Главные вкладки

    Методические рекомендации для родителей по вопросам подготовки детей к школьному обучению
    методическая разработка на тему

    Денисенко Юлия Витальевна

        1.  Особенности формирования познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста

        2. Причины трудностей  подготовки детей при поступлении в школу

        3. Помощь родителей в подготовке дошкольника к учебной деятельности

        4. Ответственность  родителей (законных представителей) в сфере образования детей и защита их прав

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    В современной школе за последние годы произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась их структура. Все более высокие требования предъявляются к детям, поступающим в первый класс. Развитие в школе альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе, которую дети могут и должны успешно воспринять и усвоить.

    В условиях гуманизации и демократизации системы образования, широкой вариативности действующих программ воспитания и обучения детей в детских садах всё более актуальной становится проблема обеспечения преемственности  дошкольного и младшего школьного звеньев образовательной системы. Она наиболее остро проявляется на практике  в  недостаточной готовности детей к систематическому целенаправленному обучению в школе,  чересчур длительной адаптации некоторых первоклассников к новым для них условиям учебной деятельности. От того, как ребёнок подготовлен к школе, всем предшествующим дошкольным периодам развития, будет зависеть успешность его  адаптации, вхождения в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психическое самочувствие.

    Поступление ребенка в школу - это событие, важность которого невозможно переоценить. Любая концепция психологического и социального развития ребенка непременно выделяет переход из дошкольного в школьное детство как существенный шаг к взрослости. Начальные этапы на пути освоения новой психологической деятельности-учения-задают  и во многом детерминируют степень успешности обучения в дальнейшем. В связи с этим и значение психологической подготовки старшего дошкольника к поступлению в первый класс чрезвычайно высоко.

    Переход в школу качественно изменяет жизнь ребенка. Дело не в том, что он начинает учиться. Учебная деятельность присутствует в жизни ребенка еще до школы, когда в ранние годы его учат писать, считать, читать, рисовать. Однако даже если он умеет все это делать, это не означает, что ребенок готов к обучению в школе. Самое главное, чем определяется такая готовность,- в какую деятельность включены все эти умения. Усвоение детьми знаний и навыков в дошкольном возрасте включено в игровую деятельность, и поэтому происходит по-другому, нежели в школе. Отсюда первое требование, которое надо учитывать при поступлении в первый класс, - никогда не следует измерять готовность к школе по формальному усвоению умений, таких как счет и письмо. Владея ими, ребенок часто не имеет соответствующих навыков умственной деятельности. Именно необходимость овладения качественно новыми приемами деятельности и обусловливает возникновение первого адаптационного кризиса в обучении.

    Широко распространено понимание готовности к обучению в школе как суммы неких конкретных умений (читать, писать, рисовать, решать задачки). Однако такое мнение ошибочно: вовсе не эти навыки являются условием успешного обучения ребенка в дальнейшем. Конечно, владение азбукой, счетом и т.п. - сигнал определенных интеллектуальных достижений малыша и вложения в него сил родителей. Однако, нецелесообразность такой, по сути, механической  подготовки к школе проявляется очень скоро. Необходимо, чтобы ребенок был психологически готов к какой-либо учебной деятельности, это значит, обладал такими психологическими способностями (а не конкретными навыками) которые позволят успешно осваивать эту деятельность.

    Таким образом, одной и задач подготовки к школьному обучению дошкольников является развитие интеллектуальных умений и навыков, то есть формирование простейших способов умственной деятельности: обследование предметов, выделение в них существенных и несущественных признаков, сравнение с другими предметами и т.д. Эти умения и навыки являются составными элементами познавательной деятельности, они помогают ребенку успешно овладевать знаниями в процессе школьного обучения.

    1. Особенности формирования познавательной сферы

    детей старшего дошкольного возраста

    Дошкольный возраст-это период, в течение которого происходят колоссальное обогащение и упорядочение сенсорного опыта ребенка, овладение специфическими формами восприятия и мышления, бурное развитие речи, воображения, формирования задатков произвольного внимания и смысловой памяти.

    Когнитивное развитие ребенка осуществляется посредством влияния социальной среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате уже в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно как средством общения. Овладение речью дает ребенку возможность получать знания о действительности опосредованно (через рассказ, художественное произведение, объяснение и т.п.), а не только путем непосредственного восприятия предметов или явлений.  В этом возрасте происходит обогащение словаря, формируется грамматический строй, что опосредует развитие связной речи.

    Развитие внимания и памяти в дошкольном возрасте имеет общие черты. По сравнению с восприятием и мышлением, они долго не приобретают самостоятельности. В старшем дошкольном возрасте у детей начинает формироваться способность сознательного запоминания, увеличивается объем памяти, и задача взрослых состоит в том, чтобы упражнять произвольную память ребенка, обогащать ее полезными знаниями.

    Большую роль в развитии памяти у ребенка 5-7 лет играют слуховые и зрительные впечатления. Память ребенка дошкольного возраста особенно богата образами отдельных конкретных предметов. В этих образах взаимосвязаны существенные, общие черты, свойственные целой группе предметов (животным, птицам, домам, деревьям, цветам и т.д.), а также несущественные признаки, частные детали. Для детской памяти характерно и совершенно противоположное свойство - это исключительная фотографичность. Дети  могут легко заучить наизусть какое-либо стихотворение или сказку. Если взрослый человек, пересказывая сказку, отклоняется от первоначального текста, то ребенок тотчас же его поправит, напомнит пропущенную деталь.

    Характерной особенностью внимания в данном возрасте является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям. Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели. Появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью.

    В 6-7 летнем возрасте, когда процессы возбуждения начинают уравновешиваться процессами торможения, развивается произвольное внимание. Чтобы старший дошкольник учился управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. Если ребенок будет чаще называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то он сможет произвольно и в течение довольно длительного времени удерживать свое внимание на тех или иных предметах, на их деталях и свойствах.

    Важную роль в развитии детей дошкольного возраста играет воображение, которое необходимо для творческой деятельности детей и оказывает влияние на развитие речи. К шести годам возрастает целенаправленность воображения ребенка, устойчивость его замыслов. Это находит выражение в увеличении продолжительности игры на одну тему. Следует отметить, что воображение дошкольника практически неотделимо от игровых действий с материалом, определяется характером игрушек, атрибутов роли. У детей 6-7 лет уже нет столь тесной зависимости от игрового материала, и воображение может находить опору в таких предметах, которые не похожи на заместители.

    Основными характеристиками воображения в этом возрасте являются яркость, наглядность, подвижность. Старший дошкольный возраст наиболее сензитивный (чувствительный) для формирования воображения. Значение воображения в психическом развитии велико, оно способствует лучшему познанию окружающего мира, развитию личности ребенка, формированию и развитию наглядно-образного мышления.

    Мышление-это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов - анализа, синтеза, суждений и т.д. Выделяют три вида мышления:

    -наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами);

    -наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);

    -словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

    К 6-7 годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако ведущим в данном возрасте является наглядно-образное мышление.

    В процессе познавательно-игровой деятельности у детей формируется аналитико-синтетическая мыслительная деятельность, которая дает возможность глубже понимать явления, выделять существенные и несущественные их стороны.

    Таким образом, в процессе подготовки к школьному обучению необходимо уделять основное внимание развитию всех  познавательных процессов, а также всех видов мышления и мыслительных  операций: обобщения, классификации, сравнения, абстрагирования, понимания взаимосвязей, установления причинно-следственных. Этому способствуют разнообразные виды детской деятельности: различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т.д.

    2.Причины трудностей  подготовки детей при поступлении в школу

    Считается, что  дети готовы к обучению в школе в возрасте 6-7 лет. Общий уровень психического развития должен соответствовать возрастной норме. Тем не менее, не секрет, что многие умения и навыки у первоклассников не сформированы, либо сформированы в недостаточной степени.

    В школе дети сталкиваются с большим количеством различных правил и ограничений. Любому ребенку требуется время, чтобы организовать свое поведение в соответствии с этими правилами. Учителя знают об этом и стараются помочь первоклассникам. Знают об этом и большинство родителей, которые стараются включить ребенка в систему подготовки к школе. Ребенку не всегда удается, даже чаще почти не удается скоординировать работу различных систем организма: воспринять самые разнообразные ощущения (звонок, инструкция учительницы, схема на доске, прикосновение другого человека, запах булочек из столовой), переработать всю эту информацию, как-то к ней отнестись и дать именно тот ответ на сложное воздействие среды, которого ожидает от него школа.

    При подготовке к школьному обучению не стоит забывать о несформированности навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми; также для ребят этого возраста типично недостаточное развитие произвольности познавательной сферы.

    Большую трудность для детей 6-7летнего возраста, начинающих обучаться в школе, представляет саморегуляция поведения. Ребенок должен сидеть на одном месте во время урока, не разговаривать, не ходить по классу, не бегать по школе во время перемен, тормозить свои импульсивно возникающие реакции и желания, следить за своей речью, действовать согласно школьным правилам, выполнять инструкции учителя, соотносить свои действия с заданным образцом. От него требуется проявление необычной, довольно сложной двигательной активности, например, при обучении рисованию и письму.

    Многие первоклассники не могут постоянно удерживать себя в определенном состоянии, управлять собой в течение длительного времени. Все эти проблемы легко преодолимы посредством специальных занятий и группового взаимодействия, активную позицию в котором занимают значимый взрослый, педагог и психолог.

    Следует обратить  внимание родителей на типичные трудности, с которыми сталкивается ребенок при поступлении в школу:

    -слишком высокий или слишком низкий темп работы (ребенок не успевает выполнять задания вместе со всеми или не умеет подождать других);

    -пугающие и раздражающие  сенсорные впечатления (ребенок не выносит того, что его руки испачканы в краске, не может продуктивно работать на занятиях по технологии, изобразительному искусству; или он боится, что кто-то из детей прикоснется к нему на перемене, толкнет, и поэтому целый день не встает со своего места);

    -огромное количество впечатлений, большую часть которых нужно проигнорировать, а остальные обработать (ребенок не может сконцентрироваться на словах учителя, отвлекаясь на скрип двери, шуршание тетрадей и слова соседа по парте);

    -необходимость в сравнительно короткое время построить взаимоотношения с новыми взрослыми и сверстниками, выходить к доске, выполнять новые задания; поддержка со стороны взрослого могла бы ему помочь, но для этого необходим эмоциональный контакт с учителем, который еще не сформирован;

    -непредсказуемость ситуации (каждый из участников образовательного процесса вносит свой вклад в поток ощущений, обрушивающихся на ребенка; происходящих событий очень много, часто они непредсказуемы, уникальны в жизненном опыте ребенка, а у него нет возможности или навыка гибко и быстро реагировать на происходящие изменения);

    -необходимость задействовать недостаточно развитые каналы восприятия (некоторые дети не замечают то, что написано на доске слева от них, пишут только на правой стороне тетради или начинают читать с середины строки; другим трудно воспринимать информацию, написанную на доске, далеко от них; третьи хорошо усваивают то, что они видят, и намного хуже-устные объяснения учителя и т.д.);

    -высокие требования к выносливости (ребенок истощается за 5-10 минут занятия).

    Все это может привести к перевозбуждению или, наоборот, пассивности, неспособности выполнять даже доступные ребенку в обычной жизни действия.

    Необходимо отметить, что дети, поступающие в первый класс, все еще дошколята, которые воспринимают школу как новую «игру», и для них остается ведущей игровая деятельность. По большому счету ребенка нужно увлечь, заинтриговать поставленной задачей, быть рядом при ее выполнении, но не выполнять за него.

    Принятие роли (позиции) школьника означает, что ребенок:

    -принял школьную ситуацию, выполняет основные правила поведения;

    -проявляет интерес к занятиям, старается выполнить задания учителя;

    -может обратиться к учителю, привлечь его внимание адекватными способами, когда это необходимо;

    -пользуется речью или другими методами коммуникации, может тем или иным способом ответить на вопрос учителя, в частности, сделать выбор;

    -выполнять простые инструкции взрослого;

    -внимательно слушает, когда взрослый начинает говорить;

    -реагирует на похвалу и замечания учителя в адекватной манере;

    -заинтересован в выполнении дома заданий, полученных от учителя в классе.

    Коммуникативные навыки проявляются в том, что ребенок:

    -замечает других детей, проявляет интерес к ним;

    -следует за всеми при переходе из помещения в помещение;

    -может принять участие в совместной деятельности с новым коллективом, общих играх, организованных взрослым;

    -может справиться со сложной для себя ситуацией, опираясь на значимого взрослого.

    Развитие произвольной регуляции проявляется в том, что ребенок:

    -может подождать своей очереди, отложить на некоторое время выполнение собственного желания;

    -регулирует свое поведение в соответствии с просьбами учителя;

    -не проявляет агрессии, не шумит или может прекратить подобное поведение по слову взрослого.

    Таким образом, перечисленные пункты выступают своего рода ориентирами для определения того, какие сложности могут возникнуть у ребенка в школе и какие возможности дошкольника помогут ему с ними справиться. У ребенка может быть лишь мотивация к учению - и он «удержится», адаптируется в школе, несмотря на значительные коммуникативные трудности. Другой ребенок поначалу не обладает достаточной мотивацией, но привержен ритуалам и стереотипам, ориентирован на соблюдение правил-он сможет принять школьную жизнь благодаря четкой структуре занятий и регламентации поведения. У третьего ребенка не получается наладить отношения со взрослыми, зато он интересуется сверстниками и подражает им - и он быстро адаптируется в школе.

    3.Помощь родителей в подготовке дошкольника к учебной деятельности

    Роль родителей в подготовке детей к школе огромна: взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако,  не все родители в условиях оторванности от дошкольного учреждения могут обеспечить полную, всестороннюю подготовку своего ребёнка к школьному обучению, усвоению школьной программы. Как  правило, дети, не посещавшие детский сад, показывают уровень готовности к школе ниже, чем дети, которые посещали детский сад, т.к. родители  «домашних» детей не всегда имеют возможность посоветоваться со специалистом и строят учебно-воспитательный процесс по своему усмотрению, в отношении от родителей, чьи  дети посещают дошкольные учреждения, готовятся к школе на занятиях в детском саду.

     Психологическая подготовка детей к школе в семье совершенно необходима. Обозначим следующие условия полноценного психического развития ребёнка и его подготовку к учебному труду:

    1.Главное требование - это постоянное сотрудничество ребёнка с другими членами семьи в любых семейных делах и мероприятиях.

    2.Следующим условием успешного воспитания и развития является выработка у ребёнка умения преодолевать трудности. Важно приучить детей начатое дело доводить до конца. Многие родители понимают, насколько важно у ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе. Далее нужно подготовить дошкольника к неизбежным трудностям в учении. Сознание преодолимости этих трудностей помогает ребёнку правильно отнестись к своим возможным неудачам.

     Родители должны понимать, что основное значение в подготовке ребёнка к школе имеет его собственная деятельность. Поэтому их роль в подготовке к школьному обучению не должна сводиться к словесным указаниям; родители должны руководить, поощрять, организовывать занятия, игры, посильный труд ребёнка.

     3.Еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребёнка (физического, умственного, нравственного)- переживание успеха. Родителям важно создать ребёнку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом.  Успех  должен быть реальным, а похвала - заслуженной. И напротив, необходимо учить спокойно принимать неудачи, разбирать ошибки, которые привели к отрицательному результату, и учиться не повторять того же.

     4.Особое значение в психологическом развитии школьника имеет обогащение эмоционально-волевой сферы, воспитание чувств, умение ориентироваться в своем поведении на окружающих. Рост самосознания ярче всего проявляется в самооценке, в том, как ребёнок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие. Это является одним из показателей психологической готовности к школьному обучению. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.

     Формирование познавательных интересов, обогащение деятельности и эмоционально-волевой сферы - предпосылки успешного овладения дошкольниками определенными знаниями, умениями, навыками. В свою очередь развитие восприятия, мышления, памяти зависит от того, как владеет ребёнок способами получения знаний и ориентации деятельности, от направленности его интересов, от произвольности поведения, т. е. волевых усилий.

    5.При подготовке к школе родители учат ребёнка сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения в любой его деятельности. Для этого дошкольник должен  научиться внимательно слушать рассказ, объяснение  взрослого, правильно  и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения.

     6.Родители должны помнить, что потребность ребёнка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, необходимо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребёнка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь, чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе.

    При недостаточном запасе знаний важно стимулировать интерес ребёнка к окружающему, фиксировать внимание на том, что он видит во  время прогулок, экскурсий. Надо приучать его рассказывать о своих впечатлениях: такие рассказы необходимо заинтересованно выслушивать, даже если они односложны и сбивчивы. Полезно задавать дополнительные вопросы, стараясь получить более подробный и развёрнутый рассказ.  Родителям следует чаще  читать ребёнку детские книги, водить в кино, обсуждать с ним прочитанное и увиденное.

    Также в формировании культуры речи детей пример родителей имеет большое значение. С ребёнком следует разговаривать, не употребляя в речи слова - «паразиты», которыми в нынешнее время так заполнена разговорная речь. Чётко произносить слова, правильно ставить ударения, окончания слов. Таким образом, в результате усилий родителей, с их помощью, ребёнок учиться  правильно  говорить, а значит, он будет готов к овладению чтением, письмом в школе.

    7.У ребёнка, поступающего в школу, необходимо развивать на должном уровне эстетический вкус, и здесь первостепенная роль принадлежит семье. Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания дошкольника к явлениям повседневной жизни, к предметам, окружению быта. 

    В сенсорном развитии дети должны овладеть эталонами и способами обследования предметов, их свойств. Иначе, отсутствие этого умения приводит к неудачам в учении. Например, не ориентируются в тетради, путают понятия «лист» и «страница», право-лево, верх-низ. Допускают ошибки при написании букв Р, Я, Ь. Не различают геометрическую форму, если она в другом положении. Отсчитывают предметы справа налево.

     8.Нужно так же учить дошкольника рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, конструировать. Выполняя это, ребёнок переживает радость творчества, отражает свои впечатления, свое эмоциональное состояние, развивает мелкую моторику. Рисование, конструирование, лепка открывают перед нами возможность научить ребёнка видеть, анализировать окружающие предметы, правильно воспринимать их цвет, форму, величину, соотношение частей, их пространственное соотношение. Одновременно это дает возможность учить ребёнка действовать последовательно, планировать свои действия, сравнивать результаты с тем, что задано, задумано, видеть результат, сравнивать с оригиналом, замечать свои ошибки. И все эти умения тоже окажутся чрезвычайно важными в школе.

    Для будущего школьника в определенной степени важна усидчивость, умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, умение доводить начатое дело до конца, не бросая на полпути. Можно тренировать внимание, сосредоточенность и усидчивость в повседневных делах.

    9. Кроме всего перечисленного, ребенок должен обладать, несомненно, навыками общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Нужно учить самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом, отличать свои вещи от других, приучая к порядку, объяснять, что « у каждой вещи есть свое место» как в доме, так и в сумке, портфеле.

    10. Ещё важно воспитывать в ребёнке  любознательность,  произвольное  внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на  возникающие  вопросы.  Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован  интерес  к  знаниям,  будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие  и  волю  на выполнение   заданий.

    Немаловажную роль играет и личностная готовность к школе. Сюда входит потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика, а также адекватность самооценки малыша. Чтобы получить представление о самооценке вашего ребенка, можно предложить ему методику «Лесенка». Рисуете лестницу, состоящую из 11 ступенек. Дальше говорите, что на этой лестнице располагаются все люди на свете: от самых хороших, до  самых плохих. Вверху, на самой верхней ступеньке – самый хороший человек, а внизу, на самой нижней ступеньке – самый плохой человек, посередине – средние люди. Предложите ребенку определить, где его место, на какой ступеньке. У младших школьников нормой можно считать 6-7 ступеньку, у дошкольников – она может быть выше, вплоть до 11, но никак не ниже 4 – это уже сигнал неблагополучия.

    Воспитывая и обучая ребёнка, следует помнить о том, что нельзя превращать занятия в нечто скучное, нелюбимое, навязанное взрослыми и не нужное самому ребёнку. Общение с родителями, в том числе и совместные занятия, должны доставлять ребёнку удовольствие и радость. Однако помните: самое главное для первоклашки – не умения и навыки, а уверенность в своих силах и в родительской поддержке, что бы ни происходило в школе.

    4.Ответственность  родителей (законных представителей) в сфере образования детей и защита их прав

    В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» четко прописаны и указаны права, обязанности и защита прав родителей и несовершеннолетних обучающихся. Родителям желательно ознакомиться и принимать во внимание существование данного документа об образовании.

    Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

    1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

    2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

    3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

    1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

    2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;

    3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

    4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

    5) защищать права и законные интересы обучающихся;

    6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

    7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;

    8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

    4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

    1) обеспечить получение детьми общего образования;

    2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;

    3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

    5. Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).

    6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

    Статья 45. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

    1. В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:

    1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

    2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;

    3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

    2. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.

    3. Комиссия  по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

    4. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.

    5. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

    6. Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии).

    Список использованной литературы

    1. Загорная Е.В. Настольная книга детского психолога. - СПб: Наука и Техника,2010.-304 с., ил.
    2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации»
    3. Бондарь Т.А., Захарова И.Ю., Константинова И.С., Посицельская М.А., Яремчук М.В. Подготовка детей к школе: от индивидуальных занятий к обучению в классе. 2-е изд./Т.А. Бондарь [и др.].-М.- Теревинф, 2012.-280 с.
    4. Электронные ресурсы:

    -http://www.tvoyrebenok.ru/

    -http://cito-web.yspu.org/l

    -http://www.150shchyolkovov-komarovschool.edusite.ru/

    -http://revolution.allbest.ru/



    Предварительный просмотр:

    Приложение 1.

    Требования к знаниям и умениям ребенка,

    поступающего в первый класс

    Социальная сфера

    • знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон;

    • знать, в каком городе/стране он живет, и уметь назвать другие знакомые ему страны мира;

    • знать названия самых распространенных растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей;

    • объяснить, почему одних животных называют дикими, а других - домашними. Объяснить, какую пользу приносят разные домашние животные человеку.

    • назвать главные внешние (анатомические) отличия птиц и животных (нос-клюв, перья-шерсть, лапы-крылья, их количество и т.д.)

    • назвать детенышей лошади, коровы, овцы, козы, собаки, кошки, свиньи, медведицы, лисы, волчицы, белки, ежихи, курицы, утки, гусыни, индюшки.

    • знать, что овощи растут в поле или огороде, а фрукты в саду.

    • привести примеры фруктов и ягод, которые растут на кустах, и которые растут на деревьях (Привести примеры овощей, которые растут в земле, лежа на грядке или висят на ветках. Назвать овощи и фрукты красного, зеленого, жёлтого, оранжевого цвета. Назвать лесные деревья, кусты, ягоды и грибы.

    • назвать комнатные растения, которые есть дома и в детском саду).

    • какой транспорт называют воздушным, морским, наземным, подземным и подводным.

    • показать левый глаз, правое ухо, левое колено, правый локоть.

    • дотронуться левой рукой до правого уха, правой рукой до левого колена.

    • как называется город, в котором живем.

    • какие профессии знает.

    • какие предметы в комнате похожи на шар, треугольник, квадрат, круг.

    • какие предметы относятся к мебели, посуде, одежде, фруктам, овощам, обуви.

    •ориентироваться во времени, знать время суток, времена года, их последовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, часов в дне, знать дни недели;

    • иметь представления о природных и погодных явлениях;

    • знать основные цвета;

    • знать понятия «право-лево»;

    •знать названия популярных видов спорта, самых распространенных профессий, основные правила дорожного движения и дорожные знаки;

    • уметь назвать фамилии известных писателей и поэтов;

    • знать праздники;

    • уметь рассказать, чем он любит заниматься;

    • самое главное: ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»

    Интеллектуальное развитие

    В этой области ребенок должен уметь:

    • решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки;

    • находить лишний предмет в группе;

    • добавлять в группу недостающие предметы;

    • рассказывать, чем похожи или отличаются те или иные предметы;

    • группировать предметы по признаку и называть его;

    • восстанавливать последовательность событий (что было сначала, потом); раскладывать картинки в правильной последовательности.

    Слух, зрение, внимание, память, речь

    Здесь дошкольнику нужно уметь:

    • находить 10-15 отличий на двух похожих картинках;

    • точно копировать простой узор;

    • описывать по памяти картинку;

    • запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его;

    • писать графические диктанты («одна клетка вверх, две клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо»);

    • прочитать наизусть стихотворение, рассказать сказку;

    • пересказать услышанный рассказ;

    • составлять рассказ по картинке.

    Основы математики

    • уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа;

    • выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»;

    • знать понятия «больше-меньше-поровну»;

    • знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур;

    • уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;

    • решать простые арифметические задачки;

    • уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части.

    Чтение

    Важно, чтобы ребенок:

    • отличал буквы от звуков, гласные от согласных;

    • понимал, чем отличаются гласные звуки от согласных.

    • мог найти нужную букву в начале, середине и конце слова;

    • подбирал слова на заданную букву;

    • делил слово на слоги;

    • читал простые предложения  из 4-5 слов по слогам и понимал прочитанное.

    Навыки письма

    Для успешного начала учебы в школе требуется:

    • правильно держать ручку и карандаш в руке;

    • проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;

    • обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;

    • уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;

    • копировать с образца геометрические фигуры;

    • уметь продолжить штриховку рисунка;

    • уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.



    Предварительный просмотр:

    НЕ ЗАГРУЖАЙТЕ ОБИЛИЕМ ИНФОРМАЦИИ

    Если будете «наседать» на ребенка с чтением и счетом, вы сможете вызвать у него отрицательные эмоции по поводу школы. Конечно, почитать немножко, порешать несложные примеры можно, но все это должно быть в игровой, непринудительной форме. Кроме того, дошкольникам важно по несколько раз читать одни и те же книжки. Они, узнавая «материал», стараются подсказать рассказчику, что будет дальше, поправляют, если он допустил неточность. Это вырабатывает активность, и тогда им будет абсолютно несложно уже на первом уроке высказать свое «взрослое» мнение.

    РАССКАЗЫВАЙТЕ ПОЗИТИВНЫЕ ИСТОРИИ ИЗ СВОЕЙ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ

    Важно сформировать у будущего школьника позитивное отношение к школе. Если ребенок хочет учиться и уверен, что в школе интересно, тогда неизбежный стресс, связанный с новыми правилами и распорядком дня, обилием незнакомых людей, будет успешно преодолен. Для этого чаще рассказывайте забавные истории из своей школьной жизни.

    НЕ ДЕЛАЙТЕ АКЦЕНТ НА ОЦЕНКАХ

    Многие родители допускают грубую ошибку, когда начинают пугать: «Читай, а то двойки мне будешь приносить». Важно акцентировать внимание ребенка на процессе учебы («ты узнаешь много нового, у тебя появятся новые друзья, ты станешь умным»), а не на результате, хороших оценках, которые вообще лучше не упоминать, тем более что в первом классе их не ставят.

    НЕ ПУГАЙТЕ ШКОЛОЙ

    Ни в коем случае не ведите при ребенке разговоры, что у него «закончилось детство», не жалейте его: мол, «бедненький, начинаются трудовые будни».

    Даже в шутку не пугайте школой. Не стоит при малыше также обсуждать предстоящие расходы, сокрушаясь о дороговизне формы или канцтоваров.

    ПОКУПАЙТЕ ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ВМЕСТЕ

    Покупать портфель и все принадлежности для школы нужно вместе с ребенком, тогда он оказывается вовлеченным в процесс подготовки к школе. Пусть он выберет себе пенал, ручки, карандаши и линейки, тетради с красочным рисунком на обложке. Придя домой, не прячьте покупки в шкаф - ребенку нужно привыкнуть к новым для него вещам. Пусть он собирает портфель, носит его по квартире, раскладывает на столе тетради и карандаши, тогда простые указания учителя: «Возьмите красную ручку» или «тетрадь в линейку» не вызовут трудностей: он четко будет знать, где и что лежит.

    ПОДРУЖИТЕСЬ С ЧАСАМИ

    Необходимый для школы навык - ориентация во времени. Если ребенок еще не разбирается, который час, научите его этому. Многим детям легче ориентироваться по электронным часам. Малыш должен знать, что значит четверть часа, полчаса, через час. Повесьте большие часы (любые, главное, чтобы ребенок мог узнавать по ним время). Во время чтения, игры или еды можно поставить часы на стол и обратить внимание ребенка на то, во сколько началось действие и во сколько оно закончилось.

    НАЧИНАЙТЕ ЖИТЬ ПО НОВОМУ РЕЖИМУ

    За месяц до школы нужно плавно подгонять режим дня к новому распорядку. Старайтесь, чтобы ребенок ложился спать не позже десяти вечера, вставал в 7-8 утра. Очень важно сформировать у малыша представление о том, что за чем нужно делать утром и вечером. Для этого хорошо использовать пробковую или пластмассовую доску на стене, где можно прикрепить бумажки, писать, рисовать.

    Для начала попробуйте наглядно объяснить, что нужно сделать перед сном: собрать портфель, приготовить одежду (трусики, маечку, носочки), проверить, чистая ли форма. Все эти действия лучше обозначать рисунками: портфель, разложенные вещи на стуле. В преддверии первого сентября выполняйте этот ритуал, играя. Пусть ребенок собирает свои детские книжки в портфель, складывает одежду на стул. С помощью рисунков можно изобразить и утренний распорядок: умываемся, одеваемся, кушаем, чистим зубы, облачаемся в школьную форму, чистим обувь, выходим из дома. Все это поможет ребенку лучше понять, как строится его день.

    ИГРАЙТЕ В КОМАНДНЫЕ ИГРЫ

    В школе есть правила, которые необходимо выполнять: сидеть за партой, вставать, когда разрешит учитель, не кричать. Без понимания этих элементарных законов ребенку будет трудно в 1-м классе. Чтобы развить в малыше умение подчиняться и играть по правилам, используйте командные игры. Благодаря им ребенок усвоит, что есть правила, которые надо выполнять, и что от этого зависит результат.

    ИГРАЙТЕ «В ШКОЛУ»

    Пусть все игрушки вашего ребенка «пойдут» в первый класс, а самая любимая - станет учителем. В такой игре можно объяснить основные школьные правила: как сидеть за партой, как отвечать на уроке, как попроситься в туалет, что делать на перемене (15-минутные «уроки» должны чередоваться с пятиминутными «переменками»).

    ТРЕНИРУЙТЕ ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ И ПАМЯТЬ

    Хорошая игра на внимательность:

    предлагается текст, засекается время и нужно как можно больше и быстрее найти и вычеркнуть букв «с». Проводите «занятия» сначала по 10 минут, назавтра 15, доведя время «урока» до той продолжительности, которая будет в школе. Тогда ребенка не будут так пугать бесконечные полчаса занятий. Еще можно почаще играть в «Отвернись и назови». Разложите на столе игрушки и дайте ребенку посмотреть на стол в течение 1-й минуты. Затем он отворачивается и называет игрушки, лежащие на столе. Усложняйте задачу: добавляйте предметы, сокращайте время на запоминание. Можно заменить игрушку другим предметом - ребенок, повернувшись, должен рассказать, что изменилось.

    Успехов вам и – больше веры в себя и возможности своего ребенка!

    ОТДЕЛ

     ДИАГНОСТИКИ, КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

    И

    КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

    Рекомендации для родителей

    по вопросам подготовки

     к школьному обучению

    г.Белгород, ул.Губкина, 15-г

    E-mail: psy-centr-31@mail.ru

    http:// psy-centr-31.ucoz.ru

    тел.20-53-88



    Предварительный просмотр:

    «Кризис семи лет» - название возрастного кризиса, которым заканчивается дошкольный период и открывается новый этап развития ребенка - младший школьный возраст

    Проявления кризиса

    Для кризиса семи лет характерны следующие  поведенческие реакции

    детей:

    1.Пауза между обращением к ребенку (указанием, требованиями, приказами, напоминаниями о соблюдении режима, об иных необходимых действиях, просьбами) и его реакцией. Реакция выражается как собственно в невыполнении действия, так и в отказе от выполнения или оттягивании его.

    2.Спор: ребенок в ответ на просьбу, приказ, требование начинает оспаривать необходимость требуемого или время выполнения (чаще всего ссылаясь на занятость), возражать. Возникает либо несколько позже, реже - одновременно с паузой.

    3.Непослушание: невыполнение привычных требований или установлений, отказ от участия в привычных делах, противопоставление своих дел или намерений требованиям родителей.

    4.Хитрость: нарушение привычных установлений или требований родителей в скрытой форме. Намеренное создание ситуаций, в которых ребенок может извлечь некоторую выгоду для себя.

    5.«Взрослое поведение»: частный случай манерничанья и кривлянья, при котором ребенок ведет себя демонстративно «по-взрослому»- карикатурная взрослость.

    6. «Рассудительность» возникает в споре или иной ситуации, требующей противопоставления своего желания (намерения) требованиям (просьбам) родителей. Ребенок начинает пространно рассуждать о причинах своего нежелания сделать что-то, приводя "логические" основания для своих выводов.

    7. «Взрослость»: может возникать просто как форма поведения или в стремлении к выполнению каких-то новых «взрослых» обязанностей. Как правило, выполнение обязанностей долго не продолжается. Если же оно закрепляется, то возникает самостоятельность.

    8. Внешний вид: внимание к собственной внешности, споры об одежде. Интерес к внешнему виду касается как девочек, так и мальчиков.

    9. Упрямство: возникает самопроизвольно или как продолжение спора. Характерной чертой является относительная независимость от содержания конкретной ситуации, в которой упрямство возникает.

    10. Требовательность: настаивание на своем, навязчивое напоминание об обещанном.

    11.Капризы: можно считать попыткой ребенка привлечь внимание родителей к своим проблемам, к своим трудностям. Возможно, возникновение капризов связано с индивидуально высокой тревожностью.

    12. Реакция на критику: неадекватные реакции на высказанное или продемонстрированное иным образом отношение родителей к поведению, действиям, продуктам деятельности ребенка. Дети, как отмечают родители, демонстрируя им нечто, ждут похвалы, а если получают критические замечания, обижаются, начинают обвинять родителей в невнимательности, в некомпетентности.        

    Как вести себя родителям

     

    1.Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи.

    2.Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.

    3.Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».

    4. Соблюдайте равновесие в расширении прав и обязанностей ребенка. Особенно важен этот принцип в критические периоды, когда ребенок выходит на новый уровень самостоятельности.

    5.В жизни каждого ребенка обязательно должны быть правила (ограничения, требования, запреты). Но их не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

    6.Конструктивный диалог с ребенком, предоставление ему возможности высказать свое мнение.

    7. Следует поддерживать интерес ребенка к миру людей и вещей, давать ему пищу для развития (походы в музеи, на экскурсии). Не жалейте времени на разговоры об увиденном.

    8. Не стоит отказывать ребенку в помощи, нужно эмоционально поддерживать его. При этом останавливайте негативные проявления, разрушающие семейный уклад. Такая дифференциация помогает ребенку построить собственное поведение, найти свое место в изменяющихся условиях жизни.

    9. Даже в самых простых ситуациях можно дать ребенку почувствовать свою самостоятельность и ответственность за принимаемые решения.

    Мотивы,

    побуждающие ребенка идти в школу:

    • Познавательный (учебный) мотив, восходящий непосредственно к познавательной потребности.

    • Широкие социальные мотивы, основанные на принятии общественной необходимости учения.

    • Позиционный мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими.

    • Внешние по отношению к самой учебе мотивы, например подчинение требованиям взрослых.

    • Игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую, учебную, сферу.

    • Мотив получения высокой оценки деятельности.

    ОТДЕЛ

     ДИАГНОСТИКИ, КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

    И

    КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

    Кризис «семи лет»

    г.Белгород, ул.Губкина, 15-г

    E-mail: psy-centr-31@mail.ru

    http:// psy-centr-31.ucoz.ru

    тел.20-53-88



    Предварительный просмотр:



    Предварительный просмотр:

    Рекомендации для родителей по профилактике школьной дезадаптации

            

     

    .


    По материалам Т.А. Крыловой,

    канд. пед.наук,науч.сотр.лаборатории комплексного сопровождения региональной системы образования, доцент кафедры педагогики и психологии АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования

    ОТДЕЛ

     ДИАГНОСТИКИ, КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

    И

    КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

    Профилактика

     школьной дезадаптации

    г.Белгород, ул.Губкина, 15-г

    E-mail: psy-centr-31@mail.ru

    http:// psy-centr-31.ucoz.ru

    тел.20-53-88


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ДОШКОЛЕНОК" ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

    Программа "Дошколенок" предназначена для подготовки детей, не охваченным дошкольным образованием. к обучению в начальной школе.Возрастной диапазон детей - 5,5 - 6 лет. Продолжительность обучения - 1 г...

    Программа для подготовки детей к школьному обучению

    Одним из направлений работы школы является подготовка детей к школьному обучению. Реализация этого направления особенно важна в условиях, когда существует проблема снижения психологического и соматиче...

    Программа по подготовке детей к школьному обучению.

    Цель данной программы: повысить психологическую готовность детей 6-7 лет к школьному обучению и интеллектуальное развитие детей.Задачи:- развивать визуальное, аудиальное, так­тильное восприятие, памят...

    Общие рекомендации по подготовке ребенка к школьному обучению:

    Общие рекомендации по подготовке ребенка к школьному обучению...

    Методические рекомендации для родителей по развитию связной речи детей младшего и среднего школьного возраста

    Методические рекомендации для родителей по развитию связной речи детей младшего и среднего школьного возраста.   Одним из направлений коррекционной логопедической работы- является развитие н...

    Методические рекомендации для родителей и учеников по подготовке к ВПР.

    Психологически период завершения обучения в начальной школе представляет особую трудность для учеников еще и потому, что это время первого взрослого испытания: оно показывает, насколько выпускники нач...