О мерах профилактики суицида среди детей и подростков.
материал ( класс) на тему

О мерах профилактики суицида среди детей и подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_dlya_sobraniya_suitsid.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

Признаками эмоциональных нарушений являются:

  • потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней
  • частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость)
  • необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду
  • постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти
  • ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие
  • уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку
  • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы
  • погруженность в размышления о смерти
  • отсутствие планов на будущее
  • внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей

О мерах профилактики суицида среди детей и подростков.

Россия остается одной из лидирующих стран в мире по количеству самоубийств среди подростков и молодежи. Количество суицидов в возрастной группе 15-19 лет в среднем в 4 раза превышает уровень самоубийств в европейских странах.

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом,

(лишение себя жизни).

Специалисты разделяют суицидальные попытки:

  • на истинные;
  • демонстративные;
  • шантажные

Целями суицида могут быть:

1. Протест, месть. Суицидальное поведение по типу "протеста" предполагает нанесение ущерба, мести обидчику, т. е. тому, кто считается причиной суицидального поведения. Действует принцип: "Вам будет хуже после моей смерти". Конфликт носит острый характер.  

2. Призыв. Суицидальное поведение по типу "призыва" возникает остро, реализуется чаще всего через самоотравление. Основной смысл суицидальной попытки - получение помощи извне с целью изменения ситуации.

3.Избегание (наказания, страдания). Суицидальное поведение по типу "избегания" проявляется в ситуациях угрозы наказания и при ожидании психического или физического страдания, а смысл суицида заключается в попытках их избежать.

4.Самонаказание - определяется переживаниями вины реальной, или же это следствие патологического чувства вины.

5.Отказ. Суицидальное поведение по типу "отказа" от жизни, где цель и мотивы полностью совпадают, встречается только у душевнобольных.

Родителям можно рекомендовать:

  • ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
  • анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
  • учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: "Что будет, если...";
  • воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
  • не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;
  • не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;
  • обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов.

Как понять, что ребенок решился на самоубийство

Если ребенок всерьез задумал совершить самоубийство, об этом обычно нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы:

1. Словесные признаки. 

  • прямо и явно говорит о смерти: "Я собираюсь покончить с собой";
  • "Я не могу так дальше жить";
  • косвенно намекает о своем намерении: "Я больше не буду ни для кого обузой"; "Тебе больше не придется обо мне волноваться";
  • много шутит на тему самоубийства;
  • проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

      

 

        2. Поведенческие признаки. 

    Подросток может:

  • раздавать вещи, имеющие для него большую личную значимость, другим людям; приводить в порядок дела; мириться с давними врагами;
  • демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:
  • - в еде - есть слишком мало или слишком много;
  • - во сне - спать слишком мало или слишком много;
  • - во внешнем виде - стать неряшливым;
  • - в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;
  • - замкнуться от семьи и друзей;
  • - быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;
  • проявлять признаки беспомощности, в поступках ощущается безнадежность.

3. Ситуационные признаки.

    Подросток может   решиться на самоубийство, если он:

  • социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным;
  • живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье - в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм - личная или семейная проблема);
  • ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального;
  • предпринимал раньше попытки суицида;
  • имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;
  • перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);
  • слишком критически настроен по отношению к себе.

Тест для родителей

Ответьте на некоторые вопросы, которые помогут увидеть картину ваших взаимоотношений с ребенком.

1. Рождение вашего ребенка было желанным?

2. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?

3. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?

4. Раз в неделю проводите с ним досуг (походы в кино, концерт, театр, посещение родственников, катание на лыжах и т. д.)?

5. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?

6. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?

7. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?

8. Вы знаете о его времяпровождении, хобби, занятиях?

9. Вы в курсе его влюбленности, симпатий?

10. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?

11. Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?

12. Вы знаете, кто его любимый учитель?

13. Вы знаете, кто его нелюбимый учитель?

14. Вы первым идете на примирение, разговор?

15. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка?

Подсчет результатов

Если на все вопросы вы ответили "да", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребенку. Если же большинство ответов "нет", необходимо немедленно изменить поведение, услышать и понять подростка, пока не случилась беда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 3 классе по профилактике курения среди детей и подростков

Тема:  «Вредит ли курение нашему здоровью?»Цель: профилактика вредных привычекЗадачи:§  познакомить учащихся с вредным влиянием курения на здоровье человека;§  фор...

«Глядя в монитор». Викторина для учеников начальной школы в рамках работы над проектом «Охрана зрения». Воспитатель 2 «Б» класса Ю.Н. Степанова « Организация работы в ОУ по профилактике зависимого поведения среди детей и подростков»

« Организация работы в ОУ по профилактике зависимого поведения среди детей и подростков» Викторина для учеников начальной школыв рамках работы над проектом «Охрана зрения»и по профилактике ...

Профилактика наркомании и формирование здорового образа жизни среди детей и подростков

Районный конкурс авторских методических разработок по профилактике наркомании и ЗОЖ среди детей  Авторская методическая разработкаПрофилактика наркомании и формирование здорового образа жизн...

Насилие среди детей и подростков

Насилие среди детей и подростков – тема, которая не может не волновать. Многие люди, когда слышат о подростковой жестокости, думают о школьных перестрелках. Но агрессия включает в себя множество...

Родительское собрание "Агрессия среди детей и подростков"

Дети необыкновенно проницательны. Их глаза всегда замечают, их уши всегда прислушиваются, и их разум всегда тщательно обрабатывает информацию, которую они поглощают. Если они видят нас терпеливыми, по...

Беседа «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков».

Цель: создание банка идей и предложений общественно значимых дел для реализации проблемы безнадзорности и правонарушений....