Доклад на тему: "Участие родителей в жизни класса"
материал (4 класс) на тему

Семёнова Любовь Александровна

Доклад на тему: "Участие родителей в жизни класса".

Учитель начальных классов Семенова Л.А.

 

Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления: психолого – педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс и участие его в управлении в школе. Психолого - педагогическое просвещение родителей предлагает организацию следующих форм работы с семьёй: - родительских университетов; - конференций; - индивидуальных и тематических конференций; - родительских собраний; - тренинги.

Вовлечь родителей в учебно – воспитательную работу можно с помощью следующих форм деятельности: - дней творчества детей и их родителей; - открытых уроков и внеклассных мероприятий; - помощи в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально – тематической базы школа и класса; - родительского общественного потрулирования; - шефской помощи;

Участие родителей в управление учебно – воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности; - участие родителей класса в работе совета школы; - участие родителей класса в работе родительского комитета и комитета общественного контроля; - участие в работе общественного совета содействия семье и школе.

Большое внимание классный руководитель должен уделить просвещению родителей учащихся класса. Умело организованное и продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребенка в их глазах.

Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они должны активно участвовать в учебно – воспитательной процессе в школе и в своих классах. Иногда можно слышать от педагогов, что родители не хотят и слышать о том, чтобы что – то сделать в классе, в лучшем случае предлагают материальную помощь. Однако родители должны и могут активно участвовать в управлении школьной жизнью. Одной из форм участия родителей является деятельность школьного и классного родительского комитетов. В родительский комитет входят самые активные интересующиеся и опытные родители. Родительский комитет осуществляет свою деятельность на основе Положения о родительском комитете школы, Устава учебного заведения.

Выборы родительского комитета осуществляются общим голосованием родителей класса. В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации родительских собраний, установления контактов с родителями и людьми, их заменяющими, организации в классе мероприятий учебного и внеучебного плана. Заседания родительского комитета проводят по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Родительский комитет класса привлекает родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий в классе. Родители – профессионалы могут организовать в классе работу различных кружков. Спортивных секций, клубов, театральных и музыкальных студий.

Родителей можно привлекать к проведению разовых классных часов. Эти классные часы, могут быть связаны с профессиями самих родителей, мирам их интересов и увлечений, с предприятиями, на которых они трудятся. Родители успешно могут участвовать в работе жюри внеклассных мероприятий в классе, быть участниками КВНов, музыкальных конкурсов, и дней творчества. Всё зависит от того, насколько классный руководитель сумеет привлечь родителей к сотрудничеству в классе. Родительский контроль участвует в провидении в школе праздничных вечеров. Участники родительского патрулирования наблюдают во время дежурства за поведением учащихся класса и делятся впечатлениями на родительском собрании и на собрании ребят класса. Иногда мнение, высказанное родителями класса, которые общаются с ребятами не каждый день, является более действительным, чем мнение классного руководителя.

Материальная помощь родителей в классе заключается не только в сборе средств на нужды класса, но и в ремонте вместе с учащимися классной мебели, самого классного помещения. По рекомендации родительского комитета школы некоторые родители могут участвовать в шефской работе над неблагополучными семьями и подростками.

Классный руководитель, привлекая родителей к участию в воспитательной работе в классе, должны обратить самое серьёзное внимание на поощрение самых активных родителей в жизни класса. Эта традиция должна сохраняться в течение всего времени обучения учащихся класса. Форма поощрения родителей могут быть самыми разнообразными – грамоты, благодарственные письма, медали и шутливые ордена и множество различных необычных форм поощрения родителей за активное участие в жизни классного коллектива.

Интересной и продуктивной формой работы с родителями являются родительские университеты. Назначение родительских университетов в школе – психолого – педагогическое просвещение родителей. Просвещение родителей направлено на вооружение их основами педагогической и психологической культуры, на знакомство с актуальными вопросами воспитания и проблемами педагогической науки, на установление контактов родителей с общественностью и педагогами школы. Формы занятий в родительском университете могут быть самыми разными: конференции, час вопросов и ответов на актуальную тему, лекции, проктиумы, родительские ринги.

Одной из форм сотрудничества с родителями являются тренинги.

Тренинги – это возможность родителей и детей прожить несколько дней, часов совместного общения. Классный руководитель беседует с учащимися и их родителями и предлагает принять участие в тренинге. Участие детей и родителей в совместном тренинге возможно только на добровольной основе. Однако очень важно помнить, что тренинги имеет право проводить только специалист, имеющий для этого специальное разрешение.

Классный руководитель при общении с родителями учащихся должны соблюдать определенные правила, а именно:

- к родителями каждого ребёнка нужно проявлять искреннее уважение;

- общение с родителями ученика должны быть не во вред ему, а во благо;

- изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;

- изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

Классный руководитель должен иметь следующую информацию о семье учащихся.

- общие сведения о родителях или людях, их заменяющих;

- жилищные условия семьи и её материальная обеспеченность.

- образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и жизни ребёнка в классном коллективе;

- уровень педагогической культуры родителей;

- авторитетность семьи в глазах ребенка;

- степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребёнка;

- семейные традиции, обычаи и ритуалы;

- положение ребёнка в семье (благоприятное, неблагоприятное);

- воспитательные возможности семьи.

Изучение семей учащихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим ученикам, понять уклад жизни семье, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.

Для изучения семьи классный руководитель может использовать различные методы психолого – педагогической диагностики; наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры.

Можно приводить много различных исследований, с помощью которых классный руководитель сможет вызвать у родителей интерес к воспитанию своих детей и желание общаться с классным руководителем, посещать школу, однако главное, чтобы родители усвоили очень важное и глубокое правило, продиктованное жизнью. «Воспитание детей в семье – это обучение их умению обходиться без родителей».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: "Участие родителей в жизни класса".

Учитель начальных классов Семенова Л.А.

Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления: психолого – педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс и участие его в управлении в школе. Психолого - педагогическое просвещение родителей предлагает организацию следующих форм работы с семьёй: - родительских университетов; - конференций; - индивидуальных и тематических конференций; - родительских собраний; - тренинги.

Вовлечь родителей в учебно – воспитательную работу можно с помощью следующих форм деятельности: - дней творчества детей и их родителей; - открытых уроков и внеклассных мероприятий; - помощи в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально – тематической базы школа и класса; - родительского общественного потрулирования; - шефской помощи;

Участие родителей в управление учебно – воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности; - участие родителей класса в работе совета школы; - участие родителей класса в работе родительского комитета и комитета общественного контроля; - участие в работе общественного совета содействия семье и школе.

Большое внимание классный руководитель должен уделить просвещению родителей учащихся класса. Умело организованное и продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребенка в их глазах.

Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они должны активно участвовать в учебно – воспитательной процессе в школе и в своих классах. Иногда можно слышать от педагогов, что родители не хотят и слышать о том, чтобы что – то сделать в классе, в лучшем случае предлагают материальную помощь. Однако родители должны и могут активно участвовать в управлении школьной жизнью. Одной из форм участия родителей является деятельность школьного и классного родительского комитетов. В родительский комитет входят самые активные интересующиеся и опытные родители. Родительский комитет осуществляет свою деятельность на основе Положения о родительском комитете школы, Устава учебного заведения.

Выборы родительского комитета осуществляются общим голосованием родителей класса. В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации родительских собраний, установления контактов с родителями и людьми, их заменяющими, организации в классе мероприятий учебного и внеучебного плана. Заседания родительского комитета проводят по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Родительский комитет класса привлекает родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий в классе. Родители – профессионалы могут организовать в классе работу различных кружков. Спортивных секций, клубов, театральных и музыкальных студий.

Родителей можно привлекать к проведению разовых классных часов. Эти классные часы, могут быть связаны с профессиями самих родителей, мирам их интересов и увлечений, с предприятиями, на которых они трудятся. Родители успешно могут участвовать в работе жюри внеклассных мероприятий в классе, быть участниками КВНов, музыкальных конкурсов, и дней творчества. Всё зависит от того, насколько классный руководитель сумеет привлечь родителей к сотрудничеству в классе. Родительский контроль участвует в провидении в школе праздничных вечеров. Участники родительского патрулирования наблюдают во время дежурства за поведением учащихся класса и делятся впечатлениями на родительском собрании и на собрании ребят класса. Иногда мнение, высказанное родителями класса, которые общаются с ребятами не каждый день, является более действительным, чем мнение классного руководителя.

Материальная помощь родителей в классе заключается не только в сборе средств на нужды класса, но и в ремонте вместе с учащимися классной мебели, самого классного помещения. По рекомендации родительского комитета школы некоторые родители могут участвовать в шефской работе над неблагополучными семьями и подростками.

Классный руководитель, привлекая родителей к участию в воспитательной работе в классе, должны обратить самое серьёзное внимание на поощрение самых активных родителей в жизни класса. Эта традиция должна сохраняться в течение всего времени обучения учащихся класса. Форма поощрения родителей могут быть самыми разнообразными – грамоты, благодарственные письма, медали и шутливые ордена и множество различных необычных форм поощрения родителей за активное участие в жизни классного коллектива.

Интересной и продуктивной формой работы с родителями являются родительские университеты. Назначение родительских университетов в школе – психолого – педагогическое просвещение родителей. Просвещение родителей направлено на вооружение их основами педагогической и психологической культуры, на знакомство с актуальными вопросами воспитания и проблемами педагогической науки, на установление контактов родителей с общественностью и педагогами школы. Формы занятий в родительском университете могут быть самыми разными: конференции, час вопросов и ответов на актуальную тему, лекции, проктиумы, родительские ринги.

Одной из форм сотрудничества с родителями являются тренинги.

Тренинги – это возможность родителей и детей прожить несколько дней, часов совместного общения. Классный руководитель беседует с учащимися и их родителями и предлагает принять участие в тренинге. Участие детей и родителей в совместном тренинге возможно только на добровольной основе. Однако очень важно помнить, что тренинги имеет право проводить только специалист, имеющий для этого специальное разрешение.

Классный руководитель при общении с родителями учащихся должны соблюдать определенные правила, а именно:

- к родителями каждого ребёнка нужно проявлять искреннее уважение;

- общение с родителями ученика должны быть не во вред ему, а во благо;

- изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;

- изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

Классный руководитель должен иметь следующую информацию о семье учащихся.

- общие сведения о родителях или людях, их заменяющих;

- жилищные условия семьи и её материальная обеспеченность.

- образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и жизни ребёнка в классном коллективе;

- уровень педагогической культуры родителей;

- авторитетность семьи в глазах ребенка;

- степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребёнка;

- семейные традиции, обычаи и ритуалы;

- положение ребёнка в семье (благоприятное, неблагоприятное);

- воспитательные возможности семьи.

Изучение семей учащихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим ученикам, понять уклад жизни семье, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.

Для изучения семьи классный руководитель может использовать различные методы психолого – педагогической диагностики; наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры.

Можно приводить много различных исследований, с помощью которых классный руководитель сможет вызвать у родителей интерес к воспитанию своих детей и желание общаться с классным руководителем, посещать школу, однако главное, чтобы родители усвоили очень важное и глубокое правило, продиктованное жизнью. «Воспитание детей в семье – это обучение их умению обходиться без родителей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие родителей в жизни класса

Данная статья предназначена классным руководителям в помощь, как активизировать родителей учащихся в учебно - воспитательном процессе в школе и в своих классах....

Доклад на педагогическом совете "Здоровый образ жизни - экология души педагога и воспитанника"

Одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, ...

Доклад"Формирование представлений о здоровом образе жизни у учащихся на уроках и внеурочной деятельности"

Материал доклада содержит основные компоненты здорового образа жизни, а также практическую часть, которая оформлена в виде таблицы. Результаты опроса и анкетирования учащихся показывают , как у у чащи...

Доклад для родительского собрания Родители -советчики, родители - друзья

в докладе расскрывается роль родителей в воспитании детей....

Доклад «Здоровье ребенка, определяется условием его жизни и прежде всего условием жизни в школе-интернате»

Наряду с медицинскими (соматический и психический) компонентами здоровья необходимо учитывать и такие аспекты, как психологический, социальный, экологический и др. Таким образом, можно предположить, ч...

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...

Доклад на тему:"Участие в реализации программы воспитания через инвариантный модуль "Школьный урок".

Данный материал раскрывает требования ФГОС общего образования, в соответствии с которым строится работа педагогов. В материале раскрывается суть раздела " Виды, формы и содержание деятельности&qu...