Родительское собрание в 1 классе "Как помочь детям стать внимательнее"
методическая разработка (1 класс) на тему

Новик Светлана Анатольевна

Родительское собрание с презентацией "Как помочь детям стать внимательнее".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_v_1_klasse.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1   Родительское собрание в 1 классе «Как помочь детям стать внимательнее»

Цель: доказать, что ребёнок будет более внимательным, если:

  • выяснить причины неадекватного поведения;
  • проводить системные занятия по её корректировке и формированию привычки.

Задача: показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания, познакомить их с методами и приёмами развития внимания первоклассников. Для этого: 

  • провести анкету по теме родительского собрания
  • изучить соответствующую научную литературу.
  • познакомить родителей с понятием “внимание” и его основными свойствами.
  • подобрать методики и провести исследования, диагностики.
  • изучить в ходе собрания упражнения и игры по развитию внимания.
  • выбрать форму проведения собрания: “творческая лаборатория за круглым столом”, выработать рекомендации для родителей с целью корректировки и оказания ими помощи своему ребёнку.

Форма проведения: “Творческая лаборатория родителей за круглым столом”.

Подготовка:

А).  Провести анкетирование для родителей по теме собрания

Вопросы анкеты

Часто ли ваш ребёнок отвлекается во время бесед, занятий, выполнения заданий?

  • Да.
  • Трудно сказать.
  • Нет.

Можно ли назвать Вашего ребёнка сосредоточенным, усидчивым?

  • Да.
  • Трудно сказать
  • Нет.

Хотелось бы вам, чтобы Ваш ребёнок был внимательным?

  • Да.
  • Трудно сказать.
  • Нет.

4. Что Вы делаете для того, чтобы у Вашего ребёнка развивалось внимание?

5.Считаете ли Вы, что такие собрания надо посещать всей семьёй? ___________

Ход проведения собрания.

Слайд 2  а) “Гений – это внимание. Не важно, кто это сказал, важно, что это так”. б) “Самое трудное в воспитании – научить человеколюбию”. в) “Самому ребёнку развить произвольные процессы трудно. И главные помощники в этом могут стать мама и папа”.

1. Открывает родительское собрание классный руководитель.

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались вместе, чтобы обсудить проблемы, связанные с успешностью учебной деятельности наших детей. Во многом результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют у школьников способность к интеллектуальной деятельности. И сегодня мы постараемся решить проблему, связанную с одним из этих процессов.

Читаю цитату «Внимание есть единственная дверь нашей души, через которую непременно проходит всё из внешнего мира, что только входит в сознание».

К.Д. Ушинский

До проведения собрания мы провели  анкету, чтобы узнать, насколько актуальна, затронутая  тема?

Анализ анкет показал, что в классе из 25 человек на вопросы анкеты ответили 20 родителей (просмотр слайдов, презентации “Внимание”,

Слайд 3  А) 1. Часто ли ваш ребёнок отвлекается во время выполнения заданий?

- Да.

– 15 чел.

- Трудно ответить.

- 2 чел.

- Нет.

– 6 чел.

2Слайд 4  Можно ли назвать вашего ребёнка сосредоточенным, усидчивым?

- Да

6

- Трудно ответить

8

- Нет

9

Слайд 5 Хотелось бы вам, чтобы ваш ребёнок был внимательным?

- Да.

23

- Трудно сказать.

-

- Нет.

-

- Без ответа.

Слайд 6 Что Вы делаете для того, чтобы у вашего ребёнка развивалось внимание?

- Занимаемся.

22

- Без ответа.

1

Итак: по результатам анализа анкет можно сделать вывод, что 10 человек из ответивших на вопросы анкеты не совсем знают своих детей. Готовя ребёнка в школу, не развивали у них произвольность или занимались с ребёнком от случая к случаю, поэтому, затронутая тема сегодня, очень актуальна, и к вам я обращаю первый вопрос: Сколько времени вы уделяете своему ребёнку? (в быстром темпе)

Учитель : “Спасибо!”

Прошу Вас продолжить фразу – Внимательный ребёнок – это

Итак: что такое внимание? Слайд №7-8

Внимание тесно связано с интересом и поэтому подразделяется на произвольное и непроизвольное. Подчиняя своё внимание вначале словесным указаниям учителя, ученик постепенно учится сам формулировать стоящие перед ним задачи и организует своё внимание. Произвольное внимание требует определённого опыта, умения организовать свою деятельность. Поэтому у детей раньше возникает непроизвольное внимание, и лишь позднее, в ходе их развития формируется произвольное, преднамеренное.

 (на слайдах) - Внимание может быть непроизвольным, т.е. не имеющим цели и волевого усилия, произвольным – т.е. наличие цели и активное её поддержание, и послепроизвольным, т.е. – наличие цели, но без волевого усилия.

Учитель: Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса. Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются и его такие важные свойства, как концентрация, устойчивость, распределение (например, при выполнении комментированного письма (ребёнок должен одновременно говорить, что именно он записывает, и осуществлять процесс письма), при проверке собственных работ (нужно читать написанный текст и одновременно искать орфограммы, проверять их и сверять с написанным), при проведении математических диктантов), переключение, увеличение объёма усвоенной информации, а также возникает привычка быть внимательным, даже если при этом складываются неблагоприятные условия.

Слайд №9-14

Таким образом, важно, чтобы ученик мог сосредоточить своё внимание и удерживать его на изучаемом объекте. При необходимости быстро переключать своё внимание с одного объекта на другой. Важно и умение распределять внимание на разные виды деятельности, один из которых должен быть автоматизированным. Этими автоматизированными видами деятельности должны быть навыки учебной деятельности.

Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания. В семье этому тоже уделяется недостаточно внимания. А ведь произвольное внимание – это привычка, воспитание которой начинается в семье. Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, которые предлагает учитель на уроке. И, если ребёнок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений, всё это может привести к несформированности произвольного внимания и впоследствии к проблемам в учебной деятельности. 

 Проблемы у нас существуют. И чтобы сформировать навыки учебной деятельности, надо направить сознание наших детей на смысл, содержание самой этой деятельности, т.е. научить своего ребёнка вслушиваться в поток звучащей речи, понимать её, принимать решения, получая результаты, формировать привычку быть внимательным.

Итак, давайте рассмотрим индивидуальные особенности внимания младших школьников, которые необходимы им в учебной деятельности.

Слайд №15-18

  • Устойчивое, но слабо переключаемое внимание: дети могут долго и старательно решать одну задачу, но с трудом переходят к следующей.
  • Легко переключаемое внимание в процессе работы, но так же и легко отвлекаемое на посторонние моменты.
  • Хорошо организованное внимание сочетается с малым объёмом работы.
  • Легко отвлекаемое внимание.
  • Устойчивое непроизвольное внимание: дети сосредоточивают внимание на интересных особенностях изучаемого материала.

Наша главная задача помочь нашим детишкам. Поэтому я предлагаю познакомиться с наиболее эффективными средствами развития внимания.

Такие упражнения проводятся с ребёнком индивидуально.

Слайд №19   Например, Упражнение 1. Нарисуй точки так, как показано на листочке.

Упражнение 2. даны слова: крот, кот, год, фронт, пилот, флот, поворот.

Каким по счёту будет слово пилот.

Упражнение 3. Самый внимательный.

Внимательно послушать текст и посчитать в нём количество слов со звуком “П”.

Белый снег пушистый кружится, порхает, и под ноги тихо - тихо оседает. Протяни ладошку – подержи пушинки, как красивы эти белые снежинки!

Упражнение 4.  Найди спрятавшиеся слова: долпраптекамтрьдроздалжекарандаштмопр дятеллевшаноликлитма

Учитель:  Для развития произвольного внимания, надо устранить лишние раздражители (радио, телевизор, отключить компьютер, др.) Учить ребёнка преодолевать трудности, связанные с использованием внимания. Большую роль играет отношение к деятельности, которой должен заниматься ребёнок, развивать интерес к ней. Через каждые полчаса надо делать перерывы и переключаться на другие виды деятельности.

 Сознательно заботясь о развитии внимания, вы, уважаемые родители, сами должны быть внимательны к своему ребёнку, его занятиям, его жизни. Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Ведь развитию внимания способствует вовлечение его в любую целенаправленную деятельность: сбор камушков, грибов, мозаики, конструктора – всё это развивает внимание. Для развития объёма внимания и кратковременной памяти могут вам пригодиться следующие упражнения.

1.Развитие концентрации внимания.

Находить и вычеркивать определённые буквы в печатном тексте.

2.Развитие навыка переключения внимания:

Работы с печатным текстом. Чередование правил подчеркивания и вычеркивания определенных букв.

Какие проблемы могут возникнуть, если у детей не сформировано внимание.

Слайд № 20-23

3. В классе есть дети  с гиперкеническим и гиперактивным синдромом.

Слайд №24

Гиперкинетический синдром - одно из наиболее распространенных детских поведенческих расстройств, характеризующееся нарушением внимания, двигательной гиперактивностью и импульсивностью поведения.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращённо СДВГневрологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.

Одним из его специфичных черт является чрезмерная активность ребёнка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чём – либо. В последнее время специалистами доказано, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений, отмеченных у таких детей. Основной дефект связан с недостаточностью механизма внимания и тормозящего контроля. Поэтому, эти синдромы более точно классифицируются как синдромы дефицита внимания. Синдром дефицита внимания считается одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста, причём у мальчиков такие нарушения фиксируются чаще, чем у девочек.

Поступление в школу создаёт серьёзные трудности для детей с недостатком внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции. Выделяют следующие проявления дефицита внимания у детей. 

Попрошу Вас отметить, какие из этих проявлений имеют место у вашего ребёнка, чтобы потом Вы могли более целенаправленно помочь ему в домашних условиях.  Слайд №25   Отметить числа.

  1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребёнок корчится, извивается.
  2. Не может сидеть спокойно на месте. Когда требуется это.
  3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  4. С трудом дожидается своей очереди во время игры и в различных других ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии)
  5. На вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав до конца.
  6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
  7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  8. Часто переходит с одного незавершенного действия к другому.
  9. Не может играть тихо, спокойно.
  10. Болтливый.
  11. Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
  12. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь.
  13. Теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, карандаши, книги т.д.)
  14. Часто совершает опасные действия. Не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам). При этом не ищет приключений или острых ощущений.

Слайд № 26  Наличие у детей восьми из перечисленных 14 – ти симптомов, является основанием для утверждения того, что у ребёнка проявляется синдром дефицита внимания. Все проявления дефицита внимания можно поделить на три группы:

  • Признаки гиперактивности (1,2,9,10)
  • Невнимательности и отвлекаемости (3,6,12,13)
  • Импульсивности (4,5,11,14)

Эти нарушения поведения сопровождаются серьёзными вторичными нарушениями, к числу которых, прежде всего, относятся слабая успеваемость и затруднения в общении с другими детьми. В учебной деятельности гиперактивные дети не могут достичь результатов, соответствующих их способностям. При этом данные об интеллектуальном развитии таких детей противоречивы. Согласно одним исследованиям, большинство детей с синдромом дефицита внимания имеют хорошие интеллектуальные способности. По другим источникам поведенческие нарушения таких детей нередко сопровождаются заметным отставанием в развитии по сравнению с другими детьми. Однако в любом случае гиперактивные дети, в силу нарушения внимания и поведения, показывают результаты ниже своих возможностей, как в учёбе, так и при специальном психологическом тестировании.

Нарушения поведения таких детей не только влияют на успеваемость, но и во многом определяют характер их взаимоотношений с окружающими. В большинстве случаев ребята испытывают трудности в общении: не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Среди детей они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными.

В семье эти дети часто страдают от сравнения их с теми, у кого поведение и учёба на более высоком уровне. Из – за недисциплинированности, непослушания, из – за того, что они не реагируют на замечания, родители раздражаются, а это часто приводит к наказаниям, которые зачастую не приносят желаемых результатов. А дети, видя агрессивность родителей, чаще сами прибегают к ассоциативным действиям.

В работе как с гиперактивными, так и гиперкеническими детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения.

Слайд № 27   Причины: 

  • Органическое поражение мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция),
  • Асфиксия новорождённого.
  • Генетический фактор, когда синдром дефицита внимания может носить семейный характер.
  • Особенности центральной нервной системы.
  • Пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище приводит к ухудшению показателей внимания).
  • Социальные факторы (непоследовательность и несистематичность воспитательных воздействий и прочие факторы).

Уважаемые родители, прослушав эту информацию, я думаю, что Вы для себя отметили причины отклонений у своего ребёнка. Выяснив причины, перейдем к практическим действиям.

Слайд №28   Совет:

В воспитании детей с дефицитом внимания необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности; постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнять.

Рефлексия

 Продолжите фразу:

“Сегодня на родительском собрании мы поняли, что внимание…”

  1. В качестве решения родительского собрания родители получают рекомендации.

Слайд №29                           Рекомендации для родителей.

  1. Помогите  вашим детям стать внимательными.
  2. Приобретайте, читайте  и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания.
  3. Играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания.
  4. Научитесь играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют «Школой внимания».
  5. Не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение,  быстроту мышления.
  6. Учите детей быть наблюдательными, умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое – в знакомом.
  7. Постоянно тренируйте внимание своего ребенка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, походы, любую возможность.
  8. Стимулируйте интерес к развитию внимания собственными примерами и примерами из жизни других людей.
  9. В семейном кругу демонстрируйте достижения ребенка по развитию собственного внимания.
  10.  Наберитесь терпения и не ждите немедленных , успешных результатов.

Слайд №30                           Успехов, Вам, уважаемые родители!

Разное

Родительское собрание

в 1 классе

«Как помочь детям стать внимательнее»

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание(1класс )"Как помочь ребёнку стать внимательным"

Методическая разработка родительского собрания  для 1 класса "Как помочь ребёнку стать внимательным". Она знакомит родителей с особенностями внимания младших школьников , приёмами иметодами его р...

Родительское собрание «Как помочь детям стать внимательнее»

…. Для одних это радость общения, для других – горечь непонимания. Как сделать так, чтобы встречи родителей, детей, учителей носили только позитивный характер? Чтобы после встреч на родительском...

Родительское собрание: Как помочь детям стать внимательнее?

Что такое внимание? Психический процесс, который обязательно присутствует при познании    ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объект...

Родительское собрание "Как помочь детям стать внимательнее" 1 класс

Родительское собрание "Как помочь детям стать внимательнее"  1 кл....

Родительское собрание-практикум "Как помочь ребенку стать внимательным"

Родительское собрание-практикум "Как помочь ребенку стать внимательным".Практичесие советы и методики исследования уровня развития внимания ребенка....

Родительское собрание-практикум «Как помочь ребенку стать внимательным»

Родительское собрание-практикум «Как помочь ребенку стать внимательным» 1 класс ...

Родительское собрание-практикум «Как помочь ребёнку стать внимательным?».

Цели:1) познакомить родителей с понятием «внимание» и его основными свойствами;2) изучить в ходе собрания  игровые упражнения и игры, которые способствуют развитию внимания у учащихся...