Для родителей
материал на тему

Вяткина Алина Рауфовна

Возможно кто то из родителей найдёт для себя полезную информацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ваш ребенок стал учеником" (сценарий встречи школьного психолога с родителями первоклассников)

Семья - персональная среда жизни и развития ребенка, именно она играет решающую роль в его развитии.

Сегодня большинство родителей посещают школу эпизодически, проявляют собственную инициативу в вопросах школьной жизни своего ребенка пассивно, неохотно.

В наши дни школа - наиглавнейший советчик и помощник семьи. Сегодня, имея ограниченное количество рычагов воздействия на семью, школа ставит своей первоочередной задачей поиск путей привлечения родителей к школьной жизни их детей, формирование интереса к ней.

Традиционно, работа по просвещению родителей ведется в школе в виде собраний, семинаров, лекториев.

Нестандартные формы работы, нестандартная тематика встреч - это эффективные направления деятельности школы в направлении привлечения родителей к школе.

Одна из нестандартных форм работы с родителями - “ День открытых дверей”. В рамках этого мероприятия проводится разнообразная работа специалистов школы с родителями учеников.

Цели:

Формирование активной педагогической позиции родителей.

Вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями.

Вовлечение родителей в воспитание своих детей.

Оформление:

Рисунки первоклассников на тему “Что мне нравится в школе?”

Изображение цветка.

Плакат “Условия успешности обучения в школе”

Материалы: чистый лист бумаги квадратной формы, бланки для выполнения экспресс-тестирования, простые карандаши.

Ход встречи

I. Всем участникам предлагается упражнение “Снежинка”.

Ведущий: Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

1. Сложите лист пополам.
2. Оторвите правый верхний уголок.
3. Опять сложите лист пополам.
4. Снова оторвите правый верхний уголок.
5. Сложите лист пополам.
6. Оторвите правый верхний уголок

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.

Нашли? Участники отвечают, что не нашли.

Ведущий: А почему? Как вы думаете?

Варианты поступают самые разные и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.

Этот вывод - начало разговора о том, что дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.

II. Ведущий: Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?

Попробуйте определить, есть ли у вашего ребенка проблемы в школе.

Если согласны с утверждением, то поставьте “+”

Если утверждение к вам не относится, то поставьте “-”

Моему ребенку нравится учиться в школе.

Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу.

Если бы был выбор, он не хотел бы учиться дома.

К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью.

В классе у него много друзей.

Ему мало нравятся учителя в школе.

Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, вечерах, походах в театр, музей …

Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине).

Мой ребенок редко делает уроки без напоминания.

Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе.

Подсчитайте количество совпадений:

1 “+”, 2 “-”, 3 “+”, 4 “-”, 5 “+”, 6 “-”, 7 “+”, 8 “-”, 9 “-”, 10 “+”.

8-10 баллов - У вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. Учиться ему интересно, все ладится. Вам пока опасаться неожиданностей из школы не приходится.

6-7 баллов - В школе дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, почаще давайте понять ребенку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним.

4-5 баллов - Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чем или в ком источник школьных переживаний вашего ребенка.

1-3 балла - Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Нужно срочно выяснить причины, зайти в школу, поговорить с учителями, другими специалистами и совместно наметить конкретные шаги к исправлению ситуации.

III. Немного теории. Информация о психологической готовности ребенка к школе. Поступление в школу в начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка.

Среди детей, поступающих в школу, есть дети, трудно адаптирующиеся к новым для них условиям. Основная причина - индивидуальные психофизиологические особенности ребенка. Это может привести к формированию отставания на фоне других детей класса.

Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физическом, психологическом и социальном отношении. Он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития.

Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, обобщать и выделять отдельные предметы и явления окружающего мира, уметь осуществлять самоконтроль.

Важно и положительное отношение к учению, и способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий.

Не менее важны навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация.

Именно поэтому понятие “готовность ребенка к школе” - комплексное и охватывает все сферы жизни ребенка.

IY. Работа с изображением цветка.

Цветок - это ваш ребенок, наш ученик.

Корни цветка - дошкольная зрелость.

Листья - общее психологическое развитие и саморегуляция.

Именно они способствуют качественному развитию цветка, т.е. вашего ребенка. Посмотрите, на этом рисунке нигде не обозначены навыки письма, чтения, счета. Если у ребенка хорошо развиты высшие психические функции, то эти навыки успешно сформируются и разовьются. Таким образом развивается и вырастает ваш ребеночек - цветочек вашей жизни.

Y. Рассмотрим рисунки, которые у нас на информационном стенде, Эти рисунки носят диагностический характер и показывают мотивацию детей, которые их выполняли. Рисунки подбираются и группируются по выраженности мотивов.

Разбираются особенности мотивов учения первоклассников, делается акцент на роли мотива в успешности обучения.

YI. Ведущий: А сейчас я предлагаю вам всем известную сказку “Колобок” на психологический лад и попрошу вас принять активное участие в ее разборе.

Итак, начали.

Жили-были дед со старухой. Не было у них детей. Было им одиноко на старости лет, и решили они испечь колобок. Что они сделали? Правильно. По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них колобок.

Первая заповедь: Осознанно подходи к вопросам пополнения семейства.

По сусекам поскребли, по коробу помели, и получился у них колобок. Поставили они его на подоконник остужаться.

Вторая заповедь: Не оставляйте маленьких детей без присмотра.

Покатился колобок по дорожке и встретил там сначала зайку, потом медведя, потом волка.

Третья заповедь: Научите ребенка общаться с окружающим миром.

Встретилась ему лиса ласковая, хитрая.

Заповедь четвертая: Научите ребенка распознавать добро и зло, истинные намерения людей.

Съела лиса колобка.

Заповедь пятая: Научите ребенка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить их сложных жизненных ситуаций.

Вот такая всем известная сказка у нас с вами получилась.

На этом встреча наша заканчивается. Я попрошу вас оставить на специальных бланках свои отзывы и предложения и взять приготовленные для вас небольшие памятки.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Условия успешности обучения в школе: здоровье, кругозор, психологическая готовность, адекватная самооценка, познавательный мотив, желание учиться.

Предпосылки сформированности учебной деятельности: ориентация на систему правил в работе, умение слушать, выполнять инструкцию взрослого, умение работать по образцу.

Положительную мотивацию вашему ребенку создадут: ваше спокойное и радостное отношение к школе, отсутствие завышенных требований к успехам ребенка, оптимистичные рассказы о школе, отсутствие страха ребенка перед возможной ошибкой, развитый познавательный интерес к окружающему миру.

К окончанию начальной школы ребенок должен хотеть и уметь учиться.

С уважением, психолог школы.

Берегите своих детей, заботьтесь о них, учите их жить в этом сложном мире!

Желаю Вам всего доброго.



Предварительный просмотр:

Детско-родительские собрания "Семья и школа XXI века"

Новые социальные требования к системе образования, которые были определены в Национальной доктрине образования на период до 2025 г., Федеральной программе развития образования на 2000-2005гг. и конкретизированы в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., обусловливают сущностные изменения целей и задач психологической службы школы.

Основными направлениями практической психологической работы в школе сегодня должны стать:

  • сохранение психического и психологического здоровья всех субъектов образовательной среды школы;
  • забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие;
  • гуманизация и демократизация системы образования;
  • целостное обеспечение психологических условий развития образовательной системы и всех ее субъектов;
  • повышение психологической культуры всех субъектов образовательного сообщества;
  • психологическое проектирование и обеспечение инновационных программ;
  • развитие субъектных качеств личности, способной целенаправленно преобразовывать объективную действительность и осуществлять творческое саморазвитие.

В связи с этим важными задачами деятельности психологической службы гимназии в настоящий момент являются:

  • психологическое сопровождение становления личности как субъекта психической активности;
  • развитие навыков полисубъектного взаимодействия между всеми субъектами образовательного сообщества гимназии.

По Вачкову, полисубъектное взаимодействие характеризуется приданием ценности каждым участником взаимодействия каждому, т.е. самоценности. Субъекты такого взаимодействия нацелены на конструктивные взаимоотношения с другими, видят самоценность себя и партнера, принимают другого самого по себе, самостоятельны, креативны, способны рассматривать как субъектную целостность и себя, и свою общность, и другие общности.

Это достигается в результате рефлексии себя как личности, своих отношений с окружающими, различных других аспектов своей жизнедеятельности, жизнедеятельности своей семьи, школы, социальной ситуации развития общества. Ведь субъектом психической активности личность может становиться лишь в том случае, если объектом для нее выступает ее собственная психика в своем функционировании и развитии.

Все это обусловило появление новых рефлексивных форм нашей деятельности, и в первую очередь, форм взаимодействия с родителями, семьей в целом, так как полноценное развитие ребенка во многом зависит от эмоционального благополучия, внутренней атмосферы и образа жизни семьи.

В 2002–2003 учебном году мы активно использовали как традиционные формы работы с родителями (индивидуальное и групповое просвещение и консультирование, дискуссии, “круглые столы” по проблеме), так и апробировали новые. В частности, это было проведение детско-родительских собраний по следующим темам: “Проект семьи XXI века”, “Проект школы XXI века”.

Данные собрания организуются в форме деловой игры, само построение которой представляет модель разрешения конфликтной ситуации. Основным видимым результатом игры является создание проекта, в котором семья и школа предстают в виде образов, отражающих их важную роль и значимые функции, определяются принципы взаимоотношений как между детьми и родителями, так и между субъектами образовательного сообщества, практические действия по их реализации. Но этот проект рождается на основе актуализации собственного опыта, сложившихся представлений и сопоставлении своих представлений с другими, т.е. происходит серьезная, качественная внутренняя работа личности, мобилизация субъектной психической активности.

Также самим ходом собрания организуется личностное, неформальное, эмоциональное положительное общение между детьми, родителями и учителями, в ходе которого они взаимодействуют как равноправные участники диалога, как активные субъекты совместной творческой деятельности. В результате они получают возможность лучше узнать друг друга, взглянуть друг на друга по-новому, учатся понимать и принимать друг друга, становятся ближе. К тому же в предлагаемых играх они могут перевоплотиться, попробовать себя в новой роли (дети в роли родителей и учителей, родители в роли детей и учителей, учителя в роли детей и родителей), прочувствовать, пережить своеобразие этой роли, получив таким образом новый эмоциональный опыт, расширив границы собственного знания.

Детско-родительское собрание “Проект семьи XXI века”

Цели:

  1. Актуализация сложившихся представлений о семье, ее роли в жизни человека, особенностях семейных взаимоотношений.
  2. Определение причин конфликтов, возникающих между детьми и родителями.
  3. Определение конструктивных способов выхода из конфликтных ситуаций, особенностей адекватного выражения своих чувств и переживаний.
  4. Развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию.
  5. Создание проекта.

Время: 2 часа.

Ход собрания.

  1. Приветствие участников. Объяснение целей встречи. Введение в проблему.
  2. Деление на группы: “дети” и “родители”. Создание визитной карточки группы, согласно принятой игровой роли. Представление групп.
  3. Введение игровой проблемной ситуации:

“Однажды в семье произошел серьезный конфликт между родителями и детьми. Конфликт был настолько серьезным, что в какой-то момент дети и родители разошлись в разные стороны, не желая больше взаимодействовать друг с другом, вообще не желая друг друга видеть. Но, несмотря ни на что, они понимали, что не смогут жить друг без друга, они очень хотели помириться, поэтому решили действовать. Уважаемые “дети” и уважаемые “родители”, первое, что вам необходимо сделать, это определить причины возникшего конфликта, второе, написать письмо-обращение друг к другу, определяющее пути примирения”.

  1. Представление группами писем-обращений.
  2. Объединение групп “Родители” и “Дети” в одну “Семью” и создание проекта (определение понятия “семья”, принципы взаимоотношений в семье, практические действия).
  3. Представление проектов “Семья XXI века”
  4. Рефлексия собрания.
  • Что новое, ранее неизвестное вы узнали сегодня на собрании?
  • Что радует, удивляет, наводит на размышления, настораживает в содержании представленных проектов?
  • Как бы вы охарактеризовали психологический климат собрания?
  • Закончите начатые формулировки суждений:

“Сегодня мне понравилось…”

“Сегодня не получилось…”

“Сегодня я осознал…”

Результаты рефлексивной экспресс-анкеты

Как отмечают участники собрания, особенно им понравилось:

  • “взаимодействие, единомыслие детей и взрослых”;
  • “общение, совместная работа”;
  • “все и очень сильно”;
  • “открытость”;
  • “теплая, дружеская обстановка”;
  • “состав команды, доброжелательный настрой участников”;
  • “актуальная тема встречи”;
  • “необычный сюжет, взаимопонимание игроков”;
  • “общение между родителями и детьми, совпавшие между ними точки зрения”.

В ходе проведения собрания участники осознали:

  • “настоящую заботу родителей”;
  • “как важно совместное творческое и интеллектуальное общение”;
  • “что семья – главное в жизни человека”;
  • “важность мнения и родителей, и детей”;
  • “что мысли, представления детей и взрослых часто различны и нахождение компромисса необходимо”;
  • “что нужно быть другом своему ребенку”;
  • “что конфликт можно решить очень легко”;
  • “что нужно чаще слушать и слышать детей”;
  • “что родители и дети не такие уж разные”.

Детско-взрослое собрание “Проект школы XXI века”

Цели:

  1. Совместное обсуждение всеми участниками образовательного сообщества различных аспектов жизни школы.
  2. Определение причин возникающих разногласий, конфликтов.
  3. Определение конструктивных способов выхода из конфликтных ситуаций, особенностей адекватного выражения своих чувств и переживаний.
  4. Развитие навыков конструктивного взаимодействия друг с другом, взаимопонимания, социальной восприимчивости, доверия.
  5. Создание проекта.

Время: 2 часа.

Участники: учащиеся, родители, учителя.

Ход собрания.

  1. Приветствие участников. Объяснение целей встречи. Введение в проблему.
  2. Деление на группы “учащиеся”, “родители” и “учителя”. Создание визитной карточки группы, согласно принятой игровой роли. Представление групп.
  3. Введение игровой проблемной ситуации:

“Однажды в школе произошел очень серьезный конфликт между учениками и учителями. Это конфликт был настолько серьезным, что в какой-то момент учителя и ученики разошлись в разные стороны, не желая больше общаться друг с другом. Их обида была очень сильной, но в какой-то момент они почувствовали желание и увидели необходимость встречи, понимая, что они не могут друг без друга. Уважаемые “учащиеся” и уважаемые “учителя”, первое, что вам необходимо сделать, это определить причины возникшего конфликта, второе, - написать письмо-обращение друг к другу, определяющее пути примирения”. (Используя метод “мозгового штурма”).

  1. Представление группами писем-обращений.
  2. Объединение групп “учащихся” и “учителей” в одну под названием “Образовательное сообщество” и создание в ее рамках проекта “Школа XXI века”.
  3. Представление проектов.
  4. Рефлексия собрания.
  • Что особенно понравилось в ходе работы, особенно запомнилось?
  • Что радует, впечатляет, волнует, наводит на размышления в содержании представленных проектов?
  • Как можно охарактеризовать психологическую атмосферу встречи?
  • К какому осознанию вы сегодня пришли?

Данные детско-родительские собрания являются частью гуманитарной экспертизы образовательной деятельности гимназии и отражают наличие сформированного образовательного сообщества гимназии, наличие основ полисубъектного взаимодействия между всеми его субъектами.



Предварительный просмотр:

До первого звонка осталось всего-то три недели.

Что нужно сделать, чтобы ребенок пошел в школу с удовольствием? Хочет ли первоклашка учиться? Попросите ребенка согласиться или не согласиться с этими утверждениями:

1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.

2. Мне интересно, какие у меня будут уроки.

3. Я буду приглашать на день рождения весь класс.

4. Я хочу, чтобы урок длился дольше, чем переменка.

5. Когда пойду в школу, я буду хорошо учиться.

6. Интересно, что в школе дают на завтрак.

7. Самое лучшее в школе - это каникулы.

8. Мне кажется, что в школе интереснее, чем в детском саду.

9. Мне очень хочется в школу, потому что мои друзья тоже идут туда.

10. Если бы я мог, я бы пошел в школу еще в прошлом году.

Считаем очки: Если ребенок согласился в 8 пунктами, он готов к школе, хочет туда идти и будет учиться с интересом. Если согласился с 4 - 7 пунктами, ребенок хочет в школу, но она пока привлекает его не учебой. Если он чаще соглашался с первыми 5 пунктами, то он мечтает о новых друзьях и играх. С 6 - 10 пунктами - он понимает, что такое школа, и относится к ней положительно. Если малыш ответил положительно только на три (или меньше) пункта, он не имеет понятия, что его ждет в школе, и не стремится стать первоклашкой.

Проверяем память и мелкую моторику

1. Попросите ребенка срисовать простую картинку. Он готов к школе, если уверенно и правильно держит карандаш, линии четкие, соединения точные. Не готов, если карандашом работает плохо, линии рисует "лохматые", соединения неточные.

2. Поговорите с ним. Что он знает о себе, о своей семье? Готов к школе, если может рассказать о себе, знает, как зовут и чем занимаются его родители. Не готов, если не может сказать ничего, кроме своего имени, не знает, кем работают родители.

3. Предложите ему запомнить 10 картинок с изображением предметов. Готов к школе, если запоминает 4 - 6 картинок, посмотрев один раз; 8 - 10 картинок, посмотрев 3-4 раза. Через час может вспомнить 5 - 10 картинок. Не готов, если, просмотрев 1 раз, запоминает меньше 3 картинок, просмотрев 3 - 4 раза - не более 5. А через час вспоминает не более 3 картинок.

4. Прочитайте ребенку короткий рассказ с интересным сюжетом и попросите пересказать. Он готов к школе, если пересказывает близко к тексту, выделяет основную мысль, строит фразы правильно. Не готов, если пересказать не может. На наводящие вопросы отвечает "да" и "нет". Фразы строит грамматически неправильно.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:

 Как подготовить малыша к школе

1. Повторите с будущим первоклашкой алфавит и счет как минимум до 100.

2. Лучше научить сына или дочку читать элементарные слова и решать самые простые примеры дома, чтобы в школе он не испугался первых сложностей.

3. Научите чадо различать право-лево.

4. Покажите, как правильно укладывать в портфель книжки и тетрадки.

5. Соберите пенал. В нем должны лежать две простые шариковые синие ручки, одна красная, одна зеленая, два заточенных карандаша, набор из пяти цветных фломастеров, линейка и ластик.

6. Выучите с малышом ваш домашний адрес и телефон, объясните ему, как звонить из телефонного автомата, если он потеряется.

7. Научите будущего первоклассника писать мелом (можно даже купить маленькую доску и устроить тренировочный урок).

8. Дети часто боятся или стесняются просить у строгого учителя разрешения выйти во время урока, так что проговорите с чадом этот момент.

9. Если у вашего ребенка есть логопедические проблемы, поста райтесь решить их до начала учебы.

10. Составьте расписание и попробуйте прорепетировать школьный день – 40-45  минут за чтением и азбукой, потом перемена 10 минут и следующий урок. Проследите, чтобы ребенок научился выдерживать утомительное сидение за столом.

11. Поддерживайте вашего первоклассника во всем. Хвалите за дело, говорите, как здорово у него получается выводить буквы (считать, рисовать и т. д.). Это придаст ему уверенности в себе.

12. Объясните ребенку, что он сам несет ответственность за свою учебу. Если мама и папа зарабатывают деньги на работе, то его работа - ходить в школу и "зарабатывать" хорошие отметки.

13. Проверьте, умеет ли ваше чадо самостоятельно завязывать шнурки, застегивать пуговицы и молнии, переодеваться без вашей помощи в спортивный костюм, складывать аккуратно свои вещи.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание. Как сделать родителей партнерами по решению образовательных задач

 

Предварительная работа.

1. Написать объявление о предстоящем родительском собрании.

2. Предложить родителям вопросы для размышления: что значит самостоятельность для ребёнка 4-го года жизни?

3. Провести консультацию для родителей по подготовке выступлений на собрании.

4. Подготовить вопросники “Умеет ли ваш ребёнок?”.

5. В родительском уголке поместить информацию: “Как умелые руки языку помогают”, “Давайте поиграем”.

Цель.

Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе;

дать возможность родителям поделиться друг с другом опытом и мыслями о том, как каждому удаётся воспитывать своего ребёнка; обсудить наиболее актуальные проблемы, выработать единые требования.

Ход собрания.

Родители сидят в кругу.

Добрый вечер, уважаемые родители.

Прошло уже 3 месяца с того момента, когда вы привели своих малышей в нашу группу. Я могу сказать, что мне повезло, так как вокруг меня собрались умные, талантливые, замечательные дети. Складывается детский и родительский коллектив.

За 3 месяца наша группа дважды (сентябрь, ноябрь) была отмечена “Лучшей группой месяца” и в этом, несомненно, есть ваша заслуга. Хочется поблагодарить вас за то, что мы стали единомышленниками во многих вопросах воспитания детей.

Сегодня мне хотелось бы узнать:

а) Что приобрёл ваш ребёнок за это время?

б) С какими проблемами вы столкнулись?

Ответы родителей по кругу, передавая предмет.

Итог. Спасибо за искренность. Ваша информация поможет мне внести необходимые коррективы в дальнейшую работу.

Сегодня я хотела бы предложить вам подумать и высказаться по такой теме как “Самостоятельность ребёнка на 4 году жизни” и договориться, в чем у нас могут быть единые подходы и как быть, если возникают ситуации, когда родители не могут себе этого позволить.

Вопрос. Что значит “Самостоятельность на 4 году жизни” для вас? О каком ребёнке можно сказать, что он самостоятельный?

Родители высказывают своё мнение.

Обобщение. Мы говорим о том, что каждый ребенок – личность, со свойственными ему темпом развития, темпераментом и т. д. Каждая семья - индивидуальность, в которой свои подходы, требования, традиции. Но каждый возраст имеет свои закономерности. Педагог работает с группой детей, поэтому требования и приемы используются ко всем детям с учётом возрастных особенностей. И для того, чтобы ребёнку было комфортно, ему необходимо помочь.

Психологи отмечают, что к 3 годам ребёнок может быть достаточно самостоятельным в быту – хотеть и уметь самостоятельно есть, одеваться, умываться и т. п., гордиться тем, что всё это умеет и взрослым следует поддерживать в нём эту гордость.

В этом возрасте ребёнку по силам уметь правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой, не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

Хочу предложить обсудить проблемы, которые я вижу в нашей группе.

1. Умение правильно держать ложку

Нужно ли добиваться, чтобы ребёнок умел правильно держать ложку? Вырастет и сам научится. Давайте об этом поговорим.

В детском саду мы уделяем большое внимание тому, как ребёнок держит ложку. Если дома на это не обращается внимания, т. е. нет единства требований, то на формирование этого навыка потребуется больше времени и усилий.

Почему же необходимо научить правильно держать ложку? Во-первых, развивается мелкая мускулатура пальцев, мелкая моторика, развивается речь и интеллект. Исследования учёных доказали связь пальцевой моторики и интеллектуального развития.

Во-вторых, в дальнейшем у ребенка не возникнет трудности правильно держать ручку. Также этот навык пригодится в изодеятельности, а значит и в развитии творчества.

В-третьих, ребёнок не будет испытывать дискомфорта в компании сверстников.

И, конечно же, надо помнить, что научить гораздо легче, чем переучить.

На начало учебного года правильно держать ложку умели 4 человека. Мы просили Вас обратить на это внимание. Приятно отметить, что на сегодняшний день уже 9 детей научились правильно держать ложку, остальные дети исправляются после напоминаний. Я хочу попросить родителей поделиться опытом, как им удалось добиться, чтобы ребёнок правильно держал ложку.

Выступление родителей с практическим показом некоторых игр и упражнений, способствующих развитию мелкой мускулатуры пальцев. Несколько практических советов.

Скажите, пожалуйста, как долго формировался этот навык у вашего ребёнка?

Какие приёмы использовали? (игровой приём, постоянный контроль и т. д.).

Вывод: мне очень приятно, что родители Артёма и Данила нас поддержали, это еще раз подтверждает, что в условиях единых требований можно справиться с очень важной для этого возраста задачей, как умение правильно пользоваться столовыми приборами.

2. Проблема одевания, раздевания

Я хочу предложить вам, как бы со стороны, посмотреть на своих детей и проанализировать их навыки в этом виде деятельности.

Родителям раздаются вопросники, и предлагается ответить на 4 вопроса.

Ответьте, пожалуйста, владеет ли Ваш ребёнок следующими навыками (да, нет, иногда).

Родители отвечают на вопросы.

Мы со своей стороны тоже заполнили подобный вопросник.

Родители получают такие же вопросники с ответами педагогов.

Внимательно посмотрите и сравните свои ответы и наши.

Я просила бы поднять руку тех, у кого совпадение по 4 вопросам.

Я просила бы поднять руку тех, у кого совпадение по 2 вопросам.

Итог. Думаю, что нам с вами есть над чем работать. Какие для этого использовать приёмы зависит от вас и индивидуальности ребёнка. 

Предлагаю проанализировать следующую ситуацию.

Четырёхлетняя Света долго собирается на ежевечернюю прогулку перед сном. В конце концов, родители ушли со словами: “Очевидно, ты не хочешь идти на прогулку, а мы хотим. До свидания, милая. Мы скоро вернёмся”. Отлучившись совсем на короткое время, они вернулись и больше в этот день к этой теме не возвращались. Назавтра Света собралась на улицу задолго до обычного времении.

Вопрос. Как вы оцениваете поведение родителей? Обоснуйте, почему именно так?

Вы бы смогли так поступить?

Родители высказывают своё мнение.

Когда мы обсуждали эту ситуацию, что почувствовал каждый из вас?

Ответы родителей.

Как вы считаете, нужно ли развивать самостоятельность у ребёнка или это придёт со временем само?

Если вы считаете, что самостоятельность необходимо развивать, возьмите зелёный листочек. Те, кто полагает, что со временем ребёнок сам всему научится – возьмут жёлтый листок. Свои листочки вы можете прикрепить к этому дереву.

На мольберте нарисовано дерево, родителям предлагаются на выбор зелёные и жёлтые листочки.

Итог. Приятно, что это дерево с зелёной кроной символизирует единство взглядов по данному вопросу.

Родителям хорошо, когда ребенок самостоятельный:

Ребенку комфортно, он не капризничает.

Не стыдно за поведение ребенка в публичном месте.

Приятно, когда в гостях, кафе малыш сам раздевается и одевается, правильно пользуется столовыми приборами, вызывает восхищение и гордость.

В заключение нашей встречи я хотела бы узнать, в чем у нас с вами могут быть единые подходы?

Решение родительского собрания

1. Родителям ознакомиться с содержанием деятельности по привитию навыков самостоятельности в ДОУ через родительский уголок, консультации, индивидуальные беседы.

2. Придерживаться единых подходов привития навыков самостоятельности в ДОУ и семье.

3. Провести совместное с родителями развлечение “Вот, что я умею!” Срок: март 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для родителей "Какие вы родители"

Ответив на 10 вопросов теста, родители смогут самостоятельно сделать вывод о том, как они справляются с обязанностями воспитателя в семье....

Родительское собрание"Родители первоклассников-первоклассные родители!"

Родительское собрание «Родители первоклассников – первоклассные родители»!Сценарий собрания составлен...

Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями классного коллектива"

Программа представлена для учителей начальных классов. Срок реализации - 4 года. В приложении представлены разработки родительских собраний....

Тест для родителей. Какие вы родители?

В данном тесте представлены вопросы для родителей...

Собрание для родителей 1 класс"Советы родителям"

В помощь родителям первоклассников....

Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации отношений учитель- родитель и ребенок-родитель

В данной статье проводится  анализ проведения родительских собраний с применением тренинговой технологии для гармонизации детско- родительских отношений  и учитель- родитель. Расскрыты особе...