РАЗГОВОРЫ НЕ ДЛЯ ДЕТСКИХ УШЕЙ (материал учителям на собрание для родителей)
консультация (1 класс) по теме

Апарина Наталья Александровна

  Какие разговоры можно вести при детях, а от каких стоит воздержаться? Что обсуждать не следует, а о чем, наоборот, полезно поговорить в присутствии ребенка, даже если он сам этим не интересуется?  В данной вступительной беседе к родительскому собранию учитель ответит на все эти вопросы.

1.     Обсуждение знакомых

2.     Что мы думаем  об учителях    

3.     Ссоры с родственниками

4.    А можно ли обсуждать при ребенке его самого?

По этим основным темам даны хорошие советы для родителей.

       

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razgovory_ne_dlya_detskikh_ushey_material_dlya_roditeley.doc21.57 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗГОВОРЫ НЕ ДЛЯ ДЕТСКИХ УШЕЙ

(материал для родителей).

РАЗГОВОРЫ НЕ ДЛЯ ДЕТСКИХ УШЕЙ

        Помните рассказ В.Драгунского “Профессор кислых щей” ? Отец назвал так Дениску, но мама поспешила успокоить сына, заявив, что это вовсе не обидно, а наоборот - папа его похвалил. В результате ничего не подозревающий ребенок наградил “похвальной” кличкой солидного дяденьку, отрекомендовавшегося профессором. Рассказ, конечно, юмористический, но в шутке содержится немалая доля правды. Наверное, нет такого родителя, который хоть однажды не попал бы со своим чадом в похожую неловкую ситуацию. Нам кажется, что 3-4 летние дети не понимают “взрослых” разговоров, и мы при них свободно обсуждаем самые разные темы. А потом не знаем, куда глаза девать, когда ребенок простодушно цитирует при  чужих некоторые наши “перлы”. Какие разговоры можно вести при детях, а от каких стоит воздержаться? Что обсуждать не следует, а о чем, наоборот, полезно поговорить в присутствии ребенка, даже если он сам этим не интересуется?

    Обсуждение знакомых

       Вы замечали, как часто мы обсуждаем знакомых людей, их поступки и высказывания? С кем-то мы соглашаемся, с кем-то заочно (но от этого не менее яростно) спорим, над кем-то подтруниваем, а кем-то восхищаемся. Исключить все это из нашей жизни значило бы ее обеднить, обесценить. Что, естественно, не принесет пользы ни нам, ни детям, воспитание которых во многом происходит опосредованно: слушая беседы взрослых, они незаметно усваивают и наши принципы, учатся различать, “что такое хорошо, а что такое плохо”. Лобовые нравоучения часто не действуют, зато яркие примеры прочно запечатлеваются в памяти. В силу своих возрастных особенностей дети гораздо лучше усваивают информацию, когда она , во-первых, конкретна, во-вторых, эмоционально окрашена.

       Но, конечно, подобные разговоры не должны превращаться в “школу злословия”. Определить грань, за которую заходить не следует, можно, например, таким образом: представьте себе, что речь идет о вас. Что бы вы почувствовали, если ребенок по наивности пересказал вам содержание разговора? Обиду? Значит, лучше воздержаться от дальнейшего развития данной темы.

       Если же  вы, увлекшись, все-таки принялись при ребенке перемывать косточки знакомым, хотя бы сделайте вид, будто речь идет о людях, которых он никогда не видел. Ваши слова меньше заинтересуют его, если не будут сцеплены с образом человека, к которому у него есть какое-то свое отношение.

     Что мы думаем  об учителях   

     Раньше подавляющее большинство родителей считало, совершенно недопустимо критиковать учителей в присутствии ребенка. Сейчас же частенько бывает наоборот. Недавно ко мне на консультацию пришла третьеклассница. “Ну, как тебе в школе7” - спросила ее я. “Плохо, - насупилась она. - “Англичанка” придирается, больше тройки не ставит. Мама говорит, она деньги из нас вымогает. Добивается, чтобы мы ее репетитором наняли. А мама не хочет. Из принципа. Мы и так все время то за одно, то за другое платим. Мама вообще про учителей говорит, что они...” и девочка привела весьма нелестные высказывания своей мамы о современной школе.

          Конечно, возмущение мамы школьными поборами вполне оправданно. И очень может быть, что учительница действительно придиралась к девочке, стремясь подзаработать. Такое сейчас не редкость. Но прежде чем открыть ребенку “суровую правду жизни”,  взрослым стоит задаться вопросом: чего они этим достигнут? Дискредитируя школу, они лишаются мощных рычагов воздействия на детей. Во-первых, потому что процесс обучения во многом зиждется именно на авторитете учителя. У большинства школьников интерес к предметам и, соответственно, усердие в их изучении появляются не сами по себе, а под влиянием педагогов. Если учителей ни в грош не ставят, то и дисциплина начинает хромать. А за ней, естественно, хромают и знания. Ну и во-вторых, лишая ребенка авторитетных взрослых в школе, мы своими руками подталкиваем его к поискам авторитетов на стороне. А ведь далеко не всегда ему попадутся достойные люди. Да и потом, к педагогу еще можно предъявить претензии, а с “неформальных лидеров” какой спрос? Совсем же отказаться от этих поисков и удовлетвориться только авторитетом родителей дети не могут, поскольку, чем старше они становятся, тем больше их развитие определяется влиянием среды.

        Но как же быть, спросите вы, если учительница действительно придирается к ребенку? Неужели это совсем не нужно с ним обсуждать?

       Обсуждать ситуацию, конечно, нужно. Но конструктивно: чтобы поддержать ребенка, а не подогреть его недовольство школой. Скажите, что вы поможете ему наладить отношения с педагогом, а сами постарайтесь понять, что вызывает у учительницы нарекания. Как правило, они не бывают совсем уж на пустом месте. Если же контакта с педагогом не получается, то лучше не тратить свои и детские нервы на выяснение ситуации, а перевести ребенка в другой класс или даже в другую школу.

     Ссоры с родственниками

     Начнем с того, что они неизбежны. Хотя, конечно, их следует по возможности избегать. Но когда люди живут бок о бок (да еще часто на маленьком пятачке!), периодически в их душе вскипает раздражение, и тогда любой пустяк может послужить катализатором ссоры. Принято считать, что ребенка ни в коем случае не надо посвящать в родительские распри. Однако есть и прямо противоположное мнение. Известный польский психиатр Кемпински пишет: “Из двух зол для ребенка меньшим будет дом, в котором между родителями доходит до громких сцен, с последующими радостными примирениями, чем такой дом, в котором основы совместной жизни родителей опираются на сохранение видимой благожелательности. Ребенок легко чувствует скрытую вражду, стоящую между родителями, и становится беспомощным. Он чувствует опасность, но не умеет ее предотвратить, живет в постоянном напряжении страха”.

          Лично мне подходы Кемпински кажутся и реалистичней, и правильней. Все равно утаить шило в мешке не удается, а окруженные ореолом тайны дрязги взрослых становятся в глазах ребенка еще более значимыми и зловещими.

          Но не скрывая от детей некоторых внутрисемейных разногласий, нужно обязательно поддерживать престиж родственников. Да, папа бывает вспыльчив, но ведь он очень устает на работе, ему приходится зарабатывать деньги для всей семьи. А бабушка, конечно, любит поворчать, однако ей вполне оправданно не нравится наша неряшливость. Она спозаранку встает и старается навести в доме порядок ... Но вообще все это мелочи жизни. Главное, что мы вместе и очень любим друг друга....

           Помните: чем больше достойных уважения взрослых окружают ребенка, тем защищеннее он себя чувствует.

       А можно ли обсуждать при ребенке его самого?

       

      Можно и даже нужно! Иначе ему будет казаться, что он для вас пустое место. А когда детям кажется, что их не замечают, они начинают вести себя демонстративно, делать назло, нарываться на скандалы - короче, стараются вызвать у взрослых хотя бы какие-то эмоции. Пусть даже отрицательные.

      Но к сожалению, мы гораздо чаще  делимся с окружающими не радостью, а огорчениями по поводу детей. Детские болезни, капризы, наши переживания из-за их неудач - эти темы постоянно всплывают в разговорах матерей с родными и подругами. А некоторые женщины вообще возводят жалобы на ребенка в воспитательный принцип: пусть ему будет стыдно, что я рассказываю о его безобразиях. Однако эффект обычно бывает обратным: ребенок не только не унимается, но начинает безобразничать еще больше. И это понятно. Публичное унижение озлобляет его, да и сам факт обнародования недостатков придает им дополнительный вес. Раз уж родители обсуждают их с чужими, значит, это что-то очень серьезное! Если даже взрослые не могут с ними справиться, то ему и подавно не совладать! В результате ребенок выписывает себе мысленную индульгенцию, и его поведение ухудшается.

            Поэтому следует задать себе вопрос: что вы хотите в ребенке развить? Если комплекс неполноценности или устойчивый негативизм к замечаниям взрослых, тогда можете громко обсуждать по телефону повышенную застенчивость, страхи и неуправляемость своего чада. Если же вам хочется, наоборот, повысить его самооценку и способствовать преодолению детских трудностей, помогите ребенку слепить положительный, привлекательный образ его “я”. Почаще упоминайте при нем о его достижениях. Пусть даже маленьких. Указывайте (так, чтобы он слышал!) на его сильные стороны. К примеру поменьше сетуйте на его плохой почерк и побольше рассказывайте, какие умные книжки он любит читать.

               Вот прямо-таки классический пример того, как благотворно действуют на детей упоминания об их достоинствах (подчас несуществующих!). В группе, с которой я работала, занимался девятилетний мальчик, постоянно задиравший других детей. Он никогда никому не помогал, жадничал и норовил уязвить окружающих. Мама его одергивала, он минут на пять унимался, а потом все начиналось снова. И вот однажды к нам пришла гостья. Я принялась знакомить с ней детей, причем не просто называть их по имени, а старалась представить каждого в выгодном свете. Дошла очередь и до Тимоши. “А это, - сказала я, - Тимофей. Он очень добрый мальчик и очень хороший товарищ”. Тима крякнул, на его лице выразилось неподдельное изумление, но уже через секунду я прочла в его засиявших глазах: “А что? И правда хороший! Почему бы и нет?” И Тима впервые не только не только не сцепился ни с кем из ребят, но и предложил им интересную совместную игру. А к концу наших занятий действительно научился быть хорошим другом.

         Когда-то, написав с И.Я.Медведевой “Книгу для трудных родителей”, мы сравнили ребенка с домом, в котором множество окон. Какое свойство будешь выкликать, такое и выглянет. История с Тимой лишний раз подтвердила справедливость этой метафоры. Не уставайте же выкликивать в детях доброе и не будите лишними криками дурное!

 

    Автор: Шишова Т.

См.: Здоровье детей. № 45-46, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родительского собрания "Детские страхи"

Материал содержит происхождение некоторых детских страхов и пути их преодоления. Подобраны  советы для родителей по преодолению этих страхов....

Родительское собрание для родителей подготовительной группы детского сада "Дети и родители на школьном старте".

Цель собрания: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадапта...

Материал с собрания с родителями будущих первоклассников. Советы родителям будущих первоклассников.

Материал выступления на родительском собрании по готовности ребенка к школе, в котором хотелось отобразить некоторые аспекты формирования у ребенка желания учиться....

Методический материал для родительского собрания с родителями будущих первоклассников

Материал для родительского собрания с родителями будущих первоклассников по п"рограмме " Преемственность между детским садом и начальной школой...

Материал для родительского собрания "Детская агрессия"

Материал для родительского собрания "Детская агрессия"...

Материал к родительскому собранию для родителей будущих первоклассников

Цель собрания:  создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.Задачи:·         Познакомить родителе...

Материал для проведения собрания с родителями будущих первоклассников.

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность,...