В чём заключается логопедическая служба.
консультация (1 класс) на тему

Денисова Ольга Анатольевна

 

Работа школьного логопеда существенно отличается от работы логопеда в детском саду и поликлинике. Школьный логопед занимается коррекцией не только устной, но и письменной речи, т. е. работает над специфическими ошибками чтения и письма.

      Работа учителя - логопеда общеобразовательной школы актуальна и многогранна. С каждым годом среди учащихся, поступающих в первый класс, увеличивается число детей с различными речевыми нарушениями, что препятствует формированию полноценной учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskaya_sluzhba.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

В чём заключается логопедическая служба.

       Работа школьного логопеда существенно отличается от работы логопеда в детском саду и поликлинике. Школьный логопед занимается коррекцией не только устной, но и письменной речи, т. е. работает над специфическими ошибками чтения и письма.

      Работа учителя - логопеда общеобразовательной школы актуальна и многогранна. С каждым годом среди учащихся, поступающих в первый класс, увеличивается число детей с различными речевыми нарушениями, что препятствует формированию полноценной учебной деятельности.

      Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьезным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах - в усвоении программы общеобразовательной школы. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится много пользоваться речью: отвечать в присутствии всего класса, задавать вопросы, читать вслух. В этих условиях недостатки речи обнаруживаются сразу. Очень часто дети, имеющие нарушения звукопроизношения, болезненно воспринимают их, становятся молчаливыми, замкнутыми, застенчивыми, а некоторые раздражительными.

      Это способствует формированию негативного отношения к учебе, отрицательно влияет на эмоциональное состояние школьника. Ребенок неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.

      Не ждите, что ребёнок сам справится со своими дефектами речи. Если этого не случилось к 7 годам, то, скорее всего, без помощи логопеда вам не обойтись.

      Преодоление речевого нарушения вселяет в ребенка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей.

      Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

      Фонематические и лексико - грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы. Подобных осложнений можно избежать, если с ребёнком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития.

      Основными задачами учителя - логопеда, работающего в общеобразовательной школе, являются:

• своевременная диагностика нарушений речевого развития у учащихся;

• коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладении школьной программой;

• предупреждение и профилактика речевых нарушений;

• пропаганда специальных логопедических знаний среди учителей и родителей учащихся.

       Направление логопедической работы:

• формирование правильного звукопроизношения;

• развитие фонематического восприятия;

• развитие навыков звукослогового анализа и синтеза слов;

• закрепление навыков произношения слов различной звукослоговой структуры;

• формирование лексико - грамматического строя речи;

• совершенствование связной речи;

• предупреждение и исправление нарушений письма и чтения;

• развитие мелкой моторики.

      Формы организации занятий являются групповые и индивидуальные занятия. Группы комплектуются учителем - логопедом с учетом однородности речевого нарушения и возраста детей. Занятия, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы школы.

       Программа обучения в начальных классах насыщена, ее усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, затруднено. Поэтому на логопедических занятиях не даются заданий сверх программного материала, не перегружает учащихся дополнительной информацией.
     Советы логопеда

• Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, должны соответствовать возрасту.

• При общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.

• Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно - ласкательными суффиксами - всё это тормозит речевое развитие.

• Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над ребёнком, самое лучшее - тактично поправить то или иное слово. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, чётко, не спеша».

• Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: « А понятен ли ему ваш ответ?»

• Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.

• Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.

• Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех.

• Выполняйте дома упражнение “корректурная проба”. Это принесет пользу любому ученику.

Корректурная проба

       Ежедневно в течение не более пяти минут (не дольше) ребенок в любом тексте, кроме газетного, зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, потом перейти к согласным. Варианты будут самые разные. Например, букву “а” зачеркнуть, а букву “о” обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении или различении которых у ребенка имеются проблемы. Например, ч - щ, с - ш, з - ж. Через 2 - 2,5 месяца таких упражнений при соблюдении условий ежедневности и продолжительности не свыше пяти минут улучшается качество письма.

• Не ругайте ребенка за неправильную речь.

• Ненавязчиво исправляйте неправильное произношение.

• Использовать различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует.

• Использовать наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: "О" напоминает обруч, "Ж" - жука, "С" — полумесяц...

• Не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов.

• Осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

• Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

        Но как бы не сложилась школьная жизнь вашего ребенка, никогда не говорите ребенку, что он плохой, потому что приносит домой плохие отметки. Да, они являются сигналом о состоянии учебы, но не приговором в дальнейшей жизни.

Речевая готовность ребёнка к школе.

       Наиболее значимым для ребёнка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребёнка. Каждый из родителей, провожая своего ребенка в первый класс, надеется на то, что он будет учиться успешно. У Вас еще есть время, чтобы максимально помочь своему ребенку подготовиться к школьному обучению. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:

• хорошее физическое развитие ребёнка;

• развитый физический слух;

• развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика; нормальное функционирование центральной нервной системы;

• владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счетные операции);

• произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;

• познавательная активность, желание учится, интерес к знаниям, любознательность;

• коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.

       На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества.

      Следующие рекомендации основаны на требованиях к речевому и общему развитию первоклассников, которые лежат в основе успешного овладения русским языком. Помогите своему ребенку сформировать:

1. Правильное звукопроизношение. Ребёнок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2.Представление о звуковой системе языка. Уметь различать звуки на слух (фонематический слух), уметь определять первый, второй, третий и т.д. звук в слове (фонематический анализ), уметь самому придумывать слово на заданный звук (фонематические представления).

3.Достаточно развитую связную речь. Разговаривать полными предложениями. Уметь четко и последовательно рассказывать о чем-либо, пересказывать увиденное или услышанное.

4.Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.

5.Увеличивайте словарный запас ребенка. В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними. Помните, чем больше запас слов у ребенка, тем больше возможности с помощью речи выразить наиболее точно свои мысли и чувства.

6.Составляйте вместе с ребенком рассказы по картинкам. Сначала начните Вы, затем попросите ребенка продолжить рассказ. Обратите внимание, передает ли ребенок главную мысль, описал ли второстепенные детали, или рассказ не получается.

7.Учите с ребенком стихотворения наизусть.

8.Развитую мелкую моторику кистей рук. Пусть ваш ребенок больше рисует, лепит, работает с ножницами, играет в мозаику, шьет и вышивает и т.п.

9.Четко ориентироваться в собственном теле и окружающем пространстве. Знать где "правая” и "левая” сторона, уметь находить на листе бумаги верхний левый угол, нижний правый угол, середину и т.д.

10.Развитый кругозор. Ориентироваться в днях недели, во временах года, уметь классифицировать предметы по разным темам (игрушки, транспорт, овощи, мебель и т.д.).

11.Если Ваш ребенок умеет читать, не останавливайтесь на достигнутом, обязательно читайте каждый день, но только вслух. Помните, что сейчас для ребенка чтение – это очень сложный труд. Поэтому не заставляйте его читать долго, давайте отдых, во время которого читайте ребенку сами. Всегда учитывайте, что возможности ребенка самому прочитать не удовлетворяют его читательских запросов. Он по-прежнему с удовольствием слушает чтение взрослых. До тех пор пока процесс чтения будет требовать от ребенка значительных усилий, Вы непременно должны выделять время для контроля чтения и организации работы над книгой.

12.Просите ребенка печатать разные слова и предложения (в зависимости от уровня чтения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль логопедической службы в реализации стандартов нового поколения. Связь УУД с учебными предметами.

Речевая готовность детей      к обучению проявляется прежде всегов их умении пользоватьсясловом для произвольного управленияповедением и познавательными процессами.Не ме...

Логопедическая служба в МОУ «Ялгинская СОШ» . Особенности работы школьного логопеда.

Работа школьного логопеда существенно отличается от работы логопеда в детском саду  и поликлинике. Школьный логопед занимается коррекцией не только устной, но и письменной речи, т.е. работа...

Деятельность логопедической службы в условиях ФГОС

В статье "Деятельность логопедической службы в условиях ФГОС представлены основные компоненты программного содержания обучения в условиях ФГОС. Рассказывается об особенностях логопедической работы; чт...

Адаптированная основная образовательная программа учащегося с ОВЗ в ГБОУ ВЛГ № 1389 с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации и (или) психолого-медико-педагогической комиссии(ЦПМПК), логопедической службы ГБОУ ВЛГ №1389.

В материале представлена Адаптированная основная образовательная программа  учащегося с ОВЗ в ГБОУ ВЛГ № 1389 с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации и(или) психолог...

положение и план работы психолого - логопедической службы в школе

Организационная основа деятельности психолого - логопедической работы в образовательном учреждении....

Функционирование логопедической службы в инклюзивном пространстве образовательного учреждения

В статье представлен опыт работы на протяжении четырех лет по теме самообразования.Обозначены новизна и актуальность, идеи и проблемы, , а также способы их выполнения.Сформулированы выводы.В приложени...

Годовой план работы логопедической службы

В годовом плане освящены направления работы с указанием содержания, целей и задач...