Главные вкладки

    О мерах профилактики суицида среди детей и подростков.
    материал ( класс) на тему

    О мерах профилактики суицида среди детей и подростков.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл buklet_dlya_sobraniya_suitsid.docx21.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    Признаками эмоциональных нарушений являются:

    • потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней
    • частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость)
    • необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду
    • постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти
    • ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие
    • уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку
    • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы
    • погруженность в размышления о смерти
    • отсутствие планов на будущее
    • внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей

    О мерах профилактики суицида среди детей и подростков.

    Россия остается одной из лидирующих стран в мире по количеству самоубийств среди подростков и молодежи. Количество суицидов в возрастной группе 15-19 лет в среднем в 4 раза превышает уровень самоубийств в европейских странах.

    Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом,

    (лишение себя жизни).

    Специалисты разделяют суицидальные попытки:

    • на истинные;
    • демонстративные;
    • шантажные

    Целями суицида могут быть:

    1. Протест, месть. Суицидальное поведение по типу "протеста" предполагает нанесение ущерба, мести обидчику, т. е. тому, кто считается причиной суицидального поведения. Действует принцип: "Вам будет хуже после моей смерти". Конфликт носит острый характер.  

    2. Призыв. Суицидальное поведение по типу "призыва" возникает остро, реализуется чаще всего через самоотравление. Основной смысл суицидальной попытки - получение помощи извне с целью изменения ситуации.

    3.Избегание (наказания, страдания). Суицидальное поведение по типу "избегания" проявляется в ситуациях угрозы наказания и при ожидании психического или физического страдания, а смысл суицида заключается в попытках их избежать.

    4.Самонаказание - определяется переживаниями вины реальной, или же это следствие патологического чувства вины.

    5.Отказ. Суицидальное поведение по типу "отказа" от жизни, где цель и мотивы полностью совпадают, встречается только у душевнобольных.

    Родителям можно рекомендовать:

    • ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
    • анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
    • учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: "Что будет, если...";
    • воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
    • не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;
    • не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;
    • обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов.

    Как понять, что ребенок решился на самоубийство

    Если ребенок всерьез задумал совершить самоубийство, об этом обычно нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы:

    1. Словесные признаки. 

    • прямо и явно говорит о смерти: "Я собираюсь покончить с собой";
    • "Я не могу так дальше жить";
    • косвенно намекает о своем намерении: "Я больше не буду ни для кого обузой"; "Тебе больше не придется обо мне волноваться";
    • много шутит на тему самоубийства;
    • проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

          

     

            2. Поведенческие признаки. 

        Подросток может:

    • раздавать вещи, имеющие для него большую личную значимость, другим людям; приводить в порядок дела; мириться с давними врагами;
    • демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:
    • - в еде - есть слишком мало или слишком много;
    • - во сне - спать слишком мало или слишком много;
    • - во внешнем виде - стать неряшливым;
    • - в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;
    • - замкнуться от семьи и друзей;
    • - быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;
    • проявлять признаки беспомощности, в поступках ощущается безнадежность.

    3. Ситуационные признаки.

        Подросток может   решиться на самоубийство, если он:

    • социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным;
    • живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье - в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм - личная или семейная проблема);
    • ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального;
    • предпринимал раньше попытки суицида;
    • имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;
    • перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);
    • слишком критически настроен по отношению к себе.

    Тест для родителей

    Ответьте на некоторые вопросы, которые помогут увидеть картину ваших взаимоотношений с ребенком.

    1. Рождение вашего ребенка было желанным?

    2. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?

    3. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?

    4. Раз в неделю проводите с ним досуг (походы в кино, концерт, театр, посещение родственников, катание на лыжах и т. д.)?

    5. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?

    6. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?

    7. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?

    8. Вы знаете о его времяпровождении, хобби, занятиях?

    9. Вы в курсе его влюбленности, симпатий?

    10. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?

    11. Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?

    12. Вы знаете, кто его любимый учитель?

    13. Вы знаете, кто его нелюбимый учитель?

    14. Вы первым идете на примирение, разговор?

    15. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка?

    Подсчет результатов

    Если на все вопросы вы ответили "да", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребенку. Если же большинство ответов "нет", необходимо немедленно изменить поведение, услышать и понять подростка, пока не случилась беда!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классный час в 3 классе по профилактике курения среди детей и подростков

    Тема:  «Вредит ли курение нашему здоровью?»Цель: профилактика вредных привычекЗадачи:§  познакомить учащихся с вредным влиянием курения на здоровье человека;§  фор...

    «Глядя в монитор». Викторина для учеников начальной школы в рамках работы над проектом «Охрана зрения». Воспитатель 2 «Б» класса Ю.Н. Степанова « Организация работы в ОУ по профилактике зависимого поведения среди детей и подростков»

    « Организация работы в ОУ по профилактике зависимого поведения среди детей и подростков» Викторина для учеников начальной школыв рамках работы над проектом «Охрана зрения»и по профилактике ...

    Профилактика наркомании и формирование здорового образа жизни среди детей и подростков

    Районный конкурс авторских методических разработок по профилактике наркомании и ЗОЖ среди детей  Авторская методическая разработкаПрофилактика наркомании и формирование здорового образа жизн...

    Насилие среди детей и подростков

    Насилие среди детей и подростков – тема, которая не может не волновать. Многие люди, когда слышат о подростковой жестокости, думают о школьных перестрелках. Но агрессия включает в себя множество...

    Памятка "Профилактика Интернет-рисков детей и подростков"

    Памятка предназначена для использования в качестве раздаточного материала для родителей в рамках проведения различных мероприятий по теме "Безопасный Интернет"....

    Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков

    В методических рекомендациях представлены мероприятия, которые можно предложить педагогам в целях профилактики психотравмирующих факторов в образовательном процессе. Разработаны памятки  для роди...