Информация для родителей
консультация

Cоловьёва Светлана Владимировна

Нарушения письма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_roditeley.docx15.49 КБ
Файл zachem_sovremennoy_shkole_logoped.docx14.84 КБ
Файл prichiny_narusheniya_pisma.docx14.93 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           < СИГНАЛ "НУЖНА ПОМОЩЬ>

1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б – д, п – т, а – о, д – у, л – м, и – у, т – ш, ш – щ, х – ж, в – д, и – ш, и – п, Е – зеркальная Е.

2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи часто отражаются и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).

3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушении фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о – у, е –Ю; согласные р – л, й – ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами.

Например: тубло (дупло), шуски (сушки), сыплята (цыплята).

4. Родители часто радуются, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточной сформированности фонетической стороны речи и фонематического восприятия может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописанные слова.

5. Часты при дисграфии ошибки застревания (персеверации): За замом росла мамина. (За домом росла малина.), предвосхищения, упреждения (антиципации): Дод небом лолубым. (Под небом голубым.)

6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных:сольить (солить), въезет (везет), Луба (Люба).

7. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является одним из проявлений дисграфии.

8. Кроме этого, дети, страдающие нарушениями письма, могут не держать строчку, игнорировать точку в конце предложения, заглавную букву.

Если все перечисленные ошибки носят не системный характер, а встречаются в диктанте 1-2 раза (например, 1-2 раза пропустил букву в слове). Такие ошибки уже говорят о невнимательности ребенка.

Теперь вы сами можете сделать вывод, нужно ли вашему ребенку работать с логопедом.

Практические рекомендации для родителей

1. Не забывайте, что перед вами не бесполый ребенок, а мальчик или девочка с определенными особенностями мышления, восприятия, эмоций.

2. Никогда не сравнивайте между собой детей, хвалите их за успехи и достижения.

3. Обучая мальчиков, опирайтесь на их высокую поисковую активность, сообразительность.

4. Обучая девочек, не только разбирайте с ними принцип выполнения задания, но и учите их действовать самостоятельно, а не по заранее разработанным схемам.

5. Ругая мальчика, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Изложите ему кратко и точно свое недовольство. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестает вас слушать и слышать.

6. Ругая девочку, помните о ее эмоциональной бурной реакции, которая мешает ей понять, за что ее ругают. Спокойно разберите ее ошибки.

7. Девочки могут капризничать из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария). Мальчики в этом случае истощаются информационно (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это бесполезно и безнравственно.

8. Ориентируйте программы и методики обучения на конкретного ребенка с определенным типом функциональной асимметрии полушарий, дайте ему возможность раскрыть свои способности, создайте ему ситуацию успеха.



Предварительный просмотр:

                                          Зачем в школе логопед?

05.сентября 2017

Среди родителей широко распространено мнение о том, что логопед занимается только исправлением неправильно произносимых звуков. А если ребенок выговаривает все звуки, то ему незачем заниматься с логопедом. Но это не совсем так. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:

Накапливание и совершенствование словаря;

Развитие физического и речевого слуха;

Коррекция звукопроизношения;

Развитие артикуляционной моторики (дикции);

Развитие грамматической стороны речи;

Обучение навыкам словообразования и словоизменения;

Развитие связной речи.

В ходе работы решается ряд дополнительных задач:

Развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление)

Формирование элементарных учебных навыков (умение внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результаты своей работы и исправлять ошибки)

Формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу и синтезу слов, знакомство с понятиями «звук», «слово», «предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки)

Профилактика и исправление нарушений письма и чтения

Другими словами, работа учителя-логопеда нужна для того, чтобы речь школьников была грамотной, выразительной, понятной и интересной для окружающих. А значит, у ребенка не будет проблем ни с усвоением школьной программы, ни с общением со сверстниками и учителями. Так как правильная речь-важное условие успешного и гармоничного развития личности.

Конечно, каждый родитель понимает, что полноценное развитие ребенка невозможно свести только к специально организованным занятиям. Оно должно продолжаться постоянно-в реальной жизни, в общении с ребенком.

Вот несколько советов, которые помогут Вам сделать его более приятным и эффективным:

Не ругать ребенка за неправильную речь;

Исправлять неправильное произношение ненавязчиво;

Не заострять внимание на повторах слогов и слов;

Осуществлять позитивный настрой на занятия со специалистами.

При этом родителям важно следить и за правильностью собственной речи. Старайтесь, чтобы Ваша речь была чёткой, грамотной и выразительной. Дома старайтесь показывать ребенку пример и чаще проводить время за чтением книг, чем за просмотром телепередач.



Предварительный просмотр:

Причины речевых нарушений

14 декабря 2016

 ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Причины речевых нарушений многообразны. Их можно объединить в три большие группы:

наследственная предрасположенность;

воздействие внешних неблагоприятных факторов;

условия обучения и воспитания, несформированность необходимого базиса психологических навыков для овладения грамотой, лингвистические особенности языка.

Большая роль в возникновении речевых нарушений (общего недоразвития речи, дисграфии, дислексии, дефектов звукопроизношения) принадлежит генетическим факторам. Если наследственность ребёнка отягощена недоразвитием устной речи, нарушениями письменной речи, заиканием, левшеством, широким спектром пограничных психических расстройств ближайших родственников, риск появления той или иной речевой патологии существенно увеличивается. Речевой дефект может возникнуть даже под влиянием незначительных неблагоприятных внешних факторов.

Экзогенные повреждающие воздействия могут иметь место:

в период внутриутробного развития (сложное течение беременности, болезни матери, токсикозы, интоксикации медикаментами, алкоголизм и наркомания матери, несовместимость по резус-фактору, инфекции);

во время родов (затяжные роды, родовая травма, асфиксия, при использовании инструментальных пособий);

в ранние годы жизни ребёнка (нейроинфекции, черепно-мозговые травмы, «цепочка детских инфекций»).

Возникновение речевых нарушений может быть связано с неблагоприятными условиями обучения и воспитания. Косноязычие, двуязычие в семье может способствовать речевому недоразвитию. Педагогически запущенные дети, испытывающие дефицит общения, также составляют группу риска. Необходимо учитывать объём и уровень требований, предъявляемых обществом ребёнку в отношении грамотности, возраст начала обучения грамоте, методы и темпы обучения. Для одних подходит слуховой аналитико-синтетический метод, для других-метод зрительно-глобального запоминания. Темп усвоения материала ребёнком индивидуален.

Среди причин нарушений письменной речи учёные также выделяют незрелость познавательных способностей и неполноценность предпосылок интеллекта: нарушены произвольная концентрация внимания, переключение внимания и динамический праксис.

Таким образом, речевые нарушения у детей могут возникнуть на фоне наследственной предрасположенности, под влиянием внешних вредных воздействий и неудачных условиях обучения и воспитания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для родителей "Какие вы родители"

Ответив на 10 вопросов теста, родители смогут самостоятельно сделать вывод о том, как они справляются с обязанностями воспитателя в семье....

Родительское собрание"Родители первоклассников-первоклассные родители!"

Родительское собрание «Родители первоклассников – первоклассные родители»!Сценарий собрания составлен...

Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями классного коллектива"

Программа представлена для учителей начальных классов. Срок реализации - 4 года. В приложении представлены разработки родительских собраний....

Тест для родителей. Какие вы родители?

В данном тесте представлены вопросы для родителей...

Собрание для родителей 1 класс"Советы родителям"

В помощь родителям первоклассников....

Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации отношений учитель- родитель и ребенок-родитель

В данной статье проводится  анализ проведения родительских собраний с применением тренинговой технологии для гармонизации детско- родительских отношений  и учитель- родитель. Расскрыты особе...