Первый раз в первый класс.
материал (1 класс) на тему

Малюгина Кристина Александровна

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни: надо систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя и т.д. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует у всех первоклассников.Независимо от уровня готовности ребенка к школе, каждый первоклассник проходит период адаптации к школе. У одних она проходит быстро и незаметно, это дети, готовые к школе. А у других адаптация может занять 2-3 месяца, полгода, а иногда и год. По данным школьных гигиенистов и физиологов, в первые месяцы школьной жизни многие дети худеют, более тревожно спят, чаще капризничают, упрямятся. Снижаются аппетит детей и масса тела. Случаются и трудности психологического характера, такие как, например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях.
        Все это естественная реакция ребенка на резкие изменения привычного образа жизни. Трудность или лёгкость адаптации зависит от особенности нервной системы; темперамента; черт характера; адаптационных способностей.

Трудности, которые могут возникнуть у первоклассников в период адаптации:

 - В первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура.

 - Первоклассники отвлекаются быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.

 - Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

 - Для детей характерна высокая утомляемость

Что же такое «адаптация»?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervyy_raz_v_pervyy_klass.docx29.69 КБ

Предварительный просмотр:

Первый раз в первый класс. Адаптация ребёнка в школе.

     Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни: надо систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя и т.д. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует у всех первоклассников. Независимо от уровня готовности ребенка к школе, каждый первоклассник проходит период адаптации к школе. У одних она проходит быстро и незаметно, это дети, готовые к школе. А у других адаптация может занять 2-3 месяца, полгода, а иногда и год. По данным школьных гигиенистов и физиологов, в первые месяцы школьной жизни многие дети худеют, более тревожно спят, чаще капризничают, упрямятся. Снижаются аппетит детей и масса тела. Случаются и трудности психологического характера, такие как, например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях.
       Все это естественная реакция ребенка на резкие изменения привычного образа жизни.  Трудность или лёгкость адаптации зависит от особенности нервной системы; темперамента; черт характера; адаптационных способностей.

Трудности, которые могут возникнуть у первоклассников в период адаптации:

 - В первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура.

 - Первоклассники отвлекаются быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.

 - Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

 - Для детей характерна высокая утомляемость

     Что же такое «адаптация»? Адаптация – это естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Начало обучения в школе – это один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни ребенка. Именно на этом этапе ребенку приходится адаптироваться к новой жизни. На смену игровой деятельности приходит учебная, которая требует от ребенка напряженного умственного труда, сосредоточенной работы на уроках. Этот период можно считать очень напряженным, поскольку с первых дней перед учениками ставится ряд задач, который требует мобилизации физиологической и социально – психологической готовности. А именно эти два аспекта включает в себя адаптация первоклассника.

     Физиологическая готовность подразумевает общее физическое развитие ребенка в соответствии с нормативными показателями (вес, рост, состояние зрения, слуха, общее состояние здоровья).

     Возраст от 6 до 7 лет - период существенных изменений в организме, а индивидуальные различия очень велики. Первоклассники разные не только по индивидуальным темпам развития, но и по паспортному и биологическому возрасту.

     Все органы и системы организма развиваются и созревают не одновременно. Существуют   так называемые «критические» периоды в развитии детского организма, когда происходит резкая перестройка и организм наиболее уязвим.

     Одним из таких периодов является период 6 – 7 лет, то есть тот возраст, когда начинается системное обучение в школе.

     Динамику возрастных изменений наглядно показывает физическое развитие ребенка (основные показатели – рост, масса тела). Ребенок растет не по дням, а по часам. На 6 –7 году жизни приросты длины тела составляют 8 – 10 см, а прибавление массы тела 2 – 2,5 кг.   В течение учебного года дети растут мало, зато летом так вытягиваются, что в сентябре их просто не узнать. Наиболее трудный период в течение учебного года –  декабрь-февраль. И если в этот период у первоклассников отмечается снижение массы тела, то оно свидетельствует об отрицательном влиянии всего комплекса нагрузок, связанных с обучением в школе на организм ребенка. В идеале - снижения массы тела быть не должно.

     В этот же период происходит изменение пропорций тела, интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы. В этом возрасте каждая из 206 костей скелета значительно изменяется по форме, размерам, внутреннему строению. Ребенку очень сложно длительно удерживать статическую нагрузку, то есть сидеть неподвижно. Понятно, что неправильная поза в это время может легко привести к нарушению осанки. Очень чувствителен к деформирующим воздействиям позвоночный столб, не закончены в этом возрасте рост, окостенение и формирование костей грудной клетки. Поэтому всегда следует обращать внимание на ребенка, сильно облокотившегося на парту или стол при чтении, рисовании, письме.

     У детей 6 – 7 лет хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, а в костях рук и ног только начинается окостенение. Поэтому дети хорошо справляются с бегом, прыжками, ходят на лыжах, но выполнять движения, где необходимо участие мелких мышц ребенок не готов (затруднения при письме).

     Очень тяжелы и статические нагрузки, так как мелкие мышцы спины, удерживающие правильную позу, развиты слабее. Поэтому даже тяжелый портфель или сумка в одной руке могут стать причиной искривления позвоночника кроме всего, не завершена еще нервная регуляция движений.

     В это же время продолжается развитие и совершенствование сердечно-сосудистой системы, а это значит, что сердечно-сосудистая система становится уязвимой, то есть организм более остро будет реагировать на малейшие неблагоприятные влияния внешней среды, которыми могут быть чрезмерные статические и умственные нагрузки (об этом нужно помнить, загружая ребенка дополнительными кружками школами).  

     Нервная система ребенка еще довольно слабая и инертная. Лишь к 9 – 10 годам произойдет заметное и довольно резкое изменение, и дети смогут работать длительно, сосредоточенно, без отвлечения и ошибок. В данный период развития ребенок физиологически не обладает такими возможностями.

      К началу обучения в школе совершенствуется зрительный анализатор, однако структурное развитие глаза не завершено. Поэтому нарушение любых гигиенических требований к обучению: неправильная или недостаточная освещённость, неправильное положение тетради или книги, неправильная поза – все это приводит к нарушениям зрения.

     Выше описаны самые основные моменты физиологического развития организма ребенка при поступлении в школу. Кроме того, что в школу поступают дети с разным уровнем развития, разным паспортным возрастом, каждый имеет разный уровень здоровья. А успешность обучения во многом зависит от того, с каким здоровьем пришёл ребенок в 1 класс.

Социально – психологическая адаптация к обучению в школе включает в себя:

-развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления, речи, мелкой моторики);

-развитие коммуникативной сферы (навыки общения и взаимодействия с детьми, взрослыми);

-саморегуляцию и произвольность (умение слышать, слушать и выполнять данную ребенку простую инструкцию, выполнять задания по образцу, готовой схеме);

-умение вести себя в соответствии с общепринятой нормой поведения.

     Оборотная сторона адаптации – это дезадаптация. Это проблемы, которые не позволяют ребенку учиться. Возникают любые трудности, связанные с учебой (ухудшение психического и физического здоровья, трудности при чтении и письме и т.п. Иногда дезадаптацию трудно заметить. Поэтому и учителю, и родителям нужно быть внимательным по отношению к детям.

     Наблюдается три уровня адаптации детей к школе. Зная их содержание, вы сможете определить, как проходит период привыкания к школьной жизни у вашего ребенка.

Уровни адаптации

Содержание

Высокий уровень

- Первоклассник положительно относится к школе. Предъявляемые требования воспринимает адекватно.

- Учебный материал усваивает легко, глубоко и полно, успешно решает усложненные задачи.

- Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя. Выполняет поручения без внешнего контроля.

- Проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам).

- Общественные поручения выполняет охотно и добросовестно.

- Занимает в классе благоприятное статусное положение

Средний уровень

- Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний.

- Понимает учебный материал, если учитель объясняет его подробно и наглядно.

- Усваивает основное содержание учебных программ.

- Самостоятельно решает типовые задачи.

- Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при условии контроля с его стороны.

- Общественные поручения выполняет добросовестно.

- Дружит со многими одноклассниками

Низкий
уровень

- Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе.

- Нередко жалуется на здоровье, у него доминирует подавленное настроение.

- Наблюдаются нарушения дисциплины.

- Объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно.

- Самостоятельная работа с учебником затруднена.

- При выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса.

- К урокам готовится нерегулярно. Для того чтобы он начал заниматься, необходимы постоянный контроль: систематические напоминания, побуждения со стороны учителя и родителей.

- Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания.

- Пассивен, близких друзей не имеет. Знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников

     Важно знать, что адаптация – это длительный процесс, связанный с напряжением всех систем организма.

Как же помочь ребенку адаптировать быстрее и легче?

- соблюдение режима дня

- любовь, внимание и ласка (не надо нравоучений, много хвалить, но не перехваливать, не нервничать и ругаться).

     Чтобы адаптация прошла успешно, необходимо помогать ребенку. Соблюдать чёткий режим и, как бы банально это не звучало, но ребенку необходима родительская любовь, ваша ласка, забота. Помните, что семейные неурядицы - это враг успешной адаптации ребенка к школе. А комфортная психологическая обстановка поможет ребенку легко адаптироваться к школе. Адаптация к школе проходит значительно лучше, если родители активно участвуют в процессе: помогают собирать вещи с вечера (но и не забывайте про самостоятельность: ваша функция проконтролировать, чтобы ребенок ничего не забыл), провожают до школы, вечером обсуждают, как прошел день ребенка. В тот момент, когда ребенку нужна ваша поддержка, не оставляйте ребенка наедине с его состоянием. Помогайте своему первокласснику адаптироваться к непростой школьной жизни. Помните, что поддержка родителей в период школьной адаптации очень важна для детей. Ведь от этого зависит его дальнейшая учеба.

     Советы родителям:

-  Никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков. Нет кого-то или чего-то лучше или хуже.

Прислушайтесь к советам психолога:

- Самое главное, что вы можете подарить своему ребенку - это ваше внимание.

 Выслушайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. И помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим. Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он почувствует поддержку. Слушая внимательно, вы сможете понять, в чем ребенку нужна помощь.

- Ваше положительное отношение к школе и учителям упростит ребенку период адаптации.

Даже если лично у вас, как у родителей, есть какие – то вопросы к учителям, вам кажется, что нужно что – то делать не так, все трения должны оставаться между взрослыми. Очень вредны негативные или неуважительные высказывания о школе и об учителях «в семейном кругу», это значительно усложнит адаптационный период, подорвет спокойствие ребенка и уверенность в заботе и согласии между важными для него взрослыми людьми.

- Ваше спокойное отношение к школьным заботам и школьной жизни очень поможет ребенку. Видя родителей спокойными и уверенными, ребенок почувствует, что бояться школы не нужно.

- Помогите ребенку установить отношения со сверстниками и чувствовать себя уверенно. Особенно это важно для детей, не посещавших детский сад. Объясняйте правила общения со сверстниками, учите помогать друзьям. Хвалите его за общительность, радуйтесь школьным знакомствам. Объясните, что внимание взрослых распределяется на всех одинаково. Учите дружить.

- Помогите ребенку привыкнуть к новому школьному режиму. Ребенок привыкает к школе не только психологически, но и физически. С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, слух, зрение. Если до этого вы придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести «обновленный». Помогите научиться жить по новому расписанию.

- Мудрое отношение родителей к школьным результатам исключит треть возможных неприятностей ребенка. Вы должны знать, что обучение в 1 и 2 классах безотметочное.  И нельзя результаты «волшебных линеечек», смайлики, медали переводить в баллы. А уж тем более эти результаты переносить на себя, воспринимать как удар по родительской самооценке. Школьные успехи важны, но это не вся жизнь вашего ребенка. Хвалите ребенка за успехи помогайте со сложностями. Научите ребенка адекватно оценивать себя и свою работу.

- Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания. Помните: для ребенка что-то не уметь и что-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.

-  Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда ребенок доверит вам самое сокровенное.

    Известный педагог и психолог Симон Соловейчик в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребёнка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода.

Закон 1. Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!

Закон 2. Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что это будете Вы.

Закон 3. Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого приводят к боязни и ненависти.

Закон 4. Не налагайте запретов. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.

Закон 5. Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.

Закон 6. Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.

Закон 7. Развивайте в себе чувство юмора. Учите своего ребенка смеяться над собой! Это лучше, чем над ним будут смеяться другие люди.

Закон 8. Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит!

Закон 9. Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».

Закон 10. Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребенку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями и для Вашего ребёнка и для Вас, родители!

Не рекомендуемые фразы для общения:

Рекомендуемые фразы для общения:

-Я тысячу раз говорил тебе, что…

-Сколько раз надо повторять…

-О чём ты только думаешь…

-Неужели тебе трудно запомнить, что…

-Ты становишься…

-Ты такой же как,…

-Отстань, некогда мне…

-Почему Лена(Настя, Вася и т.д.) такая, а ты - нет…

-Ты у меня умный, красивый (и т.д.).

-Как хорошо, что  у меня есть ты.

-Ты у меня молодец.

-Я тебя очень люблю.

-Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому.

-Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.

-Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился

Фразы для общения с ребёнком.

     Помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благодарных детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первый урок в первом классе "Первый раз-в первый класс"

Первый урок  для первоклассника - это праздник. который он должен запомнить на всю жизнь....

Первый раз в первый класс. Дети в первом классе, или как ребенок привыкает к школе.

Первый раз в первый класс. Дети в первом классе, или как ребенок привыкает к школе. ...

Первый раз в первый класс План первого урока в первом классе

Первый урок познакомит детей со школой, правилами поведения в ней.Создаст праздничное настроение, чувство радости от встречи с учителем, ребятами-одноклассниками....

Сценарий первого урока "Первый раз в первый класс!"

Сценарий первого урока "Первый раз в первый класс!"...

Сценарий первого урока "Первый раз в первый класс"

Разработка интересного сценария первого урока для первоклашек....

Проведение первого урока в 1-м классе 1 сентября, посвященного Дню знаний «Первый раз в первый класс!»

Цель: создание условий для быстрой и безболезненной адаптации детей в школе и классном коллективе.Задачи:создать условия для первичного знакомства детей с учителем и друг другом.познакомить детей...

Сценарий первого урока в первом классе "Первый раз - в первый класс"

Конспект первого урока в первом классе  с  презентацией "Правила поведения в школе"....