Методика скорочтения. Упражнения для расширения поля зрения.
консультация (1 класс) на тему

Котева Марина Алексеевна

Малое поле зрения — это один из важных факторов, который мешает быстрому чтению. Предлагаю ознакомиться с  несколькими упражнениями, которые помогут расширить поле зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_skorochteniya.doc50.5 КБ
Microsoft Office document icon vragi_skorochteniya.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методика скорочтения. Упражнения для расширения поля зрения.

Малое поле зрения — это один из важных факторов, который мешает быстрому чтению. Сегодня, я познакомлю Вас с несколькими упражнениями, которые помогут расширить поле зрения.

Разрезанные тексты.

Тренировочные тексты разрезаются по вертикали на две или три части, которые сдвигаются одна относительно другой как по вертикали, так и по горизонтали, тем самым, читая подобный текст, глаза совершают волнообразное движение, в результате чего тренируется мускулатура глаз и расширяется поле зрения.

Также в ходе упражнения тренируется внимание и память, поскольку наличие разрывов в строке вынуждает все время удерживать высокую концентрацию внимания, и сохранять в памяти уже прочитанное.

Таблицы Шульте.

Подготовьте ряд таблиц по образцу.

Таблицы Шульте

Задача сводится к тому, чтобы очень быстро найти все цифры в возрастающей последовательности от 1 до 25 без пропусков, соблюдая следующие условия

1. Перед началом работы с таблицей взгляд сфокусировать в ее центре, чтобы видеть таблицу целиком.

2. При поиске следующих друг за другом цифр фиксация глаз также должна бать  в центре таблицы.

Глядя в центр таблицы панорамным зрением, требуется увидеть и прочитать всю таблицу. Вначале тренировка проводится на самом малом квадрате, сторона которого не больше газетной колонки. Освоив это задание, можно переходить к работе с таблицей большего формата.

Чтение-спринт заключается в том, что ребенок на максимальной для него скорости читает про себя незнакомый текст, плотно сжав губы и зубы. А после прочтения отвечает на поставленные взрослым перед чтением вопросы к тексту. Во время чтения взрослый поторапливает ребенка: «Быстрей, быстрей, еще быстрей!», добавляя при этом: «Читать нужно все». Рекомендуется проводить чтение-спринт перед чтение вслух каждого текста.

Перед чтением следует подготовить ребенка психологически, дать команды: «Приготовиться! Внимание! Начал!» При обучении чтению-спринт используется следующая памятка:

Памятка:

Плотно сожми губы и зубы.

Читай только глазами.

Читай, как можно быстрей.

Ответь на вопросы к тексту.

Чтение со счетом слов заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание. А после окончания подсчета числа слов назвать это число и ответить на сформулированные взрослым перед чтением вопросы к тексту. Цель чтения со счетом слов – загрузить уши ребенка посторонней работой – счетом слов. В этом случае ребенок лишен возможности произносить текст просебя. Ребенок приучается читать только глазами. К упражнению по чтению со счетом слов разработана следующая памятка:

Памятка:

Плотно сожми губы и зубы.

Читай только глазами.

Читай, как можно быстрей, считая про себя слова текста.

Ответь на вопросы к тексту.

Чтение-разведка. Это упражнение заключается в том, что ребенок на максимальной для него скорости просматривает текст и находит ответы на вопросы, поставленные взрослым перед чтением.

Памятка:

Плотно сожми губы и зубы.

Поставь палец или указку на начало строки.

Просматривая текст вертикальным движение глаз, найди ответы на вопросы.

Все эти упражнения, направленные на расширение поля зрения вполне применимы на занятиях и уроках по чтению (литературе) уже в 3-4 классах начальной школы.



Предварительный просмотр:

Враги скорочтения — регрессия. Обучение динамическому чтению.

Проблема с развитием техники чтения в начальных классах — это просто горячая точка в обучении младших школьников. Я предлагаю вам сегодня начать знакомство с очень интересной методикой развития скорочтения. Она называется «Динамическое чтение».

Динамическое чтение — качественно новый метод: читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки. При динамическом чтении ученик видит всю графическую информацию, он читает текст в целом. Динамическое чтение — это чтение глазами.

Начинать работу над развитием динамического чтения можно в любом классе и в любое время. И в любом возрасте! Единственное условие — работать каждый день.  С чего начинать? Прежде всего, выявляем факторы, мешающие быстрому чтению.

  • Регрессия- возвратное движение глаз.
  • Малое поле зрения.
  • Неумение найти главное в тексте. Многие читатели не умеют пропускать через «фильтр» избыточную информацию.
  • Недостаточное использование явления адаптации (смысловой догадки).
  • Артикуляция. Слова при медленном чтении мысленно проговариваются. В процессе чтения участвует слуховой аппарат. Некоторые при чтении шевелят губами или шепчут.

Всё это вместе взятое замедляет чтение.

Сегодня я познакомлю вас со способами борьбы с первым врагом скорочтения — регрессией.

Борьба с регрессией с помощью шаблона.

Для борьбы с регрессией, как правило, используется специальный шаблон, который закрывает уже прочитанные слова. Шаблон должен быть абсолютно однотонный, желательно белого цвета.

Для изготовления шаблона необходимо взять лист плотной бумаги (размером 6-7 см на 10-12 см), в нижнем правом углу сделать вырез длиной 4 см, а высотой 5 мм, причем размеры могут варьироваться в зависимости от формата (шрифта, расстояния между строчками) текста, который вы используете в качестве тренировочного.

Теперь наложите шаблон на первую строку предлагаемого текста так, чтобы в прорези на шаблоне было видно первое слово, и, читая текст, начинайте передвигать шаблон, чтобы он закрыл уже прочитанные слова.

Выполнив несколько упражнений с одним текстом, переходим на другие тексты. Причем желательно, чтобы они касались тематики, с которой вы незнакомы. Упражняйтесь до тех пор, пока не сможете читать полностью незнакомый текст, затрачивая на одну строку не более 1 секунды.

В данном упражнении перед вами не ставится задача запоминания и переработки прочитанного, главное — скорость чтения.

Перст указующий…

Один из способов устранения регрессии — чтение с помощью указки (вязальной спицы, карандаша, ручки, или, в крайнем случае, пальца). Используя палец в качестве своеобразной указки, мы усиливаем сфокусированность и концентрацию на тексте.

Для достижения наилучшего эффекта при чтении тренировочного текста попросту размещайте указку под той строкой, которую читаете, и плавно двигайте её по мере чтения.

Время от времени увеличивайте скорость с помощью указки, читая чуть быстрее, чем вам удобно, для того, чтобы тренировать свой навык чтения так же, как постепенный рост нагрузок при физических упражнениях увеличивают мышечную силу.

Чтение вслух.

Один из наиболее эффективных способов борьбы против регрессии — чтение вслух. Предложенный текст вы должны читать плавно, но быстро — в темпе разговорной речи. Может возникнуть резонный вопрос — а как же артикуляция, от которой мы также должны избавляться? Но ничего не поделаешь, к сожалению, чтобы бороться с одним врагом скорочтения, приходится использовать другой.

В ближайшее время я познакомлю вас со способами борьбы с остальными врагами скорочтения, а также вы узнаете как начинать работу над развитием скорочтения уже в первом классе, а точнее, в тот период, когда ребенок только начинает учиться читать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каталог методик и упражнений для изучения, развития и коррекции познавательной сферы ребенка

Упражнения для коррекции и развития внимания 1. Упражнение на развитие способности к переключению внимания Ребенок должен реагировать по договоренности на определенные слова 2. Упражнение на развитие ...

Использование методики оценочных упражнений

Методика оценочных упражнений  направлена на развитие УУД.  Еёможно использовать на уроках и во внеклассной работе. Здесь приведён фрагмент классного часа "Скоро лето: правила поведения на в...

Методические рекомендации по организации обучения гимнастике учащихся начальных классов «Техника и методика основных упражнений по гимнастике»

Данный материал могут использовать учителя физической культуры при изучении раздела "Гимнастика"...

Упражнение для профилактики нарушений зрения

Всем известно, что в начальных классах увеличивается нагрузка на глаза и, как правило, у большинства детей острота зрения снижается. Особенно это касается детей, которые имеют определенные проблемы зр...

Расширение «поля зрения» как фактор повышения техники чтения.

Статья содержит различные, в том числе авторские, упражнения, способствующие расширению "поля зрения" у учащихся начальной школы, и демонстрирует возможности их применения на всех уроках....

Трудности и помехи, тормозящие скорость чтения (малое поле зрения).

Данный материал раскрывает причины проблем, тормозящих скорость чтения у детей с дислексией. Одна из проблем - "малое поле зрения" рассмотрена более подробно. Предлагаются упражнения - игры ...

Особенности методики скорочтения в начальной школе

Основные методы и приёмы развития скорочтения в начальной школе...