Главные вкладки

    Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
    рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

    Мелентьева Евгения Григорьевна

    Данная рабочая программа составлена на основе  программ начального общего образования (в соответствии с п.5 ст.14 и п.6,7 ст.32 Закона РФ «Об образовании), авторской программы по русскому языку С.К Ломакович, Л.И. Тимченко.

    Для разработки учебной программы были использованы следующие материалы:

    1. Основная образовательная программа начального общего образования

    2. С.К Ломакович Русский язык.1-4.Программа для общеобразовательных учреждений / С.К Ломакович, Л.И. Тимченко.- 2-е изд., дораб.-  М.: Дрофа, 2010.-60с.

    3.С.К Ломакович, Л.И. Тимченко. Русский язык. 2 класс. - М.: ВИТА ПРЕСС, 2013.

    4.Ломакович С. В., Тимченко Л. И. Рабочая тетрадь по русскому языку. 2 класс. №1,2. — М.: Вита-Пресс, 2013.

    5.Ломакович С. В., Тимченко Л. И. Обучение русскому языку в начальной школе. 2 класс. Методическое пособие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 2004.

    Данная программа построена так, что дидактические цели достигаются в связи с развитием способностей младшего школьника, прежде всего способности мыслить, воспитанием его интересов, становлением как личности. Важной отличительной стороной данной программы является то, что овладение практическими умениями и навыками опирается на знания о языке. Поэтому её содержание составляет система понятий, раскрывающих ведущий принцип русской орфографии.

     

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Рабочая программа по русскому языку

    2 класс

    Данная рабочая программа составлена на основе  программ начального общего образования (в соответствии с п.5 ст.14 и п.6,7 ст.32 Закона РФ «Об образовании), авторской программы по русскому языку С.К Ломакович, Л.И. Тимченко.

    Для разработки учебной программы были использованы следующие материалы:

    1. Основная образовательная программа начального общего образования

    2. С.К Ломакович Русский язык.1-4.Программа для общеобразовательных учреждений / С.К Ломакович, Л.И. Тимченко.- 2-е изд., дораб.-  М.: Дрофа, 2010.-60с.

    3.С.К Ломакович, Л.И. Тимченко. Русский язык. 2 класс. - М.: ВИТА ПРЕСС, 2013.

    4.Ломакович С. В., Тимченко Л. И. Рабочая тетрадь по русскому языку. 2 класс. №1,2. — М.: Вита-Пресс, 2013.

    5.Ломакович С. В., Тимченко Л. И. Обучение русскому языку в начальной школе. 2 класс. Методическое пособие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 2004.

     

    Содержание:

    1. Общая характеристика учебного предмета: цели и задачи.

    Данная программа построена так, что дидактические цели достигаются в связи с развитием способностей младшего школьника, прежде всего способности мыслить, воспитанием его интересов, становлением как личности. Важной отличительной стороной данной программы является то, что овладение практическими умениями и навыками опирается на знания о языке. Поэтому её содержание составляет система понятий, раскрывающих ведущий принцип русской орфографии.

    Цель программы:

    Усвоение обучающимся основных понятий языковой теории, которые позволяют ему осознать наиболее общие закономерности родного языка – как общественного явления и как особой системы, овладеть способами анализа  языка, т. е. научиться его изучать.

    Задачи:

    • развивать у учащихся орфографическую зоркость;
    • формировать орфографическое действие;
    • формирование коммуникативных умений и навыков;
    • обучение искусству речи, как устной, так и письменной;
    • совершенствование правописных навыков;
    • рассмотрение основных единиц языка – слова и предложения;
    • рассмотрение разных по цели высказывания и коммуникативной окрашенности предложений

    Ведущей технологией является технология развивающего обучения. Целью этой технологии является формирование системы научных понятий, а также учебной самостоятельности и инициативности.

    Преобладающие методы:

    • дедуктивный, 
    • проблемно-поисковый метод обучения,
    • исследовательский,
    • учебные дискуссии.

    Основные формы организации деятельности обучающихся на уроке:

    • учебный диалог;
    • групповая работа и работа в парах.

    В соответствии с принципами развивающего обучения содержание учебника русского языка выстроено в задачной форме. Оно представляет собой систему заданий, направленных на овладение важнейшими языковыми понятиями и на их основе – способами языкового анализа и коммуникативными действиями, прежде всего действием письма.

    Образовательная система Д. Б. Эльконина – В.В. Давыдова предполагает формирование учебных действий. Данная программа предусматривает включение в уроки приёмов по формированию действия контроля. Для того, чтобы обучающиеся сами могли контролировать усвоена ли ими очередная тема, в планирование введены тестовые диагностические работы, составленные по методике, описанной в трудах А. Б. Воронцова. Данный вид контроля позволяет обучающимся спланировать свою работу по коррекции способа действий. Для формирования  грамотной речи обучающихся в планирование включены еженедельные творческие работы, которые в течение 1, 2, и 3 четвертей занимают лишь 15-20 минут урока. В 4 четверти такие работы становятся более объёмными и занимают отдельные уроки целиком.

    1. Место предмета в учебном плане. 

    На  изучение курса во 2 классе отводится:  

    Количество часов за год – 166

    Количество часов в неделю - 5

    1. Планируемые  личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы  курса русского языка к концу 2 класса.

    Личностные:

     осознание языка как основного средства человеческого общения;

    осознание необходимости изучения родного языка; обычаев и культуры

    своего народа;

    понимание того, что правильная устная и письменная речь является

    показателем культуры человека;

     умение оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение

    одноклассников с точки зрения правильности и культуры речи, соблюдения

    этикетных норм;

     осознание и принятие базовых человеческих ценностей,

    первоначальных нравственных представлений, таких как толерантность,

    уважительное отношение к другим ученикам и работникам школы,

    готовность прийти на помощь;

     знание основ культурного поведения и взаимоотношений со

    взрослыми, сверстниками, старшими и младшими детьми в классном и

    школьном коллективе и за его пределами;

     владение нормами сотрудничества: уметь работать в паре, в малых и

    больших группах, уметь договариваться, слушать и слышать друг друга в

    ходе групповой и общеклассной дискуссии.

    Метапредметные.

     умение формулировать запрос на недостающую информацию:

    обращаться ко взрослому или к доступной справочной литературе -

    орфографическому, орфоэпическому и толковому словарям;

     умение формулировать тему и основную мысль короткого и простого

    в смысловом отношении текста;

     умение определять границы собственных знаний, понимать, что уже

    знаешь, а что еще предстоит узнать.

    Предметные:

     умение различать сильные и слабые позиции гласных и согласных

    звуков;

     владение способом определения значимых частей слова: окончания,

    основы, корня;

     владение общим способом проверки орфограмм слабых позиций;

     умение  ставить орфографические задачи по ходу письма;

    владение способом определения корня слова, умение подбирать к слову

    однокоренные слова;

     умение определять лексическое значение слов с помощью контекста и

    толкового словаря; находить в тексте слова, употребленные в переносном

    значении; подбирать к словам наиболее употребительные синонимы и

    антонимы;

    умение различать однокоренные слова и изменения одного и того же

    слова, слова с омонимичными корнями;

     умение проверять изученные орфограммы сильных позиций; проверять

    орфограммы слабых позиций в корне слова изменением слова и с

    помощью родственных слов;

     умение пользоваться орфографическим словарем для проверки

    орфогрaмм и ударения;

     умение правильно писать слова с непроверяемыми написаниями,

    предусмотренные программой;

     умение писать под диктовку текст в 30--40 слов без пропусков изученных орфограмм;

    умение списывать несложный по содержанию текст по специальным

    правилам;

     умение различать предложения по цели высказывания и

    эмоциональной окраске, употреблять их в соответствии с ситуацией и

    правильно интонировать, обозначать интонацию предложений на письме;

     определять тему текста и его основную мысль, подбирать заголовок к

    тексту;

     выделять в тексте его части: начало, главную часть и концовку;

     умение восстанавливать деформированный текст; составлять текст по

    заданному началу или заключительной части;

     умение различать текст-повествование и текст-описание;

     умение устно и письменно излагать текст по заданному или

    коллективно составленному плану.

    1. Содержание учебного предмета.

    ПОВТОРЕНИЕ

    Предложение, текст, слово — единицы речи (общее понятие). Однокоренные слова. Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Слог. Правила переноса слов. Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова. Разделительный ъ и ь — показатель мягкости согласных. Сочетания жи ши, ча ща, чу щу, чк, чн, чт. Слова с двойными согласными. Обозначение безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корнях слов. Проверка путем изменения формы слова и подбора однокоренных: доски доска, соль солить, площади площадка.

    ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

    Виды предложений по цели высказывания (повествовательное, восклицательное, побудительное) и по интонации (восклицательное, невосклицательное). Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце

    предложения.

    Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.

    ТЕКСТ

    Тема и основная мысль текста. Заголовок. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, союзов и, а, но, текстовых синонимов (например: еж, зверек, ежик, колючий комочек и т. п.). Виды текстов: повествование, описание, рассуждение (ознакомление). Опорные слова в тексте.

    СОСТАВ СЛОВА

    Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные  слова   и  формы  одного  и  того  же  слова  (сопоставление).

    Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Правописание парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.

    ЛЕКСИКА

    Лексическое значение слова (общее понятие). Многозначные слова. Употребление слов в прямом и переносном значении. Синонимы. Антонимы. Устаревшие и новые слова (ознакомление).

    ТЕКСТ.  РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ  РЕЧИ

    Общее понятие о видах текстов (или типах речи): повествование, описание, рассуждение — и стилях речи (разговорный, деловой, художественный).

    Изложение текста-повествования по коллективно или самостоятельно составленному плану. Сочинения-повествования по серии сюжетных картинок, по картине, а также на темы, близкие учащимся (об играх, о наблюдениях за природой, об экскурсиях и т. п.), с предварительной коллективной подготовкой. Включение в текст фрагментов описаний или рассуждений. Написание короткого письма о своих делах с элементами рассуждения, описания или повествования. Составление устных текстов-рассуждений делового стиля.

    Речевая этика. Устное и письменное приглашение, поздравление, просьба, извинение.

    ПОВТОРЕНИЕ  ИЗУЧЕННОГО ЗА  ГОД

    Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

    Примерный объем письменных проверочных работ

    Вид работы

    1 четверть

    2 четверть

    3 четверть

    Конец года

    диктант

    20-25 слов

    25-35 слов

    30-35 слов

    35-40 слов

    текст для списывания

    20-25 слов

    25-35 слов

    30-35 слов

    35-40 слов

    изложение

    55-60 слов

    Словарный диктант

    7 – 8 слов

    7 – 8 слов

    7 – 8 слов

    Требования к уровню подготовки учащихся

    К концу второго класса обучающиеся должны знать:

    - сильные и слабые позиции гласных и согласных звуков;

    - значимые части слова: окончание, основу, корень;

    - общий способ проверки орфограмм слабых позиций;

    - признаки связного текста;

    - типы текстов: описание и повествование;

    уметь:

    - ставить орфографические задачи по ходу письма;

    - выделять значимые части в слове: окончание, основу, корень;

    - подбирать к слову однокоренные слова;

    - определять лексическое значение слов с помощью контекста и толкового словаря; находить в тексте слова, употреблённые в переносном значении; подбирать к словам наиболее употребительные синонимы и антонимы;

    - различать однокоренные слова и изменения одного и того же слова, слова с омонимичными корнями;

    - проверять орфограммы слабых позиций в корне слова изменением слова и с помощью родственных слов;

    - пользоваться орфографическим словарём для проверки орфограмм и ударения;

    - писать раздельно предлоги со словами-названиями;

    - правильно писать слова с непроверяемыми написаниями, предусмотренные программой;

    - писать под диктовку текст в 30-40 слов без пропусков изученных орфограмм;

    - списывать несложный по содержанию текст по специальным правилам;

    - различать предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске, употреблять их в соответствии с ситуацией и правильно интонировать, обозначать интонацию предложений на письме;

    - определять тему текста и его основную мысль, подбирать заголовок к тексту;

    - выделять в тексте его части: начало, главную часть и концовку;

    - восстанавливать деформированный текст;

    - составлять текст по заданному началу или заключительной части;

    - различать текст-повествование и текст-описание;

    - устно и письменно излагать текст по заданному или коллективно составленному плану.

    Слова с непроверяемыми написаниями

    Арбуз, берёза, быстро, вдруг, весело, воробей, ворона, город, группа, девочка, дежурный, деревня, до свидания, завод, заяц, здравствуйте, капуста, карандаш, класс, коньки, корова, лисица, лопата, машина, медведь, молоко, мороз, Москва, народ, одежда, пальто, пенал, платок, посуда, работа, ребята, Родина, Россия, русский, скоро, собака, спасибо, столица, суббота, тетрадь, товарищ, урожай, ученик, учитель, фамилия, хорошо, ягода, язык.

    1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

    Календарно – тематическое планирование на учебный год

    ур.

    по п/п

    ур.

    по

    Темы уроков

    Дата

    Кол – во часов

    Примечание

     

    Характеристика деятельности учащихся на уроке (основные виды, формы, способы действий)

    1 четверть – 45 часов

    Раздел1.Повторение материала, изученного в 1 классе (18ч)

    1

    1

    Составление рассказов о летних каникулах

    02.09

    1

    № 1-2

    Применяют способ различения

    самостоятельных и служебных слов предметы, признаки предметов, действия,

    количество предметов.

    Наблюдают за использованием в текс_

    те синонимов и антонимов (без введе_

    ния терминов).

    Определяют тему и основную мысль

    текста.

    Обосновывают выбор заголовка к

    тексту из нескольких предложенных,

    самостоятельно подбирают заголовок

    к тексту.

    Находят в тексте опорные слова

    Находят в своей и чужой работе орфографические ошибки, выясняют их

    причины.

    Оценивают запись товарища и собственную запись.

    Устанавливают в словах наличие изученных орфограмм, обосновывают

    написание слов

    Находят в своей и чужой работе орфографические ошибки, выясняют их

    причины.

    Оценивают запись товарища и собственную запись.

    Устанавливают в словах наличие изученных орфограмм, обосновывают

    написание слов

    2

    2

    Алгоритм списывания

    03.09

    1

    3

    3

    . Стартовая проверочная работа

    04.09

    1

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    4-13

    Коррекционная работа учащихся на основе результатов стартовой работы

    Алгоритм списывания Постановка задачи на повторение.

    Составление плана повторения

    Предложение. Виды.

    Работа гласных букв

    Буква Ь. Работа Ь и Ъ знаков.

    Орфограммы изученные в 1 кл.

    Работа звуков.

    Вводный диктант.

     Коррекция ошибок.

    ПР по теме «Повторение материала, изученного в 1 классе»

    05.09

    08.09

    09.09

    10.09

    11.09-

    12.09

    15.09

    16.09

    17.09

    18.09

    10

    Текст итоговой контр. работы №3-13.

    РТ №1,2 с. 4-10

    14

    14

    Смыслоразличительная функция звуков. Разные слова и одно и то же слово Слова-омонимы. Отражение в модели явления омонимии

    19..09

    1

    №14, №15

    15

    15

    Слова-омонимы. Предложения, разные по цели высказывания и по интонации

    22.09

    1

    №16 РТ 1 № 3

    16

    16

    Слова-синонимы. Отражение в модели явления синонимии?»

    23.09

    1

    №17-18

    17

    17

    Слова-синонимы. Подбор синонимов к заданному слову

    24.09

    1

    №19, РТ№ 11-12

    18

    18

    Последовательность действий при письме по образцу. Постановка задачи: «Почему словам приходится изменяться

    25.09

    1

    №20

    Раздел2 Постановка орфографических задач ( 37ч)

    Тема 1. Состав слова: основа и окончание (7ч)

    19

    19

    Изменение слова для связи с другими словами в предложении

    26.09

    1

    №21

    Овладевают понятием об

    окончании и основе как

    значимых частях слова.

     Применяют способ определения окончания и основы в слове.

    Различают разные слова и формы одного и того же слова.

    Различают изменяемые и неизменяемые слова. Включают неизменяемые слова в предложения Выполняют тестовые контрольные

    задания, анализируют результаты

    их выполнения

    Наблюдают за чередованием гласного

    звука с нулем звука в основе слова.

    Находят в чужой и собственной работе

    орфографические ошибки, выясняют

    их причины.

    Контролируют и оценивают свою работу, анализируют допущенные ошибки

    20

    20

    Изменение слова по числу. Значимые части слова: основа и окончание, их работы

    29.09

    1

    № 22, 23

    21

    22

    21

    22

    Последовательность действий при выделении в слове его окончания и основы. Понятие о нулевом окончании

    30.09

    01.10

    2

    № 24, 25

    23

    23

    Основа и окончание. Определение окончаний в словах, называющих действия

    02.10

    1

    № 26, 27

    24

    24

    Основа и окончание. Определения окончаний в словах, называющих признаки

    03.10

    1

    №28

    25

    25

    Контроль за овладением способом определения в слове окончания и основы. Постановка задачи: «Почему в одной и той же основе звуки меняются

    06.10

    1

    № 29

    Тема 2. Чередование звуков в основе слова.

    Формирование орфографического действия

    на этапе постановки орфографических задач (33 ч)

    26

    26

    Исследование «поведения» звуков в одной и той же основе. Выявление причин чередования звуков

    07.10

    1

    №30,31

    Овладевают обобщенным

    понятием о сильной и слабой

    позиции звука.

    Конкретизирует это понятие

    на сильные и слабые позиции

    гласных и согласных, парных

    по звонкости-глухости звуков

    в слове.

    Определяют признаки

    сильных и слабых позиций

    гласных и согласных

    звуков.

    Конкретизируют обобщенное

    понятие об орфограмме на

    орфограммы слабых позиций.

    Различают орфограммы

    сильных и слабых позиций.

    Анализируют звуковой состав

    слова с точки зрения

    последовательности сильных

    и слабых позиций в слове.

    Воспроизводят

    последовательность действий

    при письме по образцу.

    27

    27

    Рефлексивный контроль усвоения понятия о позиционном чередовании звуков

    08.10

    1

    №32

    28

    28

    Понятие о сильной и слабой позиции звуков. Сильные и слабые позиции гласных звуков. Отображение в модели позиционного чередования звуков

    09.10

    1

    № 33-36

    29

    29

    Постановка задачи: «Как обозначать гласные звуки в слабой позиции?» Орфограммы слабых позиций

    10.10

    1

    №37 РТ1№13

    30

    31

    30

    31

    Последовательность действий при записи слов с пропуском орфограмм слабых позиций

    13.10

    14.10

    2

    38-42 РТ1№ 14-15

    32

    32

    Последовательность действий при записи предложений с пропусками орфограмм слабых позиций

    15.10

    1

    № 43-

    33

    33

    Постановка орфографических задач при письме по памяти

    16.10

    1

    № 44-45

    34

    34

    Орфограммы сильных и слабых позиций гласных после шипящих

    17.10

    1

    46-48 РТ1№16, 18

    35

    35

    Рефлексия: «Умею ли я выделять в слове те места, где можно ошибиться?»

    20.10

    1

    № 49-50 РТ1№1-5с. 17-18

    36

    36

    Постановка орфографических задач по ходу письма под диктовку

    21.10

    1

    №52 РТ 1 25

    37

    38

    37

    38

    Последовательность действий при списывании текста с орфограммами слабых позиций. Обозначение слабых звуков [и] и [ы] в словах, называющих предметы, буквами И и Ы

    .22.10

    23.10

    2

    №51,53 РТ 1 № 26

    39

    39

    Понятие о рифме. Подбор рифмы к словам. Обозначение слабого звука [а] на конце слов женского рода буквами АиЯ

    24.10

    1

    № 55-56

    40

    40

    Последовательность действий при списывании предложений с орфограммами слабых позиций

    27.10

    1

    №54

    41

    41

    Проверочная работа за 1 четверть

    28.10

    1

    42

    42

    Проверочный диктант за 1 четверть

    29.10

    1

    43

    43

    Коррекция ошибок

    30.10

    1

    44

    44

    Постановка задачи: «Когда согласные звуки нельзя писать по слуху?»

    31.10

    1

    №58     • РТ 1 № 28-30

    2 четверть- 37 часов

    45

    1

    Чередование согласных, парных по звон кости-глухости. Выявление причины чередования

    12.11

    1

    № 59-60

    Определяют признаки

    сильных и слабых позиций

    гласных и согласных

    звуков.

    Конкретизируют обобщенное

    понятие об орфограмме на

    орфограммы слабых позиций.

    Различают орфограммы

    сильных и слабых позиций.

    Анализируют звуковой состав

    слова с точки зрения

    последовательности сильных

    и слабых позиций в слове.

    Воспроизводят

    последовательность действий

    при письме по образцу

    Находят в чужой работе орфографические ошибки, выясняют их причины.

    Выполняют тестовые тематические

    контрольные задания, анализируют

    результаты их выполнения

    Контролируют и оценивают свою работу, анализируют допущенные

    ошибки

    46

    2

    Сильные и слабые позиции согласных звуков. Оглушение согласных, парных по звонкости-глухости, на конце слова

    13.11

    1

    №61-62 РТ1№ 31-32

    47

    48

    3

    4

    Письмо с пропусками орфограмм слабых позиций согласных, парных по звонкости-глухости, на конце слова

    14.11

    17.11

    2

    №63-67 РТ 1 № 33-35

    49

    5

    Обозначение конечных согласных звуков [т] и [т'] буквами Т и ТЬ в словах, называющих действия

    18.11

    1

    №70-71

    50

    6

    Отработка умения ставить орфографические задачи по ходу письма

    19.11

    1

    №73

    51

    7

    «Сильные и слабые позиции согласных звуков» ДР. Оглушение согласных в позиции перед глухим согласным

     

    20.11

    1

    № 74-75 РТ1№ 39-40

    52

    53

    8

    9

    Письма с пропусками орфограмм слабых позиций гласных и согласных

    21.11

    24.11

    2

    №76-81

    54

    10

    Сильные и слабые позиции согласных звуков. Озвончение согласных в позиции перед звонким согласным, парным по звонкости-глухости

    25.11

    1

    № 83-84 РТ 1 № 42

    55

    11

    Сильные и слабые позиции согласных звуков. Позиции согласных, парных по звон кости-глухости, перед сонорными и звуками [в] и [в']

    26.11

    1

    №86

    56

    12

    Систематизация сильных и слабых позиций согласных, парных по звонкости-глухости. Составление таблицы «Сильные и слабые позиции согласных»

    27.11

    1

    № 87-89

    РТ 1 № 43-44

    57

    13

    Постановка орфографических задач по ходу письма под диктовку , по памяти, при свободном письме

    28.11

    1

    № 92-94

    РТ 1 № 45-48

    58

    14

    Постановка орфографических задач  при свободном письме

    01.12

    1            

    РТ1 № 49-                    50,52№95

    Раздел 3

    ОБЩИЙ СПОСОБ ПРОВЕРКИ ОРФОГРАММ

    СЛАБЫХ ПОЗИЦИЙ (16 ч)

    59

    15

    Постановка задачи на овладение способом письма без пропусков. Проблема выбора буквы для обозначения звука в слабой позиции

    02.12

    1

    С.104-105

    Ставят орфографические

    задачи по ходу письма (письмо

    с пропусками орфограмм

    слабых позиций).

    Группируют слова по типу

    орфограмм.

    Контролируют собственную и

    чужую запись, исправляют

    ошибки, объясняют их

    причины.

    60

    16

    Основной закон русского письма. Выпадение общего способа проверки орфограмм слабых позиций, его моделирование

    03.12

    1

    96-97

    61

    17

    Последовательность действий при проверке орфограмм слабых позиций и основе слова

    04.12

    1

    № 98-99

    62

    18

    Изменение слов, которые отвечают на вопрос кто? что?, по числам и для связи с другими словами как способ приведения звука к сильной позиции

    05.12

    1

    № 100-105 РТ2№2-7

    63

    19

    Проверка орфограмм слабых позиций и основе слова путем его изменения. Рефлексия способа (определение границ его применения)

    08.12

    1

    № 106-107

    Проверяют орфограммы слабых позиций и основе слова путем его изменения. Рефлексируют способы(определяют границы его применения)

    Определяют понятие о непозиционном (историческом) чередовании звуков.

    Проверяют орфограммы слабых позиций в словах-названиях действий их изменением по временам, числам, лицам или родам

    Отрабатывают орфографические действия при написании слов.

    64

    20

    Обозначение звука [о] в позиции после мягкого согласного под ударением и без ударения с помощью букв Е и Ё

    09.12

    1

    № 108-109

    65

    21

    Переход от проверки орфограмм в отдельных словах к решению орфографических задач во время записи текста (по ходу письма).

    10.12

    1

    №110-114 РТ2№6

    66

    22

    Беглые гласные (чередование с нулем звука). Понятие о непозиционном (историческом) чередовании звуков. Беглый Е. Проверка этой орфограммы по специальному правилу

    11.12

    1

    №115-117 РТ 2 № 7

    67

    23

    Беглый [о]. Проверка орфограмм слабых позиций в словах с беглыми гласными [о], [е] по специальному правилу

    12.12

    1

    №118-120

    68

    69

    24

    25

    Проверка орфограмм слабых позиций в словах-названиях действий их изменением по временам, числам, лицам или родам (путем связывания со словами вчерасейчаспотом, онони, он—она—оно, я—ты—он)

    Проверочная робота за 1 полугодие

    15.12

    16.12

    2

    №121-127 РТ 2 № 9

    70

    71

    26

    27

    Проверочная работа за 1 полугодие

    Проверочный диктант за 1 полугодие 

    17.12

    18.12

    2

    № 128-131 РТ2 № 10-11

    72

    28

    Отработка орфографического действия при написании слов, отвечающих на вопросы кто? что, и слов, отвечающих на вопросы что делает? что сделает? (проверка орфограмм в основе слова путем его изменения) 

    19.12

    1

    № 131-133 РТ2 № 12-16

    73

    74

    29

    30

    Полные и краткие формы слов- названий признаков. Беглые гласные в основах полных форм. Проверка орфограмм слабых позиций в основах кратных форм по специальному правилу (с учетом чередования с нулем звука) 

    Проверка орфограмм слабых позиций в основах слов их изменением(формирование навыка).

    22.12

    23.12

    2

    № 134-138 РТ2 № 18

    Контролируют собственную и

    чужую запись, исправляют

    ошибки, объясняют их

    причины.

    Раздел 4.Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова(65ч)

    Тема 1 Понятие о родственных словах(23часа)

    75

    31

    Рефлексия способа (границы его применения) Проверочное списывание за 1 полугодие

    24.12

    1

    Применяют общий способ

    проверки орфограмм

    «безударные гласные» и

    «сомнительные согласные» -

    приводят звук к сильной

    позиции путем изменения

    слов по грамматическим

    значениям.

    Объясняют выбор той или

    иной формы слов-названий

    предметов, признаков

    предметов и действий для

    проверки орфограмм слабых позиций. Овладевают понятием о

    родственных словах и корне

    слова, подбирают к слову

    однокоренные слова.

    Применяют способ

    определения корня в словах.

    76

    32

    Постановка задачи на проверку орфограмм слабых позиций с помощью родственных слов

    25.12

    1

    № 139-140

    77

    33

    Формирование понятия о родственных словах как словах, имеющих общую мотивацию

    26.12

    1

    № 141-142

    3четверть – 46 часов.

    78

    34

    Формирование понятия о родственных словах как словах, имеющих общую мотивацию

    12.01

    1

    79

    35

    Подбор родственных слов к заданному. Знакомство с толковым словарем

    13.01

    1

    № 143

    РТ 2 № 21

    80

    1

    Формирование понятия о корне слова, составление модели однокоренных слов

    14.01

    1

    № 144-145

    81

    82

    2

    3

    Определение корня слова: конструирование способа. Последовательность действий при определении корня

    Пооперационный контроль за освоением способа определения корня

    15.01

    16.01

    1

    1

    № 145- 146

    № 147-148

    Овладевают понятием о

    родственных словах и корне

    слова, подбирают к слову

    однокоренные слова.

    Применяют способ

    определения корня в словах.

    Различают однокоренные

    слова и формы одного и того

    же слова, однокоренные слова и слова с омонимичными

    частями, однокоренные слова

    и слова-синонимы,

    однокоренные слова и слова с

    историческими корнями.

    83

    4

    Отработка последовательности действий при определения корня слова

    19.01

    1

    84

    85

    5

    6

    Однокоренные слова и изменения одного и того же слова.

    20.01

    21.01

    2

    № 149-151

    РТ 2 № 20

    86

    7

    Выполнение олимпиадных заданий.

    Один и тот же корень и разные корни. Корни-омонимы

    22.01

    1

    №152

    РТ 2 № 22,. 24

    87

    8

    Отражение особенностей омонимичных корней в модели. Тренировка в различении однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.

    23.01

    1

    № 153- 156

    88

    9

    Однокоренные слова и слова с синонимичными корнями. Отражение особенностей корней- синонимов в модели

    26.01

    1

    № 157- 158

    89

    10

    Отработка действия определения родственных слов и корня слова с опорой на модель

    родственных слов

    27.01

    1

    № 159 РТ 2 23

     

    90

    11

    Анализ возможных ошибок при определении однокоренных слов и выделении корня слова

    28.01

    1

    №160-161

    91

    12

    Рефлексия способа определения родственных слов и корня слова

    29.01

    1

    РТ 2 № 24, 26

    92

    93

    13

    14

    Выявление уровня овладения способом  нахождения корня в словах и определения

    30.01

    02.02

    2

    №162-163 РТ 2 № 25

    94

    15

    Освоение способа взаимоконтроля и взаимопроверки при выделении корня в словах и подборе слов с тем же корнем

    03.02

    1

    №164

    95

    16

    Рефлексия: как находить корень в словах.

    04.02

    1

    № 165

    96

    97

    17

    18

    Проверочная работа  по теме «Понятие о родственных словах»

    Коррекционная работа по определению однокоренных слов и корня слова. Отработка действия

    05.02

    06.02

    2

    № 166 РТ2

    Тема 2. Проверка орфограмм слабых позиций с помощью родственных слов ( 24 ч)

    98

    99

    19

    20

    Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова. Последовательность действий при проверке таких орфограмм

    09.02

    10.02

    2

    № 167- 170

    Применяют обобщенный

    способ приведения звука к сильной позиции с целью проверки орфограмм слабых

    позиций гласных и согласных

    в корне слова путем

    изменения слова и с помощью

    однокоренных слов.

    Оценивают границы

    применения этого способа.

    Группируют слова по типу и

    по месту орфограммы.

    Оценивают свои возможности

    грамотного написания слов:

    устанавливают наличие в

    словах изученных и

    неизученных орфограмм.

    Классифицируют слова с

    проверяемыми и

    непроверяемыми

    орфограммами.

    100

    21

    Отработка последовательности действий при проверке орфограмм слабых позиций в корнях отдельных слов

    11.02

    1

    № 171- 172

    101

    22

    Работа по освоению уч-ся каждой операции при проверке орфограмм в корне слова

    12.02

    1

    173

    102

    23

    Контроль и взаимоконтроль за овладением способа проверки орфограмм в корне слова

    13.02

    1

    №174-175

     РТ 2 № 2-7

    С.21-23

    103

    24

    Проверка орфограмм в корне слов в составе предложений. Диалог. Правила записи диалога.  

    16.02

    1

    №176-177

    104

    105

    106

    25

    26

    27

    Проверка орфограмм слабых позиций в корнях  слов в составе предложения

    17.02

    18.02

    19.02

    3

    №178-181

    107

    108

    28

    29

    Выявление типичных ошибок при проверке орфограмм в корне слов

    20.02

    24.02

    2

    №182-184

    РТ 2 № 4-7

    С21-23

    109

    30

    Позиционные и непозиционные чередования звуков в корне. Чередование гласных звуков  [о] и [э] с нулем звука

    25.02

    1

    №185,186

    110

    111

    31

    32

    Позиционные и непозиционные чередования согласных звуков

    26.02

    27.02

    2

    №187-190

    112

    33

    Проверка орфограмм слабых позиций в корнях  слов с учетом непозиционных чередований

    02.03

    1

    №191-192

    113

    34

    Проверка орфограмм слабых позиций в корнях  слов при свободном письме

    03.03

    1

    № 193

    114

    35

    Освоение способов взаимоконтроля и взаимооценки при проверке орфограмм слабых позиций в корнях слов

    04.03

    1

    № 194-196 РТ№ 10, с.24

    115

    36

    Корректура текста

    05.03

    1

    №197

    РТ№ 12, с.25

    116

    37

    Проверка орфограмм в корне слова при письме под диктовку (по памяти)

    06.03

    1

    № 198(199)

    117

    118

    38

    39

    Слова однозначные и многозначные. Отражение явления многозначности слова в графической модели

    10.03

    11.03

    2

    № 200-204

    119

    40

    Прямое и переносное значения слова. Синонимия многозначных слов

    12.03

    1

    № 205-209

    120

    121

    41

    42

    Контроль за применением способа проверки орфограмм слабых позиций в корне слова

    13.03

    16.03

    1

    1

    №210-214

    Тема 3. Проверка орфограмм слабых позиций с помощью орфографического словаря (20 ч)

    122

    43

    Постановка задачи: «Как проверить орфограмму по словарю?»

    17.03

    1

    №215

    Анализируют устройство

    орфографического словаря.

    Овладевают способами

    работы с орфографическим

    словарем.

    Составляют для

    одноклассников в паре или

    группе диктанты, состоящие

    из слов с непроверяемыми

    орфограммами.

    Анализируют текст с точки

    зрения орфографии: находят в

    тексте слова с различными

    типами орфограмм,

    обосновывают написание

    слов.

    Находят и исправляют в чужой

    и собственной работе

    орфографические ошибки,

    выясняют их причины.

    Анализируют устройство

    толкового словарика,

    помещенного в конце

    учебника, объясняют принцип

    его построения.

    Контролируют правильность

    подбора родственных слов и

    определения корня слова с

    помощью толкового

    словарика.

    Анализируют текст с точки

    зрения обнаружения в нем

    однокоренных слов.

    Моделируют явление

    многозначности слова.

    Объясняют прямое и

    переносное значения слов,

    употребленных в тексте.

    Составляют словосочетания и

    предложения со словами в

    прямом и переносном

    значениях.

    Различают многозначные

    слова и слова-омонимы

    (простейшие случаи).

    Определяют значение

    незнакомого слова по

    толковому словарю,

    слово – по его толкованию.

    Наблюдают за использованием

    в текстах синонимов и

    антонимов. Подбирают

    синонимы и антонимы к

    заданным словам.

    Выбирают из заданных

    синонимов наиболее

    подходящий для его

    использования в конкретном

    контексте.

    Контролируют правильность

    употребления синонимов в

    текстах, исправляют

    обнаруженные ошибки.

    123

    44

    Приемы работы с орфографическим словарем. Порядок действий при проверке орфограммы по словарю

    18.03

    1

    №216-219

    124

    45

    Последовательность действий при проверке орфограмм слабых позиций по словарю. Составление рассказа со словарными словами

    19.03

    1

    №220

    125

    46

    Приемы работы с орфографическим словарем. Последовательность записи текста со словарными словами

    20.03

    1

    № 223-224

    4 четверть- 41 час

    126

    127

    1

    2

    Проверка орфограмм слабых позиций по сильной позиции и по словарю

    Проверочный диктант за 3 четверть

    02.04

    03.04

    1

    1

    №221, РТ2№39

    128

    3

    Проверочная работа за 3 четверть

    06.04

    1

    129

    4

    Приемы работы с орфографическим словарем. Составление диктанта со словарными словами

    07.04

    1

    № 222-228 РТ 2 №40-41

    130

    5

    Приемы работы с орфографическим словарем.

    08.04

    1

    №229

    РТ 2 №43-44

    131

    6

    Последовательность действий при письме по образцу

    09.04

    1

    132

    133

    7

    8

    Приемы работы с орфографическим словарем

    10.04

    13.04

    2

    № 233, 234 РТ 2 № 42

    134

    9

    Проверка орфограмм слабых позиций по сильной позиции и по словарю

    14.04

    1

    № 235-237 РТ2№48

    135

    136

    10

    11

    Орфограмма «удвоенная согласная»

    15.04

    16.04

    2

    №238, РТ2№49

    137

    12

    Орфограмма «мягкий согласный перед мягким согласным»

    17.04

    1

    № 239-241

    138

    139

    13

    14

    Сильная и слабая позиции звуков, парных по твердости-мягкости

    20.04

    21.04

    2

    № 242-244

    РТ 2 №№ 42-44

    140

    141

    15

    16

    Орфограмма «непроизносимый согласный»

    22.04

    23.04

    2

    №245

    РТ 2 №45-47

    Раздел 5. Развитие речи. Текст (20 часов)

    Тема 1. Признаки связного текста (8 ч)

    142

    17

    Группа отдельных предложений и текст. Общий предмет сообщения как признак связного текста. Отражение в заголовке темы текста (предмета сообщения) или основной мысли

    24.04

    1

    №248

    !

    Овладевают понятием о

    тексте. Различают группу

    отдельных предложений и

    текст.

    Соотносят тексты и заголовки.

    Выбирают наиболее

    подходящий заголовок из ряда

    предложенных.

    Создают тексты по заданному

    началу или заключительной

    части. Дополняют текст одной

    из опущенных его частей.

    Восстанавливают порядок

    частей в деформированном

    тексте.

    Корректируют тексты с

    нарушенными порядком

    предложений,

    последовательностью абзацев.

    Анализируют тексты-

    описания и тексты-

    повествования, выявляют

    особенности каждого из них.

    Моделируют структуру этих

    типов текстов.

    Создают текст по заданной

    модели.

    Соотносят текст и несколько

    заданных вариантов плана

    текста, обосновывают выбор

    наиболее удачного. Редактируют текст.

    143

    18

    Предложение как законченный по смыслу и интонационно отрезок текста. Оформление предложений в устной речи и на письме. Знаки препинания между предложениями текста

    27.04

    1

    № 249, 250

    144

    19

    Последовательность предложений в тексте (развертывание текста)

    28.04

    1

    №251

    145

    20

    Строение текста. Выделение в нем начала, главной части и концовки. Роль абзацев в тексте

    29.04

    1

    №253

    146

    147

    148

    21

    22

    23

    Работа с деформированным текстом: восстановление порядка следования частей, его дополнение недостающей частью. Составление текста по заданному началу

    30.04

    04.05

    05.05

    3

    № 255-260

    149

    24

    Постановка задачи на изучение разных по типу текстов

    06.05

    1

    №26

    Тема 2. Типы текстов: описание и повествование (12 ч)

    150

    25

    Описание и повествование. Моделирование их отличительных признаков

    07.05

    1

    №262

    151

    26

    Отнесение текста к описанию или повествованию с опорой на модель. Роль антонимов в тексте

    08.05

    1

    № 263

    152

    27

    Составление текста-описания на заданную тему

    11.05

    1

    № 264

    153

    154

    28

    29

    Составление текста-описания и текста-повествования по общему началу. Отработка навыков анализа связного текста

    12.05

    13.05

    2

    № 265-266

    155

    30

    План текста как порядок сообщений о предмете описания или повествования

    14.05

    1

    № 267-268

    156

    31

    Построение текста по заданному плану

    15.05

    1

    №269

    157

    32

    Изложение текста по заданному плану

    18.05

    1

    №270(271)

    158

    33

    Проверочная работа за год.

    19.05

    1

    РТ 2 — итогов проверочная работа ая

    159

    160

    34

    35

    Отработка правописных навыков в процессе работы со связными текстами разных типов

    Редактирование текста.

    20.05

    21.05

    2

    № 272 (273

    161

    36

    Проверочный диктант за год

    22.05

    1

    №274-275

    Раздел 6 ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ЗА ГОД (15 ч)

    162

    37

    Отработка правописных навыков

    25.05

    1

    №275

    Применяют способы проверки безударных гласных и сомнительных согласных в корнях слов.

    Прогнозируют необходимость использования дополнительной информации: уточняют написание слов с помощью орфографического словаря.

    Моделируют предложения, создают предложения по заданной модели. Находят в тексте предложения, разные по цели высказывания.

    Сравнивают между собой разные виды текстов.

    Определяют значение слова с помощью контекста и толкового словаря.

    Оценивают правильность интонирования предложения, различных по цели  высказывания и эмоциональной окраске предложений с обращениями.

    Анализируют успешность участия в диалоге.

    Применяют правила постановки знаков препинания в предложениях с обращением.

    Озаглавливают текст с ориентацией на его тему и основную мысль.

    Редактируют , анализируют и корректируют текст, создают собственные тексты

    163

    38

    Постановка задачи на систематизацию способов проверки орфограмм. Выделение в тексте орфограмм различных типов

    26.05

    1

    164

    165

    39

    40

    Восстановление последовательности действий при проверке орфограмм слабых позиций в корне слова

    Анализ типичных ошибок при проверке орфограмм слабых позиций в

    Корне слова

    27.05

    28.05

    1

    1

    №276

    №280

    166

    41

    Проверочная работа по теме «Типы текстов: описание и повествование»

    29.05

    1

    В течение учебного года оставляю за собой право на коррекцию календарно- тематического планирования

           6.Описание материально-технического, учебно-методического и информационного.

    Для учащихся

    1.Ломакович С.В., Тимченко Л.И Русский язык: Учебник для 2 класса

    начальной школы в 2 частях. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.

    2. Тимченко Л.И. Рабочая тетрадь по русскому языку. 2 класс в 2 частях. М.:

    ВИТА-ПРЕСС, 2013.

    Для учителя

    1. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Обучение русскому языку в начальной

    школе. 2 класс: Пособие для учителя четырехлетней начальной школы. - М.:

    ВИТА-ПРЕСС, 2012.

    2.Сборник примерных программ для начальной школы. М. ВИТА-ПРЕСС

    2012


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по русскому языку для 1 класса (система РО Д .Б. Эльконина-В. В. Давыдова)

    Данная рабочая программа составлена на основе Примерных программ начального общего образования (в соответствии с п.5 ст.14 и п.6,7 ст.32 Закона РФ «Об образовании), авторской программы по русско...

    Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе по программе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

    Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе по программе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова содержит пояснительную записку, планирование уроков, материально-техническое обеспечение учебного процесса....

    Рабочая программа по русскому языку. 1- 4 класс по системе Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова.

    Рабочая программа по русскому языку. 1-4 класс. Система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова....

    Рабочая программа по русскому языку для 2 класса.УМК система Д.Б Эльконина-В.В.Давыдова

    Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

    Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса.УМК система Д.Б Эльконина-В.В.Давыдова

    Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса.УМК система Д.Б Эльконина-В.В.Давыдова..Программа составлена в соответствии с требования ФГОС НОО....

    Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса.УМК система Д.Б Эльконина-В.В.Давыдова

    Рабочая  программа по литературному  чтению составлена в соответствии с ФГОС НОО....

    Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса.УМК система Д.Б Эльконина-В.В.Давыдова

    Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО  содержит в себе национально-региональный компонент....