Учим учиться
консультация (1 класс) по теме

Ширшова Мария Александровна

Многие родители сталкиваются с нежеланием своего ребенка идти в школу, делать уроки. По традиции следуют либо нравоучения с их стороны, либо физическое наказание. Этот путь ведет в никуда. В самом деле, ведь не всегда же вашему чаду будет 7 – 10 лет, он вырастет, поумнеет и поймет, что школу можно прогулять, а урок – списать. Давайте разберемся в причинах «лени» вашего малыша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchim_uchitsya.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Учим учиться

Многие родители сталкиваются с нежеланием своего ребенка идти в школу, делать уроки. По традиции следуют либо нравоучения с их стороны, либо физическое наказание. Этот путь ведет в никуда. В самом деле, ведь не всегда же вашему чаду будет 7 – 10 лет, он вырастет, поумнеет и поймет, что школу можно прогулять, а урок – списать. Давайте разберемся в причинах «лени» вашего малыша.

Еще вчера он беззаботно бегал во дворе, играл со сверстниками, смотрел любимые мультфильмы, играл в компьютер, а сегодня со всех сторон его пугают: ты должен, это твоя обязанность! Любой взрослый испугается такой резкой перемене, не говоря о крохе. Так что же делать? В первую очередь, перестаньте давить на ребенка и мягко подведите к тому, что учеба – удовольствие. Да-да, вы не ослышались, удовольствие. Это, конечно, нелегко, это – труд, но родительский.

Каждый из вас, наверное, замечал, что если грамотно распланировать свой день, все успеваешь. В школьной жизни ребенка все точно так же. Ученик младших классов до обеда занят в школе, там он трудится, затем приходит домой. Естественно сразу сделать уроки довольно проблематично, ребенок элементарно устал. Покормите его обедом и, обязательно уложите поспать. Мне могут возразить, мол, мой ребенок днем не может спать, тогда пусть просто полежит и отдохнет часок. Это нужно взять за правило. Часика в три дня будите, кормите, и смело сажайте делать уроки. Он готов воспринимать информацию и трудиться.

На приготовление уроков необходимо отводить определенное время. Я знаю некоторых детей, растягивающих «это удовольствие» на многие часы. Пресекать немедленно! В противном случае ваша жизнь превратится в ад. Не секрет, что многое сразу может не получаться и чадо начинает капризничать, вот и пригодится ваша помощь. Нет, за него задачи решать не нужно, и диктовать по буквам – тоже (иначе как вы будете учиться в старших классах). Поговорите доверительно с ребенком, объясните ему главное – если бы он все знал и умел, если бы у него был красивый почерк, зачем бы ему тогда ходить в школу? Мысль простая, но сразу в голову никому не приходит! Никогда не требуйте мгновенных результатов, помните о том, что, во-первых все мы разные, кому- то учеба дается легко, а кому-то приходиться долго трудиться. Лично я успокаивала свою доченьку два года, она никак не могла научиться красиво писать. Моим главным аргументом было, если стараешься, рано или поздно, все равно получится! Когда стал виден результат, ее глазки так сияли! Но это не означает, что я заставляла ее по несколько раз переписывать, нет! Просто за каждую маленькую победу я ее хвалила, каждые полгода доставала старую, спрятанную тетрадь, мы сравнивали, и был отчетливо виден прогресс. Почерк наладился (из опыта одной мамочки).

Теперь поговорим о том, как донести до ребенка важную информацию, как сделать понятным непонятное. Прежде всего учим рассуждать. Простая, на ваш взгляд, задача может оказаться очень сложной для вашего малыша, отнеситесь серьезно, без превосходства и насмешек. Пусть вслух проговаривает задание. На первых порах можно даже… рисовать! Нарисовали яблочки или тетрадки (корзинки), расписали, что дано, а что неизвестно, и рассуждайте вместе, где спрятан ответ. Отдельный совет по решению задач. Не секрет, что задачи в несколько действий не каждому даются легко, дети теряют порядок действий, путаются. Вот тут и пригодится рассуждение. Научите свое чадо задавать вопрос к каждому неизвестному. Пример: в одной корзинке 5 килограмм яблок, в другой на 3 килограмма больше. Сколько яблок в двух корзинках? Рассуждаем: нам известно, что в первой корзинке 5 килограмм яблок, но мы не знаем, сколько во второй (это – первый, скрытый вопрос задачи), первым действием найдем яблоки во второй корзинке. Теперь нам известно, сколько яблок и в первой корзинке и во второй, но неизвестно, сколько в двух (это – второй вопрос задачи, основной.) Значит, задача решается двумя действиями. Правда, легко? Если вы научите своего ребенка всегда рассуждать, учеба будет ему даваться легко. С математикой разобрались, теперь – русский язык. Предмет достаточно сложный, просто зубрежкой правил тут не обойдешься. Мы советуем вам … играть! Не удивляйтесь. Именно в игре ребенок запомнит больше, потому что ему так интересней.

Итак, игра первая – слова. Вы называете слово, а ваше чадо должно назвать ту букву, на которую оканчивается ваше слово. Например, вы называете слово арбуз, его слово должно начинаться на букву з, и так далее. Никогда в этих словах ваш ребенок не сделает в будущем ошибку – проверено, да и словарный запас пополняется ненавязчиво. Если он не может назвать слово на какую – то букву, подскажите, в следующий раз он его обязательно вспомнит!

Игра вторая – части речи. Тут необходим третий участник (папа, бабушка, еще один ребенок, может быть, друг). Берете три листочка, три ручки и начинаете. Один участник пишет на своем листочке существительное, второй – прилагательное, третий – глагол (показывать слова друг другу нельзя, потеряется интрига). Естественно вы должны ребенку объяснить, что это такое (мы семейно играли в эту игру раньше, чем дите начало изучать эту тему в школе, просто объяснили, что существительное это – предмет и к нему можно задать вопросы кто? Что? Глагол – действие этого предмета, отвечает на вопрос что делает? что сделает? Прилагательное – описание предмета, отвечает на вопросы какой? какая?) Далее, каждый из участников зачитывает свое слово и получается предложение. Иногда такое выходит, что очень долго веселье стоит! А учебный процесс идет! Во-первых, дите четко усвоит разницу, во-вторых, познакомится с предложением!

Другим важным фактором в успешном обучении является чтение. Даже не спорьте. Только представьте себе, когда мой сын учился в 9 классе, у него было… 19 учебников, в среднем по 300-400 страниц! Как может ребенок хорошо усвоить материал, если плохо читает? Ведь нужно не только прочитать, но и хоть что-то усвоить. Нужна скорость чтения, а она закладывается только в начальной школе. Вот как читает в конце 4 класса, так и будет читать дальше. Многие родители жалуются на то, что дети не любят читать (еще бы, ведь компьютер и телевизор занимают большую часть свободного времени). Я сделала так. Поставила в туалете (извините за подробности) маленькую табуретку и стала оставлять на ней разные журнальчики: «Загадки истории», « Вокруг света», кроссворды и так далее. Что и требовалось доказать – генетическую память отменить невозможно! – дети начинали читать (решать кроссворды) в туалете, выходили, забирали с собой в комнату понравившийся журнальчик со статьей и дочитывали уже в нормальной обстановке. Теперь, если там ничего нового уже не лежит, возмущаются. Маленькая, но победа! А нам с вами известно, что большие достижения без маленьких побед невозможны (из опыта мамочки).

Делаем уроки.

Даже если ваш ребенок занимается за обеденным (кухонным) столом, это его рабочее место, и на нем должен быть определенный порядок. С самого первого дня занятий в школе я приучала детей к тому, что рабочее место сначала нужно подготовить, а уж потом садится за приготовление уроков. Я делала так: сначала открывала дневник и смотрела задание на следующий день, на правый угол стола клала учебник, закладкой на нужной странице служила тетрадь, в которой необходимо было выполнить задание. Получается такая «рабочая кучка». В самый низ убирались учебники с устными заданиями (ведь никто не будет спорить, что сначала удобней справиться с письменными заданиями). Посередине стола я ставила подставку для учебника, рядом стакан с ручками, карандашами, линейкой и резинкой (думаю, такой мини-органайзер есть почти в каждом доме). Далее все просто: ребенок берет сверху учебник, открывает (как мы помним, закладка там уже есть) на нужной странице, ставит учебник на подставку, тетрадь кладет перед собой, и начинает выполнять задание. Выполнил – закрыл учебник, положил на левый угол стола, сверху – тетрадь. Все. Преимущества такого метода в том, что малыш видит предстоящий объем работы, оценивает его. А левый угол стола напоминает о сделанной работе, что очень приятно. Все это помогает ребенку рассчитать свое время. Конечно, с вашей помощью. Если не полениться и взять за правило делать так постоянно, в дальнейшем ребенок все это будет делать сам, без вашей помощи, и никогда ничего не забудет дома. Следующий этап: после того, как правый угол оказался пуст, а левый полон, приступаем к укладке портфеля на завтра. Да-да, весь левый угол «идет» в портфель. Дополняем творческими предметами (труд, рисование), и вот он собран к завтрашнему дню!

Конечно, не стоит делать все уроки сразу, между предметами должен быть перерыв. Здесь все индивидуально. Если ваш ребенок за час-полтора может сделать все письменные предметы, то между ними отдых можно дать небольшой. Но есть дети, которые немного дольше и медленнее все выполняют, или если задан на дом большой объем, тогда между предметами допускается прогулка, небольшая, на 1- 1,5 часа. Главное, чтобы ваше чадо привыкло к распорядку, тогда весь процесс будет происходить по инерции, как бы сам собой.

Если ребенок заболел, а дети часто болеют, обязательно узнавайте домашнее задание, и лучше всего у учителя. Учитель объяснит, на что обратить внимание, как правильно оформить, как лучше объяснить ребенку новую тему. Мне могут возразить, что загружать больного ребенка не нужно, пожалейте и так далее. Соглашусь частично: если у него высокая температура, слабость, еще какие-то ярко выраженные симптомы заболевания (например, отравления), тогда оставьте в покое, но задание все- таки узнайте. Ведь редко кто сидит на больничном пару дней, а за неделю много пропустите. Не обязательно делать задание в полном объёме, но быть в курсе, не отставать от других - вот наша задача. Тем более вся тяжесть заболевания приходится на первые несколько дней, а дальше мы просто долечиваем симптомы, вот и сочетайте лечение и учение. Приведу пример. (Из опыта одной мамочки) Два раза моя доченька болела по 1 месяцу. В первый раз лечились дома от сотрясения, запрет был на все: нельзя было ни писать, ни читать, даже рисовать пару недель не разрешалось. Я все равно звонила учителю и интересовалась заданием и тем, что дети изучают в данный момент. Так как считать нам тоже запрещалось, я вслух читала задание, объясняла тему, решала и объясняла решения. Ребенок все воспринимал только на слух, в результате мы не отстали. В другой раз она оказалась с гастритом в больнице, лечилась 21 день. Я брала задания, но не всегда получалось заниматься день в день: то процедуры, то обследования, то капельницы.… Но моя доченька точно знала, что если все забросить, будешь в рядах отстающих. В общем, занималась, когда получалось. Было это в четвертой четверти, выписались мы из больницы, и почти сразу – годовые контрольные. Результат – твердые четверки.

И самое важное – никогда не опускайте руки сами и не позволяйте впадать в уныние вашему ребенку, результат все равно будет рано или поздно. И помните, что за каждым успешным ребенком стоит труд его родителей.

Учимся пересказывать.

Многих родителей волнует то, что ребенок не может подготовить пересказ. Жалуются на то, что либо ребенок пытается выучить текст наизусть, либо вообще не может рассказать ничего и получает плохую отметку за это задание. Причем сами родители понимают, что это большая проблема, в старших классах к пересказу придется готовить не одну и даже не две страницы текста, да и не по одному предмету, а еще и учить кое-что придется (теоремы, стихи, правила, формулы). Как же научить ребенка пересказывать текст, не заучивая? В первую очередь, разговаривайте с ним обо всем, пусть рассказывает о школе, друзьях, о книгах, прочитанных за день, о том, что увидел по телевизору, даже о компьютерной игре, в которую играет в данный момент. В процессе разговора пытайтесь тактично поправлять речь, ведь не секрет, что дети часто используют слова, далекие от литературного языка: «тетенька», «чувак», «бац» и так далее. Мы не призываем учить детей безупречной литературной речи, да оно и не нужно, но связно рассказывать о чем-то своими словами, учить нужно. Вот когда научите этому, тогда и получится толковый пересказ. Ведь когда учитель дает задание подготовить пересказ, он хочет, чтоб ребенок донес смысл текста своими словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по математике во 2-м классе (по учебному пособию «Учись учиться» Л.Г.Петерсон)

УРОК ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ  НАПРАВЛЕННОСТИ.ТЕМА: ЧТО ТАКОЕ  « УМЕТЬ УЧИТЬСЯ?»Уметь учиться – это значит уметь выполнять и рефлектировать деятельность учения,  или учебную деятельность. П...

Формирование универсальных учебных действий.Памятки "Учись учиться"

Работая над методической темой"Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников как средство развития компетенции в образовании",я составила для учеников памятки "Учись учиться",которые по...

Программа внеурочной деятельности "Учись учиться"

Программа внеурочной деятельности "Учись учиться" составлениа для учащихся 1-2 классов. Нацелина на развитие произвольных форм внимания, памяти, мышления, способствует развитию навыков учебной деятель...

Классный час "Учись учиться".

Классный час с целью привития уважения к любому виду труда и воспитанию стремления детей к самосовершенствованию и саморазвитию....

Учусь учиться

Модифицированная  программа Дзятковской "Учусь учиться" 0-1 + 11 занятий по курсу...

«Я учусь учиться!» Формирование учебной деятельности у школьников с дизорфографией. Занятие№1 "Я хочу учиться!"

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"19593882","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"1959388...