Тетрадь-справочник по русскому языку для учащихся начальной школы (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему

Часовских Татьяна Петровна

Тетрадь-справочник предназначен для учителей и учащихся 1-4 классов и их родителей, изучающих русский язык по программе развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) по учебникам русского языка, которые созданы авторским коллективом под руководством В.В. Репкина (В.А. Левин, Е.В. Восторгова, Т.В. Некрасова, И.П. Старагина, Л.В. Чеботкова).В справочнике используются модели, схемы, которые выступают как «инструмент» совместной деятельности учащихся и учителя. В пособии записаны памятки, алгоритмы, помогающие при решении частных орфографических задач. В справочник занесён  теоретический материал, который нужен при изучении каждой темы.

К этой тетради вы  можете  обратиться как к источнику правил. Она поможет лучше разобраться в изученных орфограммах, найти способы проверки орфограмм, освоить научные понятия и привести знания по русскому языку в систему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spravochnik_dlya_uchaschihsya_.doc389 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тетрадь-справочник предназначен для учителей и учащихся 1-4 классов и их родителей, изучающих русский язык по программе развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) по учебникам русского языка, которые созданы авторским коллективом под руководством В.В. Репкина (В.А. Левин, Е.В. Восторгова, Т.В. Некрасова, И.П. Старагина, Л.В. Чеботкова).

Опыт работы по учебникам В.В. Репкина показывает целесообразность  создания тетради-справочника, в которой  зафиксированы опоры  и подсказки  в будущих действиях. К такой тетради можно многократно обращаться как к источнику уже появившихся и устоявшихся правил, и как к источнику новых задач. В справочнике используются модели, схемы, которые выступают как «инструмент» совместной деятельности учащихся и учителя. В пособии записаны памятки, алгоритмы, помогающие при решении частных орфографических задач. В справочник занесён  теоретический материал, который нужен при изучении каждой темы.

К этой тетради вы  можете  обратиться как к источнику правил. Она поможет лучше разобраться в изученных орфограммах, найти способы проверки орфограмм, освоить научные понятия и привести знания по русскому языку в систему.

Я  надеюсь, что тетрадь-справочник по русскому языку поможет вам и вашим детям освоить основные правила и законы грамотного письма, а так же  заинтересует учителей, работающих по системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.


Список сокращений, принятых в пособии.

Гл. – глагол;

наст. Вр. – настоящее время (глагола);

буд. Вр. – будущее время (глагола);

неопр. Ф. – неопределённая форма (глагола);

прош. Вр. – прошедшее время;

л. – лицо;

ж.р. – женский род;

м.р. – мужской род;

ср. р. – средний род

р. – род;

сл.- слова.;

ед. ч. – единственное число;

мн. Ч. – множественное число;

ч. – число;

Р.О. – рабочая тетрадь «Русская орфография» В.В. Репкина, Т.В. Некрасовой;

орф. – орфографический (словарь);

одушевл. – одушевлённое (существительное);

неодушевл. – неодушевлённое (существительное);

см. – смотри;

Т. – таблица;

I спр. – I спряжение;

II спр. – II спряжение;

с. – страница.

Названия падежей.

И. – именительный;

Р. – родительный;

Д. – дательный;

В. – винительный;

Т. – творительный;

П. – предложный;

п. – падеж.

Условные обозначения.

          -звук;

      - гласный звук;

      - согласный;

      - согласный глухой, твёрдый звук;

      - согласный глухой мягкий звук;

      - согласный звонкий, твёрдый;

      - согласный звонкий, мягкий;

      - сонорные звуки (     ,     ,     ,     ,     );

             - модель слова;

             - слова, называющие предметы (имена существительные);

             - слова, называющие действия (глагол);

             - слова, называющие признаки (имена прилагательные);

             - фонема (ряд позиционно чередующихся звуков);

             - слово;

             - корень слова;

             - префикс (приставка);

             - суффикс;

             - окончание.

1 класс

Составляем таблицу гласных букв. При заполнении этой таблицы учащиеся еще раз восстанавливают способ обозначения твердости – мягкости согласных с помощью гласных.

Т.№ 1

                             [А]            [О]            [Э]           [У]           [Ы, И]    

         

А

О

Э

У

Ы

Я

Ё

Е

Ю

И

Обобщаются знания о работе гласных букв и ученики заносят данный материал в справочник.

Т. № 2

А

Я

О

Ё

Э

Е

У

Ю

Ы

И

При систематизации знаний о работе согласных букв учащиеся составляют списки согласных букв. Анализируют ряд слов и вспоминают о важной особенности большинства русских согласных букв: одна такая буква может обозначать как твердый, так и мягкий согласный. Итог своей работы записывают в виде таблицы № 3

        Согласные звуки и буквы        

    б, в, г, д, з, л, м, н, р

    к, п, с, т, ф, х

    ж

    й

    ш, ц

    ч, щ

согл. Зв. > согл. Б.

Далее идёт систематизация знаний учащихся о разных способах обозначения звука [Й']. После выполнения групповой работы при общеклассном  обсуждении результатов работы появляется таблица № 4 в справочниках у учащихся.

Обозначения звука [Й']

 

[Й']                                         [Й']                                     [Й']

                                       

                                             я, е, ё, ю                          ь ъ + я ё е ю

  Й                                            юла                                    съел

зайка                                       фея                                    крылья          

лай                                 

Затем обобщаем сведения об орфограммах. Ребята записывают свои примеры после таблиц. Таблица № 5.

Орфограммы

[ЖЫ']

[ШЫ']

[Ч'А]

[Щ'А]

[Ч'У]

[ЩУ]

ЖИ

ШИ

ЧА

ЩА

ЧУ

ЩУ

Затем разграничивают их по принципу

умею проверять                                       не умею проверять

Итог работы записываем в справочник. Таблица № 6.

Орфограммы

умею проверять                                               не умею проверять

                                                                           …цы (ци…)…

жи, ши

                                                                           шип. + (О)

ча, ща

чу, щу                                                                         о ? ё

                                                                                     [Й']

си, чн, чт, щн                                                   разд.  Ь ? Ъ

цы

2 класс

Во 2 классе работа со справочником продолжается. Работа начинается с повторения и на помощь приходит справочник, т. к. за лето дети много забыли.  

Затем идет раздел «Позиционное чередование гласных звуков». Он предназначен для того, чтобы второклассники осознали особенности русского письма, его принцип.

Желание понять, почему в изменениях одного и того слова звуки могут меняться, приведёт второклассников к обнаружению фонетических законов русского языка и установлению факта позиционного чередования звуков.

В одной из позиций «выходят на работу» все известные ученикам звуки – это сильная позиция, в другой некоторые звуки работать не могут – слабая позиция.

Итогом групповой работы по выявлению принципиальных отличий между двумя обнаруженными позициями гласных звуков станет таблица №7.

Гласные звуки

под ударением

без ударения

[О]            

[А]            

[А]            

[И]            

[Э]            

[Ы]            

[И]            

[У]            

[Ы]            

[У]            

Сильная позиция

Слабая позиция

Сравнивая количество гласных звуков ученики видят, что есть позиция гласных звуков, где возможны любые известные звуки и есть такая позиция, где любые звуки невозможны. Первую из них назовем сильной позицией, а вторую – слабой.

Признаком сильной позиции для гласных звуков дети назовут местоположение в ударном слоге, признаком слабой позиции – безударность слога.

Эти значения дети фиксируют в таблице № 8.

сильная позиция

слабая позиция

О

О

Какими буквами могут обозначаться звуки в слабой позиции?

Свои наблюдения дети записывают в виде схем. Таблица № 9.

     [А]                        [И]                       [Ы]                     [У]          

 О       А                  И      Е                  Ы     Е                   У

[сланы]            [киты]            [сыры]            

     О                              И                              Ы

[грачи]            [лищи]            [шысты]            

     А                             Е                                  Е

Уточняется таблица № 8

Появляется таблица № 10

сильная позиция

слабая позиция

О + [У]          

О кроме [У]          

гл. буквы

(орф. слаб. п.)

Далее идет важная орфографическая задача отмечать пропусками буквы соответствующие звукам в слабой позиции, учатся видеть орфограммы слабых позиций гласных.

Продолжаем наблюдения над позиционным чередованием согласных звуков. С помощью составленных схем позиций парных по звонкости – глухости ученики заполняют таблицу Сам Самыча, предложенную в учебнике Русский язык 2 класс с. 73 и заносят в справочник.

Позиции согласных звуков парных по звонкости-глухости Т. № 11.

сильные

слабые

          [В] [В']

              .       балет

                      школа

                      обзор

(кроме       [В] [В'])

Работая с орфографическим словарем в справочник записывают памятку «Как проверить орфограмму по словарю» (Репкина В.В., Некрасовой Т. В. (при участии Левина В. А.) из учебника Русский язык 2 класс, Ч.1.  упр. 102 с. 102).

Как проверить орфограмму по словарю  Т.№ 12.

  1. Запишите слово, пропуская орфограммы слабых позиций.
  2. Найдите слово в словаре и подчеркните орфограммы.
  3. Прочитайте слово по слогам орфографически, то есть выделите голосом слоги с орфограммами (читайте эти слоги так, как будто все звуки находятся в сильной позиции).
  4. Не глядя в словарь, повторите слово орфографически.
  5. Диктуйте и записывайте слово по слогам проговаривая каждый слог орфографически точно.
  6. Проверьте, все ли слоги вы записали. Для этого прочитайте написанное слово и отметьте дужкой каждый прочитанный слог.
  7. Подчеркните в написанном слове орфограммы.
  8. Сверьте орфограммы в слове с теми орфограммами, которые вы подчеркнули в словаре.

Конструируем способ проверки орфограмм слабых позиций по сильной позиции. Появляется модель общего способа работы при проверке орфограмм.

          =

                     1 буква

Устанавливаем типы изменений названий предметов и проверка орфограмм слабых позиций с помощью этих изменений.

Узнают об изменениях слов, называющих предметы, и с помощью этих изменений находят сильные позиции для проверки орфограмм слабых позиций.

В справочник записываем как изменятся слова, называющие предмет?

Т.№ 13.

Изменение по падежам

И. есть кто? что? кот коты

Р. нет кого? чего? кота котов

Д. рад кому? чему? коту котам

В. вижу кого? что? кота котов, стол столы

Т. доволен кем? чем? котом котами, столом столами

П. думаю о ком? о чём? о котах о коте, о столе о столах

Как изменяются слова называющие действия?

Как изменяются слова     Т. № 14

  1. по лицам           1л   я     мы

                                     2л   ты   вы

                                     3л   он она оно они

  1. по числам         ед. ч.  мн. ч.
  2. по временам     наст. вр.      

                                прош. вр.

  1. по родам           он  м. р.

в пр. вр.             она ж. р.

                               оно ср. р.

  1. неопр. ф.          Л  Ч  Вр  Р

Как изменяются слова названия признаков?

Т. № 15.

Ученики пользуются этими изменениями при проверке орфограмм слабых позиций. Вводятся правила, регулирующие выбор некоторых букв без обращения к закону письма или орфографическому словарю.

Ученики записывают в справочник в виде таблицы. Т. № 16.

Орфограммы слабых позиций, которые можно писать без проверки

            мн. ч. (есть) -ы (-и)

                                  -а (-я)

рыбы, книги

окна, деревья

ж. р.  кошка

ж. р.  петля

ж. р.  смотрела

мн. ч. (есть)

мн. ч. (нет)

Поёте, пьёте

ж. р.  -я, а

ж. р.  -а

…т (ть)  поёт, петь

При прохождении данного материала встречается орфограмма Ь после шипящих в конце слова.

Выводы в виде таблицы в справочнике.

Орфограмма Ь после шипящих в конце слова Т. № 17.

Ь пишется

ж. р.

?        как?

?

ночь

стричь

вскачь

лишь

дочь

моешься

настежь

вещь

видишь

Идет работа с синонимами и омонимами. Чтобы дети не путали эти понятия и умели грамотно пользоваться ими на письме и в речи составляем такие модели в справочник. Таблица № 18, 19.

Синонимы                                    малыш

=        ≠  ≠  ≠

сл «приятели»                              карапуз

Омонимы                                 лук зеленый

             =         =  =  =                  

сл «близнецы»                              лук – стрела

ключ двери

ключ-родник

Орфографическое действие состоит из умения видеть орфограмму, выбирать способ проверки и применять выбранный способ проверки на практике. Ученики записывают в справочник Таблицу № 20.

Проверка орфограмм.

  1. по сильной позиции

        чтобы проверить, изменяю слово по…

               ч      п                    ч   л вр  р (в пр. вр.)              ч'    п'    р'

  1. по словарю

          изменяю слово так:

                  есть ед. ч.                                          что делать?

                  есть м. р. ед. ч.

      Ищу его в словаре

  1. по правилу.

При изучении раздела VI. “Необходимость учета состава слова при проверке орфограмм слабых позиций” вместе с учителем ученики сконструируют способы нахождения в словах основы и окончания. Выводы запишут в справочник. Таблица № 21.

Чтобы найти окончание:

  1. изменить слово по числам (падежам)
  2. сравнить изменения слова
  3. выделить измененную часть (окончание)

               в наст. вр.

  1. измени по лицам, числам

              в прош. вр.

  1. измени по родам

в неопр. ф. –ти      о    ть

измени слово по числам, падежам, родам

Чтобы найти окончания в названии признака нужно изменить слово по числам (старый, старые), по падежам (старый, старого, старому, старым, о старом) и по родам (старый, старая, старое).

   Таблица №22.

Чтобы найти основу:

  1. выделить окончание
  2. выделить всё слово без окончания (основу).

С помощью моделей ученики расскажут Сам Самычу о важном наблюдении (у разных слов – разные основы). Эти модели записывают в справочник. Таблица № 23.

=              =              ≠

≠              ≠

Изменения одного слова

Разные слова

В справочник записываем модель и алгоритм Сам Самыча, в котором информация о родственных словах передана в виде последовательных действий.

Чтобы узнать являются ли слова родственными, нужно проверить:

Таблица № 24.

Чтобы узнать являются ли слова родственными нужно проверить:

  1. Образованы ли слова от одного слова?

                                                                     да                                 нет

                                                             однокоренные                  неоднокоренные

В их основах есть общая часть корень. Найди его.

Чтобы подобрать однокоренные слова к данным нужно:

  1. Объясняя значение слова, найти слово – «родитель».
  2. Найти слова, образованные от данного слова и слова «родители».
  3. Выделить в основах всех слов корень.

≠               =             ≠

         однокоренные слова

Ребята заносят в справочник сведения о чередовании звуков.

Чередование звуков Т. № 26

[CН'ЭК]  [СН'ИГАВОЙ']  [Э] // [И]  [К] // [Г]

   снег         снеговой          позиционное чер.

[СН'ИГАВОЙ']  [СН'ИЖОК]  [Г] // [Ж]

     снеговой            снежок       непозиционное чер.

В справочник записываем последовательность действий по выделению в основе значимых частей, т. е. каким образом следует выделять в слове аффиксы. Таблица № 27.

Чтобы выделить в основе значимые части, нужно:

  1. Выделить корень:

а) подобрать однокоренные слова

б) найти общую часть их основ

  1. Выделить аффиксы

а) определить от какого слова образовалось данное, и найти ту часть, которой отличаются основы обоих слов

б) проверить, необразованно ли найденное слово от какого-либо другого слова, и выделить ту часть, с помощью которой оно образовалось.

Далее идет работа с орфограммой «Ъ и Ь – разделительные знаки». Таблица №28.

Разделительные Ъ, Ь

[Й']

[Й']…                             …[Й']

ъ (е, ё, ю, я)                     ь (е, ё, я, и)

Ъ

Ь

подъезд

крылья

объявление

бельё

трехъярусный

Итогом работы во 2 классе является схема – таблица №29.  

Как проверять орфограммы

         орфограмма слабой                                                   орфограммы сильной

                  позиции                                                                        позиции

По сильной    По                             По                                     По словарю

позиции          словарю                   правилу                            

Составление таблицы №30. Орфограммы сильных позиций

Орфограммы сильных позиций

Правило

Примеры

1. жи – ши

жи – ши

2. ча – ща, чу – щу

ча – ща, чу – щу

3. шипящий + о, ё

?

4.шипящий + ь

в конце слова           - -ь

          ж. р., др. слова - ?

5. ъ и ь знаки для обозначения звука [й']

Ъ – корень начинается с

е, ё, ю, я

ь – остальные случаи

6. [цы].

…[цы]…

- цы

- ?

3 класс

В 3 классе работа с тетрадью справочником продолжается параллельно с рабочей тетрадью «Русская орфография» В.В. Репкина, Т.В. Некрасовой М.: Вита-Пресс, 2005. – 96 с.

В 3 классе достраивается понятие фонемы как особой звуковой единицы языка, служащей для различия значимых частей и слов.

Ученикам поможет таблица как построить фонемную запись, которую рекомендуют авторы учебника Русский язык 3 кл. Е.В. Восторгова, Л.В. Чеботкова, которая заносится в справочник.

Как построить фонемную запись?

Производимые операции

Фиксация результата операции на письме (или через проговаривание)

1. Произнеси слово

2. Составь звуковую запись этого слова

[м а л а д' б а]

3. Определи, какие звуки находятся в сильной позиции

[м а л а д' б а]

4. Обозначь в фонемной записи известные фонемы буквами, неизвестные – точками

<м . л . . б а>

5. Определи, из каких значимых частей состоит слово

[м а л а д' б а]

6. Приведи звук, находящийся в слабой позиции, к сильной позиции путем подбора слова с той же частью

[м о л а т о]

[м а л о т' и т]

7. Обозначь в фонемной записи на месте пропусков найденные фонемы

<м о л о т' б а>

Именно фонема способствует различению одинаково звучащих разных фонем. Уточняется представление о сильных и слабых позициях фонемы (см. Р. О. с. 13)

В справочниках ученики записывают такие схемы №32.

Фонемы < з >  < с >

< 3 > = [ 3 // с' // 3]

< с > = [ с // с // с' // 3]

Фонема    

здесь                     сделал                           сзади

дрозд                    воск

поезд                    крест

(поезда)               (кресты)

Рекомендую этот материал посмотреть в Р. О. с 16-17, Р. О. с 23.

Работая с фонемами < Д > и < Т >, < З > и < С > выходим на орфограмму слабой позиции непроизносимые согласные. как их проверить записываем в справочник. Таблица №33.

Непроизносимые согласные

- проверяем по сильной позиции

- по орфографическому словарю

Начинается работа над темой: «Зачем словам нужны окончания?» Уместно вспомнить:

Таблица 34 Окончания - омонимы

                                                    на траве – на дворе

≠             =             ≠

                                                    трава                   двора

Окончания - синонимы

                                                   травой                  рожью

≠                ≠        =        

                                                    трава                     рожь О

Изменение слова по падежам называется склонением. Дети записывают название падежей в справочник, чтобы лучше запомнили. Это можно сделать дома.

Изменение по падежам – склонение

Таблица №36.

(есть) стена – именительный падеж (И. п.)

(нет) стены – родительный падеж (Р. п.)

(рад) стене – дательный падеж (Д. п.)

(вижу) стену – винительный падеж (В. п.)

(доволен) стеной – творительный падеж (Т. п.)

(думаю о) стене – предложный падеж (П. п.)

Далее идет таблица №37.

Наборы окончаний

И. п.   ж. р.    а  я  (стена, земля) 1

            м. р.  о  ср. р.  о,  е  (стол о , окно)  2

            ж. р.  о (рожь) 3

                      мн. ч. ы, и, а, я (стены, поля)

Разные наборы падежных окончаний обязательно отличаются друг от друга в именительном падеже ед. числа. Если в именительном падеже ед. ч. у слов одно и то же окончание, то и весь набор падежных окончаний у них одинаков.

Ученики составляют свою таблицу, просклоняв слова каждого набора, и записывают в справочник.

Наборы окончаний

М. Р.

Ж. Р.

Ед. Ч.

М. р. Ср. Р.

Ед. Ч.

Ж. Р.

Мн. Ч.

дядя

стена

земля папа

стол

окно

рожь степь

стены

степи

поля

склоны

И

А

Я

О

О

О

ЫИ

АЯ

Р

Ы

И

А

Я

И

О ОВ

ЕЙ

Д

Е

Е

У

Ю

И

АМ

ЯМ

В

У

Ю

О

А,Я

О

ЫИ

АЯ

Т

ОЙ

ЁЙ

ОМ

Ё М

ЬЮ

АМИ

ЯМИ

П

Е

Е

Е

Е

И

-АХ

-ЯХ

 юноша                  дедушка

У окончаний В. п. (иногда только во мн. ч.) есть особая работа: они указывают, что называет слово – живое существо или неживой предмет. (Дается понятие одушевленные и неодушевленные существительные). Способ определения данных слов записываем в справочник.

Т. №38

одушевленные (живые)                                   неодушевленные (неживые)

В. п. = Р. п.                                                          В. п. = И. п.

поставь               во мн. ч.!

Работаем с орфограммой буква ь после шипящих в конце слова (см. Р. О. с. 61.)

Уточняем последовательность действий при проверке орфограмм слабых позиций в окончании слова, составляем алгоритм и записываем в справочник.

 Т. №39

Как проверить орфограммы слабых позиций в падежных окончаниях?

  1. Определить, что называет слово.

          предмет                                 признак

  1. Выбрать проверочное слово с тем же набором падежных окончаний.

стена

слон

окно                                           пустой

рожь

  1. Подставь проверочное слово в высказывание.

  1. Определить фонему в проверяемом окончании.

  1. Выбрать букву для обозначения фонемы.

Те окончания, в которых есть звуки, неприводимые к сильной позиции задаются для запоминания списком. Этот список постепенно составляется учениками вместе с учителем. Появляется таблица №40.

Запомни!

мн. ч.

Р. п.  ов (ев)

Т. п.  ами (ями)

ед. ч.

И. п. –ая (яя)

         –ое (ее)

мн. ч.

И. п.  ые (ие)

Т. п.  ыми (ими)

«В каких падежных окончаниях буквы нарушают закон письма?» В справочник записываем таблицу № 41. Посмотри  Р. О. с 44.

Нарушают закон письма

                                 м. р.            ж. р.          ср. р.

1.              в И. п.    - ии -           - ия -         - ие –

                 < Э >         [       …ИЙ ]

                    е   пишется И  в Д. п. и П. п.

в России,          в гербарии,              о собрании

2. <ой>

      ой – ый, ий                   м. р.  И., В. п.

      о   – ы, и

  1. определить род

[ т' о м н а в а ]

               < В >

тёмного

[ ас' эн' ива ]

             < В >

осеннего

ого (его)

Не путай         ?

Большова Димы

снова, заново

  1. шип.,   ц + <о>

                            о     е

Слова – двойники записываем в тетрадь.

Т №42

Слова - двойники

в молчанье – в молчании

об угощенье – об угощении

в отдаленье – в отдалении

Марье – Марии

писал Наталье – писал Наталии

Как проверить орфограммы в окончаниях глаголов? Проверяем изменения слов называющих действия обращаемся к справочнику. См.Т. №14

             Вывод о работе окончаний известных ученикам изменений слов называющих действия записываем в виде таблицы моделей №46.

наст. буд. вр.

     л (1, 2, 3)

           ч (ед. мн. ч.)

прош. вр

Р (м., ж., ср. р.) –ед. ч.

                                           Ч (ед. мн. ч)

                                           инф           Л  Ч  Р  Вр

Составляем таблицу какие глаголы относятся к I спр., а какие – ко II спр.

Таблица №47.

                   I спр.                                                                    II спр.

                У     НУ                                                                     У

           и, е – н / у                                                                    и   е        

           о, у, а, я                                                                 после шип. а

           зть, сть          

 

           ти, чь

1.     –ить                  У                 2-е спр.

                     !    (стелить – стлать, 1)

                           (брить-ну, 1)

2.     -еть                  У                 2-е спр.

                     !   (хотеть ед.1, мн. - 2)

3. шип     -ать          У                 2-е спр.

                                                                гнать

Закрепить орфограммы в личных окончаниях глаголов рекомендуем по учебнику Русский язык 3 кл. Часть 2, М.: Вита-Пресс, 2005 с. 53, 56, 60 и проработать по Р. О. с 42-43.

При проверке орфограмм в высказывании пользуемся Р. О. и планом, данным в учебнике (с. 132).

В 4 классе работа со справочником продолжается.

4 класс

В 4 классе изучаем «Слово как часть речи». Вспоминаем известные знания и повторяем наши модели. Т №48

                

Фиксируем в справочнике.

Работая над частями речи наши модели конкретизируются и в обобщённом виде записываем в справочник, используем методический комментарий к учебнику русского языка для 4 класса Е.В. Восторговой, Т.В. Некрасовой.

Имя существительное Т. №49

Л.3,  ОГЗ – предмет.

Имя прилагательное    Т. №50

Л.З. – назыв.  

О.Г.З. – обозн.

Глагол  Т.№51

наз. действия                                   Обозн. процесс.

             Л.З.                                       О.Г.З.

                       Части речи Т №52

Часть речи -1. О.Г.З.

                   - 2, Частные грамматические значения.

Гр. кат. П. Т№53

Гр. ф. П. Т.№54

Все русские падежи многозначны.

Повторение изученного о падежах. Т.№55

Падежи

Вопросы

Предлоги

Именительный

Родительный

Дательный

Винительный

Творительный

Предложный

Есть кто? что?

Нет кого? чего? откуда? где?

Рад кому? чему? куда? где?

Вижу кого? что? куда?

Доволен кем? чем? где?

Думаю о ком? о чем? где?

без, у, от, до, из, ооло, возле, подле, с

к,по

в, за, на, про, через

за, над, перед, под, с

в, об, на, при, о

Склонение Т.№56

  1. скл.-им. сущ. ж. р. а,я м.р. а,я

2)        скл.-им. сущ. м. р.   ф.р. о,е

  1. скл.-им. сущ. ж.р.└

          └

Путь, сущ.-на мя (время, знамя)-разносклоняемые.

Число им. сущ. Т.№57.

Собирательные им. сущ. Т.№58.

Гр. знач. Ч – нет

Лекс. зн.- указывает на множ. однородных предметов.

       

        Весь материал по имени существительному обобщается в таблице №1 «Грамматические категории имён существительных» (Русский язык 4 класс, часть 1, 2 изд. – М. Вита – Пресс 2003 г. С 154-157). Эти таблицы можно отсканировать и подклеить в справочник, т.к. учебники сдаются в библиотеку.

Затем работаем с грамматическими категориями имён прилагательных. Сводная таблица №2 дана в учебнике (Русский язык 4 класс, часть 1 с. 158-159), которая также необходимо записать в справочник, когда ученик сам записывает он запоминает лучше, а затем рассказывает родителям.

        Далее идёт работа с глаголом. Можно составлять таблицы отдельно по грамматическим категориям. Например Т.№59

                                      гр. ф. лица (1,2,3)

Гр. кат. Лица

                                      гр. зн.(тот кто говорит, тот кому говорят, тот о ком говорят)

Светает, холодает, знобит, захочется – безличные глаголы стоят в форме 3 лица, ед. ч., наст., буд. вр.

Затем учащиеся работают со сводной таблицей №3 «Грамматические категории глаголов» (Русский язык , 4 класс, часть 4.1., стр. 175-177), которую переносят в тетрадь справочник.

В справочник ученик записывает порядок грамматической характеристики слов.

Грамматическая характеристика

Затем вместе с учениками ставим задачу на обнаружение новых частей речи. Выводы дописываем в справочник. Т №61

                  Части речи.

Имя числительное Т №62

О.Г.З.-обозн. кол-во, числ.-П′

Местоимения Т №63

Я - тот кто говорит.

Ты - тот кому говорят.

Он - тот о ком говорят.

Местоимения я, ты, он… обозн. лицо.

                    Имена Т №64

Наречия Т.№65

верхом

сбоку

сегодня

Ч   П   Р   В    Л

                 Части речи. Т.№66

Работая с синтаксическими единицами узнают типы грамматической связи и записывают в справочник.

                 Типы грамматической связи.

Чтобы обеспечить разбор словосочетания составляем памятку и её записываем в справочник. Т. №67

Разбор словосочетания Т.№67

Что надо сделать

Как это сделать

Как оформить

1

Определить, что называет словосочетание (уточненное название предмета, действия или признака)

Проанализировать, что называет словосочетание – предмет, действие или признак

Отвечл у доски – уточнить название действия

2

Найти независимый и зависимый члены словосочетания

Определить, какое из слов может изменяться свободно, а какое «ограниченно» в своих формах

       х

Отвечал у доски

3

Определить работу зависимого члена (определение, дополнение или обстоятельство)

Поставить вопрос от независимого слова к зависимому

       х

Отвечал у доски

Ставим задачу нахождения членов предложения. Прежде всего сказуемого – средства выражения грамматическогозначения предложения. Вывод о 2 работах сказуемого записываем в справочник.

                     Член предложения - сказуемое Т. №68

Составляем таблицу. №69. Разбор предложения

Что надо делать

Как это делать

Как оформить

1

2

3

4

1

Найти сказуемое

Образовать формы предложения, найти изменяющееся слово (или несколько слов)

Пригревает весеннее

солнышко

2

Найти подлежащее

Определить, от какого слова зависят грамматические формы сказуемого

Пригревает весеннее

солнышко

3

Найти словосочетания (если они есть) и сделать их разбор

Найти в каждом словосочетании независимый и зависимый члены, определить работу зависимого слова

Пригревает весеннее

солнышко

весеннее   солнышко

Работая с предложением постоянно обращаемся к рабочей тетради «Русская орфография» В.В. Репкина, Т.В. Некрасовой. Вносим в тетрадь дополнения, свои примеры, ошибки.

Заканчивается работа в 4 классе обсуждением порядка действий при грамматической характеристике предложения. Записываем в справочник. Т№70

Грамматическая характеристика предложения

  1. Тип предложения по цели высказывания.
  2. Тип предложения по эмоциональной окраске
  3. Простое или сложное – найти грамматическую основу или основы, один главный член или два.
  4. Распространённое или нераспространённое – есть ли второстепенный член предложения, их работа – дополнение, обстоятельство, определение.

Можно составить грамматическую характеристику предложений и записать.

В конце каждой темы после изучения параграфа можно добавить страничку «Мои открытия», где ученик своими словами описывает, что он открыл и как ответил на вопросы.Таблицы , схемы ,модели могут быть дополнены примерами учеников.

На этом работа в справочнике заканчивается.

Справочник  поможет ученикам систематизировать знания о слове, освоить правила провописания корней, приставок, суффиксов, различных орфограмм, усвоить части речи, «общие» и частные, грамматические значения изученных частей речи, сформировать понятие о видах синтаксических единиц.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

работа над ошибками по русскому языку для учащихся начальной школы

Работу над ошибками учащиеся выполняют  по памятке. Памятка составлена для учащихся 4-го класса. Можно её использовать начиная с первого года обучения....

Памятка по русскому языку для учащихся начальной школы по теме " Склонение существительных и прилагательных"

Данная публикация представляет собой  памятку по русскому языку для учащихся начальной школы по теме " Склонение существительных и прилагательных"....

Рабочая программа по русскому языку. 1- 4 класс по системе Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова.

Рабочая программа по русскому языку. 1-4 класс. Система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова....

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

Данная рабочая программа составлена на основе  программ начального общего образования (в соответствии с п.5 ст.14 и п.6,7 ст.32 Закона РФ «Об образовании), авторской программы по русскому языку С...

Урок русского языка в 3-м классе (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). Работа окончаний слов, называющих признаки. Постановка учебной задачи.

Урок русского языка в 3-м классе (система Эльконина Д.Б. - Давыдова В.В) по теме "Работа окончаний слов, называющих признаки". Тип урока: постановка учебной задачи. Цель урока: создать условия для опр...

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса.УМК система Д.Б Эльконина-В.В.Давыдова

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО....