Познавательные процессы личности. Память.
статья (3 класс) по теме

Значение, процессы, виды, развитие памяти.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №262

Красносельского района.

Тема: Познавательные процессы личности. Память.

Ковалькова Т. О. Воспитатель ГПД.

Санкт-Петербург. 2014г.


Познавательные процессы личности.

Память.

        Память и ее значение.

Наш мозг обладает очень важным свойством. Он не только получает информацию об окружающем мире, но и хранит, накапливает ее. Каждый день мы узнаем много нового, с каждым днем обогащаются наши знания. Все, что узнает человек, может быть надолго сохранено в «кладовых» его мозга.

Памятью называют отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал.

Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения. Человек, лишенный памяти, как указывал И. М. Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Без памяти немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность.

Процессы памяти.

Память – сложная психическая деятельность. В ее составе можно выделить отдельные процессы. Основные из них – запоминание, сохранение, воспроизведение и узнавание. Запоминание – это процесс образования и закрепления в мозгу следов возбуждения и соответствующих нервных связей. Запоминание может быть непроизвольным, когда оно совершается без заранее поставленной цели запомнить. Учебная деятельность школьников опирается преимущественно на произвольное запоминание. Систематическое, планомерное, специально организованное запоминание с применением определенных приемов называют заучиванием.

Сохранение – это удержание заученного в памяти. Результаты запоминания и сохранения проявляются в узнавании и воспроизведении. Узнавание не может быть показателем прочности запоминания, и при оценке эффективности запоминания надо ориентироваться только на воспроизведение. Непониманием этого объясняются частые случаи неудачного ответа ученика по материалу, который он, как ему кажется, добросовестно учил. Дело в том, что, решая вопрос об усвоении материала, ученик ориентировался на узнавание. Он читает материал по учебнику еще раз, и ему все знакомо. Знакомо – значит, усвоено, считает ученик. Но учитель-то требует от ребенка не узнавания, а воспроизведения. Поэтому при заучивании необходимо проверять себя на воспроизведение и считать материал усвоенным только тогда, когда, закрыв учебник, можешь безошибочно рассказать содержание прочитанного. При этом полезен сам процесс припоминания–то, что удалось припомнить самому ученику, будет в дальнейшем помниться хорошо.

Виды памяти.

Виды памяти различают в зависимости от того, что запоминается, как запоминается и насколько долго помнится. Соответственно этому различают: образную, словесно-логическую, двигательную, эмоциональную, произвольную, непроизвольную, кратковременную, долговременную и оперативную памяти.

Развитие памяти у детей.

Учебная деятельность школьника опирается на запоминание. Запоминание может осуществляться двумя способами: механическим и осмысленным.

Условия запоминания:

  1. Приемы искусственного осмысливания – мнемонические приемы.
  2. Установка на запоминание.
  3. Активность ученика и самостоятельность его деятельности.
  4. Смысловая группировка материала.
  5. Повторение материала.

Игры на развитие памяти.

  1. «Повтори за мной». Учитель простукивает определённый ритм карандашом по столу (фраза чёткая и короткая). Один из детей повторяет фразу.
  2. «Запомни движение». Учитель показывает детям движения из трёх-четырёх действий. Дети должны повторить их в том же порядке, потом можно в обратном.
  3. «Художник». Выбирается 2 ребёнка, остальные смотрят. Один из выбранных детей «художник», другой «заказывает» ему свой портрет. «Художник» внимательно рассматривает «заказчика» (2 мин), затем отворачивается и по памяти описывает его внешность.

Мнемо́ника (греч. "τα μνημονιχα " — искусство запоминания) (мнемоте́хника) — совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. Мнемоника не совершенствует память, она только облегчает запоминание.

  1. Запомнить порядок планет Солнечной системы можно по первым буквам слов во фразе: Мы ведь знаем, мама Юли села утром на пилюли(Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).
  2. Названия падежей. Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку.
  3. Надевать и одевать. Одевать (кого?) Надежду. Надевать (что?) одежду.
  1. Носки и чулки. Носки короткие –  слово длинное: носков. Чулки длинные – слово короткое: чулок.
  2. Ударение в словах.

Долго ели тОрты – Не налезли шОрты!

ЗвонИт звонарь, ЗвонЯт в звонок, чтоб ты запомнить верно смог. ЗвонИт и говорИт.  

Фёкла красная, как свЁкла! В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла!  

Ударение в слове щавель: Срубили ель, сорвали щавЕль.  

Не говори катАлог, а только каталОг. А твОрог? Можно твОрог, а можно и творОг!

  1. Удвоенные согласные.

Количество С в слове искусство: 1/2.
На первом месте – одно, на втором – два.

МошеННик у тружеНика одну Н украл!

  1. Семь цветов радуги.

Как Однажды Жан-Звонарь Головой Свалил Фонарь.

Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидят Фазаны.

  1. Безударные гласные в корне слова.

Если буква гласная вызвала сомнение –
Ты ее немедленно ставь под ударение!

В городе Бордо,
на улице Бордовой,
закат бАгряный и бАгровый.

На вЕранде  вЕтер
На вИтрине Игрушки.

ТрОлль шел по трОтуару, кОт съел кОтлету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система и результативность психолого- педагогического сопровождения учащихся начальных классов в развитии познавательных процессов

Актуальность темы заключается в том, что мышление в младшем школьном возрасте развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для развития мышления, и оно не может созрет...

Учебное занятие "Развитие познавательных процессов младших школьников".

Это занятие можно провести во время Дня открытых дверей в школе. Выполняя различные задания во время занятия, родители вновь почувствуют себя детьми, а ребята с радостью будут сотрудничать со своими р...

упражнения на развитие познавательных процессов

упражнения на развитие познавательных процессов...

Мастер-класс Формирование учебно-познавательной компетентности личности младшего школьника

Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования  учителяЗадачи мастер-класса:  передача своего опыта путем прямого и комментированного показа последоват...

"Как развивать познавательную компетентность личности в современном мире"

Статья на тему ""Как развивать познавательную компетентность личности в современном мире"...

Роль семейного чтения в формировании познавательной творческой личности

Воспитать любовь к книге, научить думать,  а не запоминать, воспитать культуру чтения, развивать способность эстетического восприятия художественной литературы – вот те сложные и важные зад...