результате дети становятся более самостоятельными и уверенными в себе, перестают бояться получить плохую отметку. 

 Понять внутренний мир ребёнка нелегко. Биологи утверждают, что ребёнок- это уникальный эксперимент природы, он неповторим. При своём индивидуальном своеобразии ребёнок как нераскрытая книга. Любопытство - жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, определяемая в психологии, характерна для каждого здорового ребёнка. Учитель должен понять и обогатить духовный мир ребёнка средствами искусства. В первую очередь, мне кажется, нужно создать положительный эмоциональный фон обучения. На своих уроках (занятиях) учитель (воспитатель, психолог) помогает ребятам увидеть и понять красоту окружающего мира. Занятия необходимо строить на принципах содействия и  сотрудничества с детьми. Общение с детьми всегда взаимно. На каждом занятии я не только даю детям что-то новое, но и сама учусь у них тому, что мы взрослые иногда убираем в дальний угол своей души. И конечно, нужно находить доступные формы работы, ориентированные на самовыражение детей и выявление их природных задатков и способностей. Современные дети знакомятся с миром в основном по телевизору, через интернет. Поэтому задача учителя на своём примере (видеть, слышать, познавать) дать ребёнку тот объём знаний, который бы заставил его заинтересоваться изучаемым. Тогда и будет интерес к познанию, к собственному обогащению духовного мира.

 Л.Н. Толстой считал, что "основной признак искусства - заразительность, суть которой в том, что человек, прочитав книгу, услыхав мелодию, увидев картину, испытывает состояние души, которое соединяет его с художником и другими людьми, воспринимающими искусство".  

Обогатить духовный мир ребенка можно словом….

Значение слова было дано ещё в Евангелии и представляло нам божественное предназначение слова.

 Слово - основной элемент литературы, связь между материальным и духовным. Слово воспринимается, как сумма тех значений, которые дала ему культура. Через слово осуществляется передача смыслов (читай: информации) в мировой культуре. Визуальная культура та, которую можно воспринимать наглядно. Вербальная культура больше отвечает потребностям человека: слово, работа мысли, формирование личности.  Художественное слово воздействует на человека так же, как музыка, живопись.        Изобразительность передается в художественной литературе с помощью слов. Слово музыкально (особенно в поэзии). Художественное слово является первоосновой театрального искусства.  

 Духовный мир ребенка - как он труднодоступен! Он маленький и БОЛЬШОЙ, закрытый и ОТКРЫТЫЙ, и всегда ЧИСТЫЙ, как лист бумаги. Мы «засоряем» его своим поведением, своей недосказанностью (нам всегда некогда!), своим отношением к нему. Нам кажется, мы понимаем его, этот мир, и не понимаем его одновременно. Нам, порой, нельзя и близко « подходить» к нему, а мы вмешиваемся, советуем (как надо правильно делать то-то и то-то).

  Ребенок тянется к красивому, прекрасному. И что же другое, нежели искусство (музыка, живопись, литература, архитектура) может помочь этому созданию стать лучше и совершеннее.?!  Учитель должен с первого «соприкосновения» с ребенком «отобрать»  необходимый материал (из «великого искусства») и «преподнести» так, чтобы ребенку стало интересно. А далее – ребенок «ВТЯГИВАЕТСЯ» в этот «процесс» и уже не может жить без прослушивания музыки, без посещения выставки или концерта. А далее он сам становится ТВОРЦОМ  прекрасного - рисует, сочиняет, придумывает. Как знать, может потом, когда-нибудь он тоже станет ВЕЛИКИМ и ИЗВЕСТНЫМ, как многие великие и известные поэты, художники, композиторы?! И помогли ему таким стать нет, не мы, а красивое и прекрасное «ВЕЛИКОЕ ИСКУССТВО».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие личности ребёнка, его творческих и исследовательских способностей – залог успешного перехода школы на новые стандарты».

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов на тему: «Развитие личности ребёнка, его творческих и исследовательских способностей – залог успешного перехода школы на новые станда...

Социальный проект в начальной школе как педагогическая практика по развитию личности ребёнка

В данной публикации раскрывается значение формирования социальной компетенции у младших школьников. Особое внимание уделяется организации и проведению социальных проектов, способствующих личностному р...

"Взаимодействие семьи и школы в развитии творческой личности ребёнка"

Этот материал может стать основой для проведения педагогического совета. В нём изложен материал, который отражает особенности взаимодействия школы, родительской обществености, семей учащихся....

Оценка развития личности ребёнка как основа управления качеством образования в начальной школе

Методическая статья о различных видах оценки развития личностных качеств учащихся начальной школы. Качество образования подразумевает не только анализ качества знаний, но и сформированость у ученика ...

«Личность ребёнка и учителя в образовательном пространстве начальной школы»

Школа является первым шагом ребенка в мир освоения социального опыта. Полученные здесь знания, умение общаться со сверстниками и со значимыми взрослыми – вот основные составляющие деятельности ребенка...

Взаимодействие семьи и школы в процессе формирования личности ребёнка

Взаимодействие семьи и школы в процессе формирования личности ребёнка...

Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личности ребёнка.

Общая структура портфолио учащихся.  Значимость портфолио, способы организации деятельности по формированию портфолио у учащихся....


 

Комментарии

Потребность общества в личности творчески активной и свободно мыслящей, возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни.

В настоящее время большое значение в жизни современного человека приобретает приобщение к творчеству, связанному с традициями декоративно-прикладному искусства. Современных детей сейчас сложно чем-то удивить и заинтересовать. Поэтому темы для воплощения, прежде всего, должны стимулировать мыслительную деятельность ребёнка, а потому соответствовать его интересам, захватывать его воображение, представлять собой нечто увлекательное, неожиданное, новое.