Методические рекомендации. Как уберечь ребёнка от негативного контента в сети интернет.
консультация на тему

В данных методических рекомендациях рассматриваются виды интернет-угроз. Разработаны правила безопасной работы в сети интернет. Даны рекомендации по проведению родительского собрания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация и проведение родительского собраний по теме «Как защитить ребенка от негативного контента в СМИ и Интернете?»

Методические рекомендации

1.Актуальность и правовые основания:

Конституция Российской Федерации (ч.1статьи 29,ч.1 статьи 38,ч.3 статьи 55)

Конвенция ООН о правах ребенка (статья 13,17)

Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних 1990 год (принцип 43)

Рекомендации Комитета Министров Совета Европы №R, (89)7 от 22.04.1989 (принципы распространения видиозаписей, содержащих насилие, жестокость, или имеющие порнографическое содержание).

Рекомендации Комитета Министров Совета Европы №R (97)19 от 30.10.1997 «О демонстрации насилия в электронных средствах массовой информации».

Рекомендации Комитета Министров Совета Европы №R (91)11 от 09.09.1991 (государствам - членам относительно эксплуатации секса в целях наживы, порнографии, проституции, торговли несовершеннолетними детьми).

Указ Президента Р.Ф. от 01 июня 2012 года № 761 «  О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»

Федеральный закон Российской Федерации от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ" О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Опубликовано: 30 июля 2012 г. в "РГ"  Федеральный  выпуск №5845).

Концепции Всероссийской информационной кампании против насилия и жестокости в СМИ и других средствах массовой коммуникации (Решение Общественного совета при Уполномоченном   при Президенте Р.Ф. по правам ребенка от 18.09.2012 года)

В Федеральном законе Российской Федерации от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" закреплены основные положения государственной политики в сфере защиты детей от негативного контента в СМИ, Интернет, сотовой  связи.

Впервые в России объявлена широкомасштабная общенациональная информационная Кампания против насилия и жестокости в СМИ и других средствах массовой коммуникации. Она направлена против создания и распространения среди детей (в возрасте от 0 до 18 лет) в СМИ, сети Интернет и других средствах массовой коммуникации печатной,  аудиовизуальной продукции, которая содержит  пропаганду жестокости, насилия, порнографии, педофилии, суицидов и других социальных девиаций, способных причинить вред здоровью и  развитию детей. Кампания не носит принудительного, административного характера и   включает в себя комплекс информационных, образовательно-просветительских, пропагандистских и организационных мер,  направленных на эффективное обеспечение информационной безопасности детей и семей с несовершеннолетними детьми от негативного контента. Она предполагает проведение нескольких сот мероприятий, направленных на различные аудитории, в том числе и на родительскую (проведение тематических собраний, организацию голосования на сайте Кампании за самую вредоносную передачу на ТВ и сбор подписей против деструктивных передач).

Организация и проведение родительского собрания на тему: «Как защитить ребенка от негативного контента в СМИ и Интернете?»

Задачи родительского собрания:

- повышение уровня осведомленности родительской аудитории о негативном влиянии агрессивного контента СМИ и иных средств массовой коммуникации на детскую психику и способах его предупреждения;

-повышение уровня осведомленности родителей о нормах Федерального Закона № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и других нормативных правовых актах, регулирующих вопросы информационной безопасности детей».

Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Это — взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск решений.

Тематические родительские собрания – это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей. Родительские собрания целесообразно проводить по ступеням возрастного развития обучающихся (начальная ступень образования, основная ступень образования, старшая ступень образования).

Профилактическая работа, как правило, включает  в себя социально-педагогическую  и психологическую диагностику, поэтому до родительского собрания рекомендуется провести анонимное анкетирование (Приложение 3), анализ, которого даст представление об осведомленности родительской аудитории о нормах Федерального закона Российской Федерации от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ" О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Указанные исследования дадут представление о проблемах, волнующих родительскую аудиторию, их согласование о негативном влиянии агрессивного медиаконтента на детей, позволят более четко сформулировать информационные сообщения и определить вопросы для обсуждения на родительском собрании. В конце проведения собрания родителям предлагается памятка по безопасности детей в сети Интернет (Приложение 1, Приложение2).

Форма проведения собраний может быть разнообразной. Они могут проводиться  в форме: «круглого стола», тематической дискуссии родителей, с приглашением специалистов, лекции, где в роли лектора выступает педагог, психолог, врач. Наиболее распространенная форма проведения родительского собрания - это доклад с последующими вопросами и обсуждениями. Докладчиком, как, правило, является педагог, который подводит итоги анкетирования родителей и знакомит их с информацией о влиянии контента на здоровье детей. Далее родители задают вопросы по теме собрания и, если возникают спорные мнения, то происходит обсуждение и находится приемлемое решение споров.

         

Материалы к проведению родительского собрания

Информация для родителей

Контент происходит от английского слова «content» - содержание. Контент– любой вид информации (текст, аудио, видео, изображение), составляющий содержание информационного продукта. Например, "the drawer's contents" можно перевести как "содержимое ящика", а "the contents of a book" как "содержание книги". Под "контентом" в широком смысле понимают  наполнение сайта. Он соотносится с дизайном, как содержание с формой. В более узком смысле слова 'контент сайта' (site content) - это материалы, размещенные на нем: в основном тексты, а также картинки и музыка. Вебсервисы  контентом не являются. Самые характерные примеры контент-сайтов - интернет-СМИ и библиотеки, т.е. подборки текстов.

Развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», усугубили проблемы, связанные с торговлей детьми, детской порнографией и проституцией. По сведениям МВД России, число сайтов, содержащих материалы с детской порнографией, увеличилось почти на треть, а количество самих интернет-материалов - в 25 раз. Значительное число сайтов, посвященных суицидам, доступно подросткам в любое время. По информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации  в 2012 году более 93 тыс. детей стали жертвами преступлений. Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.

Почти 1,8 млрд. людей в мире подключены к интернету. Ежегодно растет число пользователей, среди которых все больше – детей и подростков. В России  восемьдесят пять процентов российских детей в возрасте от 10 до 17 лет активно пользуются Интернетом. По статистическим данным  в Сети они проводят до 25 часов в неделю и, как правило, пользуются Интернетом бесконтрольно.

В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом», и «помощником», и даже «воспитателем», «учителем». Всеобщая информатизация и доступный, высокоскоростной Интернет уравнял жителей больших городов и малых деревень в возможности получить качественное образование. Более 40% детей сталкиваются с сексуальными изображениями в интернете. Младшие школьники сталкиваются с сексуальными изображениями реже, чем старшие, но испытывают больший стресс. Прилежные дети в 2 раза чаще попадают на «плохие» сайты в силу природной любознательности. Более 20% детей становятся жертвами нападок со стороны сверстников. 80% школьников имеют аккаунты в социальных сетях. 70% в своих аккаунтах указывают свою фамилию, точный возраст и номер школы. 40% российских детей готовы продолжить он-лайн общение в реальной жизни. У 30% школьников данные аккаунта открыты всему миру. Более 28% опрошенных детей готовы переслать свои фотографии незнакомцам в Сети.
17% без колебаний соглашаются сообщить информацию о себе и своей семье – место жительства, профессия и график работы родителей, наличие в доме ценных вещей и т. д. (о том, для чего посторонним может потребоваться такая информация, дети, как правило, не задумываются).
22% детей периодически попадают на сайты для взрослых.
28% детей, увидев в интернете рекламу алкоголя или табака, хоть раз пробовали их купить, а 11% - пытались купить наркотики.
Около 14% опрошенных время от времени отправляют платные SMS за бонусы в он-лайн-играх и лишь немногие обращают внимание на стоимость такой опции.

Классификация интернет-угроз

Во Всемирной паутине существует следующие виды опасности юных пользователей:

-суицид-сайты;

-сайты-форумы потенцинальных самоубийц;

-наркосайты (интернет пестрит новостями о "пользе" употребления марихуаны, рецептами и советами изготовления "зелья");

-сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие (экстремизм, национализм, фашизм);

-сайты порнографической направленности;

-сайты знакомств (виртуальное общение разрушает способность к реальному общению, у подростков теряются коммуникативные навыки);

-сайты, пропагандирующих экстремизм, насилие и девиантные формы поведения, прямые угрозы жизни и здоровью школьников от незнакомцев, предлагающих личные встречи, а также различные виды мошенничества;

-секты (виртуальный собеседник может повлиять на мировоззрение подростка).

Информация для анализа и обсуждения Федерального закона Российской Федерации от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ" О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

Как защитить детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, какие меры нужно принимать, чтобы уберечь их от пропаганды насилия, жестокости, порнографии, педофилии и других социальных отклонений в журналах, газетах, Интернете и других средствах массовой информации?

В последние годы в мире и  стране принят ряд важнейших законодательных актов, направленных на предупреждение наиболее серьезных угроз здоровья детей. Созданы новые государственные и общественные институты: учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, в ряде субъектов Российской Федерации создан институт уполномоченного по правам ребенка, учрежден Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Увеличился объем финансирования социальных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми.

Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей - это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию. Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита их физического, умственного и нравственного развития во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ - это требование международного права (Рекомендации Европейского Парламента и Совета ЕС от 20.12.2006 «О защите несовершеннолетних и их человеческого достоинства в Интернете»),

Федеральный закон Российской Федерации от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" охватывает практически все виды информационной продукции, включая СМИ, Интернет, сотовую связь и др.   Он вносит  изменения   во многие  законные акты  Российской Федерации.      Поправки, внесенные в закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» ( 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ), впервые более подробно регламентируют способы маркировки контента и  описывают процедуры экспертизы «информационной продукции».  

Законом вносится предложение об ограничении в Сети «мест доступных для детей» и предусматривается ответственность операторов и администраторов Сайтов, которые не принимают административных и организационных мер, технических и  программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Наиболее значительные изменения внесены в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Здесь впервые даётся определение интернет-сайта, интернет-страницы, доменного имени, сетевого адреса, владельца интернет-сайта, хостинг-провайдера. В закон добавляется новая статья 15¹ «Единый реестр доменных имен и (или) универсальных указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, запрещённую к распространению на территории Российской Федерации». На основании этого создаётся информационная система «Единый реестр доменных имен и (или) универсальных указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, запрещённую к распространению на территории Российской Федерации федеральными законами» (далее — Реестр). К ведению Реестра планируется привлечение российской некоммерческой организации, которая должна соответствовать «критериям» (критерии поручено разрабатывать Правительству РФ). После решения федеральных органов, оператор Реестра вносит в него ссылки на интернет-страницы или доменные имена содержащие:

a) материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявления о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;

б) информацию о местах приобретения, методах изготовления и использования наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров. Способах и местах культивирования наркосодержащих растений;

в) информацию о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;

г) (добавлено ФЗ 05.04.2013 № 50-ФЗ) информацию о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных деяний.

д) любую иную информацию, запрещённую к распространению в России решениями судов.

Информационные материалы по обеспечению безопасности детей в СМИ и Интернет

Одним из основных направлений в борьбе за информационную безопасность детей является  просвещение родителей. По данным  статистики, половина российских подростков знает о Всемирной паутине и умеет работать в ней гораздо больше и лучше своих мам и пап. Уровень знаний родителей о программах и модулях по защите детей от негативной информации также очень и очень низкий.  Сегодня многие из них встают перед проблемой - как же ограничить доступ ребенка к компьютеру, как ограничить время, пребывания в Интернет и защитить от порно-наркотиков-матов? Присмотр за детьми в интернете называется термином «родительский контроль». 

Родительский контроль — это программы и службы, которые позволяют родителям и опекунам отслеживать, как ребенок использует компьютер: от фильтрации веб-содержимого и управления контактами электронной почты до ограничений на общение детей через Интернет.

Цель таких средств — обеспечить безопасность ребенка в Интернете. Эти инструменты иногда называют семейными настройками или настройками семейной безопасности. Имеются встроенные настройки в компьтер: Windows 7, Windows Vista, Xbox 360, Xbox Live, Bing и другие продукты Microsoft. Существует множество  программ по родительскому контролю, многие  из них являются частью программ-антивирусов. Некоторые функции родительского контроля предусмотрены в операционной системе. Но настоящий родительский контроль обеспечивают только специализированные программы:

Анаферон  http://netkidscontrol.ru/anaferon. для  блокировки сайтов, потенциально опасных для здоровья и психики учащихся.

Инетернет-фильтры (Интернет Цензор и NetPolice). В основе работы программы Интернет Цензор лежит технология «белых списков», гарантирующая 100% защиту от опасных и нежелательных материалов. Программа содержит уникальные, вручную проверенные «белые списки», включающие все безопасные сайты Рунета и основные иностранные ресурсы. Программа надежно защищена от взлома и обхода фильтрации. Интернет Цензор может использоваться как в домашних условиях, так и в организациях – образовательных учреждениях, библиотеках, музеях, интернет-кафе и иных местах, где возможно предоставление несовершеннолетним доступа в Интернет.

NetPolice — программное обеспечение для фильтрации сайтов по их содержимому, не позволяет получить доступ к определённым сайтам или услугам сети Интернет. Система позволяет блокировать веб-сайты с содержимым, не предназначенным для просмотра. http://netpolice.ru — официальный сайт интернет-фильтра NetPolice.

В рамках проекта «Ребенок в Сети» каждый пользователь может бесплатно скачать и установить новое комплексное решение безопасности Panda Internet Security 2012, которое предоставляет максимальную защиту от всех типов угроз, включая защиту от вирусов, шпионов, хакеров, спама, мошенников и пр. Функция родительского контроля позволяет не только ограничить ребенка от доступа к нежелательным сайтам в Интернете (порнография, наркотики, онлайн-казино и пр.), но и дистанционно подключаться к компьютеру.

Примерный список вопросов, которые рекомендуются  обсудить на родительском собрании

1.В каком возрасте следует разрешать детям посещении Интернет?

2.Следует ли разрешать детям иметь собственные учетные записи электронной почты?

3.Какими внутрисемейными правилами следует руководствоваться при использовании Интернет?

4.Как дети могут обезопасить  себя при пользовании службами мгновенных сообщений?

5.Могут ли дети стать интернет-зависимыми?

6.Как проследить какие сайты посещают дети в Интернете?

7.Какие угрозы в Интернете встречаются наиболее часто?

8.Как научить детей отличать правду от лжи в Интернете?

                                                                                                               


                                                              Приложение 1

                               

Правила работы в сети Интернет

  1. Не входите на незнакомые сайты.
  2. Если к вам по почте пришел файл Word или Excel, даже от знакомого лица, прежде чем открыть, обязательно проверьте его на вирусы.
  3. Если пришло незнакомое вложение, ни в коем случае не запускайте его, а лучше сразу удалите и очистите корзину.
  4. Никогда не посылайте никому свой пароль.
  5. Старайтесь использовать для паролей трудно запоминаемый набор цифр и букв.
  1. При общении в Интернет не указывайте свои личные данные, а используйте псевдоним (ник)
  2. Без контроля взрослых ни в коем случае не встречайтесь с людьми, с которыми познакомились в сети Интернет.
  3. Если в сети необходимо пройти регистрацию, то должны сделать ее так, чтобы в ней не было указано никакой личной информации.

9.        Не всей  информации, которая размещена в Интернете, можно верить.

10.Не оставляйте без присмотра компьютер с важными сведениям на экране

  1. Не сохраняйте важные сведения на общедоступном компьютере.

                 


Приложение 2

Рекомендации для родителей (законных представителей) детей различных возрастных категорий.

Возраст от 7 до 8 лет

В Интернете ребенок старается посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей. Поэтому родителям (законным представителям) особенно полезны будут те отчеты, которые предоставляются программами по ограничению использования Интеренета, т. е. Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах Интернет (папки c:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Wmdows\Temporary Internet Files в операционной системе Windows Vista). В результате, у ребенка не будет ощущения, что за ним ведется постоянный контроль, однако, родители будут по-прежнему знать, какие сайты посещает их ребенок. Дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Они любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернет, используя электронную почту, заходить на сайты и чаты, не рекомендованные родителями.

Советы по безопасности в сети Интернет

-Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения.

-Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером. Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.

-Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.

-Используйте специальные детские поисковые машины, типа MSN Kids Search (http://search.msn.com/kids/default.aspx?FORM=YCHM ).

-Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.

-Создайте семейный электронный ящик чтобы не позволить детям иметь собственные адреса.

-Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего ПО.

-Приучите детей советоваться с вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей.

-Научите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия.

-Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями.

-В «белый» список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией.

-Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.

-Не делайте «табу» из вопросов половой жизни, так как в Интернет дети могут легко наткнуться на порнографию или сайты «для взрослых».

-Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

Возраст детей от  9 до 12 лет

 

В данном возрасте дети, как правило, уже наслышаны о том, какая информация существует в Интернет. Совершенно нормально, что они хотят это увидеть, прочесть, услышать. При этом нужно помнить, что доступ к нежелательным материалам можно легко заблокировать при помощи средств Родительского контроля.

 

Советы по безопасности для детей от 9 до 12 лет

-Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения.

-Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером.

-Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому, что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.

-Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.

-Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.

-Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет.

-Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по Интернет.

-Позволяйте детям заходить только на сайты из «белого» списка, который создайте вместе с ними.

-Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернет.

-Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.

-Создайте вашему ребенку ограниченную учетную запись для работы на компьютере.

-Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

-Расскажите детям о порнографии в Интернет.

-Настаивайте на том, чтобы дети предоставляли вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы убедились, что они не общаются с незнакомцами.

-Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.

Возраст детей от 13 до 17 лет

В этом возрасте подростки активно используют поисковые машины, пользуются электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями, скачивают музыку и фильмы. Мальчикам в этом возрасте больше по нраву сметать все ограничения, они жаждут грубого юмора, азартных игр, картинок «для взрослых». Девочки предпочитают общаться в чатах, при этом они гораздо боле чувствительны к сексуальным домогательствам в Интернет.В данном возрасте родителям часто уже весьма сложно контролировать своих детей, так как об Интернет они уже знают значительно больше своих родителей. Тем не менее, особенно важно строго соблюдать правила Интернет-безопасности - соглашение между родителями и детьми. Кроме того, необходимо как можно чаще просматривать отчеты о деятельности детей в Интернет. Следует обратить внимание на необходимость содержания родительских паролей (паролей администраторов) в строгом секрете и обратить внимание на строгость этих паролей.

Советы по безопасности в этом возрасте от 13 до 17 лет

-Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения. Укажите список запрещенных сайтов («черный список»), часы работы в Интернет, руководство по общению в Интернет (в том числе в чатах).

-Компьютер с подключением к сети Интернет должен находиться в общей комнате.

-Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб мгновенного обмена сообщениями, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы.

-Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.

-Необходимо знать, какими чатами пользуются ваши дети. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме.

-Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из сети Интернет.

-Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернет.

-Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.

-Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

-Расскажите детям о порнографии в Интернет. Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в Интернет своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.

-Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки.

-Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.

-Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону.

                                     

                                                                                                               


Приложение 3

Анкета для родителей

 Уважаемые родители! Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной

Просим Вас ответить на несколько вопросов. (Все вопросы не являются обязательными для ответа).

1.Есть ли у Вас дома компьютер?

да (один)

да (несколько)

нет

2.Кто пользуется компьютером у Вас дома?

-только родители

-только ребенок

-все члены семьи (родители и дети)

3.Используете ли Вы средства блокировки?

-на компьютере

-на телевизоре

4.Имеется ли адрес электронной почты Вашего ребенка?

-да

 нет

5.Имееются ли домашние правила посещения детьми Интернет?

-да

-нет

6.Пользуетись ли Вы поисковыми браузерами для детей?

-да

-нет

7.Контролируете ли Вы информацию, которую скачивает Ваш ребенок?

-да

-нет

8.Контролируете ли в какие игры играет Ваш ребенок?

-да

-нет

9.Контролируете ли Вы с кем общается Ваш ребенок в сети Интернет?

-да

-нет

10.С какими законодательными актами Российской Федерации по информационной безопасности несовершеннолетних Вы знакомы? (перечислить


Список терминов

Аккаунт (англ.- account) - учетная запись, регистрационная запись.

Антивирус — пакет компьютерных программ, останавливающий проникновение вирусов на ваш компьютер, осматривающий содержимое компьютера на предмет наличия вирусов. Антивирус также лечит и удаляет

Администраторы, модераторы сайта — специальные сотрудники сайта, которые следят за исполнением установленных на сайте правил.
Базы данных (БД) - специальное программное обеспечение, предназначенное для организации хранения и доступа к данным (информации). Используются при создании программных решений для автоматизации сайта.

Браузер — программа, позволяющая просматривать страницы в сети Интернет. Самые популярные Opera, Mozilla Firefox, Google Chrome, Internet Explorer.

Веб-сайт (англ. Website, от web — паутина и site — «место») в компьютерной сети. Когда говорят «своя страничка в Интернет», то подразумевается целый веб-сайт или личная страница в составе чужого сайта. Кроме веб-сайтов в сети Интернет так же доступны WAP-сайты для мобильных телефонов.

Виртуальный собеседник (англ. chatterbot) — это компьютерная программа, которая создана для имитации речевого поведения человека при общении с одним или несколькими пользователями.

Всемирная паутина – это все веб-сайты Интернета

Домен (англ. domain), Доменный адрес (англ. domain name) - Область пространства иерархических имен сети Интернет, которая обозначается уникальным доменным именем, обслуживается набором серверов доменных имен (DNS)  Для каждого зарегистрированного доменного имени определен единственный Администратор. Это более практичный аналог IP-адреса. Доменная адресация возникла в Интернет для удобства пользователей: легче запомнить доменный адрес (например, www.microsoft.com), чем четыре числа IP-адреса. Доменный адрес может содержать латинские буквы, цифры, точки и некоторые другие знаки.

Доменный почтовый ящик, в который поступает почта, приходящая на любые возможные адреса домена (все-что-угодно@ваш-домен).

Интерне́т (англ. Internet, МФА: [ˈɪn.tə.net][1]) — всемирная система объединённых  компьютерных сетей для хранения и передачи информации.

Игнор — игнорирование, занесение в черный список.

Логин (от английского log in — «входить в») — это имя, которое вы выбираете для регистрации в системе или имя, которое система вам сама присваивает. Каждый пользователь в системе имеет свой уникальный логин. Он помогает системе и другим пользователям отличить одного пользователя от другого.

Новые СМИ или новые медиа (англ. New media) — термин, который в конце XX века стали применять для интерактивных электронных изданий и новых форм коммуникации производителей контента с потребителями для обозначения отличий от традиционных медиа, таких как газеты, то есть этим термином обозначают процесс развития цифровых, сетевых технологий и коммуникаций.документов частного лица или организации.

Он-лайн игры —игровой процесс основан на взаимодействии с другими игроками и игровым миром, требующий постоянного подключения к Интернету.

Интернет-магазин Действующим Законодательством РФ не определено понятие «Интернет-магазин».  В классическом понимании "Интернет-магазин"("Электронный магазин";, "Сетевой магазин"; и т.д.),  - это интерактивный сайт, в котором: рекламируются товары и услуги, принимаются заказы на товары и услуги, посетителю, предлагаются различные варианта оплаты заказанных товаров и услуг, возможна их мгновенная оплата через Интернет.

Пароль — набор символов, известный только одному пользователю, необходимый для авторизации (для «входа») на сайте.

Персональная страница (персональный сайт) - совокупность Web-страниц, с содержанием, описывающим сферу интересов какого-либо человека (группы лиц), обычно созданная им самим. Часто размещается на сервере бесплатного хостинга.

Посетители - количество уникальных посетителей побывавших на страницах вашего ресурса.

Почтовый ящик - дисковое пространство на почтовом сервере, выделенное для хранения, отправки писем пользователя и т.д. (приходящих на его адрес и подлежащих отправке).

Псевдонимы (алиасы) - доменные имена, которые указывают на один и тот же web-проект.

Размер дискового пространства - суммарный размер всей информации, хранимой на сервере провайдера в мегабайтах (Мб). Обычно в него включаются также размеры файлы журнала обращений (Log Files), почтовых ящиков и баз данных.

Регистратор домена - юридическое лицо,оказывающее услуги по регистрации доменных имен и обеспечивающее передачу в Реестр.
Регистрация домена (доменного имени) - 1) Внесение имени и соответствующего ему IP-адреса в базу данных DNS-сервера. Регистрация в доменах верхнего уровня обычно платная. Регистрация доменов нижнего уровня обычно бесплатна и выполняется провайдером. 2) Закрепление определенного доменного имени за физическим или юридическим лицом, путем внесения соответствующей информации в регистрационную базу данных организации, координирующей распределение доменных имен.

Родительский контроль — это программы и службы, которые позволяют родителям и опекунам отслеживать, как ребенок использует компьютер: от фильтрации веб-содержимого и управления контактами электронной почты до ограничений на общение через Интернет. Цель таких средств — обеспечить безопасность ребенка в Интернете, и эти инструменты иногда называют семейными настройками и настройками семейной безопасности. Windows 7, Windows Vista, Xbox 360, Xbox Live, Bing и другие продукты Microsoft включают встроенные настройки семейной безопасности

Сайт (от англ. website: web — «паутина, сеть» и site — «место», буквально «место, сегмент, часть в сети») — совокупность электронных документов (файлов) частного лица или организации в компьютерной сети, объединённых под одним адресом (доменным именем или IP-адресом).

Сервер (Web-сервер) -1) Компьютер или специализированное устройство в сети со специальным программным обеспечением, обеспечивающий доступ многих пользователей к расположенной на нем информации и функционирование любых необходимых сервисов Интернет: http (сайт), E-mail (электронная почта), конференции, ftp и т.п. Для размещения сайта в Интернет необходим веб-сервер с поддержкой как минимум сервиса http. 2) Сайт, крупный информационный ресурс Интернета.

Спам (англ. spam) — рассылка коммерческой и иной рекламы или иных видов сообщений лицам, не выражавшим желания их получать.

В общепринятом значении термин «спам» в русском языке впервые стал употребляться применительно к рассылке электронных писем. Незапрошенные сообщения в системах мгновенного обмена сообщениями (например, ICQ) носят название SPIM (англ.)русск. (англ. Spam over IM).

Социальные сети — сайты в Интернете, на которых рядовые пользователи заводят свои странички для общения с друзьями. Одна из обычных черт социальных сетей — система «друзей» и «групп». Самые популярные русскоязычные: ВКонтакте, Одноклассники.ш, Мой Мир, Мой Круг, ЖЖ и др.

Трафик (traffic) - поток (объем) информации, проходящей через канал связи, приходящийся на сайт. Может быть исходящим и входящим.

Тролли, троллинг — (от англ. trolling — «ловля на блесну») — размещение в Интернете провокационных сообщений с целью вызвать конфликты между субъектами, взаимные оскорбления и т. п.

Файлы, скачивание. Вся информация в компьютере сохраняется в виде файлов. Это могут быть текстовые файлы, музыкальные, видео, графические, мультимедийные и проч. Файлы можно создавать, копировать, пересылать (например, по электронной почте), выкладывать на сайт для скачивания, скачивать, то есть сохранять на свой компьютер.

Фишинг (от английского fish — «ловить рыбу»)- вид мошенничества в интернете, когда у пользователя пытаются узнать логины и пароли.

"Черный список сайтов" (black list), или как еще его называют "скам лист". представляет собой список сайтов, проектов или людей, которые проводят мошеннические операции в сети или не выполняют взятые на себя обязательства. В такие "черные списки" (black list), никогда не помешает заглянуть человеку, прежде чем начать с кем-то сотрудничать или пользоваться каким-либо сервисом.

Хиты - количество просмотров страниц, на которых побывали посетители ресурса.

Хостер (hoster) - Cиноним слова хостинг-провайдер (см.)

Хостинг (hosting) - Услуга по предоставлению интернет-сервера и обеспечению его круглосуточной работоспособности. В большинстве случаев предоставляется виртуальный сервер (т.н. виртуальный хостинг), т.е. программное обеспечение, обеспечивающее работу необходимых Вам сервисов, но работающее на одной аппаратной платформе с другими подобными виртуальными серверами. Различают также платный (коммерческий) и бесплатный хостинг.

 Хостинг-провайдер (hosting provider) - организация, профессионально занимающаяся предоставлением услуг Хостинга. Лучше выбирать услуги профессиональных Хостеров, т.е. Компаний, основной деятельностью которых является Хостинг, а не обычных Интернет-провайдеров, для которых Хостинг дополнительная услуга к основной.

Хосты - количество посетителей с уникальным IP-адресом.

Электро́нная по́чта (англ. email, e-mail, от англ. electronic mail) — технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений (называемых «письма» или «электронные письма») по распределённой (в том числе глобальной) компьютерной сети. Электронная почта по составу элементов и принципу работы практически повторяет систему обычной (бумажной) почты, заимствуя как термины (почта, письмо, вложение, ящик, доставка и другие), так и характерные особенности — простоту использования, задержки передачи сообщений, достаточную надёжность и в то же время отсутствие гарантии доставки.


Список используемой литературы

1.http://www.saferunet.ru/ruaoi/

2 http://www.microsoft.com/rus/protect/family/activities/misinfo.mspx Материалы Корпорации Microsoft: как помочь детям научиться отличать правду от лжи и дезинформации в Интернете.

3.http://www.detionline.org/  Интерактивная Линия помощи «Дети онлайн» – служба телефонного и онлайн консультирования по проблемам безопасного использования сети Интернет и мобильной связи для детей, подростков, родителей и работников образовательных и воспитательных учреждений.

4.http://www.saferunet.ru/ruait/stories/index.php?SECTION_ID=132 Центр Безопасного Интернета в России. Общая информация об Интернет-угрозах.

5.Л.А. Егорова «Родительские собрания» Москва.: Вако, 2009г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Безопасность ребёнка в сети интернет»

Цели: определить влияние компьютера на здоровье детей и дать родителям рекомендации по сохранению здоровья при работе за компьютером.Задачи: провести анкетирование об использовании компьютера детьми, ...

Безопасность детей в сети Интернет (методические рекомендации).

Данный материал содержит методические рекомендации по безопасному использованию детьми Интернета. Материал предназначен для родителей, но может быть использован учителями и  классными руководител...

Как защитить ребенка от негативного контента в СМИ и Интернет?

 Развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»....

Мастер класс «Безопасность ребёнка в социальных сетях и сети Интернет»

Мастер класс «Безопасность ребёнка в социальных сетях и сети Интернет»Выполнил: учитель начальных классов МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» Зарубина А.МЦели и задачи:актуализировать ...

Рекомендации для родителей по безопасности в сети Интернет

Интернет является прекрасным источником для новых знаний, помогает в учебе, занимает досуг. Но в то же время, Сеть таит в себе     много   опасностей. Рекомендации для родител...

методические рекомендации "Естественный спутник ребёнка-игра"

Главное в жизни ребёнка игра .Надо её использова в учебной и воспитательной работе....