Роль семьи и школы в развитии талантливых детей
статья по теме

Ганина Елена Васильевна

Совместные усилия семьи и школы в работе с талантливыми детьми. Формы работы с талантливыми детьми. Результаты моей работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Работа с талантливыми детьми40.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                        Статья

                                Роль семьи и школы в развитии талантливых детей.  

     

                  Одарённые дети – это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, художественными, творческими, физическими, коммуникативными способностями. Именно на этих детей, в первую очередь, возлагается надежда на решение актуальных проблем современного общества, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения одарённых детей.  Чтобы лучше понимать таких детей, нужно знать и учитывать возрастные особенности детской психики. В детстве многие дети талантливы. Стремительный подъем умственных сил по мере взросления можно наблюдать у всех детей. Однако ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными родителей, учителей– ведь они могут указывать на предпосылки настоящего таланта . Младший школьный возраст – это возраст накопления знаний, время высокой  детской восприимчивости, впечатлительности. У младших школьников, поначалу под руководством старших, – формируются сложнейшие свойства ума, различные навыки, многообразнейшие чувства. Развитие психики идет в таком темпе, который будет уже недоступен в зрелые годы. Важно вовремя разглядеть талант ребёнка. А для этого  необходима совместная работа учителей, родителей и психолога.

       В творчестве маленького ребенка есть нечто художественно ценное, роднящее его с подлинным искусством. Важно проявить  внимание к работам детей. Сохранять самые удачные из них. Сравнивая работы ребенка, его интересы, можно получить возможность проследить развитие творческого самовыражения ребенка за определенный отрезок времени, проследить динамику его интересов. Творчество ребенка может затихать, угасать в случае смены интересов, увлечений ребенка или из-за отсутствия интереса со стороны родителей, или из-за насмешек и критических замечаний взрослых. Выдающиеся умственные проявления ребенка могут оказаться лишь чем-то временным. В ходе возрастного развития – вместе с укреплением и обогащением свойств интеллекта, подъемом их на новый уровень – происходит и снижение, а то и утрата некоторых детских возможностей. И, наоборот, отсутствие каких-либо способностей в раннем возрасте не ограничивает формирование таланта и гениальности в ходе возрастного развития. Гениальный Эйнштейн в возрасте четырёх лет ещё не умел говорить, в школе   обнаруживал неважные способности по математике и физике. Он не воспринимал формального, дидактически построенного изложения материала, где всё было разложено по полочкам, схематизировано и не было места воображению. Зато потом он создал теорию относительности - « всплеск гениальности, особого нетрадиционного видения мира и его законов ».

      Учителю необходимо познакомить родителей с категориями одарённых детей ( условно):

1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки (подростковый образ).
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).                                                                                                

      На родительском собрании можно поговорить о формах работы с одарёнными детьми, среди которых важное место занимает игра. Очень важно с самого раннего детства целенаправленно нагружать правое полушарие, которое дает мышлению образность и приходит на помощь левому в неожиданных трудных ситуациях. Поэтому надо уделять больше времени играм с детьми на уроке и не только. Во время игр воспитывается характер, расширяется представление об окружающем, формируются и совершенствуются навыки, внимательность, сосредоточенность. Нужно, чтобы в играх были заложены элементы творчества. Надо заставлять детей в этих играх трудиться.

           Совместная работа учителей, родителей, психолога поможет решить следующие проблемы в обучении одарённых детей:

- Необходимо диагностировать и выявлять одаренных детей не только потому, что они являются творческим и умственным потенциалом своей страны, но и для того, чтобы устранить дискомфорт, который может возникнуть в общении с обыкновенными детьми.

 - Образуются определенные пробелы в знаниях, умениях и навыках, не обеспечивается должная систематичность в их усвоении.


- Приходится иметь дело с различиями в физическом и нравственном развитии талантливого ребенка и его одноклассников. Дети с повышенными способностями

 обучаются  в обычных классах в структуре массовой общеобразовательной школы.

- Проблема обучения и воспитания одаренных детей не рассматривается изолированно от судьбы детей с менее развитыми способностями. Да и сама структура обучения и воспитания детей разных уровней развития должна быть не только дифференцированной, но и единой.

                                                                                                                                                              - Необходимо обеспечить благоприятную психологическую атмосферу в классном коллективе, поощрять ребёнка за оригинальные мысли. Не стоит сдерживать инициативу детей и не  делать за них то, что они могут сделать самостоятельно.

  
- Следует придерживаться индивидуального подхода к одарённым детям
.


- Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству, проявляется рано.


- Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.


- Не имея возможности достигнуть целей, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.


- Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.


-  Нуждается во внимании  взрослых .

Формы выявления одаренных детей:
 -наблюдение;
-беседы с родителями;
- тестирование, анкетирование, беседа;
-олимпиады, конкурсы, соревнования.                                                                                                

Формы работы с одарёнными детьми. 
1. Урочная деятельность:

- развивающее обучение;

-системно-деятельностный подход;
- работа в  группах, в парах;
- проектная деятельность;

-исследовательская деятельность;
- информационно-коммуникативные технологии ;
- творческие и нестандартные задания.                                                                                                    2. Олимпиады по русскому языку,  математике, окружающему миру

3. Театрализованные праздники, спектакли.
4. Викторины по чтению, интеллектуальные классные часы.

5.Занятия по развитию познавательных способностей.

Таким образом,  совместная работа учителей, психолога и родителей, разнообразные формы и методы работы с одарёнными детьми позволили

добиться хороших результатов. В период с 2008 по 2011 год уч-ся  Макаров Александр и Фатыхова Алсу были победителями всех школьных олимпиад. В 2011 учебном году

Фатыхова Алсу заняла 3 место в городском туре олимпиады по математике « Первые шаги», а Макаров Александр - призовое место в интеллектуальном конкурсе ко « Дню славянской письменности.     

Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо, т. к. полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом.  А обществу необходима  личность, здоровая физически, духовно - нравственно и социально; способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система работы по созданию условий для развития талантливых детей в рамках преемственности между 4 – 5 классов»

Данная работа содержит основные понятия, виды одаренности. Автор представляет систему своей работы по созданию условий  развития талантливых детей в рамках преемственности между 4 - 5 классами". ...

Роль семьи и школы в духовно-нравственном развитии школьников.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образо...

«Роль семьи и школы в организации медиабезопасности детей»

Цель проведения родительского собрания – обеспечение информационной безопасности родителей несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного п...

РОЛЬ СЕМЬИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Статья о значении воспитания в семье в жизни ребенка, об основных проблемах современного духовно-нравственного развития и путях их решения...

«Роль семьи и школы в развитии обучающихся"

В презентации представлены принципы взаимодействия семьи и школы, правила эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями. Работа может быть интересна классным руководителям и учителя...

Роль семьи и школы в духовно – нравственном развитии личности ребенка

Освещение принципов взаимодействия родителей и педагогов при формированпии личности ребенка....

«Эффективные школьные практики выявления, поддержки и развития талантливых детей»

Выявление талантливых детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация талантливых посредством какой-либо одноразовой процедуры тестировани...