ПРОБЛЕМЫ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
консультация (1 класс) на тему

Гнатюк Анна Викторовна

Дисграфия. Виды дисграфии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

D:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\аня\ПЕД СОВЕТ\загруженное.jpg

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности.

       Дисграфия - это частичное специфическое нарушение письма. 
Речевая симптоматика дисграфии.
При ДИСГРАФИИ дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок.

       У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: "З" и "Э", "Р" и "Ь" (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве "Ш" или "крючок" в букве "Щ". Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в настроении то почерк расстраивается окончательно. 
Неречевая симптоматика дисграфии.
У детей-дисграфиков отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания.

                                                                                                 D:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\аня\ПЕД СОВЕТ\images (1).jpg

  Механизм дисграфии.
Чтобы понять механизм развития дисграфии, начну издалека. Известно, что мы обладаем, по крайней мере, тремя видами слуха. Первый слух - 
физический. Он позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, жужжание пчелы, писк комара, а также урбанистические звуки: гул авиалайнера, перестук колес поезда, шуршание шин автомобиля...
Вторая разновидность - 
музыкальный слух. Благодаря этому, мы можем наслаждаться мелодией любимой песни и прекрасной музыкой великих композиторов.
Наконец, третий вид - 
речевой слух. Можно обладать хорошим музыкальным и очень неважным речевым слухом.

        Последний позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого.

         При недостаточности речевого слуха не различаются схожие созвучия, обращенная речь воспринимается искаженно.

                                                             D:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\аня\ПЕД СОВЕТ\images.jpg

Если у ребенка нарушен речевой слух, то понятно, что ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом - сложная педагогическая проблема.

     А учить надо, потому что искажение одного-двух звуков меняет смысл слова. Сравните, к примеру, слова "дочка-точка", "уголь-угол", "палка-балка", "чашка-Сашка". Замена глухого звука звонким звуком, твердого - мягким, шипящего - свистящим придает слову новое содержание. 
D:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\аня\ПЕД СОВЕТ\images (4).jpg
Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания.

      "Зеркальный" характер письма пациентов. При этом буквы перевернуты в другую сторону, как при изображении в зеркале. Пример: "С" и "З" открываются влево; "Ч" и "Р" выдающейся частью написаны в другую сторону... Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако при подобном явлении ищет явное или скрытое левшество. Ищет и нередко находит: зеркальные перевороты букв - характерная особенность левшей.  

                                                                                        D:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\аня\ПЕД СОВЕТ\images (3).jpg

 Выделяют пять форм дисграфии:
1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии. 
Суть ее состоит в следующем: Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит. Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.
 

        2. Акустическая форма дисграфии.
Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв при этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).
Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: "писмо", "лубит", "больит" и т.д. 

      3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. 
Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Для нее наиболее характерны следующие ошибки:

·  пропуски букв и слогов;

·  перестановка букв и (или) слогов;

·  недописывание слов;

·  написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго "поет звук";

·  повторение букв и (или) слогов;

·  слитное написание предлогов, раздельное написание приставок ("настоле", "на ступила").
4. Аграмматическая дисграфия. 
Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики ("красивый сумка", "веселые день").
5. Оптическая дисграфия. 
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов ("палочки", "овалы") и нескольких "специфичных" элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у...
Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Диктанты надо писать! Только по-особому. 
1. Чрезвычайно медленно!
На написание диктанта объемом 150 слов на начальной стадии ликвидации дисграфии у дисграфика-абитуриента должно затрачиваться не менее часа времени. Почему так долго? Это видно из следующих пунктов. 

2. Текст прочитывается целиком. Можно спросить, на какие орфограммы/пунктограммы этот текст. Ваш подопечный вряд ли ответит, поскольку он уже решил, что это "не для него", так вспомните и слегка укажите на них сами, выясните, известны ли понятия "безударные гласные" и "причастный/деепричастный оборот".
Затем диктуется первое предложение. Попросите ученика назвать количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова. Только потом (после двукратного, а то и трех-четырехкратного прочтения). 

3. Предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания 

D:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\аня\ПЕД СОВЕТ\images (5).jpg

                                                                     

 

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая помощь в развитии лексического запаса и грамматического строя речи у младших школьников с речевыми нарушениями

Среди наиболее существенных задач по развитию речи можно назвать пополнение лексики, работу над грамматическим оформлением речи, усвоение словосочетаний, овладение связью слов в предложении, мод...

Учим школьников с речевыми нарушениями понимать текст

Психолингвистические  исследования,  проведенные в  90-ых годах в разных  городах  России, показали,  что  из 1000 школьников полноценно понимают   прочита...

Формирование универсальных учебных действий у школьников с речевыми нарушениями

В данной работе рассматриваются возможности формирования УУД у школьников на коррекционных логопедических занятиях....

ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Статья посвещена проблеме использования интеративных презентаций для совершенствования письменной речи у младших школьников с ОНР. В статье подробно описана работа с интерактивным кроссвордом &qu...

Формирование словесно-логического мышления у младших школьников с речевыми нарушениями

В презентации рассматриваются операции словесно-логического мышления, механизмы протекания и этапы формирования словесно-логического мышления. А также педагогические принципы построения системы развит...

Игры и упражнения по профилактике и коррекции дисграфии на почве нарушения анализа и синтеза у младших школьников с речевыми нарушениями.

laquo;Дисграфия - частичное расстройство письма, основным симптомом которых является наличие стойких специфических ошибок». Выделяют следующие виды дисграфий:- артикуляционно-акустическая ...

ПРОБЛЕМЫ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ

О проблемах школьного обучения написано много. На полках книжных магазинов сотни книг с советами, как помочь детям в подготовке к школе, как научить читать, писать, считать, как развивать память, вним...