"Роль дидактических игр для детей"
консультация по теме

Печурица Людмила Юрьевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_didakticheskih_detskih_igr.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Роль дидактических игр для детей»

Дидактическая игра, или по-другому – игра обучающая – это такой вид деятельности, при котором дети совмещают развлечение с обучением. Дидактическая игра может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный опыт. Это особенно важно для качественного закрепления материала и обобщения опыта, межтематических связей. Основной признак любой дидактической игры – ее устойчивая структура, отличающая игру от других видов деятельности. Это означает, что в игре есть определенный замысел, правила и игровые действия, приводящие к тому или иному результату.

Замысел дидактической игры, как правило, вынесен в название. Действия развивают познавательную активность детей, позволяют им проявлять свои способности, использовать имеющиеся знания, навыки и умения для достижения целей. Правила направляют игровой процесс и определяют его рамки. Правила игры – это своего рода регулятор детского поведения, который улучшает взаимопонимание детей, если игра коллективная. Дидактическая игра имеет цель, то есть конечный результат, являющийся финалом игры. Это дает игре законченность, а детей готовит к решению учебных задач. Для воспитателя конечный результат дидактической игры служит показателем того, на каком уровне находятся навыки ребенка. Кроме того, структура дидактической игры устроена таким образом, что элементы взаимосвязаны друг с другом, а отсутствие одного может разрушать игру. Это помогает ребенку развивать системный подход к решению задачи. Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуютcя многократные повторения, дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию.

Роль взрослого в дидактической игре двойственна: с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой — выполняет роль участника дидактической игры, партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения в игре. Участвуя в игре, педагог одновременно следит за выполнением правил. Важным условием результативного использования дидактических игр в обучении является соблюдение последовательности в подборе дидактических игр.

Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий. Все эти принципы должны быть обязательно предусмотрены в системе расположения игр. Дидактические игры универсальны. Они могут быть включены в любой раздел программы и служить как для развития познавательной деятельности, так и для формирования поведения в коллективе (умения действовать сообща, наблюдать за действиями товарища, стремиться к совместной цели, соотносить свои действия с действиями своих сверстников).

Роль дидактической игры проявляется в том, что она делает учебный материал более увлекательным, тем самым, облегчая усвоение знаний. Благодаря такой игре дети сравнивают, наблюдают, классифицируют, делают обобщения и так далее.

Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. Несомненно, успешному поведению дидактических игр способствует умелое педагогическое руководство ими. Педагог своим поведением, эмоциональным настроем вызывает положительное отношение к дидактической игре. Необходима доброжелательность взрослого, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе и добиваться положительного результата.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль дидактической игры в процессе обучения учащихся с недостатками интеллекта»

В младших классах коррекционной школы одним из эффективных методов (1 класс) и приемов (последующие классы), активно воздействующих на познавательную деятель...

Роль дидактической игры в развитии младших школьников

Рекомендации для учителей начальных классов...

Роль дидактической игры.

I. Как сделать урок русского языка интересным, занимательным и любимым предметом для ребенка?Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, являет...

Семинар "Роль дидактических материалов в организации самостоятельной творческой работы на уроках".

Буклет для раздаточного материала к семинару  "Роль дидактических материалов в организации самостоятельной творческой работы на уроках"....

Презентация"Роль педагога в обучении детей с ОВЗ" Статья "Роль педагога в обучении детей с ОВЗ"

В представленной презентации и статье к ней, предложенной  для учителей начальных классов, имеющих в своих классах   детей с ОВЗ,  показаны некоторые виды работ на уроках и во внеу...

Статья на тему: "Роль дидактических игр в воспитании детей с ОВЗ".

В жизни ребёнка игра занимает одно из ведущих мест....

Консультация для родителей "Роль дидактических игр в воспитании и обучении детей"

Дидактические игры создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для ...