Система работы с родителями младших школьников
консультация (1 класс) по теме

Каретникова Ульяна Геннадьевна

 

“Ребенок учится тому, что видит у себя в дому,

 Родители – пример ему…”.     Из средневекового трактата

 

Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю

нашей страны и, значит, и историю мира…  А.С.Макаренко. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Система работы с родителями младших школьников

“Ребенок учится тому, что видит у себя в дому,

 Родители – пример ему…”.     Из средневекового трактата

Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю

нашей страны и, значит, и историю мира…  А.С.Макаренко.

         Ни для кого не секрет, что семья оказывает наибольшее влияние на формирующуюся личность.  Именно в семье формируется отношение ребёнка к самому себе и окружающим людям. В семье происходит социализация личности, закладываются основные ценности жизни.

Важной задачей в работе с родителями является повышение их родительской компетентности, повышение их культуры, умения сотрудничать с детьми, находить с ними “общий язык”, развитие их родительских чувств. Одним из способов помочь детям и их родителям является просвещение родителей, обучение их навыкам сотрудничества с детьми. Я разделяю эту работу на три этапа.

1 этап. Сбор информации. Анкетирование родителей.

2. Основной этап. Проведение тренинговой работы с родителями младших школьников по программе тренинга “Уроки общения с ребенком”.

3. Заключительный этап. Подведение итогов работы.

Основные используемые принципы при проведении  работы с родителями:

1.Принцип добровольного участия.

2.Принцип открытости.

3.Принцип взаимодействия участников, на их полном доверии друг к другу.

4.Принцип самодиагностики, т.е. самораскрытие участников.

5.Принцип рефлексии.

        

Все люди разные. И семьи и  все дети разные. Нам надо принять нашего современного ребёнка таким, какой он есть, постараться понять его и с учётом его особенностей,  найти тот способ взаимоотношений с ним, который даст почувствовать любовь, тепло и защищённость, которые являются самыми ценными в семье.

        Влияние семьи в раннем школьном возрасте велико, так как именно в 6-7 лет происходит формирование характера ребёнка.   Начальная школа играет важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.  Первая причина особой роли семьи в воспитании – устойчивость, постоянство, долговременность семейного влияния.  Вторая – её разносторонность. Семья – настоящий банк человеческих  взаимоотношений. Поэтому школа должна постоянно оказывать помощь семье в воспитании ребёнка. А значит, работа с родителями – часть системы работы учителя.   Родители с помощью школы помогают первоклассникам в усвоении требований школы, в выполнении нового режима дня, приучают детей к самостоятельности, умению жить в новом коллективе. Школа привлекает родителей к работе с детьми.

Основной целью учителя является   взаимодействие : ученик – учитель – родитель. Дети, родители, педагоги -  члены  одного школьного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы. Результат решения, которых зависит от характера их взаимодействия.

Учитель в начальных классах должен уметь:

- направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей;

- оказывать помощь родителям в определении методов и приёмов воспитания детей, развивать у родителей положительное отношение к школе, учению детей, доверие к учителю;

- укреплять авторитет родителей в семье;

- тактично руководить педагогическим самообразованием родителей.

    Исходя из этих задач, я провожу большую работу с родителями.  Ещё летом провожу знакомство с будущими учениками, их родителями,   изучаю условия жизни и быта в семье.  Ответственно провожу первое родительское собрание, где я знакомлю родителей с основными документами и Уставом школы.  Основная форма работы учителя с коллективом родителей – классное родительское собрание. Родительские собрания сближают учителя  и родителей, приближают семью к школе.

 Я стараюсь использовать в работе разные формы общения с родителями моих учеников:

1. Изучение семьи школьника.

2. Анкетирование.

3. Беседы (индивидуальные).

4. Тренинги.

5. Памятки.

6. Родительские собрания.

7.Тематические игры.  

 8. Заочные конкурсы.

 9. Круглый стол.                        

10. Праздники.  

11.Семейные вечера.

12.Родительские рейды.

13. Общение через интернет

14. Родительский кружок.

15. Участие старших членов семьи, бабушек и дедушек.

   

Вывод: учителю необходимо вести  постоянную работу с родителями,  чаще общаться с ними.  Семья не изолирована от общества.  В постоянном свободном общении взрослых и детей создаются благоприятные возможности для обмена информацией. Поэтому очень важно, чтобы родители и учитель  действовали сообща. В этом залог успеха нашей совместной воспитательной работы.

        

Используемая литература:

1.Божович Л.И. “Личность и ее формирование в детском возрасте”, М.“Просвещение”, 1968 г.

2.Гиппенрейтер Ю.Б. “Общаться с ребенком. Как?”, Москва, “Сфера”, 2001 г.

3.Кэмпбелл Р. “Как любить ребенка”, Педагогический факультет, “Знание”,  № 4, 1990 г.

4.Ковалев С.В. “Психология современной семьи”, М. “Просвещение”, 1988 г.

5.Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей.- Соч. Т.4.

6.Рахматшаева В. “Грамматика общения”, Москва, “Семья и школа”, 1995 г.

7.Журнал «Начальная школа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для работы с родителями младших школьников

Этот материал поможет учителям начальной школы при работе с родителями...

Семья - Ребенок – Школа. Формы и методы работы с родителями младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

В данной статье даются рекомендации по работе  с  детьми  с тяжелыми нарушениями речи.(из опыта работы учителей - практиков)...

«Из опыта работы с родителями младших школьников».

Сообщение на городском методическом объединении классных руководителей по теме  «Из опыта работы с родителями младших школьников»....

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...

Обобщение опыта работы на тему «Разнообразные формы работы с родителями младших школьников»

Обобщение опыта работы на тему «Разнообразные формы работы  с родителями младших школьников»...

Система работы с одаренными младшими школьниками используя метод «Дизайн мышления» Ханова Елена Юрьевна

Вопрос детской одаренности всегда был в центре внимания многих отечественных и зарубежных психологов и педагогов. Актуален он и в наши дни. Работа с одаренными детьми составляет одно из важнейших напр...


 

Комментарии

Кошелева Лидия Анатольевна

Да, в наше время, очень актуальна проблема общения в семье.....