работа с родитялями
статья по теме

Филенкова Людмила Михайловна

Работа с родителями

 

        Многолетний опыт работы в начальной школе привел меня к осознанию важности целенаправленной работы с родителями учащихся. Цель данной работы − активное вовлечение родителей в образовательный процесс собственных детей. Огромное значение в работе с родителями я уделяю проведению родительских собраний. Считаю, что лучше не проводить родительское собрание вообще, чем проводить его формально.

Знакомство с родительским коллективом начинается ещё до  начала обучения детей в школе. Традиционно в июне проходит первое родительское собрание, на котором я знакомлюсь со своим родительским коллективом. Но прежде, изучив личные дела моих будущих учеников и проанализировав список родителей, я предварительно определяю для себя тех, с кем вместе возможно будет создавать родительский комитет. В ходе этого собрания важно сформировать положительное отношение к учителю и к школе. Как театр начинается с вешалки, так и подготовка к собранию начинается с внешнего вида и настроя учителя Порядок кабинета - это тоже дело чести педагога. Это я беру за правило.

 На собрании я рассказываю родителям о школьных традициях, достижениях, особенностях обучения именно в нашей школе, провожу анкетирование с целью знакомства с семьей и ребенком, совместно с родителями составляю график посещений семей на дому. Опыт показывает, что обход семей также возможен в сопровождении представителя родительского комитета. С одной стороны, это позволяет составить более объективное представление о характеристике, представляемой в социальную службу школы, и разделить с родителем из актива ответственность, с другой, –  даёт возможность учителю  преподнести мастер-класс по урегулированию конфликтной ситуации при ее возникновении.

К примеру, во время посещения ребёнок начинает проявлять демонстративное непослушание, провоцируя  гневную реакцию родителей, и взрослые эмоционально не справляются с ситуацией, или же различные подходы к воспитанию детей иллюстрируются одновременно предъявляемыми, но противоположными по задачам требованиями к ребёнку. Непросто быть также невольными свидетелями обвинений 7-летнего ребёнка в отсутствии порядка  в доме,  который вовремя не обеспечили  взрослые. В такие моменты, несмотря на их конфликтную основу, зачастую тоже формируются доверительные отношения педагога и родителей, которые видят искреннее участие и желание помочь.

Изучение жилищно-бытовых условий, медицинских карт, анкет детей помогает сформировать представление о предстоящей работе с каждой семьей в отдельности и с коллективом в целом.

        На каждом собрании я стараюсь расширять педагогический кругозор родителей, стимулировать желание стать хорошими наставниками. Для этого я готовлю материал по важным вопросам педагогики и психологии, зачитываю интересные факты и пересказываю идеи из периодики по этим же проблемам либо предлагаю ссылки на источники информации. Отмечу любопытную деталь: информация, предлагаемая исключительно в устной форме, гораздо труднее усваивается не только детьми, но и взрослыми, именно по этой причине я и для родителей готовлю распечатки,  записываю самые важные выкладки на доске, использую возможности ИКТ технологий. Все, что предлагается к решению, должно быть подробно объяснено (школьная форма, сменная обувь, питание, проведение экскурсий, праздников, требования школы и т. д.).

        Если вы замечаете, что внимание слушателей рассеянно, привлеките его к доске. На фоне игровой техники, скажем, поиска намеренных ошибок в записях, это разряжает обстановку, иллюстрирует примером учебное задание, которое можно использовать и на занятиях дома, и гармонизирует общий настрой. Предлагаю я  родителям и самостоятельный  поиск вариантов выхода из конфликтных, проблемных ситуаций, которые возникают или моделируются; наиболее эффективной считаю форму мини-тренинга.

        Выбор самих ситуаций я также периодически стараюсь оставить за родителями. Для того, чтобы в воспитании и сопровождении взросления детей «смотреть с родителями в одну сторону», очень важно учитывать их видение ситуаций и стремиться к мудрому компромиссу.   \

        В случае необходимости я приглашаю специалистов для участия в собрании (администрацию школы, психолога, социального педагога, медицинских работников, консультантов).

        На собрании я никогда не говорю о каждом ученике в отдельности. Однако обязательно сообщаю родителям о замечательных маленьких шажках детей вперед, об их успехах, желаниях, настроениях, достижениях и ожиданиях. Не привожу как примеры нарушений и  ситуации, произошедшие в коллективе детей,  все комментарии по конфликтам и сложным проблемам высказываю родителям наедине, и чаще всего не в дни собраний, во избежание привлечения  внимания. Перефразируя известного психолога Ю.Б. Гиппенрейтер, позволю  напомнить: быть услышанным возможно, стоит лишь выбрать верное «КАК» сказать.

        Речь учителя на собрании не должна быть только монологичной. Важно устанавливать диалог с родителями, чтобы они активно высказывали свою точку зрения по обсуждаемым вопросам, не боясь некорректной критики со стороны других родителей и педагога. Значительное место в этих диалогах занимает позиция родительского комитета, который выбирается на первых собраниях на добровольной основе из числа родителей, пользующихся авторитетом.

        Родительский комитет является основным активным помощником классных руководителей, а все остальные родители привлекаются в случае необходимости  и преимущественно для выполнения разовых поручений. Объяснение подобной установки достаточно простое: активная жизненная позиция, умение рождать идеи и непосредственное воплощение предлагаемого на практике с учетом временных затрат не всегда дело рук одних и тех же родителей.

        К примеру, в обсуждении направления поездки второклассников на сентябрьском собрании могут высказаться 10−15 человек, но активно собирают паспорта, деньги, напоминают о наборе сухого пайка и, наконец, непосредственно присутствуют в поездке, помогая классному руководителю, 2−3, остальным оказывается некогда. Также важно при формировании родительского актива класса учитывать взаимодополняющие значимые личностнообразующие черты родителей-активистов, такие как ответственность, самостоятельность, гибкость, коммуникабельность, общий уровень образованности, умение аргументированно говорить и отстаивать интересы группы, креативность.

        Желание и внутренняя готовность творить, придумывать, не бояться быть смешным – это в наше время нечасто встречающиеся, но очень важные характеристики современных родителей, которые порой забывают о том, что начальная школа с ее группами продленного дня и 3-разовым питанием далеко не камера безопасного хранения ребенка с 8 до 18 каждого рабочего дня. Те же из родителей, кто в 1−2 классе переодеваются клоунами и поют смешные песенки, вместе с ребятами катаются со снежных горок и навещают в больнице одноклассников ребенка или учителя, имеют куда больше шансов в непростом переходном возрасте детей остаться им друзьями.

        Участие родителей в принятии решений по вопросам, связанным с обучением и воспитанием детей, является залогом активного посещения собраний. На родительском собрании должно быть интересно; доброжелательная, уверенная, наполненная мудрым юмором речь учителя − это еще один способ быть услышанным и понятым. А все мы помним единственную фразу вместо целого сочинения о счастье, которую написал в тетрадке один из героев фильма «Доживем до понедельника» - «Счастье – это когда тебя понимают».

А еще, пожалуй, не, нужно бояться благодарить, извиняться, уважать, убеждать и заботиться, ведь «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель». (А. Дистервег).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_roditelyami.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с родителями

        Многолетний опыт работы в начальной школе привел меня к осознанию важности целенаправленной работы с родителями учащихся. Цель данной работы − активное вовлечение родителей в образовательный процесс собственных детей. Огромное значение в работе с родителями я уделяю проведению родительских собраний. Считаю, что лучше не проводить родительское собрание вообще, чем проводить его формально.

Знакомство с родительским коллективом начинается ещё до  начала обучения детей в школе. Традиционно в июне проходит первое родительское собрание, на котором я знакомлюсь со своим родительским коллективом. Но прежде, изучив личные дела моих будущих учеников и проанализировав список родителей, я предварительно определяю для себя тех, с кем вместе возможно будет создавать родительский комитет. В ходе этого собрания важно сформировать положительное отношение к учителю и к школе. Как театр начинается с вешалки, так и подготовка к собранию начинается с внешнего вида и настроя учителя Порядок кабинета - это тоже дело чести педагога. Это я беру за правило.

 На собрании я рассказываю родителям о школьных традициях, достижениях, особенностях обучения именно в нашей школе, провожу анкетирование с целью знакомства с семьей и ребенком, совместно с родителями составляю график посещений семей на дому. Опыт показывает, что обход семей также возможен в сопровождении представителя родительского комитета. С одной стороны, это позволяет составить более объективное представление о характеристике, представляемой в социальную службу школы, и разделить с родителем из актива ответственность, с другой, –  даёт возможность учителю  преподнести мастер-класс по урегулированию конфликтной ситуации при ее возникновении.

К примеру, во время посещения ребёнок начинает проявлять демонстративное непослушание, провоцируя  гневную реакцию родителей, и взрослые эмоционально не справляются с ситуацией, или же различные подходы к воспитанию детей иллюстрируются одновременно предъявляемыми, но противоположными по задачам требованиями к ребёнку. Непросто быть также невольными свидетелями обвинений 7-летнего ребёнка в отсутствии порядка  в доме,  который вовремя не обеспечили  взрослые. В такие моменты, несмотря на их конфликтную основу, зачастую тоже формируются доверительные отношения педагога и родителей, которые видят искреннее участие и желание помочь.

Изучение жилищно-бытовых условий, медицинских карт, анкет детей помогает сформировать представление о предстоящей работе с каждой семьей в отдельности и с коллективом в целом.

        На каждом собрании я стараюсь расширять педагогический кругозор родителей, стимулировать желание стать хорошими наставниками. Для этого я готовлю материал по важным вопросам педагогики и психологии, зачитываю интересные факты и пересказываю идеи из периодики по этим же проблемам либо предлагаю ссылки на источники информации. Отмечу любопытную деталь: информация, предлагаемая исключительно в устной форме, гораздо труднее усваивается не только детьми, но и взрослыми, именно по этой причине я и для родителей готовлю распечатки,  записываю самые важные выкладки на доске, использую возможности ИКТ технологий. Все, что предлагается к решению, должно быть подробно объяснено (школьная форма, сменная обувь, питание, проведение экскурсий, праздников, требования школы и т. д.).

        Если вы замечаете, что внимание слушателей рассеянно, привлеките его к доске. На фоне игровой техники, скажем, поиска намеренных ошибок в записях, это разряжает обстановку, иллюстрирует примером учебное задание, которое можно использовать и на занятиях дома, и гармонизирует общий настрой. Предлагаю я  родителям и самостоятельный  поиск вариантов выхода из конфликтных, проблемных ситуаций, которые возникают или моделируются; наиболее эффективной считаю форму мини-тренинга.

        Выбор самих ситуаций я также периодически стараюсь оставить за родителями. Для того, чтобы в воспитании и сопровождении взросления детей «смотреть с родителями в одну сторону», очень важно учитывать их видение ситуаций и стремиться к мудрому компромиссу.   \

        В случае необходимости я приглашаю специалистов для участия в собрании (администрацию школы, психолога, социального педагога, медицинских работников, консультантов).

        На собрании я никогда не говорю о каждом ученике в отдельности. Однако обязательно сообщаю родителям о замечательных маленьких шажках детей вперед, об их успехах, желаниях, настроениях, достижениях и ожиданиях. Не привожу как примеры нарушений и  ситуации, произошедшие в коллективе детей,  все комментарии по конфликтам и сложным проблемам высказываю родителям наедине, и чаще всего не в дни собраний, во избежание привлечения  внимания. Перефразируя известного психолога Ю.Б. Гиппенрейтер, позволю  напомнить: быть услышанным возможно, стоит лишь выбрать верное «КАК» сказать.

        Речь учителя на собрании не должна быть только монологичной. Важно устанавливать диалог с родителями, чтобы они активно высказывали свою точку зрения по обсуждаемым вопросам, не боясь некорректной критики со стороны других родителей и педагога. Значительное место в этих диалогах занимает позиция родительского комитета, который выбирается на первых собраниях на добровольной основе из числа родителей, пользующихся авторитетом.

        Родительский комитет является основным активным помощником классных руководителей, а все остальные родители привлекаются в случае необходимости  и преимущественно для выполнения разовых поручений. Объяснение подобной установки достаточно простое: активная жизненная позиция, умение рождать идеи и непосредственное воплощение предлагаемого на практике с учетом временных затрат не всегда дело рук одних и тех же родителей.

        К примеру, в обсуждении направления поездки второклассников на сентябрьском собрании могут высказаться 10−15 человек, но активно собирают паспорта, деньги, напоминают о наборе сухого пайка и, наконец, непосредственно присутствуют в поездке, помогая классному руководителю, 2−3, остальным оказывается некогда. Также важно при формировании родительского актива класса учитывать взаимодополняющие значимые личностнообразующие черты родителей-активистов, такие как ответственность, самостоятельность, гибкость, коммуникабельность, общий уровень образованности, умение аргументированно говорить и отстаивать интересы группы, креативность.

        Желание и внутренняя готовность творить, придумывать, не бояться быть смешным – это в наше время нечасто встречающиеся, но очень важные характеристики современных родителей, которые порой забывают о том, что начальная школа с ее группами продленного дня и 3-разовым питанием далеко не камера безопасного хранения ребенка с 8 до 18 каждого рабочего дня. Те же из родителей, кто в 1−2 классе переодеваются клоунами и поют смешные песенки, вместе с ребятами катаются со снежных горок и навещают в больнице одноклассников ребенка или учителя, имеют куда больше шансов в непростом переходном возрасте детей остаться им друзьями.

        Участие родителей в принятии решений по вопросам, связанным с обучением и воспитанием детей, является залогом активного посещения собраний. На родительском собрании должно быть интересно; доброжелательная, уверенная, наполненная мудрым юмором речь учителя − это еще один способ быть услышанным и понятым. А все мы помним единственную фразу вместо целого сочинения о счастье, которую написал в тетрадке один из героев фильма «Доживем до понедельника» - «Счастье – это когда тебя понимают».

А еще, пожалуй, не, нужно бояться благодарить, извиняться, уважать, убеждать и заботиться, ведь «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель». (А. Дистервег).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Самостоятельная работа с прогностической и ретроспективной самооценкой по разделу «Работа с информацией» 4 класс (работа с таблицами и диаграммами)

Цель самостоятельной работы по математике - определить уровень освоения обучающимися умения читать и заполнять готовые таблицы и столбчатые диаграммы; переводить информацию из таблицы и диаграммы в те...