Работа с родителями и членами семей обучающихся в рамках ОРКСЭ
материал (4 класс) на тему

Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Без взаимодействия с семьей, без эмоциональной  и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с родителями и членами семей обучающихся в рамках учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Без взаимодействия с семьей, без эмоциональной  и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.

Ориентируясь на новые задачи образования и воспитания, школа должна создавать условия для сокращения разрыва между различными сферами жизни ребенка – семьей, школой, досугом. Привлечение родителей и членов семей школьников к урочной и внеурочной деятельности в рамках курса ОРКСЭ предполагает:

- создание условий для понимания родителями целей, задач и путей реализации заявленной образовательно-воспитательной программы, а также предполагаемого результата;

- активизацию позиции родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о современной школе, её задачах и возможностях;

- углубление и расширение личностно ориентированного компонента общего образования за счет использования в процессе обучения методов семейного воспитания, потенциала семейного духовного и житейского опыта.

Введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» должна предшествовать подготовительная работа с родителями, которую можно провести в форме собеседования или пресс-конференции. Первое родительское собрание – III четв. 3 класса излагаются задачи нового курса, структура и основное содержание. Второе родительское собрание – конец III – начало IV четверти 3 класса идет детальное изложение содержания уроков, форм, методов педагогической работы, особенностей избранного модуля. Главная задача этих мероприятий – создание установки на сотрудничество, предполагаемый результат – мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных результатах усвоения содержания курса их детьми.

После изучения первой части программы для констатации позитивных промежуточных результатов усвоения курса и предоставления родителям возможности контроля процесса обучения желательно проведение родительского собрания, в котором примут участие сами ученики, выступив с рассказом о своих впечатлениях, своем понимании, своих достижениях, с презентацией своих промежуточных образовательных результатов.

Четвертое родительское собрание проводится в середине III четверти 4 класса. В ходе родительского собрания идет подготовка обучающихся и их родителей к завершающему этапу изучения курса, который включает дополнительные часы для проведения праздничных мероприятий. Дети с родителями готовят проекты: «Герои России», «Мой дедушка (брат, отец) – защитник Родины», «Традиции и ценности моей семьи» и т.д. Обсуждается проведение праздника.

Многие виды деятельности, рекомендуемые в рамках изучения курса, подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких домашних заданий, как интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии.

Родители могут оказать большую помощь в подборе иллюстративного материала к урокам, материала для галереи образов. Возможно, некоторые родители посещали культовые места, о которых шла речь на занятиях, видели те или иные религиозные святыни и артефакты и могут не только рассказать о них, но и показать фотографии или фрагменты видеофильмов.

При изучении тем, связанных с бытовым укладом представителей различных конфессий, члены семей учеников могут выступить с рассказом о семейных традициях: как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям – и других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада. Рассказы о семье, прозвучавшие в классе, могут стать еще одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии.

Традиции, праздники, знание основных религиозных понятий и фактов могут стать темами семейных конкурсов и викторин. Задания могут готовить дети для родителей, родители для детей или сборные команды взрослых и учеников.

Также в рамках курса могут быть затронуты вопросы духовно-нравственного воспитания детей посредством домашнего чтения, формирования домашней библиотеки. Возможна организация клуба «Семейное чтение», члены которого будут рассказывать детям и их родителям о своем читательском опыте, давать рекомендации по выбору книг, делиться впечатлениями о прочитанном.

Темами итоговых творческо-исследовательских работ обучающихся могут стать и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих предках. Такую работу ученик не сможет выполнить без поддержки и помощи со стороны семьи.

Родители и члены семей учеников обязательно должны быть приглашены на итоговое мероприятие, завершающее курс «Основы религиозных культур и светской этики». Возможно даже, что они станут не просто зрителями, а соавторами и участниками детских презентаций. Желательно привлечение родителей и к внеурочным мероприятиям – организации и проведению экскурсий, праздников и т.д. Мера активности родителей в совместной работе определяется периодом предварительной подготовки: характером оповещения – приглашения, информацией о теме разговора, настроем детей, установкой на своеобразный праздник общения, а также искренним интересом педагога к мнению родителей о детях и школьных проблемах.

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» предоставляет школе и учителю большие возможности для вовлечения родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса, оказания помощи семьям в вопросах воспитания и обучения детей, содействия сохранению и упрочению семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Привлечение родителей и членов семей школьников к внеурочной деятельности в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики». Обмен опытом.

Данная тема предполагает:-создание условий для понимания родителями сущности православной культуры;- активизацию позиции родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о курсе «Ос...

Работа с родителями и членами семей обучающихся в рамках учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Особенности организации работы с родителями (законными представителями) обучающихся в условиях реализации комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"....

Программа работы с родителями "Наша дружная семья"

Программа работы с родителями "Наша дружная семья"...

Роль родителей и членов семьи обучающихся в рамках изучения учебного курса ОРКСЭ

Статья будет интересна родителям и педагогам 4 х классов...

Исследовательская работа "Является ли кошка членом семьи?"

Исследовательская работа ученицы 1 класса содержит теоретическую, практическую части и заключение....

Программа по работе с родителями (лицами, их заменяющими) обучающихся с интеллектуальными нарушениями "СЕМЬЯ м школа: навстречу друг другу"

Программа по работе с родителями (лицами, их заменяющими) обучающихся с интеллектуальными нарушениями "СЕМЬЯ м школа: навстречу друг другу"...