Как защитить ребенка от негативного контента в СМИ и Интернет?
консультация (2 класс) на тему

Матвиенко Любовь Николаевна

   Развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Как защитить ребенка 
от негативного контента в СМИ и Интернет?» 



Информация для родителей 


   Слово
 «контент» происходит от английского «content»  - содержание. Контент – любой вид информации (текст, аудио, видео, изображение), составляющий содержание информационного продукта. Под  «контентом» в широком смысле понимают наполнение сайта. В более узком смысле слова  «контент сайта» (site content) - это материалы, размещенные на нем: в основном тексты, а также картинки и музыка. Вебсервисы контентом не являются. Самые характерные примеры контент-сайтов - интернет-СМИ и библиотеки, т.е. подборки текстов. 
   Развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». По информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 2012 году более 93 тыс. детей стали жертвами преступлений. Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.
 
   Почти 1,8 млрд. людей в мире подключены к интернету. Ежегодно растет число пользователей, среди которых все больше – детей и подростков. В России восемьдесят пять процентов российских детей в возрасте от 10 до 17 лет активно пользуются Интернетом. По статистическим данным в Сети они проводят до 25 часов в неделю и, как правило, пользуются Интернетом бесконтрольно.
 
   В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом», и «помощником», и даже «воспитателем», «учителем». Всеобщая информатизация и доступный, высокоскоростной Интернет уравнял жителей больших городов и малых деревень в возможности получить качественное образование. Прилежные дети в 2 раза чаще попадают на «плохие» сайты в силу природной любознательности. Более 20% детей становятся жертвами нападок со стороны сверстников. 80% школьников имеют аккаунты в социальных сетях. 70% в своих аккаунтах указывают свою фамилию, точный возраст и номер школы. 40% российских детей готовы продолжить он-лайн общение в реальной жизни. У 30% школьников данные аккаунта открыты всему миру. Более 28% опрошенных детей готовы переслать свои фотографии незнакомцам в Сети.

  • 17% без колебаний соглашаются сообщить информацию о себе и своей семье – место жительства, профессия и график работы родителей, наличие в доме ценных вещей и т. д. (о том, для чего посторонним может потребоваться такая информация, дети, как правило, не задумываются).
  • 22% детей периодически попадают на сайты для взрослых.
  • 28% детей, увидев в интернете рекламу алкоголя или табака, хоть раз пробовали их купить, а 11% - пытались купить наркотики.
  • Около 14% опрошенных время от времени отправляют платные SMS за бонусы в он-лайн-играх и лишь немногие обращают внимание на стоимость такой опции.

Классификация интернет-угроз

   Во Всемирной паутине существует определённая классификация Интернет-угроз. Юных пользователей сети могут подстерегать опасности. Их условно можно разделить на интернет-угрозы, связанные с безопасностью компьютера, с которого совершается выход в интернет, и интернет-угрозы психологического характера для детей и молодежи.  Классификация угроз в Сети по четырем группам риска: контентные риски, коммуникационные риски, электронные риски, потребительские риски. 
   Некоторые Интернет-ресурсы могут причинить вред здоровью и развитию детей и подростков. Одни вовлекают детей в зависимость, другие разжигают национальную рознь, третьи негативно влияют на их психическое развитие, разрушают способность к реальному общению, влияют на мировоззрение, а также предлагают различные виды мошенничества и т. д.
 
   Отказываться от благ информационных технологий бессмысленно, но бесконтрольный доступ детей к Интернету может привести к: 

  • Киберзависимости,
  • Заражению вредоносными программами при скачивании файлов,
  • Нарушению нормального развития ребенка,
  • Неправильному формированию нравственных ценностей,
  • Знакомству с человеком с недобрыми намерениями.

   Как защитить детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, какие меры нужно принимать, чтобы уберечь их от пропаганды насилия и жестокости в журналах, газетах, Интернете и других средствах массовой информации? 
   В последние годы в мире и стране принят ряд важнейших законодательных актов, направленных на предупреждение наиболее серьезных угроз здоровья детей. Созданы новые государственные и общественные институты: учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, в ряде субъектов Российской Федерации создан институт уполномоченного по правам ребенка, учрежден Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Увеличился объем финансирования социальных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми.
 
   Согласно российскому законодательству
 информационная безопасность детей - это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию. Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита их физического, умственного и нравственного развития во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ - это требование международного права (Рекомендации Европейского Парламента и Совета ЕС от 20.12.2006 «О защите несовершеннолетних и их человеческого достоинства в Интернете»), 
   Федеральный закон Российской Федерации от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ
 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» охватывает практически все виды информационной продукции, включая СМИ, Интернет, сотовую связь и др. Он вносит изменения во многие законные акты Российской Федерации. Поправки, внесенные в закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» ( 29 декабря 2010 года №  436-ФЗ), впервые более подробно регламентируют способы маркировки контента и описывают процедуры экспертизы «информационной продукции». 
   Законом вносится предложение об ограничении в Сети «мест доступных для детей» и предусматривается ответственность операторов и администраторов Сайтов, которые не принимают административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Обеспечение безопасности детей в СМИ и Интернет 


   Одним из основных направлений в борьбе за информационную безопасность детей является
 просвещение родителей. По данным статистики, половина российских подростков знает о Всемирной паутине и умеет работать в ней гораздо больше и лучше своих мам и пап. Уровень знаний родителей о программах и модулях по защите детей от негативной информации также очень и очень низкий. Сегодня многие из них встают перед проблемой - как же ограничить доступ ребенка к компьютеру, как ограничить время, пребывания в Интернет и защитить от порно-наркотиков-матов? Присмотр за детьми в интернете называется термином «родительский контроль». 
  
 Родительский контроль — это программы и службы, которые позволяют родителям и опекунам отслеживать, как ребенок использует компьютер: от фильтрации веб-содержимого и управления контактами электронной почты до ограничений на общение детей через Интернет. 
   Цель таких средств —
 обеспечить безопасность ребенка в Интернете. Эти инструменты иногда называют семейными настройками или настройками семейной безопасности. Существует множество программ по родительскому контролю, многие из них являются частью программ-антивирусов. Некоторые функции родительского контроля предусмотрены в операционной системе. Но настоящий родительский контроль обеспечивают только специализированные программы: 
  
 Анаферон http://netkidscontrol.ru/anaferon. для блокировки сайтов, потенциально опасных для здоровья и психики учащихся. 
  
 Инетернет-фильтры (Интернет Цензор и NetPolice). 
   В основе работы программы
 Интернет Цензор лежит технология «белых списков», гарантирующая 100% защиту от опасных и нежелательных материалов. Программа содержит уникальные, вручную проверенные «белые списки», включающие все безопасные сайты Рунета и основные иностранные ресурсы. Программа надежно защищена от взлома и обхода фильтрации. Интернет Цензор может использоваться как в домашних условиях, так и в организациях – образовательных учреждениях, библиотеках, музеях, интернет-кафе и иных местах, где возможно предоставление несовершеннолетним доступа в Интернет.
   NetPolice
 — программное обеспечение для фильтрации сайтов по их содержимому, не позволяет получить доступ к определённым сайтам или услугам сети Интернет. Система позволяет блокировать веб-сайты с содержимым, не предназначенным для просмотра. http://netpolice.ru — официальный сайт интернет-фильтра NetPolice. 
   В рамках проекта
 «Ребенок в Сети» каждый пользователь может бесплатно скачать и установить новое комплексное решение безопасности Panda Internet Security 2012, которое предоставляет максимальную защиту от всех типов угроз, включая защиту от вирусов, шпионов, хакеров, спама, мошенников и пр. Функция родительского контроля позволяет не только ограничить ребенка от доступа к нежелательным сайтам в Интернете (порнография, наркотики, онлайн-казино и пр.), но и дистанционно подключаться к компьютеру.


                                                Список использованных ресурсов 

  1. Безмалый, В. Ф. Обеспечение безопасности детей при работе в Интернет [Электронный ресурс] / В. Ф. Безмалый. URL: http://www.ifap.ru/library/book331.pdf(дата обращения 28.10.2013).
  2. Егорова, Л. А. Родительские собрания. Москва.: Вако, 2009.
  3. Интернет-риски // Линия помощи «Дети Онлайн». URL:http://detionline.com/helpline/risks (дата обращения 28.10.2013).
  4. Как быть безопасными в Интернете : [общая информация об Интернет-угрозах] // Центр Безопасного Интернета в России. URL: http://www.saferunet.ru/ (дата обращения 27.10.2013).
  5. Плуготаренко, С. А. Взрослые проблемы детского Интернета : круглый стол [Электронный ресурс] / С. А. Плуготаренко // РАЭК. URL:http://raec.ru/upload/files/120601-plugotarenko.pdf (дата обращения 28.10.2013).
  6. Указ Президента РФ от 1 июня 2012  г. №  761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы // Гарант: Информационно-правовой портал. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70083566/ (дата обращения 27.10.2013).
  7. Что значит "Безопасный Интернет" // Интернет-СМИ "Ваш личный Интернет". URL:http://content-filtering.ru/index/ (дата обращения 28.10.2013).

Рекомендации родителям

Возраст детей от 7 до 8 лет


    В Интернете ребенок старается посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей. Поэтому родителям (законным представителям) особенно полезны будут те отчеты, которые предоставляются программами по ограничению использования Интернета, т. е. 
Родительским контролем.
  При этом важно, чтобы у ребенка не было ощущения, что за ним ведется постоянное наблюдение. Однако, родителям полезно знать, какие сайты посещает их ребенок. Дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Они любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернет, используя электронную почту, заходить на сайты и чаты.

Рекомендации по безопасности детей от 7 до 8 лет

  • Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения;
  • Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером. Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому что вам этого хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь;
  • Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей;
  • Используйте специальные детские поисковые машины;
  • Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю;
  • Создайте семейный электронный ящик чтобы не позволить детям иметь собственные адреса;
  • Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего ПО;
  • Приучите детей советоваться с вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей;
  • Научите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия;
  • Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями;
  • В «белый» список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией;
  • Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни;
  • Не делайте «табу» из вопросов половой жизни, так как в Интернет дети могут легко наткнуться на порнографию или сайты «для взрослых»;
  • Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях. 

Использовались материалы:
Безмалый, В. Ф. Обеспечение безопасности детей при работе в Интернет [Электронный ресурс] / В. Ф. Безмалый. : http://www.ifap.ru/library/book331.pdf (дата обращения 28.10.2013). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации. Как уберечь ребёнка от негативного контента в сети интернет.

В данных методических рекомендациях рассматриваются виды интернет-угроз. Разработаны правила безопасной работы в сети интернет. Даны рекомендации по проведению родительского собрания....

Памятка для родителей "Нежелательный контент"

Контентные риски – это материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжига...

возможности формирования УУД с использованием контента платформы ОШ в рамках одного урока.

Личностные УУД(Формирование вычислительных навыков; мотивация учения-развитие интереса к математике, положительное отношение к процессу познания, принцип удивления, формирование личностных качеств: ак...

Контент - анализ статей по теме: «Ценностно-смысловая сфера младших школьников»

Контент - анализ статей по теме:«Ценностно-смысловая сфера младших школьников»...

Рабочая программа по окружающему миру с электронным контентом, 4 класс, Школа России

Видеоуроки по темам, тренировочные м контрольные задания онлайн...

Доклад по теме "Цифровой образовательный контент" 01.2023

Доклад по теме "Цифровой образовательный контент"...