Роль дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе детей с УО.
учебно-методический материал
Выступление на собрании МО по теме "Роль дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе детьми с УО".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе детьми с УО.
Ребёнка побуждают к игре любопытство и потребность активно действовать. Игра обогащает маленького человека знаниями, развивает умения и навыки, будит фантазию, стимулирует развитие мышления. Она позволяет выявить задатки ребёнка и превратить их в способности. Именно в игре ребенок впервые испытывает потребность в достижении успеха и понимает, что успех во многом зависит от старания. Игра дает ему возможность научиться тому, как надо учиться.
Дидактическая игра – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения. Дидактические (обучающие) игры непременно должны являться частью педагогического процесса. Их идея заключается в том, что они позволяют ребенку решить мыслительную задачу в игровой форме. Применяя дидактическую игру, педагог пытается перенести положительный настрой от игровой деятельности в положительный настрой познавательной деятельности. То, что ребенок воспринимает мыслительную задачу как игровую, увеличивает его умственную активность. Дидактические игры, включенные в процесс обучения, помогают обучающимся в расширении круга интересов и фиксации учебного материала. Также они развивают личностные качества и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.
Умственная отсталость у детей — это низкие интеллектуальные и познавательные способности, обусловленные патологиями головного мозга Психика такого ребенка развивается по особому «сценарию», не так, как у других детей. Происходит изменение личностных качеств. Нарушения сказываются не только на умственных способностях при выраженной умственной отсталости ребенок отстает в физическом развитии, возникают поведенческие расстройства как правило страдает эмоциональная и волевая сфера.
Прежде всего стоит отметить, что отставание в интеллектуальном развитии не является заболеванием, от которого можно исцелиться. Это состояние вызывается необратимыми изменениями коры головного мозга еще на этапе формирования нервной системы в перинатальном периоде.
Основные действия врачей и других специалистов будут направлены на социализацию такого ребенка в обществе и обучению его простейшим навыкам
Следует понимать, что УО — это не только состояние интеллектуальной слабости. Она является комплексом патологий психики, который включает:
- недоразвитие в эмоционально-волевой сфере — эмоциональная лабильность,
- агрессивность, гипобулия (снижение воли, гипотимия (стойкое ухудшение настроения, безынициативность и другое);
- недостаточность абстрактного мышления обобщению;
- нарушения внимания и памяти
- повышенная отвлекаемость, плохая кратковременная память;
- проблемы с речью;
- трудности с обучаемостью;
- проблемы социализации.
Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить и о возрастных особенностях детей, о тех отклонениях в развитии, которые характерны для умственно отсталых детей.
Как правило, умственно отсталые дети инертны, неэмоциональны. Поэтому необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Умственно отсталые дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности.
Этой цели и служат дидактические игры.
Дидактическая игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей.
Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы
Дидактическая игра — средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала, быть одним из занимательных элементов на прогулке, может представлять собой и особый вид деятельности.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.
Это особенно важно для умственно отсталых детей, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.
Умственно отсталому ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребенку. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.
При поступлении в специальные учреждения, если нормально развивающиеся дошкольники уже прекрасно действуют по подражанию, по образцу и по элементарной словесной инструкции, то умственно отсталых ребятишек надо научить этому.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль дидактической игры в процессе обучения учащихся с недостатками интеллекта»
В младших классах коррекционной школы одним из эффективных методов (1 класс) и приемов (последующие классы), активно воздействующих на познавательную деятель...

Научная работа и обобщение опыта по теме: "Роль дидактической игры в процессе обучения".
Теоретическое обоснование и сборник дидактических игр ....

Роль дидактической игры в процессе обучения младших школьников
Статья на тему "Роль дидактической игры в процессе обучения младших школьников"...

"Роль дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе"
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна ...

Роль игры в коррекционно-воспитательной работе с детьми с умственной отсталостью.
Статья "Роль игры в коррекционно-воспитательной работе с детьми с умственной отсталостью"....

Дидактические игры для развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
Сделана подборка дидактических игр для развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Будет полезна для дефектологического сопровождения детей с ОВЗ,...
