Вопросы воспитания в контексте перехода на новые ФГОС.
статья (1 класс) на тему

Цель и задачи воспитания обучающихся на ступени начального общего образования формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. В Концепции такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России. На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Вопросы воспитания в контексте перехода  на новые ФГОС.

Цель и задачи воспитания обучающихся на ступени начального общего образования формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. В Концепции такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России. На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач воспитания российских школьников, приведенных в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, определяются общие задачи развития и воспитания учащихся начальной школы:

В области формирования личностной культуры:

формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата,;

Одним из основных направлений воспитания учащихся является:

установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.

Детский коллектив является условием, средством и местом формирования личности каждого ребёнка. Поэтому самое серьёзное внимание я уделяю  вопросам организации и становления классного коллектива в течение всех 4 лет обучения детей в начальной школе. Процесс формирования   коллектива происходит в различных видах деятельности: учебной, трудовой, игровой. В школе дети осуществляют ведущую деятельность – учение, которое является главным фактором их общего и нравственного развития.  В классном коллективе школьник  может наиболее полно осознать свои способности, возможности, свои успехи и неудачи. Личность ребёнка  многообразна и не исчерпывается только успешностью в учении и дисциплинированностью. У каждого ученика есть свои интересы и потребности, моральные качества, способности к тому или иному виду деятельности. Всё это должно найти в классном коллективе необходимые условия для положительного развития. Ярко выраженная подражательность детей, ограниченность их жизненного опыта, недостаточно развитая самостоятельность, неумение критически осмыслить своё поведение и поведение своих товарищей – таков не полный список тех трудностей, с которыми я встретилась в своей работе.

В 1 классе я начинаю работу с группой детей, которой предстоит в будущем стать дружным и сплочённым  коллективом. Для этого ребята должны как можно лучше узнать друг друга. Выясняю, что некоторые  дети вместе находились в детском саду или знакомы между собой по совместным играм на улице. Рассаживая учеников, учитываю такие привязанности. Ведь сосед по парте – это человек, которому можно довериться, от которого можно получить помощь, которому можно помочь самому, с которым просто приятно быть рядом. В течение года несколько раз провожу «пересадку», это даёт возможность детям ближе познакомиться друг с другом. Рассаживаю детей исходя из самых разных оснований: активного ребёнка с пассивным, девочку с мальчиком, хорошо успевающего ученика с отстающим. При этом сохраняю основной принцип: сосед по парте не должен вызывать антипатии у ребёнка.

Для установления детского коллектива большое значение имеет установление дежурства по классу. В моём классе дежурят дети, сидящие за одной партой, а само дежурство организуется по рядам. Моя задача, чтобы ученики, выполняющие данную общественную обязанность, чётко знали, что и как им необходимо делать. Я на первых порах помогаю детям в установлении отношений руководства и подчинении. Эта работа продолжается на протяжении второго и третьего года обучения. К 4 классу дежурные уже выступают руководителями детского коллектива, каждый ребёнок умеет подчиняться их просьбам и распоряжениям.

В конце первого месяца обучения в первом классе, когда мы с детьми немного узнаем  друг друга, назначаю ответственных за ведение календаря природы, цветоводов, физорг, библиотекарей, затейников. При этом придерживаюсь таких правил: во-первых, каждому ребёнку должно нравиться то, что ему поручают, во-вторых, он должен чувствовать ответственность за порученное дело. Не даю поручения на длительный срок, раз в четверть меняю ответственных. Здесь я иногда сталкиваюсь с нежеланием некоторых детей выполнять данное поручение. Не всегда дети могут назвать и причину отказа. Моя задача убедить ученика в необходимости его работы для всего коллектива. Во втором и третьем классе  круг общественных поручений расширяется. Назначается староста класса – главный помощник учителя. Хозяйственник, физорги и игровики, которые проводят зарядку до уроков, физкультминутки, организуют игры на перемене. Помощники учителя, которые помогают приготовить наглядные пособия, проверяют готовность ребят к уроку, записаны ли в дневнике домашние задания. Редколлегия, которая выпускает поздравления к праздникам, дням рождения, украшает класс к разным  мероприятиям. На часах общения ученик отчитывается в проделанной работе за определённый период. Я, как учитель,  помогаю ему в этом, но затем постепенно активизирую большую самостоятельность, формируя самодеятельность детского коллектива. Не всегда всё получается гладко, не всегда дети справляются с поручением. На первых порах они ищут виноватых, оправдываются. Я добиваюсь, чтобы ребёнок почувствовал ответственность не только за себя, но и за общее дело. К четвёртому классу изменяется отношение детей к своим обязанностям. Они выполняют их более ответственно.

Уже с первых дней обучения в коллективе у первоклассников начинает формироваться общественное мнение.  К концу года в первом классе я организую это через печать. В классном уголке вывешиваю лист бумаги с двумя кармашками: «Наши радости», «Наши огорчения». Дети пишут благодарности товарищу или выражают осуждение плохого поступка. Моя задача, чтобы это не превратилось в ябедничество. В первую очередь  обращаю внимание детей на высказывания, которые отражают хорошие поступки ребят. Во втором классе дети очень откровенно выражают своё отношение к тому или иному поступку одноклассника. К третьему году обучения дети дают самооценку своим действиям, критически относятся к себе. К четвёртому классу в коллективе детей уже сложилось определённое общественное мнение относительно норм, правил, ценностей, поступков и проступков.  При обсуждении тех или иных вопросов и событий дети встречают противоположные или отличающиеся мнения. Они уже умеют выслушивать мнение других, доказывают, обосновывают свою мысль.

Активно участвуют в принятии коллективных решений, тем самым воспитывается чувство ответственности и формируется чувство долга перед  коллективом

В первом классе мне всегда трудно определить моральные качества ребёнка. Не всегда понятно,  как складывается его взаимоотношения в классном коллективе, насколько ученик  привык к  коллективу, признают ли его дети, пользуется ли он в их среде уважением. Моя задача состоит в том, чтобы найти сильные стороны, на которые можно опереться в воспитательной работе с ним, помочь ему раскрыть то хорошее, что в нём уже есть. И, конечно, устранять недостатки его характера и поведения. В этом мне помогает школьный педагог-психолог.

В первом классе уже начинают складываться товарищеские взаимоотношения, характер которых весьма неустойчив. Возникают они на основе симпатий между детьми или совместного интереса. Во втором, третьем  классах   организуются  стабильные небольшие  группы, которые объединяют ребят, связанных общими интересами, делами, симпатиями:  есть группа детей,  увлекающихся футболом, танцами;  есть ученики проблемные, к которым применяю меры педагогического  воздействия; появились лидеры, на которых я опираюсь в своей работе.  К  четвёртому классу значительно растёт активность и самостоятельность детей. У них уже сформировано чувство долга перед коллективом. Постепенно ввожу самоуправление. Я передаю  в руки детей-лидеров организацию свободного времени до уроков и во время перемен, организацию физкультминуток. Дети проводят игры, приносят ребусы, отгадывают кроссворды, играют в шашки. Девочки заняты рисованием кукол, их нарядами. Постепенно расширяю круг самоуправления. Ребята самостоятельно украшают  класс к праздникам, поздравляют одноклассников с днём  рождения. Детский коллектив заботится о заболевшем ученике, справляется о его самочувствии, носит домашнее задание, помогает в учёбе.

Работая над организацией и  сплочением детей, я стремлюсь к тому, чтобы  каждый ребёнок был защищён от несправедливости и обиды,  каждый ученик нужен и небезразличен  классному коллективу.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование системы духовно – нравственного воспитания в контексте требований ФГОС»

Выступление на конференции педагогических работников образования.Доклад на тему: "Формирование системы духовно-нравственного воспитания в контексте требований ФГОС".Доклад + презентация....

Статья "Воспитание нравственных чувств и этического сознания в контексте перехода на новые стандарты".

В статье рассматриваются аспекты развития нравственных чувств и этического сознания учащихся начальной школы из практики работы в 1-2 классах....

Внедрение инновационных технологий воспитания в условиях перехода в ФГОС.

Любой учитель, тем более учитель, работающий в системе развивающего обучения (РО), стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремиться обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задав...

Педагогический Совет по теме: «Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС второго поколения и концепцией духовно-нравственного развития российских школьников»

I.  Рассмотрение вопросов на педсовете. 1.«Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС второго поколения и концепцией духовно-нравственного развития  российских школьников...