Доклад «Здоровье ребенка, определяется условием его жизни и прежде всего условием жизни в школе-интернате»
методическая разработка на тему

Селиванова Наталия Алексеевна

Наряду с медицинскими (соматический и психический) компонентами здоровья необходимо учитывать и такие аспекты, как психологический, социальный, экологический и др. Таким образом, можно предположить, что только то учреждение имеет право на существование, которое является для ребенка источником здоровья.

Совершено очевидно, что знания, умения и навыки неэффективны для нездорового человека, который чувствует себя ущербным физически, психически и социально, а значит, ЗДОРОВЬЕ - ЕСТЬ КРИТЕРИЙ ОБРАЗОВАНИЯ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ РО Колушкинская специальная школа – интернат VIII вида

Доклад

«Здоровье ребенка, определяется условием его жизни и прежде всего условием жизни в школе-интернате»                                        

 

Составила: Селиванова Н. А

Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения.

Проблема здоровья сейчас у всех на слуху. Практически во всех регионах России в среднем более 35% дошкольников, 60% школьников имеют хронические заболевания и нуждаются в стационарном лечении. Многочисленные исследования показывают, что около 25-30% детей приходящих в 1-й класс, имеют те, или иные отклонения в состоянии здоровья.  Особенно остро эта проблема стоит в школах-интернатах, основная категория детей приходит из неблагополучных семей, с набором хронических заболеваний, многие до школы не посещали  дошкольные учебные заведения, не получали должного медицинского обследования и лечения.

 За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным классам с 3,5 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки с 1,9 до 16,8%. Одна из частых патологий школьников – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40%. У многих школьников наблюдается дисгармоничное развитие, что создаёт проблемы в общей работоспособности подрастающего поколения. Поэтому, достаточно закономерно, что в соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики. О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро.

Общеобразовательные учреждения являются единственной системой общественного воспитания, охватывающей в течение продолжительного онтогенетического периода всё детское население.

Особенно в условиях школы-интерната, большую часть времени воспитанники проводят в стенах школы. Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребёнка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды.

 Понятие “здоровьесберегающие технологии” как раз и интегрирует все направления работы школы-интерната по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать обучающихся, чтобы они могли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером. Задача школы-интерната – не “дотянуть” ребёнка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ни чего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль. Учитывая, что у больных и не грамотных в вопросах здоровья родителей не может быть здоровых детей, сохранение здоровья школьников – это и закладка фундамента благополучия следующих поколений. Наши исследования показали, что даже у маленьких детей есть свой опыт в данной сфере жизни, своя позиция, свои оценки. Не учитывать этого нельзя.

Если мы хотим достичь цели – направить выбор детей к принятию здорового образа жизни, то должны признать их право иметь полезные идеи и взгляды на самих себя. Мы должны уважать их как граждан с правами на здоровье и ответственность за него и искать такие подходы, которые бы помогли нам понять, как они видят мир.

Практический опыт показывает, что дети способны самостоятельно не только формировать цели, но и воплощать их. Совместная с ними деятельность поможет понять, что они знают о здоровье, что их интересует, беспокоит, тревожит больше всего, что бы они хотели сделать для своего здоровья и здоровья других людей. А инструментом может стать сотворчество, совместное постижение знаний, опыта – в неформальном, партнёрском взаимодействии детей, родителей и педагогов.

Одним из ключевых моментов в выработке мотивации ребёнка на сознательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих является сознание у него ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования. Если подростком не будут внутренне приняты позиции: “Это мне надо”, “В этом я через неделю (месяц, год) могу достичь успеха”, то все старания педагога будут напрасны. Ситуация успеха – это результат сотворческой деятельности педагога и воспитанника. При которой результат деятельности подростка сопоставим с его ожиданиями.

Любой выбор, любой труд, который будет способствовать улучшению здоровья детей. Бесценен. Это необычайно благородная и благодатная роль.

Главное, что приобрела школа-интернат за последнее время и что даёт основание для оптимизма в этой области, – стремление к перестройке своей работы с учётом приоритета, каковым является сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Сохранение здоровья воспитанников школы-интерната во многом зависит от организации специализированной системы условий школьной среды, способствующих формированию, развитию и сохранению здоровья воспитанников, реализация которых возможна при тесном взаимодействии специалистов всех уровней образовательного и воспитательного процесса, внедряющих в учебный процесс здоровьесберегающие технологии.

Комплекс мероприятий, направленных на решение проблем адаптации и сохранения здоровья.

оценка санитарно-эпидемиологического благополучия окружающей ребёнка среды и условий жизнедеятельности–широкого комплекса эколого–гигиенических, социально-экономических, внутрижилищных, внутрисемейных и школьных факторов;

научное обеспечение нормативного распределения детей по группам здоровья и группам физического воспитания;

разработка и реализация комплекса профилактических и оздоровительных мероприятий, направленных на:

уменьшение уровня заболеваемости;

снижения уровня функциональной напряжённости детей и педагогов; восстановление обратимого резерва здоровья;

реализацию режимов жизнедеятельности с учётом индивидуальных особенностей организма и личности, "критических" периодов индивидуального развития, оценку степени наследственно обусловленных компонентов адаптивности к учебным и внеклассным нагрузкам;

работу с семьёй по повышению уровня компетентности в вопросах культуры здоровья и здорового образа жизни.

Суть внедрения здоровьесберегающих технологий заключается в комплексной медико-физиологической и социально-психологической оценки условий труда, воспитания и обучения, позволяющей создать систему предпосылок для формирования здорового образа жизни, осуществлять мониторинг показателей индивидуального развития, прогнозировать вероятные изменения состояния здоровья детей и проводить соответствующие коррекционные и реабилитационные мероприятия с целью обеспечения успешности учебной и внеклассной школьной деятельности.

школьные факторы риска негативно влияющие на здоровье обучающихся:

  1. интенсификация учебного процесса;
  2. стрессовые последствия авторитарной педагогики;
  3. раннее начало дошкольного систематического обучения;
  4. несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям обучающихся;
  5. несоблюдение элементарных физических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  6. недостаточная подготовка родителей и педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей, включая вопросы полноценного питания;
  7. недостатки в существующей системе физического воспитания;
  8. отсутствие межведомственного подхода к решению данной проблемы.

Наряду с медицинскими (соматический и психический) компонентами здоровья необходимо учитывать и такие аспекты, как психологический, социальный, экологический и др. Таким образом, можно предположить, что только то учреждение имеет право на существование, которое является для ребенка источником здоровья.

Совершено очевидно, что знания, умения и навыки неэффективны для нездорового человека, который чувствует себя ущербным физически, психически и социально, а значит, ЗДОРОВЬЕ - ЕСТЬ КРИТЕРИЙ ОБРАЗОВАНИЯ.

 Вся работа специалистов в учреждении коррекционных школ-интернатов  диктуется, прежде всего, особенностями контингента детей.

Главная цель физического воспитания в   учреждении:

 воспитание полноценных граждан, здоровых физически, психически, с достаточными адаптационными возможностями, что необходимо им в дальнейшей взрослой жизни, потому что вопрос охраны здоровья детей-сирот и укрепления его тесно связан с повышением функциональных и адаптациональных возможностей каждого ребенка.

 Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

Сформировать у ребенка потребность в здоровом образе жизни, для чего:

Выявить уровень физического развития и состояния здоровья ребенка, попавшего в   учреждение;

Пробудить в нем интерес к какому-либо виду спорта;

Пробудить интерес к трудовой деятельности, в дальнейшем определиться с выбором профессии;

Сформировать группы для занятий физкультурой и спортом с учетом здоровья воспитанников и их склонностей к занятию тем или иным видом спорта;

 Дать возможность ребенку проявить свои сильные стороны, используя при этом ситуацию успеха;

 Показать ребенку, что при целенаправленном воздействии средств физического воспитания можно достичь всестороннего и гармоничного развития личности;

 Способствовать стрессоустойчивости и стабилизации состояния психического здоровья воспитанника;

В социальном плане это отсутствие родителей или пьющие родители, отсутствие благополучного социального окружения;

В физическом плане – это наличие отягощенного анамнеза: генетического (дети родителей - хронических алкоголиков) и приобретенного в пренатальный и постнатальный период;

В психическом смысле - это отсутствие адекватной развитию семейной психологической среды; психические травмы, полученные в неблагополучной семье, состояние хронической депривации в связи с отсутствием семьи.

В результате в учреждении коррекционных школ-интернатов    в соматическом плане большая часть детей имеет отягощенную наследственность или заболевание. В результате анализа данных углубленного медицинского осмотра выявлена следующая картина: в школе-интернате

на I месте – дети, страдающие заболеваниями желудочно-кишечного тракта, сердечнососудистых заболеваний;

на II месте – опорно-двигательного аппарата;

на III месте – дети с различными видами близорукости.

 Нельзя не сказать и о достаточно высоком проценте заболеваний, связанных с отклонениями в психическом здоровье детей. Практически все  обучающиеся   находятся на учете у детского психоневролога.

Характерной особенностью школы-интерната, является то, что в учреждении,  ребенок проводит в обстановке, которая практически не претерпевает кардинальных изменений. Поэтому школа-интернат в определенной мере формирует и здоровье, и развитие воспитанника. В данном аспекте очень значимыми являются следующие особенности:

Круглосуточное нахождение детей в учреждении и, следовательно, постоянное нахождение ребенка в коллективе.

Совместное проживание детей разного возраста (возрастной диапазон от 7 до 18 лет).

Обыденность предметной среды: все 24 часа в сутки ребенок проводит в одной и той же среде в школе - интернате.

Отсутствие гибкой подстройки под психику каждого ребенка, имеющей место в семье.

 Все эти особенности затрудняют нормальное, адекватное личности и социуму, развитие ребенка. Коллективное воспитание не способствует развитию внутренней активности ребенка. Воспитание ребенка вне семьи ведет к наращиванию проблем:

инфантильности,

отсутствию мотиваций к самостоятельной жизни,

отсутствию представлений о собственной индивидуальности.

Безусловно, благодатные плоды приносит воспитание, проживание ребенка в школе-интернате, но этого не достаточно. Необходима социализация ребенка, как составляющая здоровья, актуализация его личности через физкультуру и спорт.

формирование и потребность к активном, здоровом образе жизни (ЗОЖ);

формирование гигиенических навыков;

умение ориентироваться в социуме.

 Именно средства  воспитания для детей в интернатах общедоступны.  

У каждого учителя, воспитателя и педагога  есть памятки «Использование Здоровьесберегающих технологий» и памятки «Гимнастика для глаз», которые используется на всех занятиях. Во второй половине дня наши воспитатели использую различные развивающие занятия, обучают детей здоровому образу жизни. В течение года были проведены различные классные часы, внеклассные мероприятия, которые включали в себя беседы, викторины, спортивные состязания все это направленно на укрепление здоровья.

Таким образом, успешная работы по сохранению и укреплению здоровья, по формированию здорового образа жизни даёт положительный результат – учащиеся реже болеют, меньше пропускают занятия, хорошо работают на уроках. Поэтому в дальнейшем  необходимо продолжать работу с обучающимися   по формированию ЗОЖ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровое питание – необходимое условие в жизни ребенка

Данная презентация рассказывает о пользе питания в целом и  в школьной столовой в частности....

Здоровое питание – необходимое условие в жизни ребенка

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера всвои силы» В.А.Сухомлин...

ИКТ в условиях логопедического пункта школы-интерната

Из опыта работы учителя-логопеда логопункта школы-интерната...

Формирование коллектива младших школьников с нарушением интеллекта в условиях обучения в школе-интернате

Формирование коллектива младших школьников с нарушением интеллекта в условиях обучения в школе-интернате...

Формирование навыков самостоятельности у воспитанников 1-4 классов с умственной отсталостью в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната г. Киржача Обобщение педагогического опыта

Составитель: Красных Тактьяна Ивановна, воспитательгосударственного казенного общеобразовательного учрежденияВладимирской области «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат ...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида (из опыта работы)

Идея разработать комплексное психолого-педагогическое сопровождение УКП  возникла вследствие осознания необходимости объединить работу тех, кто призван создавать коррекционно - развивающее  ...