Взаимодействие семьи и школы в процессе формирования личности ребёнка
материал на тему

Кулакова Татьяна Викторовна

Взаимодействие семьи и школы в процессе формирования личности ребёнка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие семьи и школы в процессе формирования личности ребёнка

В настоящее время особую актуальность приобретает грамотное взаимодействие семьи и школы. Семья является важным звеном передачи ребёнку социально-исторического опыта, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений. Полноценное воспитание школьника происходит в условиях одновременного влияния семьи и школы. Родителям нужно хорошо понимать, какой вклад вносит семья в процесс формирования личности, каковы требования учебного заведения к уровню образованности, воспитанности ребенка[2].

Для успешной реализации федеральных образовательных государственных стандартов нового поколения необходимо укрепление связей между педагогами образовательного учреждения и родителями учеников. В Законе об общеобразовательных школах оговорено, что родители должны сотрудничать со школой. Взаимодействие родителей и педагогов должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Здесь важна командная работа семьи и школы. Только вместе с родителями  можно результативно решать такие проблемы, как выбор образовательной программы для ребёнка, мотивация учения и выявления причин отставания, предупреждение асоциального поведения детей, формирование ценностного отношения к здоровью. Одним из наиболее актуальных вопросов сегодня является поиск форм и методов работы, которые позволят создать активную родительскую позицию с учётом потребностей школы [3].

Выбор форм и методов необходимо ориентировать на повышение психолого-педагогической культуры и знаний родителей, усиление взаимодействия школы и семьи. Методы работы включают в себя беседы, тестирование, анкетирование, наблюдение. К формам относятся родительские собрания, конференции, консультации. Плодотворны и нетрадиционные формы - дискуссии, практикумы, круглые столы, тренинги, устные журналы. При этом формы и методы работы с родителями могут быть как коллективными, так и индивидуальными.

Одной из эффективных нетрадиционных форм работы с родителями является семейный клуб. В отличие от родительских собраний, клуб строит отношения с семьёй на принципах добровольности и личной заинтересованности. Большую роль в организации и работы семейного клуба играет классный руководитель. Опыт показывает, что при неформальном общении исчезает беспокойство родителей, появляется чувство доверия к педагогу[1].

Наш семейный клуб называется «Счастливое детство». Семейный клуб работает над созданием условий для разностороннего воспитания детей, организацией совместного досуга, формирования семейных ценностный ориентаций, повышение педагогической культуры родителей, приобщение их к участию в жизни класса, школы. Деятельность клуба проходит в соответствии с программой, которая состоит из следующих блоков:

Педагогический университет.

«Сами с усами».

Тольятти мой любимый город.

«Если хочешь быть здоров…»

Информационный блок.

Аналитический блок.

Каждый блок представляет отдельное направление деятельности. Вся работа взаимосвязана между собой. Каждое мероприятие вытекает из предыдущего, дополняя его  и способствуя развитию представлений умений и навыков.

Педагогический университет включает в себя дискуссии, вечера вопросов и ответов, индивидуальные беседы. На встречи приглашаем гостей - специалистов компетентных в заданной теме.

«Сами с усами» - это творческая мастерская, где родители вместе с детьми под руководством учителя учатся изготавливать поделки, рисовать. Мастер- классы порой проводят сами родители. А иногда даже дети выступали в роли учителей и научили своих родителей выполнять аппликации в технике тычкования. Результаты совместной работы организуются в традиционные выставки.

Тольятти мой любимый город. Этот блок предусматривает организацию экскурсий, посещение выставок, музеев, встречи с ветеранами. Результаты посещения достопримечательностей оформляются в мини-проекты. Проводятся мероприятия по экологии, ребята с удовольствием участвуют в акциях «Мокрый нос, пушистый хвост». А так же в этом блоке традиционно проводится час общения родителей и детей, где семьи делятся друг с другом секретами проведения совместного досуга.

«Если хочешь быть здоров…». В семейном клубе проводится большая работа по укреплению и сохранению здоровья детей и взрослых. Особенно полюбились, ставшие уже традиционными лыжные прогулки и катание с горки.

Информационный блок  отвечает за работу стенда «Для вас, родители». Все яркие события, происходящие в жизни класса, запечатлены в фотоальбоме. Это своего рода наша летопись.

Аналитический блок включает в себя диагностирование, анкетирование, наблюдение, опросы. Полученные данные систематизируются, проводится общий анализ. выделяются основные проблемы. Принимая всё это во внимание, проводится систематическая работа по самообразованию в области сотрудничества с семьёй.

За время работы нашего клуба было проведено много мероприятий. Эту форму сотрудничества мы считаем самой эффективной. Общие дела и интересы сплачивают семью и школу, положительно воздействуют на формирование личности ребёнка.  Работа с родителями в образовательном учреждении не может носить эпизодический характер, вестись от случая к случаю и без всякой системы. Чтобы помощь была действенной родителей нужно не столько обучать, сколько общаться, обмениваться опытом и мнениями, обсуждать проблемы и вместе искать пути и способы их решения.

     Список литературы:

  1. Алёшина В.О. Клубная форма работы с семьёй//Начальная школа.2008.№1
  2. «Справочник заместителя директора по воспитательной работе». //Центр «Педагогический поиск», М., 2011.
  3. Титова М.П. «Размышления о школьной жизни».//Начальная школа. 2010. №8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие семьи и школы в развитии творческой личности ребёнка"

Этот материал может стать основой для проведения педагогического совета. В нём изложен материал, который отражает особенности взаимодействия школы, родительской обществености, семей учащихся....

Статья "Взаимодействие семьи и школы в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"

Статья освещает организацию взаимодействия семьи и школы в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья....

Взаимодействие семьи и школы в интересах сохранения здоровья ребёнка

Формы взаимодействия семьи и школы в интересах сохранения здоровья ребёнка...

« Взаимодействие семьи и школы в целях социализации личности в образовательном пространстве" .

формирование субъектной позиции родите¬лей в работе школы и класса, при проведе¬нии различных форм работы с семьей и детьми...

Взаимодействие семьи и школы в процессе формирования духовно-нравственной культуры младшего школьника

Безнравственное поведение взрослых, сквернословие окружающих на фоне жестокости, насилия, агрессивной рекламы оказывают отрицательное воздействие, разрушают традиции и культуру нашего народа, на...

Статья (из опыта работы ) Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно – нравственного воспитания младших школьников.

В статье представлен опыт работы по взаимодействию семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания младших школьников. Задачи, стоящие перед школой,  учителем и пути их осуществления....