Главные вкладки

    Классный час в 3 классе по профилактике курения среди детей и подростков
    классный час (3 класс) по теме

    Тема:  «Вредит ли курение нашему здоровью?»

    Цель: профилактика вредных привычек

    Задачи:

    §  познакомить учащихся с вредным влиянием курения на здоровье человека;

    §  формировать у учащихся  представление  об отрицательном влиянии курения  на организм;

    §  воспитывать у учащихся бережное  отношение к собственному здоровью.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской

    области средняя общеобразовательная школа  №1 п.г.т. Суходол муниципального района Сергиевский Самарской области

    Классный час в 3 классе по профилактике курения среди детей и подростков.

    Классный руководитель: Серюгина Н.Ф.

    Тема:  «Вредит ли курение нашему здоровью?»

    Цель: профилактика вредных привычек

    Задачи:

    • познакомить учащихся с вредным влиянием курения на здоровье человека;
    • формировать у учащихся  представление  об отрицательном влиянии курения  на организм;
    • воспитывать у учащихся бережное  отношение к собственному здоровью.

    Оборудование: проектор, ноутбук, оформленные рисунки и газета о вреде курения, «Памятка-буклет»

    Форма проведения: диалог с элементами игры, театральная постановка

    Подготовительная работа

    1. Группа учащихся готовит сценки: «Россия XVI век. Суд над курильщиками», Сказка « Муха – Цокотуха»
    2. Служба информации и печати готовит газету «Не дай убить себя!», сообщения по истории, медицинские справки.
    3. Все учащиеся готовят  рисунки – плакаты по теме классного часа и сочинения  на тему: Сказка о вреде курения.

    Ход занятия.

    Вводная беседа.

    - Здравствуйте, ребята. Знаете ли вы, что 17 ноября во всём мире отмечается День отказа от курения,  поэтому наш классный час посвящается теме: Вредит ли курение нашему здоровью?

    - Каждое утро мы говорим  друг другу «Здравствуйте», а что обозначает это слово?

    - Давайте вспомним, от чего зависит здоровье человека?

    - Да, здоровье человека во многом зависит от образа его жизни. Значит, мы должны знать, что полезно для нас, а что нет. Все полезные привычки человек «выращивает» в себе сам. Только полезные привычки требуют постоянного ухода – дело это нелёгкое, изо дня в день нужно трудиться, чтобы получить результат, а вредные привычки очень легко пускают корни, как сорная трава. Но зато полезные привычки сделают из своего хозяина «Человека»

    - Сегодня мы совершим путешествие в прошлое  и вместе выясним, опасно ли курение для здоровья.

    - Догадайтесь, какое слово пропущено в выражении, которое сказал великий немецкий поэт И.Гёте: «Курение не совместимо с творческой работой, от него …  (тупеешь)

    - Много веков это подтверждает и английская пословица: «Курильщик впускает в свои уста врага, который похищает … (мозг)

    - Курение  и наркоманию считают чумой XX века.  А народная мудрость гласит «Один курит – весь дом более». Вы должны знать и понимать к чему приводит эта привычка.

    Работа в группах.

    -Сейчас каждая группа будет выполнять задание:  Обсудите и запишите  на листочках,  как вы считаете, что есть положительного и отрицательного в курении. 

    (Каждая группа записывает на листок свои мысли)

    - Давайте проверим, что думает по этому поводу каждая группа.

    (Проверка)

    Слайдовая презентация

    -Как много вы знаете об этой теме. А сейчас отправимся в прошлое. Некоторые ребята приготовили нам сообщение о том, кто открыл табак людям, об истории ввоза табака в Европу.

    (3 учащихся делают сообщение «Историческая справка» Просмотр слайдов

    № 2, № 3, № 4)

    Слайд № 2.    Табак известен  человечеству с древних времен, но использовался он для религиозных ритуалов.  Европейцев курить табак научили  индейцы, которые дымом табака  отпугивали москитов. У индейцев курили не только мужчины, но и женщины, и дети.  

    Вот как описывает своё путешествие  Христофор Колумб: « Высадившись на берег, мы отправились вглубь острова. Нас встретило множество почти голых людей, очень стройных и сильных, которые шли из своих  деревень с горящими головешками в руках и травой, дым,  который они пили. Иные несли одну большую сигару и при каждой остановке зажигали её. Затем каждый делал из неё 3 – 4 тяжки, выпуская дым через ноздри… Туземцы угощали нас табаком, причём сначала курили сами, потом передавали её нам. Отказ от «трубки мира» хозяева рассматривали как недружелюбные действия…»

    Слайд № 3.    Испанцы не  хотели портить отношения с туземцами. Вероятно, эти испанцы и были первыми европейцами, пристрастившимися к курению. На вернувшихся в Испанию моряков смотрели с подозрением: человек выпускает изо рта и носа дым, значит спутался с нечистой силой. Курильщики завезли семена табака и стали культивировать.

    В Европу табак в качестве декоративного растения завез в 1946 году испанский монах Роман Панно.  

    В 1959 году Жан Нико подарил Екатерине Медичи нюхательный табак для лечения головных болей. Появилась мода нюхать табак, причем ему приписывались целебные свойства. Табак продолжали нюхать и курить.  В Россию табак попал в начале XVII века, курение табака и его нюхание жестоко преследовалось и наказывалось.

    В 1698 году Петр I снял запрет на курение. С тех пор курение стало быстро распространяться среди широких слоев населения.

    Слайд № 4.    Распространение табака встречало в  странах сильное противодействие. В Турции курение табака  рассматривалось как нарушение законов Корана, и виноватых  сажали на кол.

    Персидский шах Аббас  приказал  сжечь торговца, который завёз  табак в военный лагерь.

    Римский папа Урбан VII отлучил от  церкви тех, кто курил или нюхал табак, а однажды за курение сигар монахов живыми замуровал в стену.

    В Россию табак попал в конце XVI века и тоже был встречен не очень приветливо. За курение полагалось весьма серьёзное наказание – от палочных ударов и порки кнутом до отрезания носа и ушей и даже ссылка в Сибирь. Торговцев табаком ждала смертная казнь.

    Сценка «Суд над курильщиками. Россия XVI век»

    Слайд № 5. 

    - Но постепенно запреты на курение отменялся в одной за другой странах. С годами к вредной привычке приобщались мужчины, женщина, молодые люди, подростки и даже дети. Возникла мода на курение: сигареты, мол, придают девушкам особую элегантность, а юношам мужественность. А как врачи? Разве они не боролись против курения? Безусловно, да! Но не очень успешно. И вот почему. О том, что табак вреден для здоровья, узнали давно. Проводили опыты и показывали, что животные гибнут от никотина. Появилась фраза: «Капля никотина убивает лошадь» Но курильщики только посмеивались: видно, я крепче лошади, сколько никотина потребил, а жив!  

    Беседа о вреде курения.

    - Ребята,  как вы считаете, а чем опасно курение для человека? Что вы знаете об этом?

    - Посмотрите, какие плакаты мы приготовили сегодня по теме, а кто хочет прочитать свои  сочинения.

    (Учащиеся зачитывают приготовленные сочинения)

     Слайдовая презентация.

    - Действительно, учёные выяснили, что курение не безобидное занятие. Побольше узнать об этом нам поможет узнать ещё одна группа учащихся.

    (Просмотр слайдов № 6, № 7, № 8, № 9)

    Слайд № 6.  Учёные выяснили, что курение –  не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая  наркомания, и тем более опасна, что  многие не принимают всерьёз.

    В табаке содержится масса ядовитых веществ. Среди них никотин, по своей ядовитости он равен синильной кислоте. Никотин – один из опасных ядов растительного происхождения.

    Птицы (воробьи, голуби) погибают, если  к их клюву всего лишь поднести                 стеклянную палочку,  смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли                 никотина. Собака от 1/2капли  никотина.

    Слайд № 7.  Во Франции, в Ницце, в конкурсе «Кто больше выкурит» - двое победителей, выкурив по 60 сигарет, умерли.  В Англии зарегистрирован случай, когда 40-летний  мужчина после трудного трудового дня выкурил 14 сигарет. Утром ему стало плохо, и, несмотря на  оказанную медицинскую помощь, он умер. В литературе описан случай, когда в комнату, где лежал табак в связках в порошке, положили спать девочку, и она через несколько часов умерла.  

    Слайд № 8.  При курении происходит резкое  уменьшение содержания кислорода в  крови. А это очень тяжело переносит  головной мозг. У курильщика часто воспаляется зев,  язвочки во рту, что приводит к возникновению ангин. Курильщика мучает кашель, головные боли, ему трудно дышать. У курильщика осиплый голос,  появляется жёлтый  налёт на зубах и  руках, «вянет кожный покров», но больше всего страдают лёгкие. Табачный налёт на лёгких вызывает страшную болезнь – рак лёгких.  Учёные установили, что люди, начавшие курить с 15 лет, умирают от рака лёгких в 5 раз чаще.  Оказывается: если человек курит в день от 1 до 9 сигарет, то сокращает свою жизнь (в среднем на 4 – 5 лет) Нет такого органа, который бы не поражался табаком: почки, мочевой пузырь, кровеносные сосуды, печень, лёгкие, головной мозг.  

    Слайд № 9.   

    Учёные установили, что курение в ДВА раза опаснее для растущего организма, чем для взрослого.  Растущий организм отравляется ядовитыми веществами табака: курящие дети и подростки плохо учатся, страдают неврозами, раздражительны,  агрессивны, плохо растут и отстают в умственном развитии от сверстников.

    Беседа

    - Ребята, а чьи родители курят?

    - Как вы думаете, безопасно, или нет,  для окружающих находиться рядом с курильщиком?

    - Почему говорят: Один курит – весь дом болеет?

    - Слышали ли вы такое выражение «пассивное курение»?  Как вы его понимаете? Послушайте сообщение.

    (Учащийся делает сообщение, просмотр слайда № 10)

    Слайд № 10.   Учёные установили, что дети, в семьях которых есть курильщики - родители, чаще  болеют острыми респираторными заболеваниями, пневмонией, бронхитами. Почему?  Оказывается: в состав табачного дыма входит более трёх тысяч вредных веществ. Причём одно страшнее другого. Это никотин, мышьяк, угарный газ, свинец и др.

    25% этих веществ оседает  в организме курильщика;

    5% - остаётся в окурке;

    20% - сгорает;

    50% - попадает в воздух

    Не курящие люди, находясь в прокуренном  помещении, вдыхают табачный дым из воздуха. Получается, что некурящие «курят». Появился даже специальный термин – «пассивное курение». Значит, курящий наносит вред не только себе, но и окружающим!

    - Ребята, как вы думаете, а существует ли запрет на курение сейчас? Как борются с курением в разных странах мира?

    (Просмотр слайда № 11, № 12, № 13)

    Слайд № 11.  На Тайване запрещено курить до 18 лет. В случае нарушения этого запрета родители провинившегося могут заплатить штраф примерно 300 $.

    В Англии – вычитают деньги из зарплаты за время, проведённое в курительной комнате.

    В Дании–запрещено курить в общественных местах.

    В Сингапуре – штраф за курение 500 $ . Нет рекламы на табачные изделия.

    В США, странах Европы действуют  национальные программы по борьбе с

    курением.

    В США за курение в общественном месте виновного наказывают лишением свободы на 1 год.  

    В Финляндии врачи установили 1 день – 17 ноября, когда курильщики приходят на  работу без сигарет.

    Слайд № 12.    Во Франции за курение в кафе, ресторане или на перроне с недавних пор приходится платить огромные штрафы.

    В Дании – цены на табачные изделия очень высокие.

    В Сингапуре – курить на улицах можно, но стряхивать пепел нельзя… Тому, кто уронит пепел штраф 700 $.

    В Токио (Япония) – с 2002 года запрещено курить в    общественных местах под угрозой огромного  штрафа.

    Слайд № 13.  10 июля 2001 года принят  Закон «Об ограничении курения табака»

    … на каждой упаковке табачных изделий должна быть предупредительная надпись о вреде курения табака;

    … запрещается продажа табачных изделий лицам моложе 18 лет;

    … запрещается курение в организациях здравоохранения, образования, культуры, на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте.

    Слайд № 14.     Курение самая важная причина, приводящая к неизлечимым заболеваниям, инвалидности, смерти!  Будь сильным и не бери, предложенную тебе сигарету.  Если хочешь быть здоровым и жить долго – НЕ КУРИ! Помни! Твоё здоровье в твоих руках!

    Итоги урока.

    - О чём шла речь сегодня?

    - Какие факты, новые сведения вы узнали? Что для вас было наиболее интересным?

    - Какие выводы вы сделали сегодня?

    Инсценировка сказки «Муха – Цокотуха»

     - Вот и подошёл наш классный час к концу. Я надеюсь, что сегодня каждый сделает для себя правильный вывод, ведь ваше будущее  зависит только от вас самих. Послушайте и посмотрите сказку «Муха – Цокотуха»

    Действующие лица

    Слова героев

    автор

    Муха, Муха – Цокотуха,                                           Позолоченное брюхо,

    Муха по полю пошла,

    Табачок она нашла.

    Села мухонька в карету,

    Закурила сигарету.

    Увлеклася табачком,

    Подавилася дымком

    А противный паучок – табачок ,

    Нашу Муху в уголок поволок

    Паучок - табачок

    -Сигареткой угощаю,

    -Долгой жизни обещаю.

    -Воз здоровья и успех,

    -И здоровый детский смех.

    автор

    Цокотуха улыбнулась,

    Сигареткой затянулась…

    автор

    Вот прошло немало дней,

    Посмотрите, что же с ней?

    Наша Муха изменилась.

    В инвалида превратилась.

    Глазки больше не горят,

    Зубы желтизной блестят,

    Сердце бешено стучит,

    Платье нервно теребит.

    Муха - Цокотуха

    -Дайте Мухе табачку,

    -Больше, братцы, не могу!

    -Нету больше сил молчать!

    -Ай, ай, ай!

    автор

    Вдруг откуда ни возьмись

    Маленький комарик,

    А в руке его горит маленький фонарик

    Комарик

    -Муха, Муха, не дури!

    -Брось сигарку, не кури!

    -С семинара я лечу,

    -И помочь тебе хочу.

    -Лучше Муха попляши,

    -Сигаретку затуши.

    -Будешь Муха хороша,

    -Расцветёт твоя душа.

    -Ты не бойся паучка,

    -Ты не бойся табачка.

    -Его злая паутина

    -Состоит из никотина.

    -Вещества проходят в кровь

    -Ты слабеешь вновь и вновь.

    -Заболеешь ты, всплакнёшь

    -И сама ты пропадёшь.

    автор

    Испугалась Цокотуха,

    Затряслась  злачоным брюхом.

    Муха - Цокотуха

    -Помоги ты мне комар,

    -Я поставлю самовар.

    -Мы чайку с тобой попъём,

    -Очень дружно заживём!

    -Я теперь примерной стану,

    -И курить я перестану.

    -Обещаю не тужить,

    -С сигареткой не дружить!

    автор

    И с тех пор они живут

    И здоровье берегут!

    Использованная литература

    1. В.Н.Касаткина «Программа по профилактике курения в школе»  Казань, 2001.
    2. Г.П.Попова «Классные часы в 1 – 4 классах» Волгоград,  2007
    3. Детская мультимедиа-энциклопедия «Кирилла и Мефодия» Windows, 2006
    4. Материалы фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2007 – 2008 учебный год.       htt://festival.1september. ru
    5. Мультимедиа-энциклопедия для школьников «Кирилла и Мефодия» Windows, 2007
    6. М.А.Тыртышная «50 идей классного руководителя» Ростов-на-Дону «Феникс»,  2007
    7. Н.И.Дереклеева  «Справочник классного руководителя» Москва «Вако»,  2007


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Глядя в монитор». Викторина для учеников начальной школы в рамках работы над проектом «Охрана зрения». Воспитатель 2 «Б» класса Ю.Н. Степанова « Организация работы в ОУ по профилактике зависимого поведения среди детей и подростков»

    « Организация работы в ОУ по профилактике зависимого поведения среди детей и подростков» Викторина для учеников начальной школыв рамках работы над проектом «Охрана зрения»и по профилактике ...

    Профилактика наркомании и формирование здорового образа жизни среди детей и подростков

    Районный конкурс авторских методических разработок по профилактике наркомании и ЗОЖ среди детей  Авторская методическая разработкаПрофилактика наркомании и формирование здорового образа жизн...

    Насилие среди детей и подростков

    Насилие среди детей и подростков – тема, которая не может не волновать. Многие люди, когда слышат о подростковой жестокости, думают о школьных перестрелках. Но агрессия включает в себя множество...

    О мерах профилактики суицида среди детей и подростков.

    О мерах профилактики суицида среди детей и подростков....

    Памятка "Профилактика Интернет-рисков детей и подростков"

    Памятка предназначена для использования в качестве раздаточного материала для родителей в рамках проведения различных мероприятий по теме "Безопасный Интернет"....

    Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков

    В методических рекомендациях представлены мероприятия, которые можно предложить педагогам в целях профилактики психотравмирующих факторов в образовательном процессе. Разработаны памятки  для роди...