Талантливые дети .
консультация (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Климанова Карина Борисовна
 

Талант похож на жемчужину, заключенную в раковине. Иногда раковины бывают открыты, и в этом случае талант ребенка очевиден: он прекрасно рисует, поет, сочиняет стихи, музыку, складывает в уме трехзначные числа… Нужно очень постараться, чтоб не заметить очевидного — этот ребенок — талант. Таких детей очень мало.Ваш ребенок имеет способности к одной из восьми областей человеческой деятельности. Оценить правильность вашего предположения о способностях ребенка  может тест-анкета, разработанная учеными-психологами, специалистами в области детской психологии А. де Хааном и Г. Кафом "Как распознать таланты ребенка".

"30 ответов для родителей,желающих помочь ребенку в развитии"-утверждения Дэвида Льюиса.

Советы "как надо" и "как не надо" вести себя родителям с одареными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл talantlivye_deti.docx31.95 КБ

Предварительный просмотр:

Каждый  человек  талантлив. Дело за малым – найти свой путь.

Талант без веры в себя ничего не стоит.

 Талант без труда и знаний – что каша без масла.

Талант – это всего лишь глина, из которой можно что-то вылепить.


Талантливые дети   

Талант похож на жемчужину, заключенную в раковине. Иногда раковины бывают открыты, и в этом случае талант ребенка очевиден: он прекрасно рисует, поет, сочиняет стихи, музыку, складывает в уме трехзначные числа… Нужно очень постараться, чтоб не заметить очевидного — этот ребенок — талант. Таких детей очень мало.

                Гораздо больше детей с «закрытыми раковинами».  Способности есть, но нужно приложить усилия, для того, чтобы их разглядеть и развить. Не у всех родителей, к сожалению, хватает на это времени и желания. Вот и жалуются потом мамы и папы, что «ему бы только телевизор смотреть», «только бы за компьютером сидеть», «только бы во дворе гулять». И забывают мамы и папы, что когда-то им было «некогда» вывести ребенка на его дорогу. Лень способна загубить любую одаренность. Талант и лень не совместимы.

                Ваша задача – помочь своему ребёнку  развить его способности, вовлекая его в разнообразные сферы деятельности: искусство, науку, математику и т.д.
              Мозг ребенка развивается быстрее, когда к нему поступает какая-либо новая информация. Без тренировки же способны зачахнуть даже самые выдающиеся таланты. Психологи считают, что гениев и талантливых людей среди нас намного больше, чем считается.

                     Некоторые способности проявляются рано, а для других требуется время. Так, например, музыкальные или пластические способности могут проявиться очень рано, а вот для проявления литературных способностей иногда нужен свой срок и определенный жизненный опыт.  

Не будем торопиться объявлять ребенка неодаренным, если он не проявляет себя как юное дарование. Это значит только одно: "бутоны" его способностей еще не раскрылись. Не будем забывать, что одни цветы расцветают ранней весной, а другие - лишь в конце лета.

          Ваш ребенок имеет способности к одной из восьми областей человеческой деятельности. Оценить правильность вашего предположения о способностях ребенка  может тест-анкета, разработанный учеными-психологами, специалистами в области детской психологии А. де Хааном и Г. Кафом.

ТЕСТ-АНКЕТА «Как распознать таланты ребёнка?»

У вашего ребёнка технические способности, если он:

  • интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;
  • любит конструировать модели, приборы;
  • сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры,
  • может чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;
  • любит и умеет рисовать; "видит" чертежи и эскизы механизмов;

Ваш ребенок имеет музыкальный талант, если он:

  • любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
  • очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
  • сочиняет свои собственные мелодии;

научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;

У вашего ребенка способности к научной работе, раз он:

  • обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;
  • умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение, причем нередко записывает их не с целью похвастаться, а для себя;
  • любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги, опережая сверстников на несколько лет, причем отдает предпочтение этой, а не развлекательной литературе;
  • часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;
  • с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;
  • не унывает и не остывает к работе надолго, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.

Артистический талант проявится у вашего ребенка тем, что он:

  • часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;
  • стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;
  • меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
  • с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые;
  • с удивляющей вас легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения;
  • пластичен и открыт всему новому;

У вашего ребенка незаурядный интеллект, если он:

  • хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
  • обладает хорошей памятью;
  • легко и быстро схватывает новый школьный материал;
  • задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
  • любит читать книги, причем по своей собственной программе, на несколько лет опережающей школьную;
  • обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является отличником, часто жалуется, что в школе ему скучно;
  • гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т. п.);
  • обладает чувством собственного достоинства и здравым смыслом, рассудителен не по годам, даже расчетлив;
  • очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.

Не сердитесь на вашего шалуна - просто у него спортивный талант: 

  • он очень энергичен и все время хочет двигаться;
  • он смел до безрассудности и не боится синяков и шишек;
  • он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
  • не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
  • лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;
  • предпочитает книгам и другим спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;
  • кажется, что он никогда всерьез не устает;
  • неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он явно или втайне подражает.

У вашего ребенка литературное дарование, если он:

  • рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряя основную мысль;
  • любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;
  • выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние, переживания и чувства героев сюжета;
  • изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;
  • любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

И, наконец, художественные способности вашего ребенка могут проявиться в том, что он:

  • не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;
  • в своих рисунках и картинках отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не "зацикливается" на изображении чего-то вполне удавшегося;
  • серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень сосредоточенным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;
  • в свободное время охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
  • стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение - украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;
  • не робеет высказать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

КАК НАДО вести себя родителям с одаренным ребенком

  • Создать условия для "поощрения" таланта.
  • Не культивировать необходимость преуспеть. Не заставлять его все время делать Вам приятное, используя свою незаурядность.
  • Не заставлять чрезмерно увлекаться любимым делом и не перегружать его.
  • Учить терпению и поощрять за все старания.
  • Тактично, деликатно помогать ему.
  • Учить проигрывать и не воспринимать любую неудачу как трагедию.
  • Спокойно относиться к эмоциональным перепадам ребёнка.
  • Наладить отношения со сверстниками. Учить быть дружелюбным в коллективе.
  • Стараться объяснить, что неудобно поправлять других, показывая свою образованность и превосходство.
  • Как можно больше уделять внимания физической активности ребенка.
  • Следить за уровнем развития моторики и помогать осваивать различные физические навыки.
  • Все время ободрять его.
  • Считать себя самым счастливым из родителей.
  • Не подрезать ребенку крылья, а отправляться с ним в "полет".

КАК НЕ НАДО вести себя родителям с одаренным ребенком

  • Не обращать внимания на дар ребенка или специально возвышать его все время до небес.
  • Воспитывать как самого обычного ребенка или создать "мимозные" условия для жизни.
  • Считать в какой-то мере ненормальным или подчеркивать сверходаренность малыша.
  • Все время приземлять его или считать недосягаемым для всех.
  • Наказывать за любознательность или настолько поощрять ее, что это может кончиться каким-то срывом.
  • Любыми способами замедлять развитие или настолько ускорять его, что это будет не по силам малышу.
  • Противопоставлять специально другим детям в семье или же в детском коллективе и разжигать соперничество или ревность.
  • Не обучать коммуникабельности со своими сверстниками и культивировать в ребенке чувство превосходства над ровесниками.
  • Не помогать решать проблемы с воспитателями.
  • Усиливать его ранимость и чувство собственной вины.
  • Пытаться завышать все эталоны, которым Ваш ребенок подражает.
  • Драматизировать все неудачи.
  • Стараться выставить всем напоказ любые недостатки малыша.
  • Подчеркивать все время его физическое несовершенство и ущемлять тем самым самолюбие ребенка или не обращать внимания на то, как развит Ваш малыш физически, и не стараться помогать ему усвоить навыки, считая, что главнее всего - интеллект.
  • Не понимать проблемы малыша и не пытаться разрешать их или искусственно их расширять до бесконечности.
  • Считать, что Вам с ребенком просто-напросто не повезло, и упрекать его все время в этом.
  • Чрезмерно опекать или не помогать ни в чем.
  • Чтобы Ваш ребенок был стандартным, подрезать ему все время крылья.

В заключение предлагаем вам внимательно познакомиться с утверждениями, которые составил Дэвид Льюис (1979), изучивший обширный материал, связанный с опытом тысяч семей. Это облегчит для вас понимание того, каким образом можно помогать своим детям в развитии. Выберите для себя утверждения, с которыми вы полностью согласны, и подсчитайте их количество. 

30 ответов для родителей, желающих помочь ребенку в развитии

  1. Я отвечаю на все вопросы ребенка с предельным терпением и честностью.
  2. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.
  3. Я сделал стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.
  4. Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
  5. Я предоставил ребенку комнату (или часть комнаты) исключительно для его занятий.
  6. Я показываю ребенку, что люблю его просто за то, что он есть, а не за его достижения.
  7. Я помогаю ребенку строить его собственные планы и принимать решения.
  8. Я беру ребенка с собой в интересные поездки.
  9. Я помогаю ребенку улучшить результат его работы.
  10. Я устанавливаю поведенческий стандарт и слежу за тем, чтобы ребенок ему следовал.
  11. Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.
  12. Я снабжаю ребенка книгами и материалами для его любимых занятий.
  13. Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.
  14. Я регулярно читаю ребенку.
  15. Я приучаю ребенка к чтению с малых лет.
  16. Я побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать.
  17. Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям ребенка.
  18. Я ежедневно нахожу время, чтобы побыть с ребенком наедине.
  19. Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейных дел и путешествий.
  20. Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы и песни.
  21. Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.
  22. Я разрабатываю практические эксперименты, чтобы помочь ребенку больше узнать.
  23. Я побуждаю ребенка находить проблемы и решать их.
  24. В занятиях ребенка я нахожу достойное похвалы.
  25. Я честен в оценке своих чувств к ребенку.
  26. Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.
  27. Я помогаю ребенку выбирать заслуживающие внимания телепрограммы.
  28. Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.
  29. Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.
  30. Я предпочитаю, чтобы основную часть работы, за которую взялся ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если я не уверен в позитивном конечном результате.

Итак, сколько ответов у вас получилось?

Надеемся, что вы согласились далеко не со всеми высказываниями. Из этих фраз не больше 20% можно взять на вооружение, а над остальными еще стоит подумать... Почему? Да потому, что между стимулированием здорового развития и "парниковым выращиванием", как говорится, "две большие разницы".

Если вы согласились со всеми утверждениями или с 90% из них - значит, вам следует охладить свой воспитательский пыл и предоставить больше свободы и себе и ребенку. Иначе вы рискуете вырастить "тепличное растение" или растите "маленького старичка", не умеющего радоваться жизни.

Не стоит превращать здоровую заботу о развитии ребенка в нездоровую озабоченность. Вспомните садовника, выращивающего цветы под колпаком и поливающего их теплой водичкой... 


О призвании и таланте - Маленький художник

Кудрявый мальчик старательно рисовал угольком огромного петуха на белой стене дома.

- Ах, негодник! – раздался крик матери. Мальчик вскочил и удрал. Вечером отец дал сыну разноцветную краску, и петух стал настоящим красавцем.

- Уголь не смоешь, так пусть уж картинка будет, - сказал довольный отец.

Мальчик умел рисовать красивые картинки, и отец отдал сына в ученики к сапожнику. Мальчик мечтал стать художником, но у отца не было денег, чтобы платить за учебу.

Через месяц сапожник привел ученика домой и показал родителям лакированный черный сапог. На голенище сапога была пришита аппликация красной птицы из кожи.

- Полюбуйтесь, что сделал этот паршивец! - закричал сапожник.

- Как красиво! - ахнули родители.

- Это парадные сапоги для офицера. Как он будет выглядеть на параде с красными птицами на сапогах, - сердито объяснил сапожник и ушел.

Тогда отец отдал сына в ученики к портному. Все опять повторилось. Мальчик вышил красочного павлина на сером костюме, приготовленном для учителя.

За непрошенные художества мальчика прогнали и плотник, и гончар.

Однажды возле дома мальчика остановилась повозка. Господин, выглянув из окна, спросил:
- Кто нарисовал этого чудесного петуха?

Позвали мальчика. Господин пожал ему руку и сказал:
- Поздравляю, у тебя большой талант. Я художник, хочешь стать моим учеником?

- Больше всего на свете хочу! – закричал мальчик.

- Спасибо вам, господин. Все его из учеников выгнали: и портной, и сапожник, и плотник. Мы думали, он ни к чему не способен, - пожаловалась мать.

- Огонь в бумагу не завернешь , - смеясь, сказал господин и пригласил мальчика в повозку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для учителей "Сопровождение одаренных и талантливых детей"

Данный методический семинар создан с целью просвещения учителей по теме "Одаренные дети",  освещает разные виды одаренности детей и   рассматривает педагогические подходы к детям данной...

Развитие системы поддержки талантливых детей

Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные особенности ...

Талантливые дети

Ваш ребенок имеет способности к одной из восьми областей человеческой деятельности. Оценить правильность вашего предположения о способностях ребенка  может тест-анкета, разработанный учеными-псих...

«Система работы по созданию условий для развития талантливых детей в рамках преемственности между 4 – 5 классов»

Данная работа содержит основные понятия, виды одаренности. Автор представляет систему своей работы по созданию условий  развития талантливых детей в рамках преемственности между 4 - 5 классами". ...

Система работы с родителями одаренных и талантливых детей

Обобщение опыта работы учителя Романовской Е.А. по теме "Система работы с родителями одаренных и талантливых детей"...

Роль семьи и школы в развитии талантливых детей

Совместные усилия семьи и школы в работе с талантливыми детьми. Формы работы с талантливыми детьми. Результаты моей работы....

Доклад."СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ СРЕДЫ И СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ."

Дети – национальное достояние любой страны, а одаренные дети – её интеллектуальный и творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные  способности в своих учениках и сумеет создать ...