Подсказки по русскому языку для учащихся начальной школы
презентация к уроку (2 класс) по теме

Плеханова Галина Ивановна

В презентации собраны подсказки-памятки  по русскому языку. Цель помочь учащимся и родителям повторить и запомнить  орфограммы по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 1_sh.ppt1.49 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 г. Балаково Саратовской области Плеханова Галина Ивановн а «Подсказки по русскому языку для учащихся начальной школы»

Слайд 2

Цель. Помочь учащимся и родителям повторить и запомнить некоторые орфограммы по русскому языку.

Слайд 3

Текст состоит из нескольких предложений. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу. Виды текстов: текст- повеств ование - это текст, в котором передаётся последовательность событий, похож на кадры фильма, которые идут один за другим; текст - описание - это текст, в котором описывается предмет или явление, напоминает картину или остановленный кадр фильма, которые надо внимательно рассматривать ; текст - рассуждение - это текст, в котором говорится, почему происходят те или иные события, явления Текст состоит из нескольких смысловых частей (абзацев). Каждый абзац пишется с красной строки Красная строка - это первая строка абзаца с отступом. План текста - это главные предложения (ключевые слова) каждого абзаца текста, расположенные по порядку.

Слайд 4

Это должны знать Слова, называющие предметы, явления природы, людей, животных и отвечающие на вопросы кто? или что? - это имена существительные. Слова, называющие признак предмета и отвечающие на вопросы какая? какой? какое? какие? - это имена прилагательные . Слова, называющие действие предмета и отвечающие на вопросы что делать? что сделать? что сделал? что делал? что делает? что сделает? - это глаголы .

Слайд 5

Предложения могут быть: по цели высказывания -повествовательные (содержат рассказ, повествование) - вопросительные (содержат вопрос) - побудительные (содержат приказ или просьбу) по интонации - восклицательные - невосклицательные

Слайд 6

Состав слова 1 Часть слова, которая изменяется, называется окончанием. Чтобы найти окончание, надо изменить форму слова.(сов а , сов ой , сов е ) 2. Слова, имеющие общую часть и близкие по значению, называются родственными. 3 . Корень – общая часть родственных слов. Чтобы найти в слове корень, надо подобрать к нему однокоренные (родственные ) слова.(сад, садик, садовник) Суффикс - это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов.(нос ,носик,носище)

Слайд 7

Запомни! Суффикс - это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. После мягких согласных, кроме [ч ′] пишется суффикс – ёнок Например: тигрёнок, телёнок , жеребёнок. После твёрдых согласных и [ч ′] пишется суффикс – онок- Например: мышонок, волчонок, зайчонок. Суффикс – ик - пишется, если при изменении слова гласный звук в суффиксе сохраняется, «не убегает» (ключик – ключика, замочек – замочка).

Слайд 8

Это должны знать. Приставка – это часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов . В приставках за-, на-, над- всегда пишется буква а. В приставках до-, о- об-, от-, по-, под-, про- пишется- о. Запомни! Приставка пра- есть в словах пр а дедушка, пр а бабушка, пр а внучка, пр а внук. Приставка па- есть в слове п а водок. Основа – это часть слова без окончания

Слайд 9

ЗАПОМНИ! Чтобы проверить безударный гласный звук, надо изменить форму слова или подобрать родственное слово так, чтобы «сомнительный «(безударный ) гласный стоял под ударением. Чтобы проверить парный согласный звук, надо подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы после согласного оказался гласный звук или согласные звуки [ л ], [м], [н], [р], [й]. Чаще всего непроизносимый согласный звук оказывается между звуками [с] и [н] (стн), [з] и [н] (здн). Чтобы проверить есть ли между этими сочетаниями звук - невидимка, надо подобрать родственные слова.

Слайд 10

ЗАПОМНИ! Чтобы проверить безударный гласный звук, надо изменить форму слова или подобрать родственное слово так, чтобы «сомнительный «(безударный ) гласный стоял под ударением. ( Ос е нь – осенний, л и са – лисы, л е са – лес) . Чтобы проверить парный согласный звук, надо подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы после согласного оказался гласный звук или согласные звуки [ л ], [м], [н], [р], [й]. (похо д кой – ход и т, мя г кой – мяг о к). Чаще всего непроизносимый согласный звук оказывается между звуками [с] и [н] (стн), [з] и [н] (здн). Чтобы проверить есть ли между этими сочетаниями звук - невидимка, надо подобрать родственные слова.( со л нце-сол ны шко)

Слайд 11

Разделительный ъ и ь знаки Разделительный ъ пишется после приставок, которые оканчиваются на буквы согласных звуков, перед е, ё, ю, я. (Разделительный ъ пишется между приставкой и корнем). Например: по д ъ ё м , об ъ я снил. Разделительный ь пишется после букв согласных звуков перед буквами е, ё, и, ю, я внутри корня или между корнем и окончанием. Например: соловьи, ружьё.

Слайд 12

Способы словообразования Способы словообразования - суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, сложения. Приставка – это часть слова. Между приставкой и корнем нельзя поставить другое слово. Предлог – это самостоятельное слово. Между предлогом и следующим за ним словом можно поставить другое слово . Если слово имеет 2 корня, то оно образовано способом сложения с помощью соединительных гласных о и е. Имена существительные, которые не изменяются и не имеют окончаний: пальто метро пони радио кино пианино шоссе желе

Слайд 13

Памятка грамотного письма Сначала запишем слово, пропустив в нем орфограмму. Над пропуском оценим особенности орфограммы и выберем способ проверки; укажем этот способ цифрой. Затем, применив выбранный способ, запишем — в скобках — результат его применения. Если проверка по сильной позиции, укажем изменение слова с сильной позицией для соответствующей орфограммы; Если проверка по словарю, выпишем из словаря найденное слово; Если проверка по правилу, сокращенно укажем особенности орфограммы, проверяемой по правилу. В заключение запишем слово еще раз, но уже на месте орфограммы укажем выбранную букву.

Слайд 14

Согласные з вуки и буквы : Парные звонкие: б, в, г, д, ж, з глухие: п, ф, к, т, ш, с Непарные звонкие: л, м, н, р глухие: х, ц, ч, щ Всегда твердые : ж, ш, ц Всегда мягкие: ч, щ, й

Слайд 15

Фонетический разбор слова Выпиши слово. Поставь ударение, раздели на слоги.. Послушай слово и запиши фонетическую транскрипцию. Дай характеристику всем звукам по порядку. Гласные звуки: ударный и безударные, какими буквами обозначены. Согласные звуки: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие; какими буквами обозначены. Колич 5 букв,ество звуков и букв Образец записи: Буд-ка – 2 слога , [б у т к а] б - [б] – согласный, звонкий, твёрдый у - [у] – гласный, ударный д - [т] -- согласный, глухой, твёрдый к - к - [к] --- согласный, глухой, твёрдый а - [ a ] - гласный, ,безударный 5 букв, 5 звуков

Слайд 17

Ж е л а ю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

работа над ошибками по русскому языку для учащихся начальной школы

Работу над ошибками учащиеся выполняют  по памятке. Памятка составлена для учащихся 4-го класса. Можно её использовать начиная с первого года обучения....

Памятка по русскому языку для учащихся начальной школы по теме " Склонение существительных и прилагательных"

Данная публикация представляет собой  памятку по русскому языку для учащихся начальной школы по теме " Склонение существительных и прилагательных"....

Памятка работы над ошибками по русскому языку для учащихся начальной школы.

В памятке подробно описан алгоритм выполнения работы над ошибками по русскому языку для учащихся начальной школы....

Работа над ошибками по русскому языку для учащихся начальной школы (памятка)

Данная памятка поможет ученикам правильно выполнить работу над ошибками....

Тетрадь-справочник по русскому языку для учащихся начальной школы (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)

Тетрадь-справочник предназначен для учителей и учащихся 1-4 классов и их родителей, изучающих русский язык по программе развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) по учебникам русс...

Сборник заданий и упражнений по русскому языку для учащихся начальной школы

Сборник упражнений содержит занимательные задания, использование которых поможет формированию регулятивных, предметных и коммуникативных УУД. Выполняя под руководством учителя задания, ученик пополняе...

Тренажеры по русскому языку для учащихся начальной школы.

Тренажеры по русскому языку для учащихся начальной школы.Раздаточный материал  Кулешовой Елены Михайловны....