Родительское собрание на тему "Формирование навыков чтения у младших школьников"
консультация (2 класс) на тему

Мусатова Наталья Константиновна

Беседа с родителями о трудностях в обучении чтению и этапах формирования навыка чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirov_navykov_cht.docx15.82 КБ

Предварительный просмотр:

                        РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

   ТЕМА:    «Формирование навыков чтения

                           у младших школьников».

    Цель: ознакомить родителей с понятием «навык» чтения;

               с главными трудностями в обучении детей чтению;

               с основными качествами и этапами формирования

               навыков чтения.

                           Ход собрания.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы собрания.

3. Выступление учителя.

       Успешное овладение навыком чтения является одним из главных условий успешности детей в учении. Но читательские навыки сегодняшних школьников оставляют желать лучшего. Что включает в себя навык чтения?

1. Это техника чтения – узнавание буквы, соотнесение её со звуком, умение из букв складывать слоги, слова и т.д.

2. Понимание смысла читаемого.

Самая главная причина трудностей в обучении детей чтению- недостаточная сформированность техники чтения.

              Эти два компонента находятся между собой в тесной взаимосвязи и оказывают друг на друга взаимное влияние. Совершенная техника чтения приводит к быстрому и точному пониманию смысла, а более лёгкий в смысловом отношении текст читается быстрее и без ошибок. Что же представляет собой процесс чтения? В начале обучения чтению ребёнок учится декодировать написанное слово в звучащее: опознавать букву и соотносить её со звуком, соединять несколько букв в слог и несколько  слогов в слово. Эти технические операции поглощают всё внимание уч-ся. Все его умственные усилия направлены именно на процесс декодирования, при этом понимание читаемого текста затруднено, на него просто не хватает интеллектуальных сил. Постепенно технические операции автоматизируются, уходят в подсознание, и внимание ученика концентрирунтся на понимании смысла текста.

            Навык чтения включает в себя 4 качества:

1. Правильность – плавное чтение без искажения, влияющее на смысл

     читаемого.

2.  Беглость – кол-во знаков за минуту, т.е. скорость чтения.

     Беглость чтения зависит от поля чтения и длительности остановок

     в процессе чтения. Поле чтения- это отрезок текста, который

     взгляд чтеца схватывает за один приём, после чего следует останов

     ка. Поле чтения у неопытного чтеца очень мало, иногда оно равно

     1 букве, поэтому на строке он делает много остановок. Если чтец

     не сумел удержать в памяти прочитанный отрезок, то ему приходи

     тся ещё раз вернуться к уже прочитанному тексту, чтобы понять то

     что прочитано.

3.  Сознательность – понимание замысла автора; какие художествен-

     ные средства помогают реализовать этот замысел, своё собствен-

     ное  отношение к прочитанному.

4.  Выразительность – это способность средствами устной речи пере-

     дать слушателям главную мысль произведения и своё собственное

     отношение к нему.

Выделяют 3 этапа формирования навыка чтения:

1.   Аналитический – умение видеть гласную букву, соотносить её со

      слогом – слиянием, озвучить каждый слог, произнести плавно так,      

      чтобы узнать слово и понять его. Чтение по слогам-это признак то

      го, что ребёнок находится на самом 1 этапе формирования навыка

      чтения –аналитическом. Обычно считают, что аналитический этап

      соответствует периоду обучения грамоте. У каждого ребёнка раз-

      ный уровень развития: поэтому у одних он быстро проходит, у

      других затягивается.

2.   Синтетический этап – на этом этапе все 3 компонента чтения: вос-

      приятие, произнесение и осмысление читаемого происходят одно-

      временно. На этом этапе ребёнок начинает читать целыми слова-

      ми. Но самым главным признаком перехода чтеца на этот этап яв-

      ляется наличие при чтении интонирования. А интонация при чте-

      нии появляется при условии, если чтец удерживает в сознании об-

      щий смысл читаемого. Это происходит на 2-й год обучения в на-

      чальной школе.

3.   Этап автоматизации – техника чтения доведена до автоматизма. И

      интеллектуальные усилия направлены на осознание содержания

      читаемого и его формы: идеи произведения, композиции, художес

      твенных средств. Главным признаком того, что дети достигли эта-

      па автоматизации является их эмоциональная реакция на самостоя

      тельно прочитанное произведение, желание поделиться своим впе

      чатлением без дополнительных вопросов учителя, желание обсу-

      дить прочитанное.

Такой путь от аналитического этапа до этапа автоматизации должен быть пройден ребёнком в рамках начальной школы за 4 года. Для это-

го:

1.  Упражнения в чтении должны быть каждодневными 15-20 мин.

2.   Чтение должно быть многократным.

3.   Читать в слух неторопясь, внимательно.

4.   Читать с ударением и с рукой.

5.   Выяснять во время чтения трудные слова.

6.   У детей не развит речевой аппарат. Для развития беглости чтения

      по 3-5 строчек читать в темпе скороговорки.

7.   Обязательно должно быть и чтение про себя.

8.   Чтение хором за взрослым.

9.   После чтения спросить у ребёнка, понравился ли ему рассказ?

      Чем? Что нового он узнал? Попросите рассказать о главном герое,

      главных событиях. Чему научила книга?

Для того, чтобы ребёнок понимал смысл прочитанного, он должен хо

рошо овладеть техникой чтения. Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам не только в начальной школе, но и в среднем и старшем звене. Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эс

тетического и речевого развития учащихся.  

4.   Выступление логопеда о формировании навыков чтения                                                                                                                                                                

      дома у детей с речевыми нарушениями.

5.   Обсуждение темы, вопросы, замечания родителей.

6.   Подведение итогов, принятие решения собрания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Технология совершенствования навыка чтения»

Родительское собрание «Технология совершенствования навыка чтения» .        Цель:    привлечь внимание родителей к книге - как важно...

Реферат на тему: "Совершенствование навыков чтения у младших школьников "

В этом реферате редставлены упражнения, которые помогут формировать навык чтения у младших школьников....

Совершенствование навыка чтения у младших школьников

Чтение – основное средство обучения, инструмент  познания  окружающего мира.      Настоящая литература учит любить людей, возвышает душу, учит добру....

Приёмы,упражнения,методики формирования навыка чтения у младших школьников

В материале изложены приёмы,упражнения,методики,используемые мною, при формировании навыка чтения у младших школьников.Формирование у младших школьников навыка чтения-одна из основ фундаментального об...

Упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении

В статье представлены упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении...

"Родительское собрание "Игра и труд в жизни младшего школьника . Организация семейного чтения"

Игра - первичный и продуктивный способ пробуждения творческих потенций; мнимая ситуация, создаваемая для воплощения ребёнком своей роли в жизни....

Родительское собрание «Технологии совершенствования навыков чтения»

Цель:привлечь внимание родителей к книге как важному фактору воспитания ребёнка; помочь решить проблему, связанную с нежеланием детей читать.  Значение книги в жизни человека огромно. Даже в...