Родительское собрание на тему: "Роль семьи в формировании личности ребенка"
материал на тему

Тема "Роль семьи в формировании личности ребенка" очень актуальна для родителей учащихся 1-2 классов. Многообразие отношений между её членами, обилие различных форм проявления  чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребёнка – всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. Большинство современных родителей либо "залюбливают" своих детей, либо держат их в неоправданной строгости. Цель собрания помочь найти золотую середину.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему «Роль семьи в формировании личности ребёнка».

         Всем нам известна заповедь «В жизни человеку необходимо посадить дерево, вырастить ребенка и построить дом». Одну из частей этой заповеди вы уже начали выполнять. Для полноценного развития ребенка нужна семья.

 Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами, обилие различных форм проявления  чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребёнка – всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

  Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье, ещё до школы формируются основные черты характера ребёнка, его привычки. И каким будет ребёнок,   зависит от отношений в семье между её членами. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей. Сегодня хотелось бы поговорить о том, какую роль играют семья и школа в воспитании детей, так как семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий  которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом и знаниями.

Школа ставит перед собой много задач: и учебные, и просветительские, и воспитательные.

Школа может помочь родителям в решении вопросов воспитания детей, она никогда не сможет конкурировать с семьёй. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребёнка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребёнка - чтобы его любили таким, какой он есть.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует их (детей)». Эта уродливая любовь к детям имеет много разновидностей.  Вот некоторые из них: любовь умиления,  любовь деспотическая, любовь откупа.

- Любовь умиления - самое печальное в отношениях родителей и детей.

Это инстинктивная, неразумная, наивная любовь.  К чему она может привести?

Ребёнок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом обществе есть понятия: «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему всё разрешено. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, не умеет дружить. У него складывается убеждение,  что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живёт на свете.

- Деспотическая любовь. Эта форма - одна из причин того, что у ребёнка с малых лет извращается представление о доброте, он перестаёт верить в человека и человечность.

Ребенок растет в обстановке мелочных придирок, постоянных упрёков. И маленький человек ожесточается. А это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Ребёнка нужно поощрять, нужно поощрять его желание и старания быть хорошим.

- Любовь откупа. Родители в такой семье считают, что их долг заключается лишь в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделённое забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделит достаточно внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты.

  Иногда противоречия между детьми и родителями ярко выражены и им не придаётся большого значения. Часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даём им полезные советы, предостерегаем  от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты.

В чём же здесь причина? Может быть, дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чём мы говорим?

Дети – наши постоянные свидетели. Они видят наши срывы, как бы мы ни старались их скрыть.

              Ребёнок учится тому,

          Что видит у себя в дому.

          Родители – пример ему!

          Кто при жене и детях груб,

          Кому язык распутства люб,

          Пусть помнит, что  с лихвой получит

          От них всё то, чему их учит.

          Коль видят нас и слышат дети,

          Мы за дела свои в ответе И за слова:

легко толкнуть

          Детей на нехороший путь.

          Держи в приличии свой дом,

          Чтобы не каяться потом.

Детям часто не хватает внимания, ласки, выдержки и терпения родителей. А они в этом очень нуждаются. Филологи подсчитали, что существует 55 слов, чтобы выразить свою любовь к ребенку. 

Можно предложить родителям написать десять – двенадцать слов, выражающих любовь, ласку, внимание, поддержку которые они употребляют в общении со своим ребенком. Далее предложить примеры таких слов.  Введите в свой лексикон как можно больше таких слов и старайтесь пользоваться ими как можно чаще.

        Вот несколько советов, которые могут вам помочь в воспитании ваших детей:

- Необходимо создавать благоприятную семейную атмосферу.

Помните, от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день. Время для ночного отдыха каждому ребенку требуется сугубо индивидуальное. Показатель один – чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.

Если у вас есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога – это совместное общение. Не читайте натаций.

Если у вас есть возможность встретить ребенка после уроков, не стоит начинать с вопроса «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше поинтересуйтесь «Что было интересного в школе?», «Чем он сегодня занимался?», «Как дела в школе?» Научитесь радоваться успехам ребенка и не раздражаться в момент его временных неудач. (У вас тоже бывают неудачные дни). Необходимо научиться терпеливо, с интересом слушать рассказы ребенка о событиях в жизни, какими бы незначительными они вам не казались. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создать в семье атмосферу радости, любви и уважения

Ребенок должен чувствовать, что он любим.

- Воспитание трудолюбия у детей в семье.

Чаще поощряйте ребенка за самостоятельность, инициативу, качество выполненной работы. Если не все у него получилось – не раздражайтесь, а терпеливо объясните еще раз. Привлекайте ребенка к большим семейным делам и приучайте начатую работу доводить до конца. Каждый член семьи, в том числе и ребенок, должен иметь обязанности по обслуживанию семьи. НО!

Не наказывайте ребенка трудом.

- О воспитании доброты.

Общение – суть жизни человека. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребенку радость общения с нами – это радость совместного познания, совместного труда, совместной игры, совместного отдыха. Доброта начинается с любви к людям (прежде всего к самым близким), к животным,  к природе. Необходимо развивать в детях чувство любви к окружающим. Научить детей ненавидеть зло и равнодушие. Как можно больше любви к ребенку, как можно больше требовательности к нему. Давайте совершать добрые, хорошие поступки. Дети учатся доброте у нас. Научимся владеть собой. Для этого нам необходима – выдержка.

Итак, какие же выводы можно сделать?

1. Строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания.

2. Не скупиться на ласку, внимание и сочувствие.

3. Не применять к детям физических мер воздействия. Бить детей - это не педагогический приём, он не принесёт положительных результатов в воспитании.

Мне бы хотелось, чтобы вы немного задумались и придумали окончание предложений.

  • Если ребенок постоянно критикует, он учится….(ненавидеть)
  • Если ребенок живет во вражде, он учится… (быть агрессивным)
  • Если ребенок растет в упреках, он учится… (жить с чувством вины)
  • Если ребенок растет в терпимости, он учится… (понимать других)
  • Если ребенка хвалят, он учится… (быть благородным)
  • Если ребенок растет в честности, он учится… (быть справедливым)
  • Если ребенок растет в безопасности, он учится… (верить людям, доверять)
  • Если ребенка поддерживают, он учится… (ценить себя)
  • Если ребенка высмеивают, он учится… (быть замкнутым)
  • Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится… (находить любовь в этом мире, отзывчивости, любить)

Помните слова А. Чехова «Кто не может взять лаской, тот не сможет взять строгостью».

В завершении оцените свое отношение к данной теме с помощью смайлика: у вас в семье все хорошо; вам все равно; вы задумались над проблемой; надо много работать с проблемами семьи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание на тему: «Роль семьи в формировании личности ребенка». Трипольская Т.Е., учитель МБОУ «Лицей №2» г. Мытищи

Слайд 2

«Посади дерево, вырасти ребенка и построй дом»

Слайд 3

Разновидности любви Любовь умиления Любовь деспотическая Любовь откупа

Слайд 4

Любовь умиление Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания. Свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.

Слайд 5

Любовь деспотичекская извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим.

Слайд 6

Любовь откупа Состоит в том, что родительский долг видится родителям лишь в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.

Слайд 7

Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому. Родители – пример ему! Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит, что с лихвой получит От них всё то, чему их учит. Коль видят нас и слышат дети, Мы за дела свои в ответе И за слова: легко толкнуть Детей на нехороший путь. Держи в приличии свой дом, Чтобы не каяться потом.

Слайд 8

Существует 55 способов выразить свою любовь к ребёнку словами: Молодец! Талантливо! Хорошо! Ты одарённый! Удивительно! Поразительно! Прекрасно! Потрясающе! Я тобой горжусь! Ты просто чудо Очень эффектно! Я сам не смог бы сделать лучше! Поздравляю!

Слайд 9

Необходимо создавать благоприятную семейную атмосферу. Ребенок должен чувствовать, что он любим Воспитание трудолюбия у детей в семье . Не наказывайте ребенка трудом О воспитании доброты Развивать в детях чувство любви к окружающим

Слайд 10

Если ребенка постоянно критикуют, он учится…. Если ребенок живет во вражде, он учится быть… Если ребенок растет в упреках, он учится… Если ребенок растет в терпимости, он учится… Если ребенка хвалят, он учится… Если ребенок растет в честности, он учится быть.. Если ребенок растет в безопасности, он учится… Если ребенка поддерживают, он учится… Если ребенка высмеивают, он учится… Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится…

Слайд 11

«Кто не может взять лаской, тот не сможет взять строгостью». А.П.Чехов

Слайд 13

Желаю НАМ успехов в воспитании детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 1классе "Роль семьи в формировании личности ребёнка"+ презентация

Родительская любовь.Её влияние на личность ребёнка.55 советов родителям....

Родительское собрание на тему "Роль семьи в формировании личности".

Речь пойдет о том, как организовать "семейное воспитание", о том, какую роль в воспитании детей играет семья и школа, так как семья и школа—это два социальных института, от согласованности действий ко...

Родительское собрание – диспут Тема: «Роль семьи в воспитании духовно – нравственной личности ребёнка».

Методическая разработка родительского  собрания- диспута на тему "Роль семьи в воспитании духовно - нравственной личности "...

Конспект родительского собрания по теме: «Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка».

Задачи:·                   ознакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса;·...

Родительское собрание на тему: Роль самооценки в формировании личности

Родительское собрание на тему: Роль самооценки в формировании личности...