Мастер-класс для родителей "Оригами в школе и дома"
методическая разработка (1 класс) по теме

Сафронова Наталья Викторовна

Основная задача данного мастер-класса - познакомить родителей с технологией применения оригами в домашних условиях для развития мыслительной и речевой деятельности ребенка, показать формы совместной творческой деятельности детей и родителей. Успешность совместной деятельности учителя-логопеда и семьи ребенка с недостатками речи определяет эффективность коррекционного воздействия. 

www.netedu.ru

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass._safronova_n.v._.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  

средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов №7

г. Кирово-Чепецка Кировской области

Мастер-класс для родителей

Оригами в школе и дома

Руководитель мастер-класса:

Сафронова Наталья Викторовна,

 учитель-логопед

город Кирово-Чепецк

2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение………………………………………………………………………………….3
  1. Тема……………………………………………………………………………………….3
  2.  Цель, задачи..……………………………………………………………………………3
  3. Формы проведения …………………………………………………………….……….3
  4. Методы работы с аудиторией………………………………………………….……….3
  5. Оборудование……………………………………………………………………………3
  1. Вступительная часть…………………………………………………………………….3
  2. Основная часть………………………………………………………………………......3
  1. Обоснование проблемы ………………………………………………………………...3
  2. Практическая деятельность «Играем вместе»…………………………………………5
  1. Заключительная часть…………………………………………………………………...6
  2. Список литературы………..…………………………………………………………….7

  1. Введение
  1. Тема мастер-класса: «Оригами в школе и дома»
  2. Цель: повышение мотивации родителей к овладению способами развития мыслительной и речевой деятельности.

Задачи:

  • Познакомить родителей с технологией применения оригами для развития мыслительной и речевой деятельности;
  • Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса;
  • Показать формы совместной творческой деятельности учащихся и родителей.
  1. Формы проведения: индивидуальная, коллективная, групповая.
  2. Методы работы с аудиторией: беседа, практические задания.
  3. Оборудование:

Технические средства: компьютер, проектор, экран.

Раздаточный материал для творческой деятельности: бумага, заготовки из бумаги.

Канцелярские принадлежности: ножницы, карандаши, фломастеры.

Ход проведения мастер-класса

  1. Вступительная часть

 Движение рук тесно связано

с речью и ее развитием

В.М.Бехтерев.

Одной из основных задач логопеда общеобразовательной школы является предупреждение ошибок чтения и письма у младших школьников и связанной с этим  неуспеваемостью в классе.

В ходе коррекционной работы приходится нередко сталкиваться с тем, что у детей низкая познавательная активность, выполнение даже легких речевых заданий затруднено, нет полноценных представлений о звуковом составе слова, самооценка и самоконтроль находятся на низком уровне.

Многолетний опыт показывает, что коррекционно-развивающая деятельность становится более эффективной, если происходит осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом учебно-воспитательный процесс. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития школьников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль или обратную связь, при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Преодолевать трудности, проводить коррекцию речевых недостатков помогает использование в работе элементов оригами. Это способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию учащихся и проходит не формально, а занимательно.

  1. Основная часть
  1. Обоснование проблемы

Так как учеба, особенно в детском возрасте, часто строится на принуждении, то использование на логопедическом занятии элементов оригами воспринимается особенно радостно, а радость, в свою очередь, стимулирует расположение к учебному процессу, повышает интерес к нему.

В процессе конструирования различных фигур развиваются и совершенствуются внимание и память, способность к переключению внимания, умение осуществлять контроль и самоконтроль.

Подчиненные учебным целям вкрапления оригами в занятия облегчают усвоение нового материала и служат хорошим средством воспроизведения и закрепления изученного.

Значение оригами для развития ребёнка:

- развивает у детей точность движений пальцев рук, совершенствует мелкую моторику, развивает глазомер;

- учит  детей  различным   приёмам  работы  с  бумагой:   сгибание,   многократное  складывание,  надрезание, склеивание;

- развивает концентрацию внимания, умение сосредоточиться;

- стимулирует развитие памяти, умение следовать устным инструкциям;

- знакомит детей с основными геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол, сторона, диагональ, вершина;

- развивает пространственное воображение;

 - активизирует воображение детей и фантазию;

- развивает художественный вкус и творческие способности;

- совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Процесс конструирования различных фигур из бумаги (оригами) способствует повышению активности как левого, так и правого полушария мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обеих рук, что, в свою очередь, ведёт к позитивному изменению целого ряда показателей.

Занимаясь оригами, ребёнок концентрируется на этом процессе. Действовать автоматически, без контроля сознания, при складывании фигур из бумаги невозможно. Поэтому такая работа является своеобразной психотерапией: она отвлекает от повседневных забот и тревог, повышает точность мелких движений пальцев рук, развивает интеллектуальные способности; активизирует творческое мышление, увеличивает его скорость и гибкость; развивает пространственное воображение, улучшает глазомер; снижает тревожность; стабилизирует на высоком уровне психоэмоциональное состояние.

В складывании из бумаги различных фигур дети незаметно для себя вырабатывают навыки учения, необходимые для развития речевых процессов.

Использование оригами дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.

Ребёнок, увлечённый складыванием фигурки, не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его познавательной деятельности и представлений.

Та ситуация, что ребёнок может сделать сам какую-либо фигурку и в дальнейшем использовать её в игре или подарить родителям, увлекает его, снимает напряжение, усталость, чувство скованности, которое он испытывает на учебном занятии.

В процессе работы с бумагой ребёнок опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также положительно влияет на речь. А слово помогает осмысливать процесс конструирования.

На начальном  этапе проговариваем каждое действие. Складывание фигурки можно начать с демонстрации образца. Затем проводится совместное складывание с проговариванием действий и с разъяснениями относительной ориентации на листе бумаги: верх, низ, середина, угол и т,д.

Так как родители занимаются один на один с ребенком, у них появляется возможность проконтролировать действия и, если надо, помочь ему.

На другом занятии можно предложить, чтобы ребенок воспроизвел фигурку по памяти.

Образец можно как демонстрировать, так и складывать без предварительного показа. При этом предложить детям высказывать предположения о том, что это будет или на что это похоже.

2. Практическая деятельность «Играем вместе»

1. Игра « Обгони».

Делаем мордашки «кота» и «собаки», затем по очереди дуем на них - выработка воздушной струи.

2. «Звуки и буквы»

Подбор слова с использованием начальных букв слова.

Камень, Озеро Торт - КОТ (сделали мордочку кота).

Составить слова по конечному звуку: кенгурУ, ананаС, часЫ-УСЫ (нарисовали усы коту).

Составить слова по второму звуку: уСы, лОдка, сМородина - СОМ (сложили сома и нарисовали усы).

3. «Кто, где живёт».

Дети делают два домика: один с трубой, другой с верандой.

Необходимо выделить первый, второй или любой указанный звук, количество звуков в слове и поместить картинку в определённый дом.

Например:

В слове СЛОН - 4 звука, он живёт в доме с верандой.

В слове СОМ - 3 звука, он живёт в доме с трубой.

4. В следующем виде работы хорошо применять модульное оригами, т.е. те фигуры, которые состоят из нескольких простых деталей (короны, звёзды, орнаменты).

Например:

1) «Корону» можно использовать при определении 3-4 слогов в слове. Для этого за 3-4 минуты делаются заготовки. Ребёнок быстро соединяет их между собой при определении количества слогов в слове. Тоже и с орнаментом и звездой.

2). «Цветок»

 1 вариант:

Дети складывают по лепестку от цветка.

Взрослый сам или ребенок (зависит от возраста) пишет слог (например: -НА, - СА, -КА и т.д.). Составляют цветок с произношением слова на данный слог, можно с заданным количеством слогов.

2 вариант.

«Цветок» уже сложен взрослым, ребенок «отрывает» по лепестку, разворачивает его, читает свой слог, подбирая конец слова на заранее приготовленных карточках.

Например: Ма-ши-на, по-го-да и т.д. Затем составляют словосочетания и предложения с этими словами.

Учащиеся должны озвучивать свои действия (развернём, согнём, сложим пополам).

5.Несложные фигуры можно использовать при работе над темами: предметы, признаки, действия.

Предметы.

Например: складываем «гриб» и продолжаем цепочку неживых предметов.

Признаки.

Любая фигурка, подбираем признаки.

Действие.

При складывании фигуры акцентируем внимание на то, что делаем (складываем, загибаем, разворачиваем), затем конкретной фигурке подбираем слова действия.

6. Игра «Передвижение».

В игре отрабатываются правила употребления глаголов движения и падежных форм существительных с предлогами, составление предложений и рассказов.

Ученикам предлагается сделать «Ворону» и придумать, куда летит его ворона.

Предлагаются вымышленные маршруты (лес, пляж, магазин, детская площадка и т.д).

Логопед указывает место, куда должна долететь ворона, а каждый ученик составляет и проговаривает маршрут.

Например:

 «Ворона летела через лес и села на пенёк».

«Ворона прилетела на пляж и окунула клюв в воду».

«Ворона прилетела на детскую площадку и громко закаркала».

7. Игра «Угадай - ка!»

В этом задании хорошо вернуться к «Мордашкам». Они делаются легко, быстро и, как правило, дети умеют без чьей-либо помощи сделать их самостоятельно.

Предлагается:

1. Каждому ребёнку сделать мордочку (лисы, кота, бычка, собаки).

2. Составить устно предложение.

3. Выложить из карточек или начертить на доске схему предложения, где предмет «мордашка».

4. Предложить остальным учащимся составить своё предложение по предложенной схеме: Кот поймал мышку. Мышку поймал кот.

  1. Заключительная часть

Преодоление общего недоразвития речи у детей является одной из актуальных проблем современной логопедии. Это вызвано её практической значимостью: своевременно проводимая коррекционно-педагогическая работа имеет большое значение для предупреждения неуспеваемости детей в школе и их дальнейшей успешной адаптации в социуме.

На логопедических занятиях дети учатся слушать, думать, действовать, говорить. Содержание речевого материала позволяет использовать на занятиях разнообразные задания: оригами, подбор и систематизацию картинок, схематические зарисовки, конструирование, работу со схемой, выполнение грамматических заданий, отгадывание загадок, прослушивание музыки.

При использовании на занятиях оригами повышается мотивация детей к различным мыслительным операциям: анализу, синтезу, сравнению и обобщению.

Развитие словесно-логического мышления позволяет обогатить кругозор и активный словарь ребёнка.

Одним из необходимых условий формирования полноценной речевой деятельности детей является создание мотивации общения, формирование стремления рассказать о сделанной работе-фигурке оригами. Особенно если надо придумать рассказ, пофантазировать. Для этого необходимо создать благоприятное речевое окружение, хороший эмоциональный настрой. Другими словами, в основе высказываний ребёнка должен лежать непосредственный речевой мотив.

Успешность совместной деятельности учителя-логопеда и семьи ребенка с недостатками речи определяет эффективность коррекционного воздействия. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Ещё В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если педагоги будут поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.

V. Список литературы

1. Т.Б. Филичева «Основы логопедии». - Москва.

2. В.И. Селиверстов «Игры в логопедической работе» - Москва, 1989г.

З. И.И. Садовникова «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников»  - Москва, 1997г.

4. В.В. Волина «Занимательное азбуковедение». - Москва, «Просвещение», 1995г.

5. Журнал «Школьный логопед». № 4 2009г.

6. Ю. и Е.Шумаковы «Оригами - чудеса из бумаги». - Ростов на Дону, 2005г.

7. С. и Е. Афонькины «Уроки оригами в школе и дома». - Москва, 1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование ИКТ в начальной школе"

Предлагаю вашему вниманию мой первый мастер-класс по теме "Использование ИКТ в начальной школе".В новом  тысячелетии  мы вступили в так называемую «информационную эпоху». Она ставит пе...

Мастер - класс "Проектная деятельность в начальной школе"

Мастер - класс состоит из практической и теоретической части. Основная цель мастер-класса - показать огромный потенциал проектной деятельности, возможности формирования ключевых компетентностей....

Мастер - класс Исследовательская работа в начальной школе в рамках курса "Окружающий мир" с помощью ЛабДиска-Гломир

Тема: Практическое занятие. Температура вокруг нас.Цель: формировать готовность слушателей использовать современные технические средства (ЛабДиск ГЛОМИР) для поддержки современных тенденций усил...

Мастер-класс "Исследовательская деятельность в начальной школе"

Обучение школьников специальным знаниям,а также развитие у них общих умений и навыков,...

Мастер-класс "Технология оценивания в ОС "Школа 2100"

Данный мастер-класс презентовался на совещании РМО учиелей начальных классов в 2012 году....

Мастер-класс "Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС"

В данной методической работе представлен мой педагогический опыт, фрагмен...

Мастер-класс «Исследовательская работа в начальной школе с помощью мобильной естественно-научной лаборатории ЛабДиск-Гломир»

Мастер-класс предназначен для учителей начальной школы. Главная задача мастер-класса - научить пользоваться ЛабДиском, познакомить с его возможностями при организации работы научно-исследовательского ...