Родителям о возрастном кризисе 6-7 лет
статья (1, 2 класс) на тему

Крылова Галина Григорьевна

Статья предлагает родителям ряд рекомендаций по преодолению возрастного кризиса 6-7 лет, как справиться с таким симптомом кризиса как "трудновоспитуемость" и как помочь ребенку  на первой стадии обучения по ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelyam_o_vozrastnom_krizise_6-7_let.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

Преодоление кризиса 6-7 лет у детей обучающихся  по ФГОС  НОО.

Начало школьного обучения детей совпадает с возрастным кризисом детского развития, так называемым «кризисом 6-7 лет». Учебный процесс по ФГОС НОО строится на максимальном учете психологических особенностей детей данного возраста, индивидуальном подходе к каждому ребенку. Но все усилия школы сводятся на «нет», если  в этот процесс не вовлечены родители.

Родительская позиция чрезвычайно важна при воспитании ребенка во время возрастного кризиса. Критический период 6 – 7 лет, который характеризуется  изменением поведения  ребенка  по отношению к близким взрослым, становится кризисом воспитательной позиции родителей,  от  которых теперь требуется изменить   отношение к своему «повзрослевшему» ребенку и принять его в новом качестве Грамотно организуя общение и воспитательный процесс до кризиса, учитывая особенности детского развития, родители и дети переживают этот  период почти бесконфликтно. Ребенок, грамотно подготовленный до школы, спокойно принимает новую для себя роль ученика. А навыки, сформированные у него, становятся его помощниками в разумном расходовании времени, умении чередовать, труд, учебу, игру и отдых.

 Тем не менее, родителям предстоит встретить ряд трудностей в общении с собственным ребенком в связи с возрастающим в нем чувством взрослости и возникшими проблемами в поведении, которое характеризуется различными формами негативизма, возникновением самостоятельных занятий и расширением сферы интересов. Все эти признаки характеризуют кризис 6-7 лет.

Не смотря на то, что только сами родители могут найти индивидуальный подход к своему ребенку, можно дать несколько общих рекомендаций, которые помогут наладить контакт с ребенком во время протекания кризиса и свести конфликтность к минимуму.

Нужно запомнить несколько важнейших правил, выполнение которых обеспечит правильное взаимодействие с детьми.

Во-первых: общение не может строиться на основе авторитарного давления на ребенка, поскольку оно не подчиняется формуле «Взрослый всегда прав, потому что взрослый». В возрасте 6 – 7 лет стремится к равноправию и не понимает, почему взрослым можно, а ему нельзя. Ребенок уверен в том, что  если что-то  нельзя, то это должно касаться всех, а не только его. Задача родителя – показать целесообразности полезность своих требований. Поэтому лучше использовать не требование-запрет, а требование-объяснение.

Во-вторых: важно уметь выслушивать ребенка. Каждый человек имеет свое мнение, ребенок тоже. Задача взрослого: убедить, если ребенок не прав и согласиться, если родитель сам оказался не прав; необходимо признать свои ошибки и извиниться перед ребенком. Таким примером ребенок сам учится вести диалог. Взрослому обязательно нужно « по-хорошему» спорить с детьми, учить их доказывать, отстаивать свое мнение и вместе с тем развивать умение соглашаться, прислушиваться к мнению других.

В третьих: не угрожать и не обещать наград. Родители часто пользуются формулой «Если…, то…», и дети принимают ее как основное правило взаимодействия со взрослым.  Контроль за выполнением требования должен быть по возможности скрыт от ребенка. Нужно стараться делать так, чтобы у ребенка не возникло мнение, что вы ему не доверяете. Похвала, награда должна быть результатом выполнения требования.

        При негативизме следует спокойно и твердо настаивать на семейных требованиях, объясняя ребенку, почему в семье возникли такие правила и уклад.

      Не следует забывать и о том, что непослушание  в критический период служит целям дальнейшего развития ребенка, а требование повиновения с первого слова – показатель чрезвычайно низкого развития взрослого, поскольку человек никогда не должен стремиться к унижению другого человека или власти над ним. Категоричные требования по отношению к ребенку ведут к накоплению раздражения и злобы. Как доказали психологи, если запрет исходит от постороннего человека, то отрицательные чувства ребенок испытывает  именно к нему, если же от родителей – то злоба на весь мир.

Расширение сферы интересов ребенка, происходящее в этом возрасте, нуждается в поощрении. Поддерживайте интерес ребенка к широкому миру людей и вещей. Желательно водить ребенка в музеи, на экскурсии, обязательно обсуждайте с ребенком увиденное, интересуйтесь его мнением.

Если ребенок стремится к самостоятельным занятиям, необходимо предоставить ему возможности для новых форм деятельности. Под возможностями следует понимать правильно организованную развивающую среду дома. Ребенок должен по возможности иметь все необходимое для продуктивных видов деятельности, таких как лепка, конструирование, рисование, шитье. Поэтому в комнате ребенка должно быть обязательно оборудовано рабочее место, удобное и светлое.

  Можно предлагать ребенку новые формы занятий и предоставить возможность взять на себя какие-то новые обязанности. Если ребенок  через какое-то время забудет о том, что ответственен за выполнение определенного дела, ему следует напомнить о нем, мягко подчеркнув сложность взрослой позиции, но и выразив надежду на то, что ребенок может с этим справиться.

Очень важно научить ребенка регулировать свое поведение. Хотя произвольность развивается на протяжении всего дошкольного детства, это качество продолжает совершенствоваться на всем протяжении  начальной школы. Умение владеть собой приобретается в общении и совместной деятельности с взрослым. Если ребенок заинтересован чем-то (рисует, конструирует игрушку, рассматривает картинки в книге), то он может проявлять чудеса терпения и внимания. Задача взрослых – поддерживать интерес к занятиям  и добиваться их завершения. Очень важно в процессе повседневной жизни учить ребенка доводить до конца то, что не очень интересно, но обязательно для выполнения. Например, убрать игрушки, учебники, аккуратно разобрать и разложить по ячейкам коробки детали конструктора, привести в порядок свою обувь. Задача взрослых – учить ребенка выполнять обязанности, быть ответственным, аккуратным.

Старайтесь дифференцировать свое поведение в зависимости от требований ребенка. Не отказывайте ему в помощи, если он об этом просит, но и не вмешивайтесь, если ребенок нацелен самостоятельно завершить начатое дело. Когда ребенок обращается за оценкой результатов  собственной деятельности и личных достижений, в этом случае необходимо поддержать ребенка. Неуважительные реплики  в адрес ребенка типа, могут привести к потере уверенности в себе и в собственных возможностях. У ребенка может выработаться комплекс неполноценности, ощущение своей несостоятельности.

Помня о том, что на переходе к младшему школьному возрасту, самооценка ребенка напрямую зависит от его успешности в деятельности, необходимо оказывать ему психологическую поддержку. Такая поддержка – один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной психологической поддержки ребенок испытывает разочарование, и склонность к различным проступкам усиливается.

Психологическая поддержка заключается в том, что взрослый сосредотачивает свое внимание на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки. Оказывая психологическую поддержку, родитель помогает ребенку поверить в себя и свои способности, помогает ребенку избежать ошибок и поддержать при неудачах.

Для того чтобы научиться поддерживать ребенка родителям, возможно, придется изменить стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того чтобы, прежде всего, обращать внимание на ошибки и конфликтное поведение ребенка, как поступают многие взрослые, придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает.

Поддерживать ребенка – значит верить в него. Вербально и невербально родитель должен сообщать ребенку, что верит в его силы и способности. Следует также помнить, что ребенок нуждается в поддержке не только, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо.

Стремясь поддержать ребенка, следует рассматривать не только событие или поступок в целом, но и стараться выделить отдельные позитивные для ребенка стороны.

Существуют способы ложной поддержки, которые родители часто используют. К ним относятся гиперопека, создание зависимости от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества  с братьями или сестрами. Это приводит к переживаниям ребенка  и мешает нормальному развитию его личности.

Так как же поддерживать ребенка?

Во-первых, основываться на подчеркивании его способностей и возможностей, т.е. его положительных сторон. В конфликтных ситуациях, которые часто возникают в период кризиса, поведение ребенка, как правило, не удовлетворяет взрослого. Важно показать ребенку, что его неудача или проступок ни в коей мере не умаляет его личных достоинств, чтобы он не воспринимал себя как отрицательный персонаж, что в последствии может привести к стойкому негативизму.

Важно научиться понимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения. В течение дня родители имеют немало возможностей для создания у ребенка чувства собственной полезности и адекватности, что чрезвычайно важно именно на этапе, когда ребенок стремится быть социально значимым объектом, т.е. стремится быть полезным обществу. Один путь состоит в том, чтобы продемонстрировать ребенку ваше удовлетворение от его достижений или усилий, другой – научить справляться с различными задачами.

В тех семьях, где конфликты с ребенком часты, родителям не следует сосредотачиваться на  прошлых  его неудачах и проступках, не следует также использовать их против ребенка, всякий раз напоминая о них. Такой акцент может породить ощущение преследования. Он может решить, что уже нет никакой возможности исправить свою репутацию, и будет поступать в соответствии с предыдущим неудачным и негативным опытом. Для того чтобы помочь ребенку выйти из конфликтности и показать веру в себя, родителям следует забыть о его прошлых неудачах, позволить ребенку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые любят его и верят в его способности.

Эмоционально поддерживайте ребенка, но останавливайте негативные проявления, разрушающие семейный уклад. Такая дифференциация позволит ребенку построить собственное поведение и найти свое место в изменяющихся условиях жизни. Важно помнить, что школа  предъявляет к  маленькому  человеку вполне взрослые требования, но именно в семье формируется отношение к жизни и от того, как ведут себя родители по отношению к ребенку, зависит, удастся ли преодолеть критические фазы в его развитии с максимальной пользой для обеих сторон или же все неприятные проявления кризисов закрепятся как стереотип поведения, став новой моделью общения с окружающими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные кризисы

Описание основных возрастных кризисов с подробной остановкой на кризисе 7 лет....

Возрастной кризис 7 лет

Давно замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту ребенок резко меняется и становится  более трудным в воспитательном отношении. Как проявляется возрастной кризис 7 лет? ...

Выступление на родительском собрании "Возрастные кризисы"

Выступление педагога-психолога на родительском собрании в школе....

Рекомендации для родителей по преодолению кризиса трёх лет.

Уважаемые родители, предлагаю вашему вниманию рекомендации по преодолению кризиса 3 лет....

«Возрастные кризисы. Что поможет родителям преодолеть трудности в воспитании»

Обсудить с участниками типичные проблемы воспитания, возникающие в приемных семьях, и способы их решения....

Доклад "Возрастные кризисы"

Психологи определяют несколько возрастных кризисов развития человека.Давайте разберёмся, с чем это связано.Возрастной кризис это нормальное состояние каждого растущего человека. Кризис возникает на ст...