для родителей
консультация

Ершова Лариса Петровна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическая подготовка к сдаче экзаменов Рекомендации для родителей учащихся (материалы подготовлены педагогом-психологом Ершовой Л.П.

Слайд 2

« Стресс — это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете» (Г. Селье ) « Когда человек в панике, он не способен сосредоточиться на решении той или иной проблемы, однако, заставив себя мысленно принять самое худшее, мы тем самым сбрасываем груз панического беспокойства и оказываемся в состоянии искать и находить правильный выход » (Д. Карнеги).

Слайд 3

Не проявляйте тревожность! Тревожное состояние может передаваться на детей и отрицательно сказаться на результатах тестирования . Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе (если это необходимо). Обеспечте дома условия для подготовки к экзаменам. Предоставьте ребенку возможность потренироваться с различными вариантами тестовых заданий.

Слайд 4

Контролируйте режим подготовки к экзаменам, не допускайте перегрузок . Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться. Посоветуйте взять пиджак или кофту, так как в помещении может быть прохладно, или наоборот – жарко (можно снять). Обратите внимание на питание ребёнка. Рыба, творог, орехи, курага –стимулируют работу головного мозга.

Слайд 5

Продукты, которые помогут улучшить память МОРКОВЬ - облегчает заучивание наизусть. АНАНАС - для удержания в памяти большого объёма текста. АВАКАДО - источник энергии для кратковременной памяти.

Слайд 6

Продукты, которые помогут сконцентрировать внимание КРЕВЕТКИ - не дадут вниманию ослабнуть . РЕПЧАТЫЙ ЛУК - помогает при переутомлении или психической усталости. ОРЕХИ - укрепляют нервную систему, стимулируют деятельность мозга.

Слайд 7

Продукты, которые активизируют мыслительную деятельность КАПУСТА - снимает нервозность. ЛИМОН - освежает мысли и облегчает восприятие информации. ЧЕРНИКА - способствует кровообращению мозга.

Слайд 8

«Продукты положительных эмоций» ПАПРИКА - способствует выделению « гармона счастья»- эндорфина . КЛУБНИКА - быстро нейтрализует отрицательные эмоции. БАНАНЫ - содержат серотонин, необходимый мозгу, чтобы тот просигнализировал :« Вы счастливы».

Слайд 9

Запомните! Последние 12 часов перед экзаменом должны уйти на подготовку организма, а не знаний. Не критикуйте ребёнка после экзамена, а поддержите его.

Слайд 10

Определение уровня тревожности в ситуации проверки знаний класс низкий средний повышен. крайне высокий 9 «А» 5% 58% 32% 5% 9 «Б» 10% 50% 35% 5% 9 «В» --- 35% 47% 18% 9 «М» 26% 48% 26% ---- Всего в парал . 10% 48% 35% 7%(5чел)

Слайд 11

Каждый, кто сдаёт экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку – умение не сдаваться, а провалившись – вдохнуть полной грудью и идти дальше. Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Дорогие родители!

Предлагаю Вашему вниманию библиографическую подборку книг, мудрость которых поможет во многих вопросах, с которыми Вы сталкиваетесь ежедневно, воспитывая и обучая своих детей.

  1. Белова Е.С. Одаренность малыша: понять, раскрыть, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей. – 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2001.
  2. Белякова О.В. 100 лучших игр для подготовки к школе.- 2-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2008.
  3. Беннетт Стив, Беннет Рут Литтерль. 365 игр для детей и взрослых. – Пер. с англ. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.
  4. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В. Профессия – школьник: Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников: Пособие для родителей. – М.: Генезис, 2000.
  5. Вуджек Т. Тренировка ума. – СПб: Питер Пресс, 1996.
  6. Гиппенрейтер Ю.Б. Поведение ребенка в руках родителей. – Москва: АСТ, 2014.
  7. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – Москва: АСТ, 2014.
  8. Гиппенрейтер Ю.Б Продолжаем общаться с ребенком. Так? – Москва: АСТ, 2014.
  9. Гиппенрейтер Ю.Б. Родителям. Как быть ребенком. – Москва: АСТ, 2014.
  10. Джелали А. Секреты Наполеона. Память. Внимание. Скорочтение. – Издательство «Харьков», 1995 .
  11. Доровской А.И. 100 советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. М., Российское педагогическое агентство, 1997.
  12. Клименко В.В. Психологические тесты таланта. – Харьков «Фолио», 1996.
  13. Кравцова М. Если ребенок берет чужие вещи. – М.:  Изд-во Эксмо, 2002. (Серия «Популярная психология для родителей»).
  14. Корнеева Е.Н. Ох, уж эти первоклашки!.. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», - 1999.
  15. Ладанов И.Д., Розанова В.А. Техника быстрого чтения/ Изд. 3-е перераб. И доп. – М.: ЗАО «Бизнес –школа «Интел-синтез», 1999.
  16. Матюгин И.Ю., Чакаберия Е.И. Зрительная память. – Изд. 3-е, без изменений. – Волгоград: Учитель, 2006.
  17. Мейсон Дуглас Дж., Смит Спенсер К. Доктор вашей памяти. Простые и интересные способы улучшения памяти/ Пер. с англ. – СПб.: «Издательство «Диля», 2006.
  18. Никитин Б.П. Ступеньки творчества,  или Развивающие игры. – 3-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1990.
  19. Познай себя: развитие памяти и интеллекта. – СПб.: «Респекс», 1994.
  20. Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  21. Симановский А.Э. Развитие пространственного мышления ребенка. – М.: Рольф, 2000.
  22. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 2006.
  23. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. – 2-е изд. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000.
  24. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2006.
  25. Флоренская Т.А. Мир дома твоего. Человек в решении жизненных проблем. – М.: Русский Хронограф, 2006.
  26. Фопель К. Игры для детских вечеринок/Пер. с нем. – М.: Генезис, 2004.


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Трудности общения в жизни младшего школьника с умственной отсталостью и помощь в их преодолении

Цель: создание у участников родительского собрания эмоционального настроя для осмысления ими помех и затруднений в процессе их общения со своим ребенком, а также формирование у них знаний по поводу возможностей помощи ребенку в преодолении его затруднений в общении со сверстниками и взрослыми.

Ход собрания:

Организационный момент

Здравствуйте, уважаемые родители!  Сегодня мы с вами поговорим на о трудностях общения в жизни младшего школьника  и помощи в их преодолении. Кажется, такой странный вопрос, ведь как могут не общаться люди?  Но, к сожалению, очень часто возникают проблемы в общении между родителями и детьми, детьми и педагогами, да и сверстниками между собой.

Вводная часть

Прежде чем мы с Вами начнем наше родительское собрание, я предлагаю Вам  выполнить  упражнение “Снежинка”. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед каждым из Вас на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета.  Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

1. Сложите лист пополам. 
2. Оторвите правый верхний уголок.
3. Опять сложите лист пополам.
4. Снова оторвите правый верхний уголок.
5. Сложите лист пополам.
6. Оторвите правый верхний уголок.

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку.

-  А сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. (Снежинки должны быть совершенно одинаковые.)

- Нашли? (Участники отвечают, что они  не нашли.)

- А почему? Как вы думаете?

(Варианты поступают самые разные и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.)

Этот вывод - начало разговора о том, что дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.

Основная часть

В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общения, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро и зло, все, что для нее характерно. Человек учится общению с раннего возраста и овладевает различными его видами в зависимости от окружающей среды, от людей, с которыми взаимодействует. Это происходит стихийно, в процессе накопления им житейского опыта. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, не интересен окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости.

Общение - это не только обмен информацией, знаками, но и организация совместных действий. Оно всегда предполагает достижение некоторого результата. Таким результатом обычно является изменение поведения и деятельности других людей. Представьте, что несколько учеников решили одновременно нарисовать плакат. Кто- то подбирает рисунки, кто- то рисует, а другой пишет текст , значит им необходимо договориться друг с другом. Например, ученик после урока отдает учителю то, что он сделал, а учитель кладет этот предмет в шкаф, не обращая внимания на ребенка. В итоге, ребенок не достиг своей цели, чтобы учитель его оценил. Многие дети самостоятельно стесняются показать, к чему они способны. Исходя из этого, для того, чтобы ребенка заметили, он должен уметь обратить на себя внимание.

Игра- ситуация

Цель. Развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Ход игры. Предлагается разыграть ряд ситуаций:

1. Две девочки  поссорились –помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоего  класса – попроси его.

3. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

4. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

5. Ребёнок плачет – успокой его.

6. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

Игра "Магазин игрушек"

Цель. Игра закрепляет навыки общения в общественных местах,  учит детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию.

Дидактический материал - игрушки.

Ход игры. Дети садятся полукругом перед столом и полочкой с игрушками. Педагог, обращаясь к ним, говорит:

-У нас открылся магазин! Посмотрите, сколько в нём красивых игрушек! Вы сможете их купить, но чтобы купить игрушку, нужно выполнить одно условие: не называть её, а описывать. По вашему описанию продавец узнает её и продаст вам.

Короткой считалочкой выбирают продавца. Первым покупает игрушку педагог, показывая, как надо выполнять правила игры:

-Здравствуйте! Я хочу купить у вас игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть дети.

Продавец подаёт покупателю мяч.

- Спасибо, какой красивый мяч! - говорит педагог и садится на стул, держа в руках мяч. Продавец называет имя любого из играющих. Тот подходит и описывает игрушку, которую он выбрал для покупки. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не купят игрушки. Роль продавца могут выполнять несколько ребят по очереди.

Итак, способность к общению включает в себя:

  • желание вступать в контакт с окружающими (“Я хочу!”);
  • умение организовать общение (“Я умею!”);
  • знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (“Я знаю!”).

Всему этому ребенок учится  в семье, в коллективе сверстников и в общении со взрослыми – педагогами и воспитателями, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития.

Рекомендации родителям «Учим детей общению» (развитие коммуникативных способностей)

  • Расширяйте кругозор знакомств своего ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите его в гости к знакомым людям, расширяйте маршруты прогулок, учите ребенка спокойно относиться к новым местам.
  •  Не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей, в основном придуманных Вами; не старайтесь сами сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения. Дайте ему определенную меру свободы и открытых действий.
  • Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах.
  • Привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых ребенку пришлось бы вступать в контакт с «чужими» взрослыми. Например, в ситуации «вынужденного» общения на приеме у врача, в магазине и т.д.

Игра "Зеркало"

Игроки проводится в паре. Один игрок в паре – это зеркало. «Зеркало» синхронно повторяет все движения второго игрока в паре. Затем они меняются местами.

Игра "Слепой поводырь"

В эту игру играют парой. Один игрок в паре – слепой. Ему завязывают глаза. Другой должен провести его от одного конца комнаты в другой ее конец.  Заранее до начала игры в комнате создают препятствия – ставят коробки, игрушки, стулья и раскладывают другие предметы. Поводырю надо провести «слепого» так, чтобы он не споткнулся. После этого игроки меняются ролями. 

Игра "Вежливые слова"

Цель: развитие уважения в общении, воспитание вежливости, речевого этикета  и доброжелательного отношения друг к другу.

 Ход игры: Игра проводится с мячом . Игроки  бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Например, назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть и т.д.); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, сожалею, очень жаль); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи, пока).

А теперь поговорим о трудностях общения со сверстниками. Дети нередко конфликтуют друг с другом, конфликт - это столкновение интересов.

Чаще всего встречаются следующие типы поведения по отношению к партнерам по взаимодействию:

Сотрудничество- партнеры по взаимодействию помогают, содействуют друг другу, активно способствуют достижению общих целей.

Противоборство- партнеры противодействуют, мешают друг другу и препятствуют достижению единой цели.

Уклонение от взаимодействия наблюдается тогда, когда партнеры стараются его избежать. Поссорившись с кем-либо , мы будем стараться меньше встречаться с ним.

Именно поэтому мы, взрослые, должны научить детей сотрудничеству, терпению, умениям  прощать и уступать друг другу, анализируя в первую очередь свое поведение.  

В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции ребенок приобретает основной жизненный опыт. Люди, с которыми он контактирует, являются для него носителями этого опыта. Такими людьми являетесь Вы.

Необходимо соблюдать важный принцип психогигиены здоровья: “Не вреди!”. Поэтому от взрослого требуется особая бдительность при общении как с другими взрослыми в присутствии детей, так и с самими детьми.

Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении и в их личных отношениях с другими людьми.

Выработать нужное поведение у ребенка, развить его речь, научить общаться можно, прежде всего, примером самих родителей, взрослых.

Итог.

Уважаемые родители! Я благодарю Вас за совместную работу и надеюсь, что наше родительское собрание оказалось для Вас полезным.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Если ваш ребенок особый» 

Цель: повышение родительской компетентности по вопросам инклюзивного образования «особых» детей, способствовать формированию толерантных установок к детям с ОВЗ через опыт эмоционального и телесного проживания.

Задачи:

  •  познакомить родителей с основными принципами реализации инклюзивного образования;
  •  сформировать у родителей первичные (общие) представления об инклюзивном образовании; 
  • способствовать повышению сензитивности к детям с ОВЗ, развитию способности сопереживать, оказывать поддержку детям с ОВЗ.

Структура родительского собрания представлена 2 блоками:

  1. Блок. Информационный направлен на повышение уровня информированности родителей об инклюзивном образовании, его принципах, содержании.
  2. Блок. Практический (опыт эмоциональногопроживания ситуаций) направлен на повышение сензитивности к детям с ОВЗ, развитие способности сопереживать, оказывать поддержку детям с ОВЗ).

 

Ведущий представляется, знакомит родителей с темой родительского собрания и сообщает, что родительское собрание будет проходить в интерактивной форме (с элементами тренинга). Информирует родителей о регламенте работы родительского собрания.

Ход собрания:

Вступительное слово ведущего:

Уважаемые родители! Разрешите открыть наше родительское собрание, посвященное инклюзивному образованию. Мы рады, что вы проявили интерес к этой теме. Чувствуйте себя свободно и активно включайтесь в работу.

Степень зрелости любого общества оценивается отношением к незащищенным слоям населения – это дети, старики, а также люди с ограниченными возможностями здоровья.

         В настоящее время, как никогда остро стала проблема социализации детей с ОВЗ, расширения области их жизненной компетенции, обеспечения детям с ОВЗ доступности качественного образования. Многие из них, конечно, посещают специальные школы учреждения, где хорошо разработана и налажена методика обучения и воспитания, но подлинное образование и эффективная социализация ребенка возможны только в контексте реальных взаимоотношений со сверстниками, социальных связей.

Зачастую дети с ОВЗ оторваны от общества своих сверстников, они не имеют возможности развиваться, дружить, играть как обычные дети. Как объяснить мальчишке, который проводит свое время с ровесниками во дворе, что он пойдет не в ту школу, что по соседству, не в ту, куда ходят все его друзья, а в специальную, отличную от других? Именно поэтому дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются не столько в особом обращении и поддержке, а в большей степени, в реализации своих способностей и достижении успехов, причем не в специализированном учреждении, а в обычном. Именно в этом и заключается задача инклюзивного образования (создание условий для детей с ОВЗ, адаптация образовательной среды под психофизические возможности ребенка).

Когда мы говорим об инклюзивном образовании, мы подразумеваем, что все дети разные, они могут быть любыми, они могут иметь разный рост, разный цвет волос и кожи, разные способности и возможности, но все дети могут развиваться и учиться.

Инклюзивное образование – процесс сложный, многогранный и он возможен только когда в нем взаимодействуют все участники образовательного процесса: это педагоги, психологи, логопеды, врачи, администрация образовательного учреждения и, конечно же, родители, при этом центральной фигурой всегда остается ребенок.

Упражнение на знакомство «Бокал»

Материалы для проведения: лист А4 в виде бокала (по числу участников).

Процедура проведения: участники должны «наполнить» свой бокал, ответив на следующие вопросы:

  1. Ф.И.О.
  2. Населенный пункт
  3. Мое любимое блюдо
  4. Мой любимый фильм (художественный или мультипликационный).
  5. Мой любимый кино- или литературный, или реальный герой и почему.
  6. Что меня удивило в жизни за последние 6 месяцев.
  7. Мои ожидания от родительского собрания.

Далее каждый участник знакомит остальных с содержимым своего бокала.

Ведущий совместно с участниками, на примере данного упражнения, подводит группу к выводу о том, что, несмотря на то, что все мы разные есть то, что объединяет людей (из любимых блюд можно устроить общую трапезу, где разнообразные блюда, но все приготовлены вкусно и с любовью; из любимых фильмов можно устроить совместный киносеанс).

А в заключение упражнения на знакомство ведущий вводит девиз родительского собрания, выразив его словами Толстого Л.Н. «Для того, чтобы легко жить с каждым человеком, помни, что объединяет тебя с ним, а не разъединяет».

Информационный блок

Упражнение «Принципы инклюзивного образования»

Цель: сформировать уважительное отношение к праву детей с ОВЗ на  «включенное» образование в среде нормативно развивающихся сверстников.

Материалы для проведения: карточки с принципами инклюзивного образования.

Процедура проведения: родители получают на карточках восемь основных принципов инклюзивного образования. Родители работают в малых группах. Каждой группе предлагается из 8 принципов выбрать наиболее близкий им, понятный, значимый и проработать его следующим образом:

  • раскрыть суть инклюзивного образования (как вы его понимаете);
  • представить ваше личное отношение к инклюзивному образованию детей с ОВЗ через принцип, начав со слов «Я согласен с этим принципом, потому что……. или я не согласен с данным принципом, потому что……» (позиция должна быть четкая и аргументированная). Нужно придумать не менее 2-3 позиций, которые будут раскрывать отношение к инклюзивному образованию.
  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
  3. Каждый человек имеет право на общение, и на то, чтобы быть услышанным.
  4. Люди нуждаются друг в друге.
  5. Подлинное образование может осуществляться только  в контексте реальных взаимоотношений.
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  7. Для всех обучающихся достижения процесса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

После выполнения упражнения каждая группа представляет в общий круг результаты своей работы (отрефлексированную позицию по отношению к инклюзивному образованию детей с ОВЗ).

Далее ведущий предлагает выполнить следующее упражнение под названием «Инклюзивное образование – это…»

Упражнение «Инклюзивное образование – это…»

Материалы для проведения: бумага, ручки

Процедура проведения: каждый участник должен не менее 5 раз записать окончание предложения «Инклюзивное образование – это…». Затем группа садится в круг, и участники по очереди высказываются, комментируя свой рассказ и отвечая на вопросы группы.

Далее участники делятся на 2 подгруппы: одна представляет преимущества инклюзивного образования, а другая – проблемы, трудности, противоречия.

         Важно, чтобы участники называли как положительные стороны инклюзии, так и проблемы (таким образом, формируется адекватная, критически обоснованная позиция). В заключении ведущий резюмирует высказывания родителей.

Упражнение-энергизатор «Виртуальный подарок»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения в группе

Процедура проведения: каждый участник придумывает подарок для своего соседа. Затем без слов, жестами вручает подарок так, чтобы все догадались, что это такое.

Практический блок (опыт эмоционального проживания ситуаций)

Игра «Стань на мое место»

Материалы для проведения: боксерские перчатки, ножницы, бумага, маркеры или фломастеры, повязка на глаза, детская азбука (буквы), беруши и стереонаушники.

Процедура проведения: ведущий предлагает членам  родительского собрания принять участие в игре под названием «Стань на мое место». Для участия в игре вызываются добровольцы, те, кто желает принять участие в игре.

1. Вызывается один участник, надевает боксерские перчатки и пробует что – нибудь нарисовать или написать на бумаге.

2. Второй участник должен вырезать квадрат из бумаги одной рукой. Вторая рука находится позади туловища и ее использовать нельзя.

3. Третий участник с завязанными глазами пытается на ощупь прочитать слово, выложенное из детской азбуки.

4. Четвертый участник с заткнутыми ушами пытается понять, о чем его просят.

После выполнения упражнения ведущий организует обсуждение в общем кругу. Каждый участник дает обратную связь по своему опыту, отвечая на вопросы:

  • Какие чувства вы испытывали при выполнении упражнения?
  • Что было самым трудным при выполнении упражнения?
  • Что помогало выполнять данное упражнение?
  • Что вы чувствуете сейчас, после выполнения задания?

 Упражнение «Эхо»

Цель: помочь участникам родительского собрания испытать состояние эмпатического слушания и сравнить в опыте отражение чувств и отражение содержания высказывания.

Ведущий вводит понятие «эмпатия» и «отражение чувств».

Эмпатия

Отражение чувств

Способность переживать те чувства, которые переживает партнер по общению в данный момент.

Процесс вербальной (с помощью слов) и невербальной (с помощью действий) обратной связи о тех чувствах, которые эмпатически испытывает человек, общаясь                    с партнером по общению.

 Ведущий задает вопрос группе: «Почему способность к эмпатии необходима при оказании поддержки детям с ОВЗ?» (участники высказывают свое мнение, делятся взглядами).

Процедура проведения: упражнение может быть проведено в 2 вариантах. Выбор варианта упражнения за ведущим, на его усмотрение.

Вариант№1. Упражнение выполняется в парах. Первый из пары искренне произносит какую-либо эмоционально окрашенную фразу, касающуюся инклюзивного обучения детей ОВЗ совместно со сверстниками. Второй участник последовательно выполняет 2 задания: сначала своими словами повторяет содержание того, что он услышал (отражение содержания), а затем пытается определить чувство, которое по его мнению, испытывает его партнер по общению (отражение чувств). Партнер оценивает точность обоих отражений.

После выполнения упражнения группа отвечает на вопросы:

  • Какие трудности были у вас во время выполнения упражнения?
  • Какие чувства вы испытали?
  • Что затрудняет или облегчает отражение чувств?

Вариант№2  Все участники родительского собрания в общем кругу слушают одного из участников, который говорит эмоционально окрашенную фразу, касающуюся инклюзивного обучения детей ОВЗ совместно со сверстниками. Каждый участник (или по желанию) последовательно выполняет 2 задания: сначала своими словами повторяет содержание того, что он услышал (отражение содержания), а затем пытается определить чувство, которое по его мнению, испытывает его партнер по общению (отражение чувств). Партнер оценивает точность обоих отражений.

По итогам упражнения ведущий, обращаясь к группе, задает вопрос: «Чему учит это упражнение? Для чего его выполняли? Что поняли, что приобрели для себя, выполняя упражнение?»

 

Упражнение «Нить Ариадны»

Материалы: повязка на глаза.

Процедура проведения: Упражнение выполняется в парах. Одному из участников в паре завязывают глаза, другой получает следующую инструкцию: «Представьте себе, что вы общаетесь с незрячим человеком. Вы имеете в течение 3-5 минут ознакомить его с окружающим миром через тактильные и слуховые ощущения.  Попробуйте сделать это, заново открыв мир. Упражнение выполняется молча». В паре оба выполняют и ту, и другую роли.

После выполнения упражнения ведущий организует обсуждение, где участники в общий круг делятся своими чувствами и переживаниями о ходе выполнения упражнения (по принципу «попкорна», т.е. высказываются не все пары, а по готовности, желанию).

 Примерные вопросы для обсуждения: на чем акцентировали внимание в первую очередь? Что старались передать? Что было необыкновенного в той или другой роли? Какие чувства испытывали в той или другой роли, что было трудного в упражнении? Что помогало выполнить упражнение?

 

Упражнение «Разговор через стекло»

Материалы: не требуется

Процедура проведения: Упражнение выполняется в парах, невербально. Одному из участников в паре говорят, что он человек, лишенный возможности говорить (немой), другой получает следующую инструкцию: «Представьте себе, что вы общаетесь с человеком, лишенным возможности говорить (немым), да вдобавок между вами стекло. Вам нужно суметь договориться, например, о подарке на день рождения или совместном досуге (где и как вы проведете выходные).

После выполнения упражнения ведущий организует обсуждение, где участники в общий круг делятся своими чувствами и переживаниями о ходе выполнения.

 Примерные вопросы для обсуждения: на чем акцентировали внимание в первую очередь? Что старались передать? Что было необыкновенного в той или другой роли? Какие чувства испытывали в той или другой роли, что было трудного в упражнении? Что помогало выполнить упражнение?

Завершение родительского собрания. Подведение итогов работы (в кругу), получение обратной связи.

Анкетирование участников.

Домашнее задание. Участникам родительского собрания предлагается подумать над рядом вопросов для обсуждения на следующем родительском собрании:

  • я не уверен в том, что мой ребенок сможет принять ребенка-инвалида.
  • я боюсь конфликтов между обычными детьми и ребенком-инвалидом.
  • мне не понятно для чего соединять разных детей?
  • меня пугает, что я не смогу объяснить своему сыну, что такого ребенка нельзя обижать, я считаю, что неизбежны конфликты между родителями такого ребенка и мною, так как мой сын очень активный и часто бывает инициатором детских ссор.
  • теоретически я не против, если в нашем классе будет ребенок-инвалид, но мне не понятно, как будет осуществляться процесс обучения, не будет ли педагог больше занят этим ребенком, а наши дети останутся без должного внимания.
  • я считаю, что в нашем классе нет условий для пребывания и обучения такого ребенка, ведь согласитесь, для этих детей нужны особые условия. Но я согласна с тем, что эти дети должны общаться с обычными детьми, но для этого нужно менять условия, а кем это будет финансироваться?      

 

 



Предварительный просмотр:

Ершова Л.П., педагог-психолог

МАОУ «Средняя школа№8»

Родительское собрание на тему «Формирование у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) навыков эффективной коммуникации дома»

Коммуникация – процесс передачи информации кому-либо и способы отнощения, позволяющие передавать и принимать разнообразную информацию. Цель коммуникации – обеспечить понимание полученной и передаваемой информации. Это – умение общаться, быстро и чётко устанавливать контакты с людьми. Эффективная коммуникация включает:

- знание речевых норм использования языка;

- речевые умения и навыки;

-собственно-коммуникативные умения: выбор языковой нормы, соответственно ситуации; навыки речевого общения с учётом того, с кем, когда и с какой целью мы говорим.

Практические рекомендации по формированию речевых умений и навыков.

Речь - ведущий процесс психического развития ребенка. С процессом развития речи у детей  связан процесс возникновения и формирования у них мышления. Развитие речи и мышления идет совместно, так как они составляют единое целое. Если отстаёт развитие речи – отстаёт развитие мышления.

Ребенок учится языку у взрослых.

Самое благоприятное время для развития речи – это возраст до 7 лет. В этот период дети хорошо усваивают родной язык, подражают речи окружающих.

Если родители мало уделяют внимания развитию речи с детьми, к школьному возрасту у ребенка появляются проблемы с речью. Ребенок не умеет строить предложения. У него бедный словарный запас. Речь засорена неправильно произносимыми словами и выражениями. Ребенок не умеет поставить правильно вопрос и дать полный развернутый ответ, построить диалог, придумать рассказ и т.д.

В том возрасте, в котором находятся ваши дети сейчас, ребёнок должен уметь использовать простые распространенные предложения, употреблять предложения объемом до 10 слов. Осознают смысл обращенной речи; есть устойчивость внимания к речи окружающих; способны выслушивать ответы, указания взрослых, понимают смысл учебных и практических задач; слышат, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей и своей; понимают изменения слов с помощью приставок, предлогов, понимают оттенки значений похожих по звучанию слов.

Словарный запас увеличивается до 3000 слов.

Как развивать речь ребенка в семье?

  • В разговорах с ребёнком не отвечать сразу же на вопрос ребенка к Вам, а сначала предложить ему самому подумать и ответить на свой вопрос, порассуждать или пофантазировать вместе с Вами.

Зачем это нужно: таким образом по ходу обычной жизни мы развиваем связную речь,  учим их понятно для собеседника выражать свои собственные мысли, развиваем умение рассуждать и доказывать свое мнение.

Таких ситуаций очень много в обычном общении, и нужно их просто использовать для того, чтобы развивать речь ребёнка. Если ему трудно выразить свою мысль, подскажите ему начало фраз, а он их продолжит: «Я думаю, что…», «Наверное, они …», «Может быть…»! и другие.

  • Используйте обычное общение  дома, в дороге, на прогулке для речевых игр и разговоров с детьми, игр с ними. Вы будете развивать речь ребенка по ходу обычных дел семьи. По дороге из школы, при приготовлении обеда

Чем отличаются морковь от свёклы, табурет от стула

В чём разница между кошкой и собакой

Чем отличается зима от лета    –  полным развёрнутым высказыванием.

  • Если Вы хотите, чтобы речь ребёнка была выразительной, понятной, логичной, то такой должна быть и ваша речь. Ребёнок  использует в речи те слова, которые слышит от окружающих, в т.ч. и от вас. Если он слышит брань, то и сам легко научается ругаться.

  • Комментируйте ребенку, что и как Вы делаете, что Вы видите, начиная с первых дней его жизни. Называйте предметы, детали, свойства и качества, действия, признаки.

Зачем это нужно? Комментируя действия, Вы обогащаете словарный запас ребенка, его представления об окружающем миру, учите его вслушиваться  в речь.

Можно включать комментирование того, что Вы видите на прогулке, что Вы делаете. Например, готовите еду вместе с ребёнком и проговариваете, что режете, чистите, крошите..

Игры на развитие звуковой культуры речи

В эту группу входят различные игры и упражнения на развитие фонематического слуха, умение правильно определить место звука в слове, словосочетании, предложении либо подобрать слова с заданным звуком. Также сюда относятся игры и упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умение подобрать слова с заданным количеством слогов.

Игра “Строим дорожку”

Цель – развитие фонематического слуха.

даётся задание придумать любое слово. Затем следующий игрок должен придумать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова. И так далее, пока не надоест.

Игра “Поймай слог”

Цель – развитие слухового внимания и его быстроты.

Предлагаете  детям слог, а они должны “превратить” его в слово.

Например: па – папа, ма – мама, ку – кукла, ар – арбуз и т.д.

                      Игры на формирование грамматического строя речи

Игровое упражнение “Чьё всё это?”

Детям говорится название животного и задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза?

- Корова – коровий, коровье, коровья, коровьи.

- Заяц – заячий, заячье, заячья, заячьи.

- Овца – овечий, овечье, овечья, овечьи.

- Лошадь – лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные.

- Кошка – кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.

                                 Игры на обогащение словарного запаса

В эту группу включены лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь, развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово.

Игра “Наоборот”

- Нам с тобой пришёл черёд

- Сыграть в игру “Наоборот”.

- Скажу я слово “высоко”, а ты ответишь … (“низко”).

- Скажу я слово “далеко”, а ты ответишь … (“близко”).

- Скажу я слово “потолок”, а ты ответишь (“пол”).

- Скажу я слово “потерял”, а скажешь ты (“нашёл”)!

- Скажу тебе я слово “трус”, ответишь ты … (“храбрец”).

- Теперь “начало” я скажу – ну, отвечай, … (“конец”).

- Сахар сладкий, а лимон … .

- Луна видна ночью, а солнце … .

- Огонь горячий, а лёд … .

- Река широкая, а ручей … .

- Камень тяжёлый, а пух … .

Игра “Какой предмет?”

Цель – развитие умения подбирать к слову – предмету как можно больше слов – признаков и правильно их согласовывать.

Содержание игры заключается в следующем: называете предмет и задаёт вопрос: “Какой?” Затем участники игры по-очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному объекту. Выигрывает тот, кто назовёт больше признаков.

Яблоко – красное, сочное, сладкое, твёрдое, крупное, недозрелое….

Что бывает?

К слову–признаку подбирается как можно больше слов – предметов.

- Зелёный – помидор, крокодил, цвет, фрукт, …

- Красное – платье, яблоко, знамя,

Развитие связной речи

Работа по развитию связной речи связана с обогащением словаря, работой над смысловой стороной речи, формированием грамматического строя речи. Это обучение рассказыванию.

Игровое упражнение “Если бы…”

Предлагаете ребёнку пофантазировать, т.е. составить рассказ на такие темы, как:

- “Если бы я был волшебником, то …”

- “Если бы я стал невидимым…”

- “Если весна не наступит никогда…”

Ещё вид упражнений – скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что важно говорить, не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книгах.

— Ткет ткач ткани на платье Тане.

— Три сороки-тараторки тараторили на горке.

— Орел на горе, перо на орле.

— Наш Полкан попал в капкан.

Предложите ребенку произнести одну и ту же фразу с разными интонациями.

Подобные задания помогут развить речь, воображение, избавиться от скованности.

Весна пришла. Весна пришла? Весна пришла! С сомнением,

Можно поиграть с ребенком в следующие игры:

  • «Один – много»: взрослые называют предмет в ед.ч., а ребенок во мн.ч. (ложка-ложки);
  • «Назови ласково»: взрослые предлагают ребенку назвать предметы ласково (ложка-ложечка);

       Для развития речи ребенка необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на его вопросы.

             Хорошо развитая речь – это залог развитого мышления человека и успешной адаптации в любой жизненной ситуации.



Предварительный просмотр:

 

Рекомендации родителям

по воспитанию и развитию детей  с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями

                                        Составила:

педагог-психолог 1 категории

МАОУ «Средняя школа № 8»

                                                                  Ершова Лариса Петровна

Воспитание и развитие «особого» ребенка доставляет очень много переживаний родителям. Поэтому семье, где растут такие дети, может быть необходима помощь в форме рекомендаций, которые помогут решить многие практические вопросы. Обогащая себя новыми знаниями, члены семьи смогут научиться выстраивать понятную для ребенка, эффективную стратегию воспитания, позволяющую всем чувствовать себя комфортно, выбрать тот или иной вид взаимодействия с ребенком в конкретной ситуации.

 

Родителям по организации жизнедеятельности   и воспитанию детей с аутизмом

 

  1. Самое  важное - не маскировать диагноз за якобы "более благозвучным" и "социально приемлемым". Не убегать от проблемы и не фиксировать все внимание на негативных аспектах диагноза, таких, как: инвалидность, непонимание окружающих, конфликты в семье и прочее. Гипертрофированное представление о ребенке, как о гениальном, также вредно, как и подавленное состояние от его не успешности.
  2. Как можно раньше адаптировать ребенка к жизни в обществе; научить его справляться с собственными страхами; контролировать эмоции.
  3. Необходимо без колебаний отказаться от терзающих иллюзий и выстроенных заранее планов на жизнь. Принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. Действовать исходя из интересов ребенка, создавая вокруг него атмосферу любви и доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он не научится делать это самостоятельно.
  4. Помните, что аутизм - это расстройство развития ребенка, сохраняющееся на протяжении всей жизни и без вашей поддержки ребенку с аутизмом не выжить.

Рекомендации родителям слабовидящего ребенка

1. Способствуйте формированию коммуникативных навыков через чтение, беседы, игры.

2. Информируйте ребенка о трудностях, которые могут вызвать затруднения при ориентировке в пространстве.

3. Формируйте позитивные свойства личности, мотивацию общения, которая обеспечит успешную адаптацию.

4. Развивайте мимику ребенка, учите контролировать ее с помощью пения. В данном процессе мышцы лица тренируются, и человек учится ими обладать в большей мере.

Родителям слабослышащего ребенка

  1. Необходимо помнить о полном принятии ребёнка таким, какой он есть — родители должны понимать и принимать состояние ребенка.
  2. Нужно относиться к ребенку с любовью и теплотой. Такой тип отношений способствует формированию у ребенка высокой самооценки и адекватной личности.
  3. Ребенок должен развиваться, как обычный ребенок, и не чувствовать своего отличия, ущемлённости.
  4. Одной из возможностей компенсировать потерю слуха у ребенка является протезирование современными слуховыми аппаратами. Поэтому желательно иметь слуховые аппараты на оба уха, которые в обиходе называются «заушинами». С ними ребенок будет познавать звуки окружающего мира. Если у вас один аппарат, то надевайте сегодня на левое ухо, завтра — на правое.
  5. Не всегда легко приучить ребенка к аппарату. Главное здесь — никакого насилия, а только поощрение игрой и общением со взрослым. Тогда ребенок с большим желанием будет носить то, с чем связаны положительные эмоции.
  6. Важно понять, что слуховой аппарат является сложным техническим устройством, которое необходимо приобретать и настраивать индивидуально. Правильно настроенный он позволит вашему ребенку ощутить мир звуков, научиться различать речь окружающих людей и даст возможность полноценного и гармоничного развития.
  7. Слуховые аппараты необходимы для ориентации в пространстве (вовремя услышать сигнал опасности), для общения со слышащими (в учреждениях, транспорте, магазине), для получения полноценного образования.
  8. Ребенка,с нарушением слуха, необходимо обучать чтению с губ, уделять много внимания развитию его речи. Старайтесь говорить с ним на доступном его слуху расстоянии, членораздельно и четко произнося обращенные к нему слова. Ребенок всегда должен смотреть в лицо говорящего и следить за движениями его губ. Чтобы он не утомлялся и не избегал занятий, придавайте им вид игры. Он будет слышать, но не на всех расстояниях одинаково. Часто низкие частоты слышны на более дальних расстояниях (стук, шорох, бас). Чем выше частоты, тем они должны быть ближе.
  9. Главная задача: говорить все на ушко не один раз, а минимум десять (меняя правое — левое), в промежутках показывая, как при этом двигаются губы. На ушко — это чисто слуховое восприятие, губы — это слухо-зрительное восприятие. Ни в коем случае не нужно кричать, лучше сказать много раз обычным голосом на самое ушко.
  10. Дома необходимы резиновые игрушки-пищалки, свистульки, бубен, игрушечная балалайка, гитара, гармошка. Необходимо знакомить со всем окружающим, издающим звук. Сначала это игрушки, потом окружающие предметы: холодильник, музыкальный центр, машина.
  11. Нельзя внезапно появляться перед плохослышащим ребёнком. Вы можете сильно испугать его. Старайтесь подходить к нему осторожно и издавать при этом шум или звуки.

Родителям детей с замедленным психическим развитием

  1. Не следует на ребенка смотреть как на маленького, беспомощного. Не рекомендуется постоянно опекать, например, собирать ему в школу портфель,  контролировать каждое действие ребенка при выполнении домашних заданий. Не подчиняйте всю жизнь в семье ребенку: за него делать все, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам. Такая гиперопека детям очень вредна. Именно в простых видах деятельностях, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность. Конечно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не "над", а "рядом".
  2. Не предъявлять завышенные требования к ребенку. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенности в понимании ситуации, но может проявиться  агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования приводят к тому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы.
  3. Для того, чтобы сохранить работоспособность такого ребенка, не нанесите учебной нагрузкой дополнительного вреда его здоровью;  внимательно отнеситесь к организации его труда и отдыха.
  4. Психологи и врачи утверждают, что перерывы во время выполнения домашнего задания крайне необходимы.
  5. Самооценка ребенка во многом зависит от оценки окружающих его людей. Важно, что бы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенности, позитивного мировосприятия и интереса. Для формирования этой стороны психики ребенка с задержкой психического развития очень большое значение имеет общение. Например, задайте своему ребенку вопросы о том, что он нового узнал на уроках. Есть вопрос – есть работа мысли. Есть мысль – активизируется память. Познавательная активность, стремление к умственному труду формируются сначала на легком, доступном ребенку и в то же время интересном материале. Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния.
  6. Нуждается ли ребенок с задержкой психического развития во врачебной помощи? Задержка психического развития не болезнь, а индивидуальный вариант психического развития. Но, как утверждают специалисты, в основе развития психики таких детей лежит та или иная несостоятельность структурно-функциональных мозговых систем, приобретенная в результате негрубого повреждения мозга. Поэтому обследование врачом–психоневрологом такого ребенка желательно: он может выявить признаки органической поврежденности мозга и медикаментозно воздействовать на него, может при помощи лекарств скоординировать излишнюю заторможенность или возбудимость ребенка, нормализовать сон, активизировать работу клеток головного мозга.

Рекомендации для родителей по воспитанию детей с СДВГ

 

  1. В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Чаще хвалите его, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах, повышает его самооценку.
  2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
  3. Говорите с ребенком в сдержанном, спокойном, мягком тоне.
  4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он смог его завершить.

5. Учите расставлять приоритеты при выполнении задания: что сначала, что потом и что для этого нужно. Важно, также, учить по ходу действия приспосабливаться к вполне возможным изменениям в ситуации.

6.      Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию (картинки, схемы, образец и т.д.).

 7. Особенно поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с конструктором, раскрашивание, чтение).
 8. Поддерживайте дома четкий распорядок дня (время для приема пищи, выполнения домашних заданий и сна).

 9. Избегайте по возможности пребывания с ребенком в местах скопления людей. Посещение крупных магазинов, рынков и т.д. оказывает на него негативное действие.
10. Во время игр ограничивайтесь для ребенка лишь одним партнером, избегая шумных, беспокойных приятелей.

11. Оберегайте ребенка от утомления, оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
12. Нельзя сдерживать физическую подвижность такого ребенка, это противопоказано состоянию его нервной системы. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию (полезны ежедневные длительные прогулки на свежем воздухе, бег, спортивные занятия).
13. Помните о том, что, присущая детям, с синдромом дефицита внимания гиперактивность, может быть минимизирована с помощью перечисленных мер с учетом индивидуальных особенностей (недостатков) ребенка.

Комплекс практических советов для родителей «шустриков»

  1. При оформлении комнаты или уголка ребенка избегайте ярких красок и сложных орнаментов. Простота, неяркие, спокойные тона, письменный стол, стоящий у ничем не украшенной стены, создают условия для концентрации.
  2. Рабочее место ребенка должно быть тихим и спокойным — не около телевизора или постоянно открывающихся дверей, то есть там, где ребенок мог бы заниматься без помех.
  3. В ходе выполнения домашнего задания родителям желательно находиться рядом и при необходимости помогать беспокойному сыну или дочке.
  4. Если ребенок сел рисовать, уберите все лишнее со стола. Гиперактивный ребенок не умеет сам отсекать все, что ему в данный момент мешает.
  5. Родителям следует продумывать все поручения, которые они дают ребенку, и помнить: ребенок будет делать только то, что ему интересно, и будет заниматься этим лишь до тех пор, пока ему не надоест. Как только ребенок устал, его следует переключить на другой вид деятельности.
  6. Если ребенок в чем-то неправ, родителям не следует читать ему нотация, так как длинная речь не будет до конца выслушана и осознана. Лучше заранее установить правила поведения и систему поощрений и наказаний. Требования к ребенку должны быть конкретными, четкими и выполнимыми.
  7. Нельзя принуждать ребенка просить прощения и давать обещания: “Я буду хорошо себя вести”, “Я буду всегда тебя слушаться”. Можно, например, договориться с ребенком, что он “не будет пинать кошку” или “с сегодняшнего дня начнет ставить ботинки на место”. На отработку каждого из этих конкретных требований может уйти много времени (две—четыре недели и больше). Однако, не отработав одного пункта, не переходите к следующему. Наберитесь терпения и постарайтесь довести начатое дело до конца. Потом можно будет добиваться выполнения другого конкретного требования.
  8. Приучайте ребенка к различного рода конструкторам, всевозможным настольным играм. Данные виды деятельности способствуют развитию концентрации внимания.
  9. Роль взрослых - подсказать ребенку, как он может использовать свою повышенную активность, направить ее в нужное русло, чтобы неуемная детская энергия не пропадала зря и не шла во вред ребенку а, наоборот, была источником положительных изменений,
          Лучшим способом для направления энергии и активности в правильное т.е. социально и личностно-приемлемое русло являются занятия спортом. Именно спорт даст гиперактивному ребенку возможность проявить себя и, кроме того, научит владеть собой, что невозможно без сформированных навыков самоконтроля и саморегуляции.
  10. Как показывает опыт многих родителей гиперактивных детей, самым полезным спортом является плавание. Другим  полезным для гиперактивных детей спортом являются восточные единоборства, поскольку они прививают навыки самоконтроля и дисциплины.

Рекомендации для родителей по воспитанию детей с ММД

  1. В воспитании и обучении ребенка с минимальной дисфункцией мозга необходимо руководствоваться несколькими основополагающими принципами.
  2. Главным является забота об общем состоянии здоровья ребенка, так как именно от этого самым непосредственным образом зависит избавление от ММД, и поддержание определенного уровня работоспособности, необходимого для успешного обучения в школе.
  3. Необходимо периодически обследовать ребенка у невропатолога и выполнять его рекомендации.
  4. Родители должны быть готовы к тому, что в обучении детей с ММД до относительной нормализации их мозговой деятельности (т. е. в течение 1-4 классов) основную роль играют домашние занятия. Дома необходимо не только выполнять домашние задания, но и повторять материал, пройденный в классе, чтобы проверить, все ли понято ребенком правильно, и не осталось ли вообще пропущенным что-либо существенное.
  5. Во время выполнения домашнего задания родителям желательно находиться рядом с ребенком, чтобы возвращать его к занятиям (сам он этого может и не делать). Очень важно сохранять при этом спокойствие, не раздражаться и не нервировать ребенка Лучше, если ребенок будет работать с черновиком, но прежде, чем переписывать задание в тетрадь, дайте ему отдохнуть. Само переписывание тоже надо осуществлять с перерывами. Необходимо помнить, что утомление накапливается, несмотря на то, что ребенок отвлекается и отдыхает. Поэтому нелегко надеяться, что он сохранит работоспособность до позднего вечера.
  6. Длинное стихотворение лучше учить небольшими порциями, не все сразу. После повторения стихотворения (или правила) наизусть необходим небольшой перерыв перед продолжением занятий. Вечером лучше еще раз просто прочитать ребенку то, что ему надо запомнить, а не требовать, чтобы он повторил. Дополнительное прослушивание информации способствует ее упрочению
  7. Самое вредное для здоровья и бессмысленно для обучения — не выпускать ребенка из-за стола, пока все уроки не будут сделаны, и ругать его при этом за то, что он постоянно отвлекается.
  8. Не следует с первых школьных дней приучать ребенка работать самостоятельно - он все равно не сможет. Если действительно заботиться о развитии и обучении ребенка с ММД, то о воспитании его самостоятельности приходится на время забыть.
  9. Работа ребенка должна быть продумана и организована взрослыми так, чтобы представлять из себя четкую последовательность конкретных деятельностей, между которыми можно было бы отдохнуть. Каждую деятельность необходимо представить четкой короткой инструкцией, вынесенной в виде рисунка или схемы и находящейся перед глазами ребенка. Инструкции должны быть короткие (или разделены на короткие самостоятельные части) еще и для того, чтобы хватало объема оперативной памяти и не происходило выпадения, “замен” и перестановок частей информации.
  10. Поддерживайте здоровый образ жизни при воспитании ребенка (отдых, спорт, прогулки, полноценное питание, гибкое соблюдение режима дня). При выборе спортивных занятий следует избегать таких, где велика вероятность сотрясения мозга. Попытки с помощью усиленных спортивных занятий “сбросить” излишнюю энергию реактивных детей не приводят к успеху. Их реактивность не уменьшится, а переутомление может оказаться чрезмерным.
  11. Не имеет смысла тренировать у ребенка внимание или память: это не дает результатов. В первую очередь, необходимо развивать речь и мышление детей, учить их рассуждать, так как уровень риска, вероятность возникновения осложнений в психическом развитии связаны с недостатками интеллекта, а не со степенью выраженности ММД.
  12. Не следует перегружать ребенка занятиями в различных кружках и студиях.
  13. В семье необходимо сохранять доброжелательную обстановку, проявлять терпение заботу и мягкое руководство деятельностью ребенка. Забота и правильная организация деятельности оптимизирует развитие ребенка, предотвращает отклонения или осложнения в протекании этого процесса.





Предварительный просмотр:

Программа  «Школы родителя особого ребенка»

Пояснительная записка

Семья является той естественной средой, которая обеспечивает гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка.

Семьи, в которых воспитываются дети с расстройством аутистического спектра, сталкиваются со специфическими проблемами, и испытывают значительные затруднения в их разрешении: некомпетентность по вопросам воспитания и развития «особого» ребенка,  незнание элементарных психолого-педагогических знаний для коррекционного обучения и воспитания ребенка в домашних условиях в доступном для него формате; искажение контактов с окружающим социумом и, как следствие, отсутствие поддержки со стороны социума и т.д.

Современные исследования (Т. Н. Высотина (2011),   В.А. Карташов (2016), Н. О. Керре (2011) и др.) указывают на изменения в эмоциональной сфере, в психическом и соматическом состоянии родителей детей с РАС.

Первой, исторически сложившейся, формой работы специалистов (врачей, педагогов и психологов) с родителями «особых» детей  является образовательно-просветительское направление. Долгое время при работе с такой семьей внимание концентрировалось на самом ребенке, но не на функционировании семьи, не на её членах, оказавшихся в ситуации психологической травмы, семейного стресса и кризиса.

 Исследование  семей, воспитывающих ребенка с РАС, показало, что такие родители, при высокой готовности посвятить себя решению проблем ребенка, недопонимают (недооценивают) прямую взаимосвязь между состоянием ребенка и всей семьи с личностным состоянием родителя, значимость работы с личностными проблемами.

 То есть, многоаспектность проблем «особого» ребенка вынуждает родителей ощутить недостаточную родительскую компетентность в вопросах психолого-педагогического воздействия на ребенка, чем впоследствии, и определяется содержание их запросов к специалистам.

Программа  клуба «Школа родителя особого ребенка»  составлена   на основе авторской программы Ткачевой В.В. «Гармонизация отношений между матерью и ее ребенком» (Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии). (Ткачева В. В. Технология психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии. М: АСТ; 2007).

Данная программа, оставляя в приоритете вопросы педагогического просвещения, включает в себя и задачи развития психологической компетентности родителей в самопознании и познании ребенка, в умении оказать себе помощь в стрессовой ситуации.

Цель программы

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с  расстройствами аутистического спектра посредством психолого-педагогического просвещения; привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и обучению ребенка.

Задачи

  • формирование  у родителей позитивное восприятие личности ребенка с

 РАС;

  • расширение видения родителями своих воспитательных функций в

отношении «особого» ребенка;

  • знакомство родителей со специальными коррекционными и

методическими приемами, необходимыми для проведения занятий с «особым» ребенком в домашних условиях;

  • знакомство   родителей с эффективными методами детско-родительского взаимодействия, воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка с РАС;
  • формирование у родителей мотивации к взаимодействию со

специалистами учреждения, участию в создании единого воспитательного пространства "школа – семья";  

  • мотивация родителей на обращение за психологической помощью

лично для себя, на участие в психологических тренингах;

  • способствование расширению контактов с социумом, обеспечение

возможностей общения родителей, воспитывающих детей со схожими проблемами.

Программа рассчитана на родителей, дети с РАС

Срок реализации программы – 9 недель (затем, по необходимости, она может быть продолжена).

Занятия родительского клуба проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность и время проведения одного занятия 1,5 – 2 часа:

14.00-16.00

        Состав группы: 3-5 человек. Предполагается, что основной состав группы будет постоянным, что позволит родителям лучше осознать предлагаемый материал, а также  замотивировать их на практическое использование знаний в обучении и воспитании детей в домашних условиях.

Содержание и условия подачи информации имеют большое значение для формирования у родителей желания общаться со специалистами и вступать с ними в сотрудничество ради своего ребенка. Ниже представлен перечень приемов, которые в разном сочетании можно использовать в структуре занятия.

Содержание темы занятия может раскрываться с помощью разных приемов:

  • Мини-лекция – вводит в тематику занятия, сосредотачивает внимание на обсуждаемом вопросе, знакомит с новой информацией по проблеме. 
  • Притча – может быть эпиграфом или, наоборот, обобщением к теме; стимулом к возникновению дискуссии.
  • Дискуссия – обсуждение актуального вопроса; как правило, родители делятся личным опытом в решении проблем или обращаются за советом к группе.
  • Просмотр видеосюжета с целью подчеркивания значимости обсуждаемой темы.
  • Просмотр видеозаписей о детях с РАС, об использовании педагогических приемов в  работе с такими детьми, о  возможностях и достижениях  детей при грамотно организованном коррекционном процессе.
  • Психологическое упражнение, тренинговая игра – включаются в любой части занятия с определенной целью. Начало: для снятия напряжения, сближения участников группы, включения в тему разговора. По ходу занятия: для понимания обсуждаемой темы через осознание своих состояний, ощущений, эмоций; овладение приемами снятия стресса и гармонизации эмоционального состояния. В конце: обобщение темы или завершение занятия (например, ритуал прощания).
  • Практическое занятие  (практикум) – овладение практическими умениями, знакомство с коррекционными методами и приемами работы с детьми с РАС.
  • Детско-родительские практикумы – совместная продуктивная деятельность, позволяющая осознать  родителю свои позиции, способы взаимодействия и сотрудничества с ребенком, свое реагирование на ситуацию, когда ребенок не соответствует ожиданиям; практика поиска  методов и приемов привлечения ребенка к деятельности и пр.
  • Выставка учебных пособий – демонстрация учебного материала, доступного для использования в домашних условиях.
  • Фотовыставки по занятиям – информация о содержании прошедших  встреч, оживление опыта участия в клубных занятиях, в том числе, в детско-родительских; активизация положительных эмоций.
  • «Обратная связь» в начале занятия – рассказ о влиянии предыдущей встречи на изменения в знаниях, в системе убеждений и т.д.; своего рода, «самоотчет» об использовании знаний, полученных на предыдущем занятии, в практике общения со своим ребенком.
  • «Обратная связь» в конце занятия – возможность осмыслить, осознать и проговорить о значимости для себя обсуждаемой темы, готовности использовать информацию в общении с ребенком в домашних условиях
  • Опросники обратной связи – письменный вариант обратной связи; фиксация своей готовности взять на себя ответственность за применение на практике полученных знаний
  • Раздаточный материал (памятка, методическое пособие, и пр.) для домашней методической копилки – для закрепления материала, поддержания интереса к занятиям.

Предполагаемый ожидаемый результат

Возникновение у родителей интереса к процессу развития ребенка, желание и умение видеть маленькие, но важные для ребенка, достижения.

Участие родителей в коррекционно-образовательном процессе ребенка с пониманием значимости этого для их ребенка; развитие чувства удовлетворенности от успешного применения своих знаний в воспитании и развитии ребенка.

Повышение активности родителей в вопросах сотрудничества со специалистами учреждения; желание участвовать в психолого-педагогических мероприятиях (клубные занятия, психологические тренинги, консультации  т.д.).

Расширение круга общения среди родителей учреждения.

Программа представлена в виде перечня тематики клубных встреч родителей, с кратким описанием структуры занятия, перечнем методов и приемов для реализации тематики занятий, примерным планом содержания каждого занятия. В методических рекомендациях по реализации программы представлен практический материал: «Примерное содержание занятий» по всем темам, «Притчи», содержание и правила психологической игры «Дельфин»,  лекторий для родителей, примерные варианты анкет «Обратная связь».

Программа может корректироваться в зависимости от запросов и потребностей участников клубных встреч.

Список используемой литературы и используемых источников

  1. Высотина Т. Н. Личностные особенности родителей, воспитывающих детей со сложными нарушениями психического развития //Вестник СПБГУ/ Выпуск 1/ Сер. 12. 2011 г.
  2. Граматкина И. Р. Включение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в образовательное пространство //Справочно — информационные материалы/ Городской ресурсный центр ИПИО МГППУ  
  3. Гилберг К., Питерс К. Аутизм: медицинские и психологические аспекты//http://zvetka.ru
  4.  Злобина А. С. Проблема психосоциальной помощи детям с ранним детским аутизмом //Общественные науки № 2 (6), 2006 г.
  5. Керре Н. О. Проблемы внеучебного функционирования аутичного ребенка в семье//Аутизм и нарушения развития № 2 (37) 2012 г.        
  6. Керре Н. О. О специфике семей, имеющих детей с аутизмом//Аутизм и нарушения развития № 2 (33) 2011 г.        
  7.  Керре Н. О. Особенности социального окружения детей с аутизмом//Аутизм и нарушения развития № 4 (31) 2010 г.
  8. Куташов В. А., Квасова В. В. Родительско-детские отношения в семьях с детьми с расстройствами аутистического спектра // Молодой ученый. — 2016. — №3.
  9. Ткачева В. В. Технология психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии. М: АСТ; 2007 
  10. Хабарова Т.Ю. Применение арт-терапии в лечении депрессивных и

зависимых пациентов // Молодой ученый. — 2015. — № 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для родителей "Какие вы родители"

Ответив на 10 вопросов теста, родители смогут самостоятельно сделать вывод о том, как они справляются с обязанностями воспитателя в семье....

Родительское собрание"Родители первоклассников-первоклассные родители!"

Родительское собрание «Родители первоклассников – первоклассные родители»!Сценарий собрания составлен...

Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями классного коллектива"

Программа представлена для учителей начальных классов. Срок реализации - 4 года. В приложении представлены разработки родительских собраний....

Тест для родителей. Какие вы родители?

В данном тесте представлены вопросы для родителей...

Собрание для родителей 1 класс"Советы родителям"

В помощь родителям первоклассников....

Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации отношений учитель- родитель и ребенок-родитель

В данной статье проводится  анализ проведения родительских собраний с применением тренинговой технологии для гармонизации детско- родительских отношений  и учитель- родитель. Расскрыты особе...