Коротко о нарушениях письменной речи школьников
консультация на тему

Барыкина Ирина Анатольевна

Что такое дислексия и дисграфия? Кратко об этих нарушениях и основных типах ошибок на письме

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narusheniya_chteniya_i_pisma.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИ ДИСГРАФИИ дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество ошибок. Выделяются следующие группы ошибок при дисграфии:

  • Замены букв, обозначающих близкие по звучанию звуки;
  • Замены букв, схожих по написанию;
  • Искажения звуко-слоговой структуры слов (пропуски, перестановки и добавления букв и слогов);
  • Искажение структуры предложения (разделение слов на части или слитное написание нескольких слов);
  • аграмматизмы на письме.

В средних и старших классах такие ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, причём в написании этих слов они допускают грубые ошибки. В результате у них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции.

Признаки, которые должны Вас насторожить.

  1. Ошибки, возникающие при нарушении программирования и контроля функции письма.
  • Инертное повторение слов при письме: «Мишиши...на» вместо «Мишина машина»
  • Предвосхищение букв: «покловок» вместо «поплавок»
  • Слипание слов: «На елижит»  вместо «На ели лежит».

  1. Ошибки детей с ослабленным тонусом коры головного мозга.
  • Быстрое утомление по сравнению с детьми того же возраста, и в результате – появление ошибок, аналогичных описанным в 1-м пункте.
  1. Ошибки, возникающие при нарушении ориентировки в пространстве:
  • Трудности в удержании строки.
  • Буквы неустойчивой формы и разного размера.
  • Замена одних букв другими, близкими по написанию:
  • «Нлассная работа» вместо «Классная работа».
  • Зеркальность букв: «чпражнение» вместо «упражнение"
  • Нарушение порядка букв: «Деодк» вместо «декабрь»
  • Преобладание ошибок, связанных с гласными буквами.
  • Стойкость ошибок даже в хорошо знакомых и часто используемых словах.

Нарушения письменной речи

у школьников

 

Нарушения чтения и письма являются самыми распространёнными формами речевой патологии

у младших школьников.

Причинами стойких нарушений чтения и письма могут быть

  • повреждение, запаздывание созревания или нарушение функционирования корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма,
  • недоразвитие речи,
  • нарушения зрения и слуха,
  • недоразвитие общей и мелкой моторики,
  • нервно-психические или длительные соматические заболевания детей в ранний период их развития

Стойкое специфическое нарушение письма принято называть дисграфией, чтения дислексией. 

ДИСЛЕКСИЯ встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек, ею страдают около 5-6% школьников. Согласно наблюдениям ученых, существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как он наблюдается сразу у нескольких членов отдельных семей. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.

Дети с дислексией допускают ошибки при чтении:

  • неусвоение букв, замены и смешения звуков и букв;
  • побуквенное чтение;
  • искажение звукослоговой структуры слова

    (пропуски, перестановки и добавления звуков и слогов);

  • нарушение понимания прочитанного;
  • замены слов;
  • аграмматизмы при чтении

Дислексия отрицательно влияет на формирование личности ребёнка. Неудачи школьника при овладении чтением могут способствовать возникновению и закреплению таких черт характера, как неуверенность в себе, робость, тревожная мнительность или, наоборот, агрессивность, озлобленность. 

                                                                                        Советы родителям.

Соблюдение этих рекомендаций существенно повысит общую эффективность работы по преодолению речевых нарушений и значительно сократит её сроки. Итак, для предстоящей работы с ребёнком необходимо следующее.

1.Обеспечение положительного эмоционального настроя.

Поверьте в то, что трудности вполне преодолимы, и обязательно убедите в этом ребёнка. Обстановка занятий - доброжелательная, общий тон общения – бодрый. Очень важна заинтересованность ребёнка в правильном выполнении заданий. Занятия же по принуждению, с уговорами или угрозами, при негативном отношении к ним со стороны ребёнка не дают и не могут дать положительного результата.

2. Сознательное, вдумчивое отношение к занятиям.

Грамматика имеет свои закономерности и далеко не всё в ней надо «заучивать» - многие правила достаточно просто понять, чтобы больше не делать на них ошибок. Постарайтесь привить ребёнку «исследовательское» отношение к языку – это самый короткий и надёжный путь преодоления безграмотности.

3. Строгая целенаправленность занятий.

Цель каждого занятия должна быть ясна родителям и ребёнку. Все остальные трудности и ошибки исправляются без фиксации на них особого внимания.

4. Обязательное достижение убедительных для ребёнка успехов.

Исчезновение ошибок на «изучаемую тему» каждый раз должно отмечаться похвалой. Это поднимет настроение ребёнка и укрепит его уверенность в своих силах, что мобилизует его на дальнейшую работу.

5. Правильный подбор речевого материала.

Это должно выражаться в предельном насыщении его изучаемыми в данный момент буквами (или орфограммами) при одновременном исключении всех других трудностей.

6. Систематичность работы.

Работа с ребёнком должна вестись ежедневно. Пусть эти занятия будут непродолжительными, но частыми и систематическими, поскольку преодолеть сформировавшийся «неправильный»  навык можно лишь постоянными тренировками.

7. Последовательность в преодолении ошибок.

В каждый данный отрезок времени работа должна вестись над устранением лишь одной трудности. И лишь после исчезновения ошибок одной группы можно переходить к следующему этапу работы.

Желаем Вам успехов!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути преодоления нарушений письменной речи младших школьников

Коррекционная работа по устранению нарушений устной и письменной речи ведется с первого класса.      Сегодня я хочу остановиться на таком наруше...

Нарушение письма - что это? Предупреждение нарушений письменной речи у младших школьников.

Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе....

НАРУШЕНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПИСЬМЕННУЮ РЕЧЬ

В данной статье раскрывается вопрос о влиянии нарушений устной речи у младших школьников на овладение ими навыками чтения и письма. Материал рекомендован логопедам, дефектологам и учите...

Доклад «Нарушение письменной речи у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»

Доклад «Нарушение письменной речи у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»...

Разработка программы логопедической работы по коррекции нарушений письма, "Преодоление нарушений письменной речи у младших школьников."

Опубликовано 04.02.2018 - 19:54 - Майорова Елена ВалерьевнаПрограмма логопедической работы по коррекции нарушений письма, обусловленных недостаточной сформированностью фонематических процессов и ...