Отличительные особенности Федерального государственного образовательного стандарта(ФГОС) начального общего образования
статья ( класс) на тему

Сорокина Евгения Валерьевна

В статье рассматривается вопросы по теме " Отличительные особенности Федерального государственного     образовательного стандарта(ФГОС) начального общего  образования", которые интересны не только учителям начальных классов, но и родителям учащихся начальной школы. 

                             

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otlichitelnye_osobennosti_federalnogo_gosudarstvennogo.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

Отличительные особенности Федерального государственного        
                            образовательного стандарта(ФГОС) начального общего

образования

Россия, провозгласив цели построения демократического общества, живущего в условиях  современной рыночной экономики, предъявляет выпускникам системы образования новые требования, которые лучше всего характеризуют слова В.В.Путина «Свободный человек в свободной стране».                                                                              
     Появление новых вызовов времени  вынуждает отвечать на них  модернизацией школьного образования. Эти вызовы порождают  принципиально иные  требования к образованию и его результатам и поэтому требуют разработки новых образовательных стандартов. Одним из пунктов утвержденной президентской инициативы «Наша новая школа» является
переход на стандарты 2 поколения, запуск которых  связан с требованием к повышению качества образования.        
      ФГОС начального общего образования  -  утвержден и введен в действие с 1 января 2010 г. А с 1 сентября 2011 года все первоклассники наших школ города работают по стандарту.

 Все, что заложено в новом стандарте, адресовано не столько ребенку, сколько органам власти всех уровней - руководителям системы образования, директорам школ, учителям.

      Каковы же особенности ФГОС? Если раньше в стандарте детально описывалось содержание образования- темы, дидактические единицы,т.е.то, чему должны научить ученика, а именно: знания, умения, навыки. В стандарте нового поколения содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к его результатам, не только предметным, но и метапредметным, и личностным.

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

      Сегодня ставятся главные педагогические задачи: Для чего? Чему учить? Ради чего? Как учить? И цель сегодняшнего развивающего обучения: научить ребенка учиться (подготовить  к самообразованию) Учителю предоставляется свобода в выборе путей, средств, способов  достижения результатов, использовании и разработке технологий реализации основных образовательных программ, обеспечивающих выполнение Требований ФГОС.

     Методологической основой Стандарта является системно -деятельностный подход. Обучение должно идти через деятельность,  и деятельность должна быть организована таким образом, что через проблемные ситуации, вопросы ребенок пришел к исследованию, сам открывал новые знания. Ученик- равноправный партнер учителя, он участвует  в открытии нового, самооценке, рефлексии. В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник.

Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. В условиях, когда объем информации удваивается как минимум каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новыми видами деятельности. Это принципиальное изменение. На уроках, во внеурочной деятельности основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных исследовательских работ. Практическая направленность уроков, занятий позволит учителям создать условия для формирования у детей самостоятельности выбора действия, способа добывания информации, самоконтроля, адекватной самооценки, умения сотрудничать и т.д.

Дидактические принципы, лежащие в основе деятельностной педагогики:

1.Принцип деятельности- формирование личности ученика и продвижение его в развитие осуществляется только в процессе его собственной деятельности, направленной на открытие нового знания.

2.Принцип непрерывности- такая организация процесса образования, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего.

3.Принцип целостного представления о мире. У ребенка в процессе обучения должно быть сформировано целостное обобщенное представление о мире: природе, обществе и самом себе.

4.Принцип психологической комфортности- предполагает снятие всех стрессообразующих факторов, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

5.Принцип вариативности- развитие у учащихся вариативного мышления, т.е. понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального .

6.Принцип креативности- предполагает максимальную ориентацию на творческое начало учебной деятельности школьника, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.

   Системно-деятельностный подход предполагает развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Прежде всего, в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни, и разрабатывался новый образовательный стандарт. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД). Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

 В результате изучения всех предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы метапредметные УУД-личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.    Таким образом результат обучения в начальной школе– это не только знания, но и умение их применять в повседневной жизни.

     Новый стандарт определил требования, которым должны соответствовать образовательный процесс. Стандарт выступает как система требований к: 

  • Результатам освоения основной образовательной программы
  • Структуре основной образовательной программы
  • Условиям реализации основной образовательной программы

 Стандарт устанавливает три основные группы результатов обучения: --личностным (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, личностные качества и др.),

        метапредметные (умение учиться),

      предметные умения.

         Основные результаты начального образования:

формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;

индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

    Пожалуй, совсем новое в Стандартах- это система оценки достижения планируемых результатов освоения основной  образовательной программы начального общего образования, так называемый «Портфель достижений»,  о котором  мы поговорим позже.

    А теперь о портрете выпускника начальной школы.

Выпускник начальной школы – это человек:

-любящий свой народ, свой край и свою Родину;

-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

-владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

-готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

-доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

-выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. 

Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик».           Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д. Огромный ряд отдельных мероприятий: традиционные Дни Здоровья, третий час физкультуры, а также целевая программа Здоровьесбережения - направлены на формирование культуры здоровья, укрепление, сохранение здоровья детей.

 Именно таким мы все вместе, т.е. общество, хочет  видеть выпускника начальной школы.

     Используемая литература:

  1.  Закон Российской Федерации «Об образовании»  2012 г.
  2.  Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
  3.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального, основного, среднего общего образования.(www.standart.edu.ru)
  4.  Начальная школа. (www. standart. edu.ru)
  5.  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования (под редакцией Е.С. Полат).- М.: Академия, 2001.
  6. Оценка достижения планируемых результатов.  Начальная школа // «Стандарты второго поколения". – М.: Просвещение, 2010.
  7.  Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 18.
  8.  Асмолов, А.Г., Г.В. Бурменская И.А., Володарская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.– М.: Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕХАНИЗМЫ ВНЕДРЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Представлен опыт работы образовательного учреждения в услояю и применение инновационных  технологий в работе учителя....

Справка Анализ ресурсов, необходимых для введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

с 1 сентября 2016 года вступают в силу Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья. Наша школа тоже приступит к реализации ФГОС ОВЗ. В статье...

Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стан¬дарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авт

Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стан­дарта начального общего образования на ос...

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и информационные технологии на уроках математики и информатики

Основным результатом образования является овладение набором универсальных учебных действий, которые в свою очередь позволяют ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Опираясь на...

Ключевые особенности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ.

ВЫстуаление на педсовете по теме"Ключевые особенности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ.          ...

Использование инновационных педагогических технологий на уроках в начальной школе в целях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)

Методика обучения - это свод правил, примеров и средств, с помощью которых, многолетний опыт передается от одного поколения другому и формирует новый опыт жизнедеятельности людей.Среди основных побуди...