Классный час в 3 классе по профилактике курения среди детей и подростков
классный час (3 класс) по теме

Тема:  «Вредит ли курение нашему здоровью?»

Цель: профилактика вредных привычек

Задачи:

§  познакомить учащихся с вредным влиянием курения на здоровье человека;

§  формировать у учащихся  представление  об отрицательном влиянии курения  на организм;

§  воспитывать у учащихся бережное  отношение к собственному здоровью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской

области средняя общеобразовательная школа  №1 п.г.т. Суходол муниципального района Сергиевский Самарской области

Классный час в 3 классе по профилактике курения среди детей и подростков.

Классный руководитель: Серюгина Н.Ф.

Тема:  «Вредит ли курение нашему здоровью?»

Цель: профилактика вредных привычек

Задачи:

  • познакомить учащихся с вредным влиянием курения на здоровье человека;
  • формировать у учащихся  представление  об отрицательном влиянии курения  на организм;
  • воспитывать у учащихся бережное  отношение к собственному здоровью.

Оборудование: проектор, ноутбук, оформленные рисунки и газета о вреде курения, «Памятка-буклет»

Форма проведения: диалог с элементами игры, театральная постановка

Подготовительная работа

  1. Группа учащихся готовит сценки: «Россия XVI век. Суд над курильщиками», Сказка « Муха – Цокотуха»
  2. Служба информации и печати готовит газету «Не дай убить себя!», сообщения по истории, медицинские справки.
  3. Все учащиеся готовят  рисунки – плакаты по теме классного часа и сочинения  на тему: Сказка о вреде курения.

Ход занятия.

Вводная беседа.

- Здравствуйте, ребята. Знаете ли вы, что 17 ноября во всём мире отмечается День отказа от курения,  поэтому наш классный час посвящается теме: Вредит ли курение нашему здоровью?

- Каждое утро мы говорим  друг другу «Здравствуйте», а что обозначает это слово?

- Давайте вспомним, от чего зависит здоровье человека?

- Да, здоровье человека во многом зависит от образа его жизни. Значит, мы должны знать, что полезно для нас, а что нет. Все полезные привычки человек «выращивает» в себе сам. Только полезные привычки требуют постоянного ухода – дело это нелёгкое, изо дня в день нужно трудиться, чтобы получить результат, а вредные привычки очень легко пускают корни, как сорная трава. Но зато полезные привычки сделают из своего хозяина «Человека»

- Сегодня мы совершим путешествие в прошлое  и вместе выясним, опасно ли курение для здоровья.

- Догадайтесь, какое слово пропущено в выражении, которое сказал великий немецкий поэт И.Гёте: «Курение не совместимо с творческой работой, от него …  (тупеешь)

- Много веков это подтверждает и английская пословица: «Курильщик впускает в свои уста врага, который похищает … (мозг)

- Курение  и наркоманию считают чумой XX века.  А народная мудрость гласит «Один курит – весь дом более». Вы должны знать и понимать к чему приводит эта привычка.

Работа в группах.

-Сейчас каждая группа будет выполнять задание:  Обсудите и запишите  на листочках,  как вы считаете, что есть положительного и отрицательного в курении. 

(Каждая группа записывает на листок свои мысли)

- Давайте проверим, что думает по этому поводу каждая группа.

(Проверка)

Слайдовая презентация

-Как много вы знаете об этой теме. А сейчас отправимся в прошлое. Некоторые ребята приготовили нам сообщение о том, кто открыл табак людям, об истории ввоза табака в Европу.

(3 учащихся делают сообщение «Историческая справка» Просмотр слайдов

№ 2, № 3, № 4)

Слайд № 2.    Табак известен  человечеству с древних времен, но использовался он для религиозных ритуалов.  Европейцев курить табак научили  индейцы, которые дымом табака  отпугивали москитов. У индейцев курили не только мужчины, но и женщины, и дети.  

Вот как описывает своё путешествие  Христофор Колумб: « Высадившись на берег, мы отправились вглубь острова. Нас встретило множество почти голых людей, очень стройных и сильных, которые шли из своих  деревень с горящими головешками в руках и травой, дым,  который они пили. Иные несли одну большую сигару и при каждой остановке зажигали её. Затем каждый делал из неё 3 – 4 тяжки, выпуская дым через ноздри… Туземцы угощали нас табаком, причём сначала курили сами, потом передавали её нам. Отказ от «трубки мира» хозяева рассматривали как недружелюбные действия…»

Слайд № 3.    Испанцы не  хотели портить отношения с туземцами. Вероятно, эти испанцы и были первыми европейцами, пристрастившимися к курению. На вернувшихся в Испанию моряков смотрели с подозрением: человек выпускает изо рта и носа дым, значит спутался с нечистой силой. Курильщики завезли семена табака и стали культивировать.

В Европу табак в качестве декоративного растения завез в 1946 году испанский монах Роман Панно.  

В 1959 году Жан Нико подарил Екатерине Медичи нюхательный табак для лечения головных болей. Появилась мода нюхать табак, причем ему приписывались целебные свойства. Табак продолжали нюхать и курить.  В Россию табак попал в начале XVII века, курение табака и его нюхание жестоко преследовалось и наказывалось.

В 1698 году Петр I снял запрет на курение. С тех пор курение стало быстро распространяться среди широких слоев населения.

Слайд № 4.    Распространение табака встречало в  странах сильное противодействие. В Турции курение табака  рассматривалось как нарушение законов Корана, и виноватых  сажали на кол.

Персидский шах Аббас  приказал  сжечь торговца, который завёз  табак в военный лагерь.

Римский папа Урбан VII отлучил от  церкви тех, кто курил или нюхал табак, а однажды за курение сигар монахов живыми замуровал в стену.

В Россию табак попал в конце XVI века и тоже был встречен не очень приветливо. За курение полагалось весьма серьёзное наказание – от палочных ударов и порки кнутом до отрезания носа и ушей и даже ссылка в Сибирь. Торговцев табаком ждала смертная казнь.

Сценка «Суд над курильщиками. Россия XVI век»

Слайд № 5. 

- Но постепенно запреты на курение отменялся в одной за другой странах. С годами к вредной привычке приобщались мужчины, женщина, молодые люди, подростки и даже дети. Возникла мода на курение: сигареты, мол, придают девушкам особую элегантность, а юношам мужественность. А как врачи? Разве они не боролись против курения? Безусловно, да! Но не очень успешно. И вот почему. О том, что табак вреден для здоровья, узнали давно. Проводили опыты и показывали, что животные гибнут от никотина. Появилась фраза: «Капля никотина убивает лошадь» Но курильщики только посмеивались: видно, я крепче лошади, сколько никотина потребил, а жив!  

Беседа о вреде курения.

- Ребята,  как вы считаете, а чем опасно курение для человека? Что вы знаете об этом?

- Посмотрите, какие плакаты мы приготовили сегодня по теме, а кто хочет прочитать свои  сочинения.

(Учащиеся зачитывают приготовленные сочинения)

 Слайдовая презентация.

- Действительно, учёные выяснили, что курение не безобидное занятие. Побольше узнать об этом нам поможет узнать ещё одна группа учащихся.

(Просмотр слайдов № 6, № 7, № 8, № 9)

Слайд № 6.  Учёные выяснили, что курение –  не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая  наркомания, и тем более опасна, что  многие не принимают всерьёз.

В табаке содержится масса ядовитых веществ. Среди них никотин, по своей ядовитости он равен синильной кислоте. Никотин – один из опасных ядов растительного происхождения.

Птицы (воробьи, голуби) погибают, если  к их клюву всего лишь поднести                 стеклянную палочку,  смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли                 никотина. Собака от 1/2капли  никотина.

Слайд № 7.  Во Франции, в Ницце, в конкурсе «Кто больше выкурит» - двое победителей, выкурив по 60 сигарет, умерли.  В Англии зарегистрирован случай, когда 40-летний  мужчина после трудного трудового дня выкурил 14 сигарет. Утром ему стало плохо, и, несмотря на  оказанную медицинскую помощь, он умер. В литературе описан случай, когда в комнату, где лежал табак в связках в порошке, положили спать девочку, и она через несколько часов умерла.  

Слайд № 8.  При курении происходит резкое  уменьшение содержания кислорода в  крови. А это очень тяжело переносит  головной мозг. У курильщика часто воспаляется зев,  язвочки во рту, что приводит к возникновению ангин. Курильщика мучает кашель, головные боли, ему трудно дышать. У курильщика осиплый голос,  появляется жёлтый  налёт на зубах и  руках, «вянет кожный покров», но больше всего страдают лёгкие. Табачный налёт на лёгких вызывает страшную болезнь – рак лёгких.  Учёные установили, что люди, начавшие курить с 15 лет, умирают от рака лёгких в 5 раз чаще.  Оказывается: если человек курит в день от 1 до 9 сигарет, то сокращает свою жизнь (в среднем на 4 – 5 лет) Нет такого органа, который бы не поражался табаком: почки, мочевой пузырь, кровеносные сосуды, печень, лёгкие, головной мозг.  

Слайд № 9.   

Учёные установили, что курение в ДВА раза опаснее для растущего организма, чем для взрослого.  Растущий организм отравляется ядовитыми веществами табака: курящие дети и подростки плохо учатся, страдают неврозами, раздражительны,  агрессивны, плохо растут и отстают в умственном развитии от сверстников.

Беседа

- Ребята, а чьи родители курят?

- Как вы думаете, безопасно, или нет,  для окружающих находиться рядом с курильщиком?

- Почему говорят: Один курит – весь дом болеет?

- Слышали ли вы такое выражение «пассивное курение»?  Как вы его понимаете? Послушайте сообщение.

(Учащийся делает сообщение, просмотр слайда № 10)

Слайд № 10.   Учёные установили, что дети, в семьях которых есть курильщики - родители, чаще  болеют острыми респираторными заболеваниями, пневмонией, бронхитами. Почему?  Оказывается: в состав табачного дыма входит более трёх тысяч вредных веществ. Причём одно страшнее другого. Это никотин, мышьяк, угарный газ, свинец и др.

25% этих веществ оседает  в организме курильщика;

5% - остаётся в окурке;

20% - сгорает;

50% - попадает в воздух

Не курящие люди, находясь в прокуренном  помещении, вдыхают табачный дым из воздуха. Получается, что некурящие «курят». Появился даже специальный термин – «пассивное курение». Значит, курящий наносит вред не только себе, но и окружающим!

- Ребята, как вы думаете, а существует ли запрет на курение сейчас? Как борются с курением в разных странах мира?

(Просмотр слайда № 11, № 12, № 13)

Слайд № 11.  На Тайване запрещено курить до 18 лет. В случае нарушения этого запрета родители провинившегося могут заплатить штраф примерно 300 $.

В Англии – вычитают деньги из зарплаты за время, проведённое в курительной комнате.

В Дании–запрещено курить в общественных местах.

В Сингапуре – штраф за курение 500 $ . Нет рекламы на табачные изделия.

В США, странах Европы действуют  национальные программы по борьбе с

курением.

В США за курение в общественном месте виновного наказывают лишением свободы на 1 год.  

В Финляндии врачи установили 1 день – 17 ноября, когда курильщики приходят на  работу без сигарет.

Слайд № 12.    Во Франции за курение в кафе, ресторане или на перроне с недавних пор приходится платить огромные штрафы.

В Дании – цены на табачные изделия очень высокие.

В Сингапуре – курить на улицах можно, но стряхивать пепел нельзя… Тому, кто уронит пепел штраф 700 $.

В Токио (Япония) – с 2002 года запрещено курить в    общественных местах под угрозой огромного  штрафа.

Слайд № 13.  10 июля 2001 года принят  Закон «Об ограничении курения табака»

… на каждой упаковке табачных изделий должна быть предупредительная надпись о вреде курения табака;

… запрещается продажа табачных изделий лицам моложе 18 лет;

… запрещается курение в организациях здравоохранения, образования, культуры, на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте.

Слайд № 14.     Курение самая важная причина, приводящая к неизлечимым заболеваниям, инвалидности, смерти!  Будь сильным и не бери, предложенную тебе сигарету.  Если хочешь быть здоровым и жить долго – НЕ КУРИ! Помни! Твоё здоровье в твоих руках!

Итоги урока.

- О чём шла речь сегодня?

- Какие факты, новые сведения вы узнали? Что для вас было наиболее интересным?

- Какие выводы вы сделали сегодня?

Инсценировка сказки «Муха – Цокотуха»

 - Вот и подошёл наш классный час к концу. Я надеюсь, что сегодня каждый сделает для себя правильный вывод, ведь ваше будущее  зависит только от вас самих. Послушайте и посмотрите сказку «Муха – Цокотуха»

Действующие лица

Слова героев

автор

Муха, Муха – Цокотуха,                                           Позолоченное брюхо,

Муха по полю пошла,

Табачок она нашла.

Села мухонька в карету,

Закурила сигарету.

Увлеклася табачком,

Подавилася дымком

А противный паучок – табачок ,

Нашу Муху в уголок поволок

Паучок - табачок

-Сигареткой угощаю,

-Долгой жизни обещаю.

-Воз здоровья и успех,

-И здоровый детский смех.

автор

Цокотуха улыбнулась,

Сигареткой затянулась…

автор

Вот прошло немало дней,

Посмотрите, что же с ней?

Наша Муха изменилась.

В инвалида превратилась.

Глазки больше не горят,

Зубы желтизной блестят,

Сердце бешено стучит,

Платье нервно теребит.

Муха - Цокотуха

-Дайте Мухе табачку,

-Больше, братцы, не могу!

-Нету больше сил молчать!

-Ай, ай, ай!

автор

Вдруг откуда ни возьмись

Маленький комарик,

А в руке его горит маленький фонарик

Комарик

-Муха, Муха, не дури!

-Брось сигарку, не кури!

-С семинара я лечу,

-И помочь тебе хочу.

-Лучше Муха попляши,

-Сигаретку затуши.

-Будешь Муха хороша,

-Расцветёт твоя душа.

-Ты не бойся паучка,

-Ты не бойся табачка.

-Его злая паутина

-Состоит из никотина.

-Вещества проходят в кровь

-Ты слабеешь вновь и вновь.

-Заболеешь ты, всплакнёшь

-И сама ты пропадёшь.

автор

Испугалась Цокотуха,

Затряслась  злачоным брюхом.

Муха - Цокотуха

-Помоги ты мне комар,

-Я поставлю самовар.

-Мы чайку с тобой попъём,

-Очень дружно заживём!

-Я теперь примерной стану,

-И курить я перестану.

-Обещаю не тужить,

-С сигареткой не дружить!

автор

И с тех пор они живут

И здоровье берегут!

Использованная литература

  1. В.Н.Касаткина «Программа по профилактике курения в школе»  Казань, 2001.
  2. Г.П.Попова «Классные часы в 1 – 4 классах» Волгоград,  2007
  3. Детская мультимедиа-энциклопедия «Кирилла и Мефодия» Windows, 2006
  4. Материалы фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2007 – 2008 учебный год.       htt://festival.1september. ru
  5. Мультимедиа-энциклопедия для школьников «Кирилла и Мефодия» Windows, 2007
  6. М.А.Тыртышная «50 идей классного руководителя» Ростов-на-Дону «Феникс»,  2007
  7. Н.И.Дереклеева  «Справочник классного руководителя» Москва «Вако»,  2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Глядя в монитор». Викторина для учеников начальной школы в рамках работы над проектом «Охрана зрения». Воспитатель 2 «Б» класса Ю.Н. Степанова « Организация работы в ОУ по профилактике зависимого поведения среди детей и подростков»

« Организация работы в ОУ по профилактике зависимого поведения среди детей и подростков» Викторина для учеников начальной школыв рамках работы над проектом «Охрана зрения»и по профилактике ...

Профилактика наркомании и формирование здорового образа жизни среди детей и подростков

Районный конкурс авторских методических разработок по профилактике наркомании и ЗОЖ среди детей  Авторская методическая разработкаПрофилактика наркомании и формирование здорового образа жизн...

Насилие среди детей и подростков

Насилие среди детей и подростков – тема, которая не может не волновать. Многие люди, когда слышат о подростковой жестокости, думают о школьных перестрелках. Но агрессия включает в себя множество...

О мерах профилактики суицида среди детей и подростков.

О мерах профилактики суицида среди детей и подростков....

Родительское собрание "Агрессия среди детей и подростков"

Дети необыкновенно проницательны. Их глаза всегда замечают, их уши всегда прислушиваются, и их разум всегда тщательно обрабатывает информацию, которую они поглощают. Если они видят нас терпеливыми, по...

Беседа «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков».

Цель: создание банка идей и предложений общественно значимых дел для реализации проблемы безнадзорности и правонарушений....