НАРУШЕНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПИСЬМЕННУЮ РЕЧЬ
статья по логопедии на тему
В данной статье раскрывается вопрос о влиянии нарушений устной речи у младших школьников на овладение ими навыками чтения и письма. Материал рекомендован логопедам, дефектологам и учителям начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_narusheniy_ustnoy_rechi.docx | 17.97 КБ |
Предварительный просмотр:
НАРУШЕНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПИСЬМЕННУЮ РЕЧЬ
Артюшкина Ю.В.
учитель-логопед ЧОУ СОШ «Ломоносовская школа №5»,
г. Москва
У младших школьников часто возникают трудности овладения письменной речью. Основным симптомом является наличие специфических ошибок. Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии (нарушения письма и нарушения чтения), специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если у ребенка при чтении и письме встречаются специфические ошибки, но они редки, от случая к случаю или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления, невнимательности.
При отсутствии своевременной помощи к 6–7-му классу количество специфических ошибок может уменьшиться, но возрасти во много раз количество орфографических ошибок. Часто у учеников среднего звена диагностируется дизорфография в чистом виде или с элементами дисграфии.
Огромное значение для овладения процессами чтения и письма имеет степень сформированности всех сторон речи ребенка. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, звукопроизношения на разных этапах развития является одной из основных причин дисграфии и дислексии.
Примеры отражения нарушений устной речи на письме приведены в следующей таблице.
Наличие проблемы | Как это сказывается на учебе |
Низкий уровень сформированности фонематического восприятия | Ребенок плохо различает на слух близкие по звучанию звуки речи, не дифференцирует твердые и мягкие согласные; все это сказывается на письме. О - У - «рочей», «по хрупкуму льду» Ё - Ю – «тюплый», «клёква» Р – Л – «лабота», «крюч» свистящие – шипящие (“пушиштый”, “скажал”,) звонкие – глухие в четкой позиции (“кокда”, “бодарил”) аффрикаты – их компоненты (ч— т‘: “черчит”, ч— щ: “щасто”, ц— т: “цвецет”, ц— с:”рельцы”) замены гласных (туча— "точа", лес— "лис") |
Нарушение различных форм языкового анализа и синтеза (деление предложений на слова, слогового и звукового анализа и синтеза) | Слитное написание слов («серавно», «кругомтихо») Слитное написание предлогов, союзов с самостоятельными частями речи («кдому», «иснега» ) Разрывы слов («на чалось», «и дут», «по дстолом») Пропуски, перестановки, вставки слогов ( «ка(ра)ндаши», «плюшегово» - плюшевого, «сахахарный») пропуски гласных, согласных букв , перестановки и добавление букв ( «снки» - санки, «кичат» - кричат, «сенг» - снег |
Недоразвитие связной речи, лексико-грамматического строя речи. | Пропуски членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении, трудности при употреблении однородных членов, Нарушение согласования и управления Неправильное употребление предложно-падежных конструкций (Цветы стоят в ваза. Собака вылезает с будки) Неверное употребление падежных окончаний ед., мн. числа (деревы, ручков) Ошибки в операции словообразования (берлога медведя - медведевая берлога; хвост лисы - лисячий хвост ) |
Нарушение зрительного восприятия, моторных координаций, недоразвитие памяти, пространственного восприятия. | Заменяются графически сходные рукописные буквы п-т, б-д, у-и, о-а, с-е, и-й, и-ш, л-м |
Нарушение и недоразвитие устной речи влияет на формировании письменной речи и на успеваемость обучающихся по русскому языку и чтению.
Выявление детей с речевой патологией, установление причин нарушения речи, исправление речевых нарушений будет способствовать предотвращению трудностей овладения письмом и чтением у младших школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Освоение младшими школьниками лексическими средствами выразительности в письменной речи.
Развитие умения использовать лексические средства выразительности....
Коротко о нарушениях письменной речи школьников
Что такое дислексия и дисграфия? Кратко об этих нарушениях и основных типах ошибок на письме...
МОНИТОРИНГ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ШКОЛЬНИКА
Классификация и учет специфических ошибок при обследовании письменной речи . Очень удобная форма для заполнения ....
Синдром дефицита внимания и гиперактивности и его влияние на письменную речь.
В статье дано определение СДВГ, рассмотрены его виды, основные предпосылки возникновения, также рассматривается его влияние на процесс овладения письмом и чтением....
Виды речи. Устная и письменная речь.Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Тема Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Педагогические цели сформировать способности
Виды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)ТемаВиды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)Педагогические целисформироват...
Статья "Славянизм как проблема лексикологии современного русского литературного языка (по данным письменной речи школьников)".
Статья "Славянизм как проблема лексикологии современного русского литературного языка (по данным письменной речи школьников)"....
Программно-методический материал для учителей-логопедов «Электронная таблица как инструмент анализа письменной речи школьников». Методические рекомендации»
Методические рекомендации предлагают фиксацию и анализ ошибок школьников, посещающих логопедические занятия, через электронную «Таблицу анализа ошибок письменной речи учащихся». Данный инс...