Талантливые дети
статья на тему

Мордовина Марина Ивановна

Ваш ребенок имеет способности к одной из восьми областей человеческой деятельности. Оценить правильность вашего предположения о способностях ребенка  может тест-анкета, разработанный учеными-психологами, специалистами в области детской психологии А. де Хааном и Г. Кафом. «Как распознать таланты ребёнка? Статья подскажет, КАК НАДО и как НЕ НАДО вести себя родителям с одаренным ребенком. А также предложит Вам внимательно познакомиться с утверждениями, которые облегчат для Вас понимание того, каким образом можно помогать своим детям в развитии. В заключении Вы познакомитесь с мудрой притчей для детей и родителей "О призвании и таланте - Маленький художник" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx33.27 КБ

Предварительный просмотр:

Каждый  человек  талантлив. Дело за малым – найти свой путь.

Талант без веры в себя ничего не стоит.

 Талант без труда и знаний – что каша без масла.

Талант – это всего лишь глина, из которой можно что-то вылепить.


Талантливые дети   

Талант похож на жемчужину, заключенную в раковине. Иногда раковины бывают открыты, и в этом случае талант ребенка очевиден: он прекрасно рисует, поет, сочиняет стихи, музыку, складывает в уме трехзначные числа… Нужно очень постараться, чтоб не заметить очевидного — этот ребенок — талант. Таких детей очень мало.

                Гораздо больше детей с «закрытыми раковинами».  Способности есть, но нужно приложить усилия, для того, чтобы их разглядеть и развить. Не у всех родителей, к сожалению, хватает на это времени и желания. Вот и жалуются потом мамы и папы, что «ему бы только телевизор смотреть», «только бы за компьютером сидеть», «только бы во дворе гулять». И забывают мамы и папы, что когда-то им было «некогда» вывести ребенка на его дорогу. Лень способна загубить любую одаренность. Талант и лень не совместимы.

                Ваша задача – помочь своему ребёнку  развить его способности, вовлекая его в разнообразные сферы деятельности: искусство, науку, математику и т.д.
              Мозг ребенка развивается быстрее, когда к нему поступает какая-либо новая информация. Без тренировки же способны зачахнуть даже самые выдающиеся таланты. Психологи считают, что гениев и талантливых людей среди нас намного больше, чем считается.

                     Некоторые способности проявляются рано, а для других требуется время. Так, например, музыкальные или пластические способности могут проявиться очень рано, а вот для проявления литературных способностей иногда нужен свой срок и определенный жизненный опыт.  

Не будем торопиться объявлять ребенка неодаренным, если он не проявляет себя как юное дарование. Это значит только одно: "бутоны" его способностей еще не раскрылись. Не будем забывать, что одни цветы расцветают ранней весной, а другие - лишь в конце лета.

          Ваш ребенок имеет способности к одной из восьми областей человеческой деятельности. Оценить правильность вашего предположения о способностях ребенка  может тест-анкета, разработанный учеными-психологами, специалистами в области детской психологии А. де Хааном и Г. Кафом.

ТЕСТ-АНКЕТА «Как распознать таланты ребёнка?»

У вашего ребёнка технические способности, если он:

  1. интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;
  2. любит конструировать модели, приборы;
  3. сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры,
  4. может чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;
  5. любит и умеет рисовать; "видит" чертежи и эскизы механизмов;

Ваш ребенок имеет музыкальный талант, если он:

  1. любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
  2. очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
  3. сочиняет свои собственные мелодии;

научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;

У вашего ребенка способности к научной работе, раз он:

  1. обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;
  2. умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение, причем нередко записывает их не с целью похвастаться, а для себя;
  3. любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги, опережая сверстников на несколько лет, причем отдает предпочтение этой, а не развлекательной литературе;
  4. часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;
  5. с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;
  6. не унывает и не остывает к работе надолго, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.

Артистический талант проявится у вашего ребенка тем, что он:

  1. часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;
  2. стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;
  3. меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
  4. с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые;
  5. с удивляющей вас легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения;
  6. пластичен и открыт всему новому;

У вашего ребенка незаурядный интеллект, если он:

  1. хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
  2. обладает хорошей памятью;
  3. легко и быстро схватывает новый школьный материал;
  4. задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
  5. любит читать книги, причем по своей собственной программе, на несколько лет опережающей школьную;
  6. обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является отличником, часто жалуется, что в школе ему скучно;
  7. гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т. п.);
  8. обладает чувством собственного достоинства и здравым смыслом, рассудителен не по годам, даже расчетлив;
  9. очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.

Не сердитесь на вашего шалуна - просто у него спортивный талант: 

  1. он очень энергичен и все время хочет двигаться;
  2. он смел до безрассудности и не боится синяков и шишек;
  3. он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
  4. не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
  5. лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;
  6. предпочитает книгам и другим спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;
  7. кажется, что он никогда всерьез не устает;
  8. неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он явно или втайне подражает.

У вашего ребенка литературное дарование, если он:

  1. рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряя основную мысль;
  2. любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;
  3. выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние, переживания и чувства героев сюжета;
  4. изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;
  5. любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

И, наконец, художественные способности вашего ребенка могут проявиться в том, что он:

  1. не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;
  2. в своих рисунках и картинках отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не "зацикливается" на изображении чего-то вполне удавшегося;
  3. серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень сосредоточенным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;
  4. в свободное время охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
  5. стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение - украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;
  6. не робеет высказать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

КАК НАДО вести себя родителям с одаренным ребенком

  1. Создать условия для "поощрения" таланта.
  2. Не культивировать необходимость преуспеть. Не заставлять его все время делать Вам приятное, используя свою незаурядность.
  3. Не заставлять чрезмерно увлекаться любимым делом и не перегружать его.
  4. Учить терпению и поощрять за все старания.
  5. Тактично, деликатно помогать ему.
  6. Учить проигрывать и не воспринимать любую неудачу как трагедию.
  7. Спокойно относиться к эмоциональным перепадам ребёнка.
  8. Наладить отношения со сверстниками. Учить быть дружелюбным в коллективе.
  9. Стараться объяснить, что неудобно поправлять других, показывая свою образованность и превосходство.
  10. Как можно больше уделять внимания физической активности ребенка.
  11. Следить за уровнем развития моторики и помогать осваивать различные физические навыки.
  12. Все время ободрять его.
  13. Считать себя самым счастливым из родителей.
  14. Не подрезать ребенку крылья, а отправляться с ним в "полет".

КАК НЕ НАДО вести себя родителям с одаренным ребенком

  1. Не обращать внимания на дар ребенка или специально возвышать его все время до небес.
  2. Воспитывать как самого обычного ребенка или создать "мимозные" условия для жизни.
  3. Считать в какой-то мере ненормальным или подчеркивать сверходаренность малыша.
  4. Все время приземлять его или считать недосягаемым для всех.
  5. Наказывать за любознательность или настолько поощрять ее, что это может кончиться каким-то срывом.
  6. Любыми способами замедлять развитие или настолько ускорять его, что это будет не по силам малышу.
  7. Противопоставлять специально другим детям в семье или же в детском коллективе и разжигать соперничество или ревность.
  8. Не обучать коммуникабельности со своими сверстниками и культивировать в ребенке чувство превосходства над ровесниками.
  9. Не помогать решать проблемы с воспитателями.
  10. Усиливать его ранимость и чувство собственной вины.
  11. Пытаться завышать все эталоны, которым Ваш ребенок подражает.
  12. Драматизировать все неудачи.
  13. Стараться выставить всем напоказ любые недостатки малыша.
  14. Подчеркивать все время его физическое несовершенство и ущемлять тем самым самолюбие ребенка или не обращать внимания на то, как развит Ваш малыш физически, и не стараться помогать ему усвоить навыки, считая, что главнее всего - интеллект.
  15. Не понимать проблемы малыша и не пытаться разрешать их или искусственно их расширять до бесконечности.
  16. Считать, что Вам с ребенком просто-напросто не повезло, и упрекать его все время в этом.
  17. Чрезмерно опекать или не помогать ни в чем.
  18. Чтобы Ваш ребенок был стандартным, подрезать ему все время крылья.

В заключение предлагаем вам внимательно познакомиться с утверждениями, которые составил Дэвид Льюис (1979), изучивший обширный материал, связанный с опытом тысяч семей. Это облегчит для вас понимание того, каким образом можно помогать своим детям в развитии. Выберите для себя утверждения, с которыми вы полностью согласны, и подсчитайте их количество. 

30 ответов для родителей, желающих помочь ребенку в развитии

  1. Я отвечаю на все вопросы ребенка с предельным терпением и честностью.
  2. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.
  3. Я сделал стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.
  4. Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
  5. Я предоставил ребенку комнату (или часть комнаты) исключительно для его занятий.
  6. Я показываю ребенку, что люблю его просто за то, что он есть, а не за его достижения.
  7. Я помогаю ребенку строить его собственные планы и принимать решения.
  8. Я беру ребенка с собой в интересные поездки.
  9. Я помогаю ребенку улучшить результат его работы.
  10. Я устанавливаю поведенческий стандарт и слежу за тем, чтобы ребенок ему следовал.
  11. Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.
  12. Я снабжаю ребенка книгами и материалами для его любимых занятий.
  13. Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.
  14. Я регулярно читаю ребенку.
  15. Я приучаю ребенка к чтению с малых лет.
  16. Я побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать.
  17. Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям ребенка.
  18. Я ежедневно нахожу время, чтобы побыть с ребенком наедине.
  19. Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейных дел и путешествий.
  20. Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы и песни.
  21. Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.
  22. Я разрабатываю практические эксперименты, чтобы помочь ребенку больше узнать.
  23. Я побуждаю ребенка находить проблемы и решать их.
  24. В занятиях ребенка я нахожу достойное похвалы.
  25. Я честен в оценке своих чувств к ребенку.
  26. Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.
  27. Я помогаю ребенку выбирать заслуживающие внимания телепрограммы.
  28. Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.
  29. Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.
  30. Я предпочитаю, чтобы основную часть работы, за которую взялся ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если я не уверен в позитивном конечном результате.

Итак, сколько ответов у вас получилось?

Надеемся, что вы согласились далеко не со всеми высказываниями. Из этих фраз не больше 20% можно взять на вооружение, а над остальными еще стоит подумать... Почему? Да потому, что между стимулированием здорового развития и "парниковым выращиванием", как говорится, "две большие разницы".

Если вы согласились со всеми утверждениями или с 90% из них - значит, вам следует охладить свой воспитательский пыл и предоставить больше свободы и себе и ребенку. Иначе вы рискуете вырастить "тепличное растение" или растите "маленького старичка", не умеющего радоваться жизни.

Не стоит превращать здоровую заботу о развитии ребенка в нездоровую озабоченность. Вспомните садовника, выращивающего цветы под колпаком и поливающего их теплой водичкой... 

Мудрые притчи для детей и родителей 


О призвании и таланте - Маленький художник

Кудрявый мальчик старательно рисовал угольком огромного петуха на белой стене дома.

- Ах, негодник! – раздался крик матери. Мальчик вскочил и удрал. Вечером отец дал сыну разноцветную краску, и петух стал настоящим красавцем.

- Уголь не смоешь, так пусть уж картинка будет, - сказал довольный отец.

Мальчик умел рисовать красивые картинки, и отец отдал сына в ученики к сапожнику. Мальчик мечтал стать художником, но у отца не было денег, чтобы платить за учебу.

Через месяц сапожник привел ученика домой и показал родителям лакированный черный сапог. На голенище сапога была пришита аппликация красной птицы из кожи.

- Полюбуйтесь, что сделал этот паршивец! - закричал сапожник.

- Как красиво! - ахнули родители.

- Это парадные сапоги для офицера. Как он будет выглядеть на параде с красными птицами на сапогах, - сердито объяснил сапожник и ушел.

Тогда отец отдал сына в ученики к портному. Все опять повторилось. Мальчик вышил красочного павлина на сером костюме, приготовленном для учителя.

За непрошенные художества мальчика прогнали и плотник, и гончар.

Однажды возле дома мальчика остановилась повозка. Господин, выглянув из окна, спросил:
- Кто нарисовал этого чудесного петуха?

Позвали мальчика. Господин пожал ему руку и сказал:
- Поздравляю, у тебя большой талант. Я художник, хочешь стать моим учеником?

- Больше всего на свете хочу! – закричал мальчик.

- Спасибо вам, господин. Все его из учеников выгнали: и портной, и сапожник, и плотник. Мы думали, он ни к чему не способен, - пожаловалась мать.

- Огонь в бумагу не завернешь , - смеясь, сказал господин и пригласил мальчика в повозку.

Вопросы и задания

  1. Всегда ли талант, данный человеку от рождения, проявляется в жизни?
  2. Если бы вам разрешили украсить стены вашего дома рисунками, что бы вы нарисовали?
  3. Всегда ли талант человека проявляется в детстве? Может ли талант проявиться в пожилом возрасте?
  4. Нарисуйте птиц из притчи, которыми мальчик украшал все вокруг себя.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для учителей "Сопровождение одаренных и талантливых детей"

Данный методический семинар создан с целью просвещения учителей по теме "Одаренные дети",  освещает разные виды одаренности детей и   рассматривает педагогические подходы к детям данной...

Развитие системы поддержки талантливых детей

Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные особенности ...

«Система работы по созданию условий для развития талантливых детей в рамках преемственности между 4 – 5 классов»

Данная работа содержит основные понятия, виды одаренности. Автор представляет систему своей работы по созданию условий  развития талантливых детей в рамках преемственности между 4 - 5 классами". ...

Система работы с родителями одаренных и талантливых детей

Обобщение опыта работы учителя Романовской Е.А. по теме "Система работы с родителями одаренных и талантливых детей"...

Роль семьи и школы в развитии талантливых детей

Совместные усилия семьи и школы в работе с талантливыми детьми. Формы работы с талантливыми детьми. Результаты моей работы....

Доклад."СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ СРЕДЫ И СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ."

Дети – национальное достояние любой страны, а одаренные дети – её интеллектуальный и творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные  способности в своих учениках и сумеет создать ...

Система работы с родителями одаренных и талантливых детей (выступление на педагогическом совете)

Одарённость человека - это маленький росточек,едва проклюнувшийся из земли,и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холитьи лелеять, ухаживать за ним, сделать всё, чтобы он вырос и дал обильн...