Роль игры
статья на тему

Глаголева Ирина Геннадьевна

       Организация полноценного отдыха детей практически невозможна без широкого применения и использования игр. Правильно подобранные и хорошо организованные игры способствуют всестороннему, гармоничному развитию школьников, содействуют укреплению их здоровья, помогают выработать необходимые в жизни и учебе полезные навыки и качества.

     Виды игр для детей очень разнообразны. Особое место необходимо уделять тем из них, которые предназначены специально для  развития умственных способностей школьников, совершенствования и тренировки памяти, мышления, которые помогают лучшему усвоению и закреплению приобретенных в школе знаний, пробуждению у учащихся живого интереса к изучаемым предметам. Таким играм наряду с другими необходимо уделять постоянное внимание.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №55 им А. Невского

 г. Курска

Глаголева Ирина Геннадьевна

Роль игры

    Организация полноценного отдыха детей практически невозможна без широкого применения и использования игр. Правильно подобранные и хорошо организованные игры способствуют всестороннему, гармоничному развитию школьников, содействуют укреплению их здоровья, помогают выработать необходимые в жизни и учебе полезные навыки и качества.

     Виды игр для детей очень разнообразны. Особое место необходимо уделять тем из них, которые предназначены специально для  развития умственных способностей школьников, совершенствования и тренировки памяти, мышления, которые помогают лучшему усвоению и закреплению приобретенных в школе знаний, пробуждению у учащихся живого интереса к изучаемым предметам. Таким играм наряду с другими необходимо уделять постоянное внимание.

     Длительные наблюдения в процессе работы с детьми убедительно показали, что школьники младшего возраста охотно и с большим интересом обращаются к умственным играм, задачам, головоломкам. Среди разных, давно известных задач и головоломок есть такие, которые доступны для детей младшего школьного возраста.

     При организации и проведении игр важно иметь в виду, что, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени, что они помогают учителю выполнять большие воспитательные, образовательные задачи. Подбирать игры надо осмысленно, преподносить их в определенной системе и последовательности, с учетом того, какие именно психические свойства и качества они развивают.

     В своей совокупности развивающие, познавательные игры должны способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу (умению выделять как общие, так и частные  признаки явлений и предметов, сравнивать их), восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.

     Существует известная зависимость между уровнем знаний и умственным развитием школьника. Однако совершенно неправильно было бы умственное развитие учащегося определить лишь объемом усвоенных им знаний.

     Чтобы развить ум, необходимо овладеть определенными умственными операциями, логическими приемами мышления. И как раз этому могут помочь логические задачи, замысловатые головоломки, ребусы и т.д.

     Игры обязательно должны быть доступны детям. Но что считать критерием доступности при выборе игры?  Если какая-либо игра или головоломка предназначена, к примеру, для первоклассника, то значит ли это, что каждый первоклассник обязан с ней справиться? Конечно, нет. Для одних она может показаться слишком сложной, для других – доступной. Индивидуальные различие между детьми, их способности и уровень развития бывают часто значительно большими, чем различия возрастные. Поэтому определить точно, для какого возраста та или иная игра подходит, очень трудно, а иногда невозможно. Подбирать игры надо применительно к каждому ребенку индивидуально. Однако это относится не ко всем играм, а только к тем, которые основаны на сообразительности, наблюдательности, памяти, пространственном воображении.

     В играх познавательных, где на первый план выступает наличие знаний, учебных навыков, все обстоит иначе. Игра должна соответствовать знаниям, которыми располагают играющие, и в этом случае легко определить, учащимся какого класса следует адресовать ту или иную игру.

     Интерес к играм, к решению задач, требующих напряжения мысли, появляется не всегда и не у всех детей сразу, и поэтому предлагать такие игры надо постепенно, не оказывая давления на детей. Природа игры такова, что при отсутствии абсолютной добровольности она перестает быть игрой. Игрой можно увлечь, заставить играть нельзя.

     Развивающие игры требуют в этом отношении особой осторожности. Трудные, непосильные задачи могут ребенка отпугнуть. Здесь особенно необходимо соблюдать принцип от простого к сложному. Но зато, когда ребенку удается осилить задание, преодолеть первые трудности, он испытывает большую радость и готов перейти к более сложной игре. У него появляется вера в свои силы, развивается «умственный аппетит», а это значит, что цель таких игр достигнута.

    Обычно, когда дети решают головоломку, в которой требуется сложить из отдельных частей какую-либо фигуру, переложить предметы, соблюдая известные ограничительные условия, отыскать нужный маршрут и т.п., они как правило, прибегают к методу проб и ошибок, перебирая различные варианты. Чаще всего это не приводит к нужным результатам. Возникает необходимость подумать, найти какую- то закономерность в действиях, понять, почему задача не решается, какие приемы следует применить, чтобы приблизиться к цели. Этот момент игры особенно важен, так как начинается интенсивная работа мысли. Поэтому в этот период необходима помощь и поддержка взрослого, его пояснения и рекомендации. Иногда может быть полезна даже подсказка, помогающая играющему найти правильное решение.

     Содержание познавательных, дидактических игр помогает закрепить и расширить предусмотренные школьной программой знания, умения и навыки. Однако эти игры не должны восприниматься детьми как процесс преднамеренного обучения, так как это разрушило бы самую сущность игры. Руководителю надо проявлять величайший такт и осторожность.

     Для вовлечения детей в игру большое значение имеет пример окружающих. Если в присутствии ребенка кто - нибудь из его сверстников добивается успеха в игре, то у него тоже появляется желание испытать свои силы. Не раз приходилось наблюдать такую картину: сидят за столом несколько ребят, увлеченных игрой, складывают, перекладывают детали головоломки, у них что- то получается, что- то нет, а за спиной стоят болельщики или просто любопытные. Но стоит одному из участников игры подняться, как немедленно раздаются голоса: «А можно мне?», и желающих занять место игрока  хоть отбавляй.

     Игры могут быть одним из элементов урока, предметом специальных занятий, на факультативных курсах, на вечерах науки, при проведении клубного часа «Юные умники и умницы», конкурса смекалки и т.д.

      В играх всегда очень важным стимулом является элемент соревнования. В соревнованиях возрастают активность ребенка, воля к победе.

Играйте сами, учить играть детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры при переходе от дошкольной жизни к школьной.

Игра син­тезирует познавательную, трудовую и творческую актив­ность. Любое новое знание или умение, приобретенное школьником, побуждает его к действию с ним. Характер же этого действия игровой, ...

Роль игры на перемене. исследовательский проект

Исследовательский проект ученика 2 класса, в котором он рассматривает роль игры на перемене.  Доказывается, что игры способствуют не только активному отдыху, но и интеллектуальному развитию детей...

Роль игры в развитии познавательной деятельности младших школьников.

Развитие познавательной деятельности младших школьников с помощью игры....

Статья "Роль игры в экологическом воспитании"

В жизни младших школьников игра занимает сильные позиции развивающей и развивающейся деятельности. При условии методически корректного отношения к ней, она способна стать в руках педагога универсальны...

Роль игры для автоматизации звуков

Играть в логопедические игры весело и интересно. Дети соревнуются друг с другом, быстрее закрепляют поставленные звуки, речь становится грамматически правильной. Использование подвижных игр...

Роль игры на уроках иностранного языка в начальной школе.

Материал составлен на основе имеющегося опыта работы с учащимися начальной школы....

Роль игры в обучении учащихся

Проблема воспитания способностей детей к творчеству - одна из актуальных проблем современной педагогики. Задача формирования и развития творческих спос...