Участие родителей в жизни класса
статья по теме

Ниянина Наталия Валентиновна

Данная статья предназначена классным руководителям в помощь, как активизировать родителей учащихся в учебно - воспитательном процессе в школе и в своих классах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchastie_roditeley_v_zhizni_klassa.docx16.4 КБ

Предварительный просмотр:

УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ЖИЗНИ КЛАССА

   Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и участие в его управлении в школе.

   Психолого-педагогическое просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьей:

- родительских университетов;

- конференций;

- индивидуальных и тематических консультаций;

- родительских собраний;

- тренинги.

   Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

- дней творчества детей и их родителей;

- открытых уроков и внеклассных мероприятий;

- помощи в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально-технической базы школы и класса;

- родительского общественного патрулирования;

- шефской помощи.

   Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:

- участие родителей класса в работе совета школы;

- участие родителей класса в работе родительского комитета и комитета общественного контроля;

- участие в работе общественного совета содействия семье и школе. Большое внимание классный руководитель должен уделить просвещению

родителей учащихся класса. Умело организованное и продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребенка в их глазах.

   Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе и в своих классах. Иногда можно слышать от педагогов, что родители не хотят и слышать о том, чтобы что-то сделать в классе, в лучшем случае предлагают материальную помощь. Однако родители должны и могут активно участвовать в управлении школьной жизнью.

   Одной из форм участия родителей является деятельность школьного и классного родительского комитетов. В родительский комитет входят самые инициативные интересующиеся и опытные родители. Родительский комитет осуществляет свою деятельность на основе Положения о родительском комитете школы, Устава учебного заведения. Выборы родительского комитета осуществляются общим голосованием родителей класса. В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации родительских собраний, установления контактов с родителями или людьми, их заменяющими, организации в классе мероприятий учебного и внеучебного плана. Заседания родительского комитета проходят по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Родительский комитет класса привлекает родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий в классе. Родители-профессионалы могут организовать в классе работу различных кружков, спортивных секций, клубов, театральных и музыкальных студий.

   Родителей можно привлекать к проведению разовых классных часов. Эти классные часы могут быть связаны с профессиями самих родителей, миром их интересов и увлечений, с предприятиями, на которых они трудятся.

Не менее интересными могут быть информационные часы, которые при желании могут проводить родители - профессиональные газетчики, журналисты и представители других профессий.

   Родители успешно могут участвовать в работе жюри внеклассных мероприятий в классе, быть участниками КВНов и спортландий, музыкальных конкурсов и дней творчества. Все зависит от того, насколько классный руководитель сумел привлечь родителей к сотрудничеству в классе. Неоценимую помощь может оказать коллектив родителей в организации родительского патрулирования. Родительский патруль участвует в проведении в школе дискотек и праздничных вечеров. Участники родительского патруля наблюдают во время дежурства за поведением учащихся класса и делятся впечатлениями на родительском собрании и на собрании ребят класса. Иногда мнение, высказанное родителями класса, которые общаются с ребятами не каждый день, является более действенным, чем мнение классного руководителя.

   Материальная помощь родителей в классе заключается не только в сборе

средств на нужды класса, но и в ремонте вместе с учащимися классной мебели, самого классного помещения.

   Классный руководитель, привлекая родителей к участию в воспитательной работе в классе, должен обратить самое серьезное внимание на поощрение самых активных родителей в жизни класса. Эта традиция должна сохраняться в течение всего времени обучения учащихся класса. Формы поощрения родителей могут быть самыми разнообразными - грамоты, благодарственные письма, медали и шутливые ордена, изготовление сувениров самими учащимися, изготовление дипломов и множество различных необычных форм поощрения родителей за активное участие в жизни классного коллектива.

   Интересной и продуктивной формой работы с родителями являются родительские университеты. Назначение родительских университетов в школе –психолого-педагогическое просвещение родителей. Просвещение родителей направлено на вооружение их основами педагогической и психологической культуры, на знакомство с актуальными вопросами воспитания и проблемами педагогической науки, на установление контактов родителей с общественностью и педагогами не только школы, но и вузов, на взаимодействие педагогов, родителей и общественных организаций в воспитательной работе.    

   Наиболее эффективными являются родительские университеты, занятия в которых проводятся в параллели классов. Это дает возможность пригласить на занятия университета наиболее заинтересованную аудиторию, которая объединена общей проблемой и одинаковыми возрастными особенностями. Специалисты, которые проводят встречу, легче ориентируются в вопросах родителей, заранее могут к ним подготовиться. Формы занятий в родительском университете могут быть самыми разнообразными: конференции, час вопросов и ответов на актуальную тему, лекции, практикумы, родительские ринги.

   Одной из форм сотрудничества с родителями являются тренинги. Тренинги - это возможность родителей и детей прожить несколько часов совместного общения. Тренинги как форма коррекции взаимоотношений детей и родителей находится в ведении школьного психолога. Классный руководитель беседует с учащимися и их родителями и предлагает принять участие в тренинге. Участие детей и родителей в совместном тренинге возможно только на добровольной основе. Тренинговые занятия детей и их родителей позволяют по-новому строить взаимоотношения, способствуют пониманию интересов и потребностей детей и требований родителей, изменяют значимость авторитета обоих родителей и каждого из них в отдельности. Однако очень важно помнить, что тренинги имеет право организовывать и проводить только специалист, имеющий для этого специальное разрешение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей :"Формы участия родителей в реализации идей ФГОС нового поколения".

С принятием Закона Российской Федерации “Об образовании” возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Это выражается в ориентации на государстве...

Доклад на тему: "Участие родителей в жизни класса"

Доклад на тему: "Участие родителей в жизни класса".Учитель начальных классов Семенова Л.А. Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления: психоло...

Консультация для родителей учащихся "Формы участия родителей в психолого-педагогической помощи слабо успевающим ученикам"

Трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей ...

Участие родителей в формировании воспитательной системы класса, школы. (На основе программы работы с родителями)

Сохранение, приумножение и реализация интеллектуального потенциала об­щества, его нравственное оздоровление и духовное возрождение определяются ка­чеством формирования ценностных ориентации де...

Досуг в 1 классе с участием родителей по здоровому образу жизни «Я здоровье сберегу, и себе я помогу!»

Цель:- формировать представления о рациональной организации режима дня, отдыха, образовательной деятельности, двигательной активности;- обогащение словарного запаса, путем преобразования...

Модель участия родителей в жизни класса.

Модель участия родителей в жизни класса....