Рекомендации для родителей по организации смыслового чтения
тест на тему

Салова  Зоя Владимировна

Чтение должно занимать в жизни ребенка важное место. Открывая ребенку книгу - Вы открываете ему мир. Вы заставляете его размышлять, наслаждаться и узнавать как можно больше. Вы помогаете ему хорошо учиться в школе и в один прекрасный день найти интересную работу. Но, прежде всего, Вы наслаждаетесь временем, проведенным вместе с ним.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по теме «Книга в жизни ребенка».

 

Чтение в годы детства – это, прежде всего,

воспитание сердца, прикосновение

                                 человеческого благородства

                                 к сокровенным уголкам детской души

В. Сухомлинский

        Чтение должно занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге – одна из основных задач художественно-эстетического воспитания ребенка. Знакомство ребенка с лучшими образцами мировой литературы должно начинаться с первых лет жизни.

        Открывая ребенку книгу - Вы открываете ему мир. Вы заставляете его размышлять, наслаждаться и узнавать как можно больше. Вы помогаете ему хорошо учиться в школе и в один прекрасный день найти интересную работу. Но, прежде всего, Вы наслаждаетесь временем, проведенным вместе с ним.

        Слушая сказку или книжку, смотря мультфильм или спектакль, ребёнок бессознательно отождествляет себя с их героями и, сопереживая герою, проживает вместе с ним все события, о которых ведётся повествование. Если такого сопереживания не происходит - книга или фильм проходит мимо ребёнка, не оставляя следа в его душе. Поэтому, выбирая книги и фильмы для малыша, важно обращать внимание, прежде всего на то, каковы их герои (к чему они стремятся, как поступают, в какие отношения вступают с другими персонажами), и на то, насколько живо, интересно и талантливо они изображены (иначе сопереживание не возникнет) 

        Семейное чтение это лучший вид коллективного общения. У детей, чьи родители любят читать, скорее разовьется вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает малышу лучше усваивать содержание прочитанного.

        Вопрос, как привить ребёнку любовь к чтению, волнует многих родителей. Однозначного ответа нет, хотя имеется ряд общих правил и рекомендаций.

        Прежде всего, надо развить собственную культуру чтения. Извините, но если всё свободное время мама смотрит слезливые сериалы, а папа – спорт, и единственные книги в доме – кулинарная, журнал мод и несколько детективов, то не ждите, что ребёнок окажется книголюбом.

 


Советы родителям

 Определите круг читательских интересов своих детей, обдуманно подходите к выбору книг.

  Книги, которые вы читаете с детьми, должны соответствовать возрасту вашего ребенка.

   Изучайте списки рекомендованных программных произведений детской литературы для домашнего чтения

   Следите, чтобы ребенок читал книги систематически, желательно каждый день. Пользу приносит только постоянное разностороннее чтение.

   Старайтесь, по возможности, чаще беседовать с детьми о прочитанных книгах, организуйте совместное чтение вслух. Это принесет неоценимую пользу и дошкольникам, и детям более старшего возраста.

  Если Вы обнаружите у своего ребенка наклонности к музыке, рисованию, если он мастерит что-то своими руками, рекомендуйте ему обращаться в библиотеку, где он найдет в книгах, журналах ответы на все свои вопросы.

  Давайте Вашим детям читать книги по интересующей их тематике. Им нравятся животные, спорт или волшебство? Удивите их книгами или журналами, позволяющими получить наиболее полные знания по их интересам.

  Помогите создать ему небольшую, но хорошо подобранную библиотеку из произведений лучших детских писателей. Это способствует развитию любви к чтению и бережному отношению к книге.

 Прививайте детям гигиенические навыки и привычки: не позволяйте им читать лежа, во время еды. Приучайте их по окончании чтения класть книгу на место.

  Воспитывайте бережное отношение к книге. Ребенок должен твердо усвоить правила обращения с книгой: нельзя перегибать книгу, класть в нее карандаши, ручки и другие предметы - от этого портится переплет, отрываются и выпадают листы.

  Читайте Вашим детям. Старайтесь читать им ежедневно в одно и то же время. Очень подходит для этого время перед отходом ко сну.

Пусть Ваши дети видят, как Вы читаете. Это лучший способ показать им, что чтение важно и для Вас, и Вы наслаждаетесь им.

Просите старших детей читать младшим. Старшие будут гордиться оказанным им доверием и с удовольствием демонстрировать полученные навыки. Младшие захотят читать так же, как их старшие братья, сестры или друзья.

  Ходите вместе в библиотеку. Попросите библиотекаря помочь Вашему ребенку найти нужную книгу. Запишитесь в библиотеку сами, и тогда Вы сможете брать книгу для семейного чтения домой.

Участвуйте в школьных литературных конкурсах, оформлении альбомов чтения и т.д.

  Ведите «дневник домашнего чтения» для формирования грамотного читателя в условиях семьи.

 

Куда и к кому обратиться за помощью:

Учителя литературы

Школьные библиотеки

Городские детские и юношеские библиотеки

 

Обратившись к специалистам, Вы сможете:

  ознакомиться с перечнем книг, соответствующих возрасту Вашего ребенка

  получить рекомендации и литературу по развитию чтения

  получить совет по использованию игровых методик, направленных на развитие навыков чтения, любви к слову и процессу чтения

  узнать о возможности участия в массовых мероприятиях по приобщению к чтению, в творческих конкурсах, проводимых в городских и школьных библиотеках

 

Преимущества, которые дает умение хорошо читать

  читает - умеет обобщать, делать выводы и предположения. Дети, которые хорошо читают, в школе сразу показывают хорошие результаты.

  Чем больше взрослые читают, разговаривают со своими детьми, тем богаче будет их словарный запас, что поможет ребенку научиться понимать и усваивать информацию

  Если в течение обучения дети продолжают черпать информацию из книг, то впоследствии выдерживают любые экзамены и тесты.

  У детей, которые читают хорошо - возникает мысленная картинка прочитанного. Поэтому они лучше запоминают детали, с большей охотой читают для себя, своего удовольствия. Развивается память, воображение.

Как начать семейное чтение

Сначала, уважаемые взрослые, сами прочитайте книгу, которую хотите предложить ребенку, и определите ее ценность: что дает книга сердцу и уму ребенка, в чем прелесть книги, какие эпизоды книги вам запомнились и почему.

Читайте вместе с детьми. Помните слова Я. Корчака: «Семейное чтение тонкой нитью соединяет одну душу с другой, и тогда рождается родство души».

Не спешите расстаться с прочитанной книгой:

 Самый простой путь: сделать иллюстрации к прочитанным сказкам (другим книгам), нарисовать портреты полюбившихся героев.

 Можно «оживить» героев книг, вылепив их из пластилина, глины, сшив из лоскутков ткани, связав, склеив из бумаги и картона и т.д.

 А еще можно устроить домашний или школьный маленький театр и разыграть в нем любимые сказки.

 И, конечно, если вам и вашим детям не хочется расставаться с любимыми героями, то сказку можно продолжить самим или придумать новую.

Если телевизор конкурирует с книгой

Вот некоторые интересные наблюдения и советы, предоставленные Институтом родителей (Канада):

1.Если к выключателю телевизора достаточно протянуть руку, а книжная полка размещена слишком высоко, нетрудно догадаться, как в такой обстановке ребенок будет проводить свое свободное время. Но если вы отведете ему собственную полочку с увлекательными, красочными книжками и четко распланируете время просмотра телепрограмм, то он почти наверняка обратит свой взор на книжную полку и что-то выберет и для себя.

2.Да! 

o по возможности раньше начните читать ребенку вслух;

o постарайтесь каждый день хотя бы десять минут читать ему вслух;

o помните, что искусство слушать не приходит само по себе, его надо постепенно прививать.

3. Нет! 

o не читайте истории, не нравящиеся вам самим;

o не удивляйтесь и не раздражайтесь, если ребенок перебивает вас вопросами. Отвечайте ему сразу же.

o не конкурируйте с телевизором. Если родители предлагают своему чаду выбирать между книгой и телевизором, то он, вероятнее всего, предпочтет последнее. И все же - на то вы и родители, чтобы поставить последнюю точку. Равнодушным тоном скажите ребенку: «Телевизор мы включим в семь часов вечера». Если он хочет слушать сказку или рассказ - очень хорошо. Не хочет - ничего страшного. Ни в коем случае не создавайте впечатление, что телевизор он не смотрит из-за книги;

3.При чтении вслух можно воспользоваться некоторыми приемами из практики учителей:

o если читаете стишок, пусть ребенок попытается угадать следующую рифму;

o закончив читать какую-то книгу, расспросите малыша, не происходили ли подобные забавные истории с ним самим;

o спросите у ребенка, как он хотел бы изменить прочитанную историю.

4.Помните, как трудно вам было расставаться с книгой только потому, что настало время идти спать? Не доводилось ли вам брать с собой в постель фонарик, чтобы успеть прочитать хоть несколько страничек, пока вас не застанут родители?

Почему бы раз в неделю не проявить снисходительность и не посмотреть сквозь пальцы на время отхода ко сну? Пусть ребенок знает, что может бодрствовать, сколько хочет, то есть до тех пор, пока читает книгу.

Такому вечеру можно дать особое название - вечер чтения, «сказочная вечеринка»;

5.Носите с собой в сумочке книгу - на случай, если вам предстоит длинный путь с ребенком или длительное ожидание в очереди;

6.В некоторых семьях заведено раз в неделю «забыть обо всем и только читать». На эти полчаса выключается телевизор, никто не подходит к телефону, причем планируется это время заранее, с отметкой в семейном календаре.

Но эти тридцать минут имеют смысл только в том случае, если участвовать будет вся семья. И если вы сами в полной мере погрузитесь в новый бестселлер.

7.Исследования показали, что дети, смотрящие телевизор больше десяти часов в неделю, читают хуже своих сверстников, которым родители ограничивают время пребывания перед экраном. В некоторых семьях папа или мама выдают «ТВ-билеты» - каждый действителен 30 минут. Если билеты кончились, телевизор исключается до следующей недели.

Ни компьютер, ни телевизор не являются препятствием любви к книге. Нельзя противопоставлять их друг другу, нельзя говорить: «Вот ты в книжке не дочитал, за это тебе телевизора не будет». Мы сами вкладываем в сознание ребёнка, что книга – это что-то нудное и обязательное, как мытьё посуды, а компьютер, телевизор – что-то такое, чем наградят, если всё дочитать и рассказать содержание.

 



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

для родителей по организации смыслового чтения

С. Я. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить, воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в раннем детстве.

Люди перестают мыслить, когда они перестают читать.

     Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Но, едва научившись читать в начальной школе, дети чаще увлекаются компьютером и телевизором. Замедляется процесс чтения, теряется интерес к нему. Из-за этого замедляются и процессы интеллектуальной деятельности: ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребенка читать.

 (Слайд 2)Главная задача учителя состоит в том, чтобы в беседах с родителями убедить их, что духовное развитие ребенка невозможно без постоянного общения с книгой

Культура обращения с книгой закладывается именно в семье. Есть семьи, где не существует проблемы, как привить интерес к чтению. (Слайд3)

Можно познакомить родителей с памяткой как правильно это сделать

Как правильно это сделать (слайд 3)

  • Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка. Ещё лучше, если обстановка усиливает восприятие. Например, вечером, когда за окном темно и полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад, можно читать сказки.
  • Никогда не надо переутомлять ребёнка. Читать следует не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Зато как радостна будет новая встреча с той же книжкой, и как сосредоточенно он будет слушать её и рассматривать.  
  • Но не следует забывать, что ребёнок не может быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание.  Проводить чтения-беседы «Вопрос ответ»; вместе (хором) рассказывать сказки, эта работа способствует осознанному чтению.
  • Беседа-чтение проходит интереснее, если ребенок  попеременно - то отвечает, то сам задаёт вопросы.

(Слайд 4)

  • Ребенку нужна не только художественная, но и разноплановая познавательная литература:  «Детская энциклопедия», книги о космосе и природе, палеонтологии и т.д

 ( Слайд 5)

 Чтобы помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников. можно также на родительском собрании или в индивидуальной беседе предложить вот эти рекомендации, которые вы видите на слайде

  • Помните, что лучшим советчиком в воспитании  детей является книга. Власть ее огромна.
  • Книга — это знания, хорошие мысли, помощь в труде и учебе, отдых.
  • Мало иметь хорошую книгу, надо научить детей пользоваться ею.
  • Помните, что пользу приносит только разумное, хорошо организованное чтение.

( Слайд 6)

Для родителей можно процитировать английскую пословицу:

Не воспитывай детей, все равно они похожи будут на тебя. Воспитывай себя!

Любовь к чтению закладывается годами, и первостепенное значение при этом имеет отношение к чтению самих родителей. Любят ли в семье читать? Есть ли в доме своя библиотека? Часто ли ребенок видит родителей с книгой? Делятся ли они с детьми своими впечатлениями о прочитанном?

Как правило, читать любят дети читающих родителей.

Советы родителям о чтении в семье ( Слайд 7)

  • Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
  • Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
  • Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

Советы родителям над смысловым чтением в семье ( Слайд 8)

  • Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
  • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
  • Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
  • Вспоминая содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.

                     Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

Как обсуждать с ребенком прочитанное?

1.Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова. Спросите, понравилось ли ребенку прочитанное. Чем? Что нового он узнал?          

          2. Попросите его рассказать о главном герое, главном событии.

Какие слова и выражения запомнились? Чему научила книга?

3.Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду,                    выучить отрывок, если это стихотворение.

К третьему классу у разных детей складывается неодинаковое отношение к чтению как самостоятельному интеллектуальному занятию.   

    Как правило, в каждом классе есть две группы детей, демонстрирующих полярное отношение к чтению. Одни читают охотно и много, не расстаются с книгой. Другие, напротив, не любят читать, делают это лишь по принуждению. Именно вторая группа обучающихся чаще всего вызывает особое беспокойство учителей и родителей.

        Дети, которые не любят читать, нередко плохо владеют смысловым чтением. Именно отсутствие хорошо отработанного навыка чтения может служить препятствием для свободного общения ребенка с книгой. В этом случае следует уделить особое внимание отработке технической стороны чтения.

В своей работе я использую читательский дневник. К сожалению на эту работу в течение  учебного процесса времени не хватает и на родительском собрании мы вынесли решение, что каждый ребенок на каникулах выбирает любое произведение, читает его и потом заполняет читательский дневник .

Критерии заполнения дневника я разработала такие:
1.Автор. Название произведения.

2.Перечисление главных героев.

3.Характеристика героев.

4.  Краткий анализ произведения ( 3- 4 предложения).  Что больше всего понравилось.
 Небольшое описание на 5-6 предложений. 
5. Мое отношение к  прочитанному.

6.Сделать иллюстрацию к книге.
Также для того, чтобы привить интерес к чтению дети посещают городскую и школьную библиотеку.

Чтение, как любой другой навык, требует специальных усилий и времени для закрепления умения и его совершенствования. Времени, отведенного для этого на уроках чтения, очевидно недостаточно. Для закрепления навыка чтения объясняю родителям что. ребенок нуждается в систематических, ежедневных упражнениях дома.

( Слайд 9)

Большая роль в правильном руководстве детским чтением принадлежит семье. Поэтому родителям предлагаю следующие рекомендации: для себя я выделила их 12 и познакомила родителей на родительском собрании, которые вы видите на слайде

 .

1.Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребенка.
2.При выборе книг опирайтесь на желания ребенка.
3.Начинать самостоятельное чтение книг надо с книг с большими рисунками.
4.Литература для чтения должна быть разнообразной: сказки, научно-фантастическая, рассказы, стихотворения, басни, фольклор.
5.Время, выбранное для чтения, не должно ущемлять других интересов ребенка.
6.Надо организовать семейное чтение книг. Это сближает родителей и детей, помогает лучше узнать ребят, понять их увлечения и интересы.
7.Для совместного чтения выбирайте интересную и занимательную книгу, чтобы дети с удовольствием ждали вечера.
8.Читать вслух следует по очереди.

          Чтение вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, четко.
9.Продолжительность домашнего чтения не должна превышать 45 минут, чтобы не утомлять детей, не притуплять интереса к чтению.
10.После чтения важно завоевать доверие у ребенка, чтобы он захотел поделиться своими впечатлениями, ни в коем случае не навязывать ему свои мысли о прочитанном.
11.Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите, особенно неуверенного в себе ребенка.
12.И конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучать ребенка любить книгу.

( Слайд 10)

Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить детей осмысленно и выразительно читать, привить интерес к чтению

  • Вспоминаются слова В. А. Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения - невоспитанный человек, нравственный невежда.
  • Выражение “уметь читать” включает в себя широкий спектр понятий: от умения складывать слоги в слова до умения не только прочитать текст, но и осознавать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя, переживая за него.
  •  В. А. Сухомлинский отмечал: “уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам ”.

( Слайд 11)

Какие же упражнения можно используются в работе по совершенствованию навыков чтения? К ним относятся:

1) упражнения, вырабатывающие внимание к

слову и его частям и являющиеся предпосылкой

правильного чтения;

2) упражнения, развивающие оперативное поле

чтения и память;

3) упражнения, развивающие гибкость и скорость

чтения вслух и про себя, умение угадывать

последующий текст

В конце родительского собрания можно предложить буклеты- 10 почему необходимо читать детям

Вывод: Семейное чтение – это

целенаправленный непрерывный

психолого-педагогический процесс

совместного чтения детей и родителей с

последующим обсуждением, анализом в

любых формах.

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по обучению детей творческому рассказыванию по картине и сериям картинок.

    Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Современная педагогика называет творческими такие рассказы детей, в которых ими придуманы, вымышлены определённые образы или действия.

    При развитии у детей творческого воображения, важно чтобы оно не превращалось в пустое фантазирование, которое  в психологии оценивается как отрицательное качество, поэтому, придумывая с ребёнком истории, у него при необходимости следует спрашивать: «Могло ли такое произойти в жизни?». Возможность составлять полноценные рассказы по картине или серии картин возникает у ребёнка только в старшем дошкольном возрасте.

Работа по обучению творческому рассказыванию по сюжетным картинам состоит из шести этапов.

1. Анализ содержания картины.

Взрослый следит за чёткостью аргументированностью, полным и грамотным построением ребёнком всех предложений.

2. Активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказывания.

Активизировать данные процессы с помощью вопросов и заданий. Родителям на данном этапе работы, желательно самим проявлять активность, собранность, эмоциональность, заинтересованность.

3.Составление исходного рассказа по картинкам.

На доступном материале выработать, закрепить, либо улучшить у ребёнка навык составления связного повествовательного рассказа, что бы затем перенести этот навык на творческий рассказ.

Перед составлением рассказа взрослый объясняет ребёнку, что будет записывать каждое правильно составленное им предложение. Получившуюся историю можно будет прочитать родственникам, друзьям, знакомым. При составлении рассказа взрослый следит за его связностью, последовательностью, объяснением причинно – следственных связей. В случае, когда ребёнок совсем не может составить рассказ, взрослый составляет его сам.  После прослушивания ребёнок воспроизводит его целиком.

4.Планирование творческого рассказа.

Взрослый в начале объясняет ребёнку задачу сюжета картинок (она может заключаться в добавлении последующих событий, замене объекта, изменении времени действия). Полезно, если до составления творческого рассказа ребёнок придумывает для него своё название. Если планируемый рассказ оказывается слишком объёмным для запоминания, можно предложить ребёнку составить его графический план (изобразить с помощью рисунков – символов основные этапы повествования).

5.Составление творческого рассказа с учётом всех необходимых языковых средств.

Взрослому предлагается записывать рассказ ребёнка, что бы затем обсудить и оценить его. В начале следует исправить ошибки ребёнка, устранить неточности высказывания, добиться правильности построения фраз, затем записывать их.

При работе над связностью детского рассказа взрослому желательно уточнить слова для связи предложений (потом, теперь, в это время…), имена людей, местоимений.

6.Анализ и оценка творческого рассказа.

Рассказ анализируется и оценивается взрослым в соответствии с требованиями, указанными в предыдущих этапах. Для ребёнка очень важны такт, корректность, доброжелательность оценки взрослого. По этой причине оценки «плохо», «не очень хорошо» заменяются более мягкими (следует поучиться).

Исправлять ребёнка следует только при нелепом, пустом  фантазировании. Ошибочные слова в высказывании ребёнка взрослому не следует повторять или обсуждать. Их необходимо заменить правильными в собственной речи, а затем предложить ребёнку повторить измененную фразу целиком.

Применяя данные рекомендации, вы даёте ребёнку возможность, используя картинный материал, как наглядную опору, составлять творческие рассказы.



Предварительный просмотр:

РОЛЬ СЕМЬИ

В ПРИВИТИИ РЕБЕНКУ ПОТРЕБНОСТИ К ЧТЕНИЮ

Не вызывает никаких сомнений, что чтение является важнейшим средством освоения интеллектуального потенциала и социального опыта человечества. Интенсивно идущие процессы перехода к обществу знаний актуализируют проблемы формирования у человека системы развитых потребностей, мотивов и навыков чтения как вида деятельности, способствующего личностному, академическому и профессиональному успеху.

Базовые функции в обучении и приобщении к чтению выполняют такие  социальные институты как семья, школа и библиотека.

        В своём Напутствии к Президенту РФ В.В. Путину, названном Исцеление культурой Иосиф Кабзон во главе угла всех  ценностей человеческой цивилизации поставил культуру. Если с этих позиций говорить о самой культуре, то справедливо поставить во главу угла ее ценностей – чтение, а в нем детское чтение. Это ключ к читающей России в целом, к ее культурному и интеллектуальному будущему.

Что бы ни читал взрослый человек, это мало его изменит его внутренний мир сформирован. Что касается детей, то чтение закладывает фундамент их отношения к миру и человеку. Оно имеет программное значение для их жизни. « То, что знаешь в детстве, - писала М.Цветаева, - знаешь на всю жизнь и что не знаешь в детстве, - не знаешь на всю жизнь ».

Взгляды на детское чтение как явление культуры сегодня противоречивы.

Одни считают, что детское чтение в цивилизованном мире утрачивает свое приоритетное значение. Оно становится рядовым занятием в системе жизнедеятельности ребенка. Появились более мощные, долее влиятельные и привлекательные для детей средства их культурного развития. Согласно широко растиражированной мысли французского учителя-словесника Даниэля Пеннака, ребенок сегодня имеет полное право не читать. деградация в этом случае ему не грозит. Разделяют эту позицию и многие дети, полагая, что и без чтения можно быть образованным и всесторонне развитым.

Утрачивает свою ценность детское чтение и по другой причине. Нынешние дети становятся заложниками массовой, низкопробной «рыночной» литературы. Из средства гармоничного развития сердца и разума книга подчас стимулирует у них девиантное поведение, заполняет досуг пустой «развлекаловкой». Сторонники этой позиции придерживаются взгляда Белинского на детское чтение: лучше ничего не читать, чем читать плохую литературу. «Гигантский всплеск ширпотреба захлестнул рынок детской книги – литературы разового пользования, как памперс. Выросло поколение, не знающее серьезной книги».

Существует взгляд на детское чтение как на сугубо информационную ценность, временно сохраняющую ее значение. С внедрением в каждый дом электронных средств информации, необходимость в традиционном чтении отпадает, ибо электронный гипертекст с его нелинейным способом передачи информации, с его видеорядом и звуковым сопровождением способен более полно удовлетворить информационные потребности ребенка. Примененная к книгам на бумажном носителе, эта позиция лишает перспективы их существования.

Оспаривают эти взгляды на детское чтение те, кто исходит из признания его непреходящей и незаменимой ценности. В этом утверждении российская и западная позиции расходятся. С точки зрения Запада, детское чтение является основой функциональной грамотности – на протяжении всей жизни использовать печатные тексты в бытовых и производственных целях. Российская точка зрения на непреходящую ценности детского чтения основывается на его духовно развивающей силе. неадекватной функциональной грамотности. Во главу угла в этом случае ставится полноценная художественная литература как вид словесного искусства, обладающего, как и любое искусство, образной природой и гуманной направленностью. Попытаемся именно с этих позиций ответить на вопрос: «Зачем читать?» (обобщены наблюдения Н.Рубакина, Л.Выготского, В.Асмуса, А.Левидова и др.)

Чтение мобилизует к активности «многоголосую симфонию сознания» читателя (М.Нечкина).

В процессе восприятия включаются все сферы сознания человека: мышление, воображение, чувства, воля, память и пр. Чем активнее и гармоничнее мозговая деятельность читателя в целом, тем продуктивнее чтение тем большее наслаждение получает от него читатель.

Из элементов сознания, участвующих в восприятии художественной литературы, наибольшее значение имеет воображение, преображающее графическое изображение слова в зрительные, звуковые и иные образы и обеспечивающее творческий характер чтения. Роль воображения специфическое для чтения: читатель во взаимодействии с текстом сам себе режиссер, актер, художник. Воображение дает толчок к работе всех других свойств сознания.

Чтение ускоряет, углубляет, обогащает читателя, поднимает его над повседневностью быта до духовных высот, до осознания себя Человеком, до гражданского и философского мировосприятия.

Чтение переносит центр жизненного интереса читателя от себя на других. («Заставляет биться сердце вместе с миллионами других сердец» Д.Н.Мамин-Сибиряк). Тем самым побуждает думать о других, как о самом себе, понимать других, а вместе с ними и самого себя. Во внутреннем слиянии личности с другими и заключается, как говорил Л.Толстой, главная привлекательная сила чтения.

Чтение – единственный способ проникнуть во внутренний мир человека, в его мысли и чувства, осознать сложную диалектику человеческой души.

Через судьбы героев и неисчислимость жизненных ситуаций, изображенных в художественной литературе, чтение опосредованно расширяет и обогащает жизненный опыт человека, раздвигает его горизонты, заставляет испытать разные психологические состояния. Судьбы литературных героев и их жизненное пространство входят в реальный опыт читателя, преумножая его. В одной жизни читатель становится способным пережить множество жизней.

Чтение открывает в самом читателе ранее неведомые ему силы – интерес к человеку, способность к сопереживанию, побуждение к творчеству, к самостоятельному мышлению. Иными словами, формирует в человеке индивидуальность.

Раскрывая читателю ценность самой жизни, рождая «презрение ко всему низкому и подлому и уважение ко всему чистому и высокому». (С.Аксаков), чтение нравственно страхует читателя, социализирует его, так как формирует умение жить в обществе по законам толерантности и взаимопонимания.

Переживая в процессе чтения человеческие страдания и радости, разделяя мысленно их, человек внутренне закаляется, получает опыт преодоления жизненных трудностей, отчего чтение для него приобретает терапевтическую ценность, помогает в тяжелые минуты, рождает надежду, одухотворяет.

Особенно важным для судьбы чтения является переживание читателя очищающего и нравственно возвышающего чувства, называемого катарсисом. Его значение состоит в том, что у читателя под сильным впечатлением от прочитанного возникает желание «додать друг другу то, что не смогли сделать литературные герои (А.Вяльцев). Литература тем самым кодирует на добро, формирует высокие нравственные идеалы.

Чтение побуждает личность к творчеству, независимо от того, в чем это творчество будет в дальнейшем проявляться. Читатель проходит школу сотворчества вместе с авторами книг, и у него появляется потребность в самовыражении. Не случайно большинство читательских автобиографий принадлежат перу будущих писателей, художников, актеров, ученых. Желание писать, рисовать, импровизировать, познавать родилось у них именно в процессе детского чтения.

Все названные выше достоинства детского чтения исходят из первоосновы – языка. Читая, человек погружается в речевую стихию. Именно из слов, из его образности он черпает духовную жизнь. Слово с его смысловым и чувственным оттенками, богатством интонаций и значений раскрывает читателю богатство мира и его собственной души, учит речевому самовыражению в устном или письменном виде.

Детское чтение как ценность культуры -  явление не однозначное и переменчивое. Оно зависит от качества читаемой литературы и от уровня восприятия читателя. Чем выше уровень читаемого произведения, с одной стороны, и активность восприятия с другой – тем более глубокий след оставляет чтение в сознании читателя. Понять значение чтения для того или иного человека можно только через деятельность читательского восприятия, обладающего двойной природой, «получаю – отдаю». (М. Шагинян).Читая, человек получает из книги новые знания и новые впечатления, но, получая, он не просто складирует их в своей памяти, а отвечает за них – отдает книге свои мысли, свои чувства, свои образы. Субъективны элемент «получения – отдача», называемый иногда читательской рефлексией, и определяет ценность чтения. В ней, очевидно, и скрыта та духовная сила чтения, которая для России является зерном ее национальной культуры.

Заставить ребенка насильно читать нельзя. Он имеет право не читать и читать. Это ставит его перед выбором более важным: быть полноценным членом общества или не быть, погрязнуть в потребительстве и безнравственности или подниматься до высот культуры и двигать ее вперед. Самому ребенку с его малым жизненным опытом этот выбор осуществить сложно. Он не знает его последствий. Помочь ему в этом – задача взрослых, будь это родитель, писатель, издатель, учитель, библиотекарь, любой, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи России.

                   Традиции семейного чтения

Цель данного сообщения – показать возможности биографического жанра в изучении традиций семейного чтения прошлыми поколениями.

В данном случае они являются основным способом исследования и имеют ряд достоинств.

  1. Материалы биографического жанра написаны взрослыми людьми. И если они дают оценку опыта детских лет, то можно констатировать, что эти воспоминания являются сильнейшими впечатлениями, сохранившимися в сознании взрослого человека. Чтение, в том числе и семейное, воспринято как величайшая духовная ценность.
  2. Биографические источники представляют собой уникальный и интересный материал. Они легко читаются, передают выразительные, образные, эмоциональные ситуации переживания чтения, его непосредственные восприятия. Кроме того, при их чтении у читающего происходит активное включение памяти. пробуждаются собственные воспоминания со своем детстве, идет сравнение личного опыта с прочитанным, что способствует самостоятельным размышлениям.
  3. Самое главное, на мой взгляд, достоинство биографического материала в том, что они впечатляют читателя яркими картинами семейных чтений, служат примером для подражаний. Их чтение неизменно ведет к саморефлексии, подводит читателя к пониманию сути семейного чтения, осознанию его незаменимости. Все это формирует у взрослого готовность (мотивацию) и подготовленность (способность реализовать) к организации чтения в семье.
  4. Значение материалов биографического жанра – в их документальности. Они – источник самых разнообразных знаний о семейном чтении, о психологии детского чтения.

Традиции семейного чтения уходят корнями в далекое прошлое нашей истории. О них можно говорить, начиная с IX века. Однако использование в изучении традиций семейного чтения  автобиографий, популярность которых относится к XIX веку, обусловило обращение к традициям более позднего периода.

Замечательный этап в развитии семейного чтения начинается примерно в середине XVIII века. К этому времени особую роль в развитии русской культуры начинает играть женщина, которая чутко улавливала общественные настроения и потребности. С большой долей вероятности можно предположить, что именно она поняла роль семейного чтения в детские годы и в воспитании гражданина.

Появляются женские библиотеки, а женщина становится читательницей. Ю.М. Лотман пишет, что «женский мир был неотделим от детского, и женщина – читательница породила ребенка – читателя». Чтение книг вслух, а затем самостоятельная детская библиотека – таков путь, по которому пройдут будущие литераторы, воины, политики.

Значительным явлением стали вечера семейных чтений. Они, по свидетельству участников, обязательно проходили бурно, оживленно, активное участие в них принимали все члены семьи. Подобные семейные вечера проходили, например, в семьях Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского. Дети считали их самыми светлыми, счастливыми моментами духовного общения с родителями. Так  старший сын Л.Н. Толстого Сергей вспоминал: «Отец читал нам путешествия Жюля Верна «80 дней вокруг света». Книга, по которой он читал, не была иллюстрирована, и он сам чертил к ней иллюстрации, приводившие нас в восторг. Рисовал он довольно плохо, но у него были характерные штрихи. Мы очень любили эти рисунки и с нетерпением ждали следующего вечера».

Многие люди в разное время считали своими воспитателями в детские годы народное творчество, знакомство с лучшими произведениями литературы посредством семейных чтений. Так в семье В.И. Даля дети ( их было пятеро) составляли ее центр. Вместе с отцом проводили часы отдыха за чтением, слушанием сказок. Все прочитанное (и услышанное) дети обязательно рассказывали бабушке. Это требование родителей, как вспоминает дочь Ольга, было приятной обязанностью и сохранилось в далевском доме надолго. Каждой из дочерей В.И. Даль подарил по тетради для ведения дневника. На этих дневниках дети получили первые уроки грамматики, стиля и даже сочинения.

Живым участником детской жизни назвал Д.Н. Мамин-Сибиряк детскую книжку с картинками. Интересны его воспоминания о чтении «Фрегата «Паллады» Гончарова: «Я с нетерпением дожидался вечера, когда мать кончала дневную работу и усаживалась к столу с заветной книгой. Мы путешествовали уже вдвоем, деля поровну опасности и последствия кругосветного путешествия! Где мы ни были! Чего ни испытали! И плыли все вперед и вперед, окрыленные жаждой видеть новые страны, новых людей и неизвестные нам формы жизни. Встречалось, конечно, много неизвестных мест и непонятных слов, но эти подводные камни обходились с помощью словаря иностранных слов и распространенных толкований».

Биографические материалы, как правило, содержали фрагменты процесса семейного чтения, эмоционального отношения к нему.(Ирина Грекова, Вера Панова).Их размышления подобны страницам мудрого учебника, по которому можно учиться методике семейного чтения.  

Ирина Грекова вспоминает: «Детство было всякое: » и горе, и бедность, и голод, но праздничное, насквозь пронизанное литературой, искусством слова. Она подчеркивала, что семейное чтение было систематическим – «чтением – ритуалом», которое нельзя было нарушить. Даже в тяжелые времена Гражданской войны вечерние чтения не отменялись. Эти год за годом чтения вслух были настоящим подвигом».

Всю жизнь Вера Панова в семье ее родителей, в  собственной семье, где было трое детей, связана с книгой.   Она смогла сохранить и передать традиции семейного воспитания. Воспитывала она, исходя из обстоятельств и требований каждого дня. Считая полезным ознакомить детей с какой -  нибудь книгой,  не ждала, когда доберутся до нее сами, читала им вслух. Бесценны ее советы о том, чтобы родители читали детям Пушкина вслух, учили их любить Пушкина. Она была убеждена, что дети от этого будут богаче знаниями, фантазией и радостью.

Теперь позвольте сделать некоторые обобщения.                                                                      

  1. Семейное чтение имело самое широкое распространение. Социальная среда не играла особой роли: это могла быть и дворянская и крестьянская семья.
  2. В воспоминаниях С.Л.Толстого, Н.Сац, М.Добужинского, А.Дункан, С.Ковалевской подчеркивается главенствующая роль семьи и ближайшего окружения в приобщении к книжной культуре. Именно семейная среда (ее моральный климат, приоритет книги, общение по поводу прочитанного) воспитывают внутреннюю потребность в чтении, определяют жизненный путь. 

         3.Основная модель семейного чтения. Основные ее характеристики:

                * ярко выраженная потребность в чтении;

                *эмоционально окрашенный процесс чтения;

                * выбор разнообразного круга литературы:

  1. чтение и обсуждение серьезной литературы, имеющей художественное, мировоззренческое, воспитательное значение (классика как отечественная, так и зарубежная);
  2. следует следить и за новой литературой;
  3. особое место должно занимать чтение религиозной литературы (жития святых);
  4. литература о путешествиях.                                                

 * семейное чтение должно сопровождаться собеседованиями, пересказом прочитанного, использованием справочной литературы, толкованием непонятных слов;

* книга оказывает огромное влияние на детей. Они могут продолжить книгу в своих рисунках, играх, одежде. Ребенок может и проиграть, и примерить на себе образ того или иного персонажа с соблюдением, по возможности точным, всех внешних атрибутов».

* семейное чтение должно служить стимулом для овладения самостоятельным чтением (сначала прочитать вместе, а потом самостоятельно).

  Вывод  Детство – фундаментальный, самый главный период воспитания потребности в чтении, и семья здесь играет очень важную роль.

                                            Памятка для родителей

                         Как развить читательский интерес у детей

  1. Прививайте ребенку интерес к чтению с самого раннего детства.
  2. Покупая книгу, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
  3. Систематически читайте ребенку. Это сформулирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
  4. Обсуждайте прочитанную книгу с членами своей семьи.
  5. Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
  6. Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
  7. Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил текст.
  8. Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваше и его мнение.
  9. Устраивайте дома дискуссии о прочитанных книгах.
  10.  Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку.
  11. Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
  12.  Дарите ребенку книги с дарственной надписью, теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по организации исследовательской деятельности

рекомендации для родителей по организации исследовательской деятельности...

Организация смыслового чтения в начальной школе

Смысловое чтение на уроках гуманитарного цикла...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Организация смыслового чтения в начальной школе в контексте ФГОС НОО

В современном обществе, процессы информации увеличивают количество текстовой информации, предъявляются новые требования к её анализу, систематизации и скорости обработки. Поэтому проблема обучения чте...

Рекомендации для родителей по организации выполнения домашнего задания учащимися начальных классов

Рекомендации для родителей по организации выполнения домашнего задания учащимися начальных классов...

Рекомендации для родителей по организации дистанционного обучения ребёнка на дому

Рекомендации для родителей по организации дистанционного обучения ребёнка на дому/...

Памятка "Рекомендации для родителей по организации дистанционного обучения ребёнка на дому"

Домашнее (дистанционное) обучение – это не тотальный контроль, а работа над самостоятельностью школьника. Поддержите его! Для ребенка – это большой стресс, поэтому нужно ему помочь в перех...