Родительское собрание
материал на тему

Сидорова Валентина Петровна

Родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Особенности общения с ребёнком в семье»

Учитель начальных классов пос. Приозёрный, Корткеросский район, Республика Коми

Сидорова Валентина Петровна

      Семья – это часть общественной системы. Общество, влияя на семью, формирует определённый её тип. Семья тоже оказывает воздействие на процессы и отношения в обществе.

       Проведя опрос среди родителей выяснилось, что несмотря на 100%-е желание родителей воспитывать своих детей:

21% могут владеть собой и сохранять самообладание, даже если поведение ребёнка вывело их из себя;

27% могут всегда воздержаться от слов и выражений, которые могут ранить их  сына или дочь;

44% могут поставить себя на место своего ребёнка;

Более половины родителей методом воспитания считают метод кнута и пряника. Родители ограничивают самостоятельность ребёнка, сопровождая их жёстким контролем, суровыми запретами и физическими наказаниями. Такой метод порождает в подростковом возрасте конфликты и враждебность, что приводит к уходам детей из дома, вовлечением их в совершение правонарушений, суицидам.

Часть родителей могут владеть собой и сохранять самообладание, даже если поступок  ребёнка вывел из себя, но не всегда так поступают; могут воздержаться от слов и выражений, которые ранят сына или дочь, но не всегда так поступают.

      Такое резкое колебание во взглядах на процесс воспитания детей говорит о том, что все родители воспитывают своих детей в меру своего умения и понимания жизни, редко задумываясь о том, почему в определённых ситуациях поступают так, а не иначе. При этом в каждой семье бывают моменты, когда поведение любимого ребёнка ставит взрослых в тупик. И родители время от времени совершают ошибки.

        Ежедневно родители должны демонстрировать своим детям собственное проявление ответственности перед ними. Мудрость ответственности родителей состоит в том, что они выполняют всегда то, что обещают детям, а если по какой – то причине этого не произошло, они находят в себе смелость признать своё неумение сдержать обещание и пытаются исправить собственные ошибки. Если каждый день отец обещает приходить домой трезвым, но этого не выполняет, если мама обещает чему-то научить, что умеет сама, но этого не делает – рано или поздно это вызовет протест ребёнка и во что он выльется – трудно предсказать. Единожды обманув, родители могут надолго потерять доверие своего ребёнка – он будет воспринимать их как лживых людей.

        Родители не должны самоустраняться от проблем ребёнка. «Делай, что хочешь, мне всё равно», -устав от капризов сына или дочери, часто говорят родители, считая что незачем напрягаться и нервничать, т. к. сыну или дочери пора учиться самому решать свои проблемы и готовиться к самостоятельной взрослой жизни. Лучше вместо безразличия постараться наладить с сыном или дочерью дружеские отношения, даже если его поведение вовсе не нравится родителям. Лучше сказать так: «Я не одобряю твоего поведения, но хочу помочь, потому что люблю тебя. И если тебе понадобиться моя помощь, можешь спросить у меня совета».

        Некоторые родители слишком строги к своим детям и считают, что детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут на шею. «Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная» - нередко утверждают мамы в разговоре со своим сыном или дочерью. Подростки должны слушать старших беспрекословно – это самый важный принцип в воспитании. Однако слишком строгое воспитание напоминает дрессировку. В таких случаях подросток будет беспрекословно выполнять всё в присутствии родителей и сознательно забывать обо всех запретах, когда их нет рядом. В этом случае возникает плохое поведение в школе, пропуски уроков без уважительной причины. Убеждение лучше чрезмерной строгости. При необходимости можно сказать ребёнку: «Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно всё обсудим. Я попробую понять тебя, а ты-меня. Нам надо найти правильное решение».

          Очень часто ошибочность поведения родителей состоит в том, что они стараются брать ответственность за все поступки и проступки ребёнка на себя, стараются избавить детей от многих трудностей, угадывать и исполнять любое желание сына или дочери, что обрекает их на неудачи и проблемы в воспитании своих детей. Принятие родителями ответственности за поступки собственных детей порочно уже потому, что не ставит ребёнка в ситуацию выбора, не учит ребёнка осмысливать свои действия, не даёт возможности распоряжаться собственной жизнью. Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Если держать их под колпаком родительской любви, это может привести к множеству проблем. Убирая буквально каждый камушек с дороги своего ребёнка, родители не делают его счастливее. «Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу» - вот один из вариантов мудрого отношения к ребёнку.

         Иные родители предполагают, каким они хотели бы видеть своего ребёнка. При этом многие из них рисуют некий идеализированный образ, который складывается порой  из желаемого и далёк от реальной действительности. «Мой ребёнок будет заниматься музыкой(рисованием, футболом), я не позволю ему упустить свой шанс». Мечта многих любящих родителей , особенно тех, кто в детстве был лишён  возможности заниматься балетом , учиться игре на пианино или играть в теннис. И как только идеальные родительские представления расходятся с действительностью, во многих семьях это приводит к проблемам в общении между родителями и детьми. Родители довольно часто запрещают ребёнку проявлять интерес  и увлечённость теми делами, которые по их мнению будут ребёнку полезны. Иногда признание за  ребёнком права на то или иное занятие, к которому у него есть интерес, находит скорее поддержку у постороннего человека, педагога, чем у родителей. Отсутствие у родителей умения признавать интересы и способности своего ребёнка может привести к крайне нежелательным последствиям. Ребёнок начинает выражать протест доступными ему способами – грубостью, уходом из дома и даже приёмом наркотиков. Поэтому при заполнении дня своего ребёнка нужными и полезными занятиями не стоит забывать о его желаниях, оставляя время для личных дел.

         Не менее значимым чувством для ребёнка является любовь. Есть ещё в современном мире дети, которые имеют родителей, но не знают, что такое родительская любовь. По мнению психологов, ребёнок нуждается в любви и ласке, независимо от возраста. Детям нужно, чтобы их обнимали и целовали не менее 4-5 раз в день. Общаясь с родителями учащихся, у которых в воспитании детей наблюдаются определённые трудности, убеждаешься в том, что иногда родители просто стесняются говорить детям о своей любви. Об этом не говорят родители друг другу, не говорят родители детям, не говорят дети родителям – но ведь без семени цветок не вырастет! Посеешь любовь, тепло и ласку в детском возрасте, будешь её холить и лелеять в подростковом, пожнёшь сполна в старости, она вернётся к тебе заботой и вниманием, терпением и терпимостью уже выросших детей. Если ребёнок физически и духовно ощущает родительскую любовь и ласку, он не будет принимать требования родителей в штыки.

         Во время психологических консультаций многие родители объясняют проблемы в воспитании собственного ребёнка тем, что им катастрофически не хватает времени на общение с детьми, что они много работают и заняты добыванием куска хлеба. Быть доступным – это значит, в любую минуту найти в себе силы и отложить все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с ребёнком. В общении с ребёнком иногда промедление смерти подобно. Нельзя отмахиваться, нельзя списывать на занятость, нельзя переносить на потом. Если у взрослых нет времени на общение с собственным ребёнком сегодня, то у выросшего ребёнка  не будет времени на общение с родителями завтра. Если ребёнок в семье имеет возможность достаточно часто общаться  со своими родителями, то он уже с раннего детства понимает собственную нужность и значимость. Быть доступным для ребёнка – это значит, вовремя прочитать вопрос в его глазах и ответить на этот вопрос, доверить ребёнку свои переживания и помочь ему пережить его страдания, поговорить и обсудить их вовремя.

         К большому сожалению, сегодняшнее поколение родителей больше, чем когда бы то ни было ранее, страдают болезнью под названием «безразличие» по отношению к собственным детям. Небрежность в воспитании детей зачастую оборачивается страшными трагедиями, избежать которые можно было, если помнить о родительской ответственности. Одним из главных умений родителей в воспитании ответственности в собственных детях является твёрдость, умение сказать ребёнку «нет». Родители должны помнить, что умение говорить «нет» - это обоюдное решение родителей. Нет ничего более страшного в семейном воспитании детей, если один родитель позволяет, а другой запрещает. Ещё страшнее, если один из родителей вместе с ребёнком что-то скрывает от другого родителя, боясь его гнева. Потворствуя ребёнку в его неблаговидных поступках, скрывая проступки мы способствуем вседозволенности, потере собственного уважения в глазах ребёнка, создаём условия для усугубления конфликтной ситуации, теряем остатки собственного авторитета. Авторитет родителей – важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Приобретение авторитета в глазах собственного ребёнка – кропотливый труд отца и матери. Поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу – всё это слагаемое родительского авторитета.

        Чем больше времени родители проведут со своим малышом в его детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском доме. Чем меньше родители будут использовать в общении с собственным ребёнком угрозы и наказания, тем больше вероятность принятия взрослыми детьми права на спокойную старость их родителей. Чем чаще родители используют в воспитании собственных детей упрёки и напоминания о детских неблаговидных поступках, тем больше вероятность того, что любая немощь престарелого родителя будет замечена и подчёркнуто продемонстрирована взрослым ребёнком. Чем раньше родители научаться проявлять терпение и терпимость по отношению к ребёнку в детстве, тем больше шансов у состарившихся родителей почувствовать по отношению к себе проявления терпения и терпимости собственных взрослых детей. Хамство и грубость детства практически всегда возвращаются неуютной  и обиженной старостью, очень грустной и очень тоскливой.

        Родители, которые хотят иметь детей, должны не только ставить себе вопрос: какого ребёнка я хочу вырастить, но и какую старость я хочу иметь и буду ли я её иметь вообще? Если родители признают значимость своего ребёнка, то они стараются подчёркивать его достоинства, поздравляют с каждым, пусть маленьким успехом, ободряют и поддерживают в минуты жизненных трудностей. Ребёнок должен чувствовать, что родители стараются понять все его поступки, даже неправильные, но при этом они ему не угрожают, не требуют немедленного покаяния и осознания своей вины, а вместе с ним пытаются понять, что побудило совершить такой поступок и как можно избежать подобных ситуаций в дальнейшем.  

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...