Родительское собрание. Мотивы учения младших школьников.
статья (2 класс) на тему

В статье описаны мотивы учения младших школьников, пути их развития и памятки для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Мотивы учения младших школьников

У многих учащихся школ возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации. Для того, чтобы бороться с этим, необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы учения.

        Деятельность приобретает для ребёнка различный смысл в зависимости от того, каков её мотив. Например, ребёнок решает задачу. Цель  состоит в том, чтобы найти решение. А мотивы могут быть различными: научиться решать задачи, не огорчать учителя или порадовать родителей хорошей оценкой. Цель ь остаётся той же самой: решить задачу, но смысл деятельности изменяется вместе с изменением мотива. Мотивы оказывают влияние на характер учебной деятельности, отношение ребёнка к учёбе.

           В психологическом словаре мотив трактуется как «материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности». Как в отечественной, так и в зарубежной психологии в структуре учебной мотивации уже традиционно выделяют  внутренние  (познавательные мотивы) и внешние (социальные).  Внутренние мотивы связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом её выполнения. К ним относятся познавательные интересы детей, потребность в овладении новыми умениями, навыками, знаниями. Внешние – с потребностями общения ребёнка с людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определённое место в системе доступных ему общественных отношений. Мотивы оказывают влияние на характер учебной деятельности, отношение ребёнка к учению. Уже не вызывает сомнения тот факт, что учебная деятельность развивается по-разному в зависимости от доминирования внутренней или внешней мотивации. Конечно, для развития личности ребёнка наиболее благоприятным является преобладание именно внутренней мотивации учебной деятельности, потому что если ребёнок учится, чтобы избежать плохой отметки, наказания, то он учится с постоянным напряжением, учение его лишено радости и удовлетворения.

Первым условием для развития мотивации является характер самой деятельности или содержание задачи, которую предстоит решить. Поэтому любая предстоящая деятельность должна обладать новизной. Сильное влияние на мотивацию оказывает степень трудности задачи.

Если мы хотим сформировать у учеников мотивацию к учению, то необходимо соблюдать такие правила:

  • задачи должны быть посильными и не требовать приложения сверх усилий;
  • деятельность должна предоставлять возможность для выбора;
  • должны присутствовать задачи разной степени сложности;
  • слабо мотивированные дети должны иметь возможность использовать повторы, это поможет им приобрести уверенность.

Вторым условием для развития мотивации является максимальная самостоятельность школьников.

Следующим условием развития мотивации будет практическая значимость и польза знаний для самих школьников. Ведь смысл познания есть ориентация в мире, успех в деятельности, достижение целей, нахождение своего места и утверждение в обществе.

Выделим еще одно условие - противоречивость материала. Когда ученик встречается с противоречием, или с взаимоисключающими сведениями о каком-либо предмете или взаимно противоречащими объяснениями некоторого процесса, у него возникает эффект удивления и желание разобраться в проблеме.

Ну и в заключении хочется сказать, что  главная задача родителей -  развивать у ребёнка внутренние (познавательные) мотивы. Ему будет значительно легче учиться, если активность будет побуждаться такими мотивами, как интерес к знаниям, чем стремлением избежать наказания и упрёков.

         Памятка для родителей

  1. Поговорите с ребёнком о его отношении к учёбе: почему он учится, чего боится больше всего (разочаровать родителей, сделать ошибку, не получить желаемого результата и т.д.)
  2. Развивайте его познавательные интересы, его потребность в интеллектуальной активности.
  3. Расскажите ему, что оценка, которую он получает, не так важна, как важно то, о чём он узнает. Об оценках забудут, а знания останутся.
  4. Отмечайте его достижения, акцентируя внимание не на отметку, а на полученные знания, умения. Ребёнок должен почувствовать, что не оценка играет роль, а то, за что он её получил.
  5. Расскажите ему, как много он может узнать в школе и как интересно будет с каждым годом приобретать всё новые и новые знания.
  6. Учите ребёнка планировать свою деятельность. Если он научится ставить перед собой конкретное задание, то это будет сильнее побуждать его к деятельности.
  7. Поощряйте любые его начинания, даже если результат не будет соответствовать вашим ожиданиям.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Мотивы учения младших школьников"

Этот материал поможет родителям понять, что такое мотивация учения и почему важно её формировать и развивать правильно. А также расскажет родителям о влиянии мотивов на характер учебной деятельности; ...

Авторская разработка родительского собрания «Учебные интересы и мотивы учения младших школьников»

Конспект и презентация(скачать здесь) для проведения родительского собрания во 2 классе. К материалу прилагаются анкета для родителей, анкета для учеников и памятка для родителей....

Родительское собрание "Мотивы учения Младших школьников"

Родительское собрание "Мотивы учения младших школьников" 1 класс....

Родительское собрание №3 "Мотивы учения младших школьников" 1 класс

Родительское собрание №3 "Мотивы учения младших школьников" 1 класс...

Родительское собрание на тему: «Мотивы учения младших школьников. Портфолио как один из способов мотивации учения»

Рассказать родителям о влиянии мотивов на характер учебной деятельности; познакомить с классификацией мотивов учения; дать рекомендации по формированию внутренней мотивации, рассмотреть портфолио учен...

Презентация к родительскому собранию в 4 классе на тему: "Мотивы учения младших школьников"

Данная презентация содержит консультативный материал для родителей....

К родительскому собранию "Мотивы учения младших школьников"

Мотивы оказывают влияние на характер учебной деятельности, отношение ребёнка к учёбе....