Педагогический проект: «Сочинение как общее средство развития младших школьников».
проект на тему

В настоящее время одной из проблем в развитии грамотной личности является раскрытие коммуникативной функции языка, т.е. развитие речи каждого школьника, в том числе и связной письменной речи. Сочинения играют особую роль в развитии речи младших школьников и являются наиболее трудной формой письменной монологической речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon proekt_.ppt724.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический проект: «Сочинение как общее средство развития младших школьников». Подготовлен учителем начальных классов Байловского филиала МБОУ Пичаевской СОШ Живорыкиной М.В.

Слайд 2

Актуальность Сочинения играют особую роль в развитии речи младших школьников и являются наиболее трудной формой письменной монологической речи. В реальной практике обучения письменной речи в школе обнаруживаются серьёзные недостатки. Обучение этому виду речевой деятельности в традиционной начальной школе строится таким образом, будто в ней самое главное-это умение выводить буквы и не делать ошибок в словах и предложениях, а не умение создавать семантически самостоятельные высказывания. Развивая речь учащихся, надо придерживаться четко определенных характеристик речи, к которым следует стремиться и которые служат критериями оценки ученических устных и письменных высказываний: содержательность, логика, точность речи, богатство языковых средств, ясность речи, выразительность.

Слайд 3

Противоречия Между методами преподавания и различным уровнем способностей учащихся; Между репродуктивным характером обучения и стремлением личности к творческому самовыражению; Между естественным стремлением человека к знаниям и низкой познавательной активностью обучающихся в школе.

Слайд 4

Проблема. В настоящее время одной из проблем в развитии грамотной личности является раскрытие коммуникативной функции языка, т.е. развитие речи каждого школьника, в том числе и связной письменной речи.

Слайд 5

Цель проекта : формирование у учащихся внимательного отношения к слову, к его употреблению, развитие способности воспринимать и оценивать изобразительно-выразительный аспект речевого высказывания и умело использовать его в собственной речи. Задачи: изучить, проанализировать методическую и педагогическую литературу по проблеме развития речи младших школьников; обобщить формы, методы, содержание уроков русского языка по написанию сочинений разных видов; способствовать продвижению каждого ученика в общем развитии; организовать творческую самостоятельность, связанную с эмоциями и переживаниями, предоставить простор инициативе; вызвать желание детей поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями; вырабатывать привычку внимательно относиться к слову, к доказательности высказывания; провести работу по обучению младших школьников написанию сочинений разных видов.

Слайд 6

Гипотеза Систематическая работа над сочинениями разных видов способствует обогащению словаря, повышению уровня речевой культуры, развитию творческого мышления, что обеспечивает высокий уровень развития речи у младших школьников.

Слайд 7

Объект исследования: уровень развития речи обучающихся на уроках русского языка. Предмет исследования: процесс развития речи учащихся.

Слайд 8

Участники проекта Обучающиеся 4 класса Срок реализации 1 год

Слайд 9

Методы исследования изучение педагогической и методической литературы по проблеме развития речи учащихся; изучение методов и приёмов развития речи учащихся на уроках русского языка; наблюдение за процессом обучения; диагностирование; сопоставление результатов; обобщение полученных результатов.

Слайд 10

Ожидаемые результаты сформированность навыков устной и письменной речи младших школьников через сочинительную деятельность; параллельное развитие речи с развитием личности ребёнка; позитивная динамика мотивации учебной деятельности.

Слайд 11

Этапы реализации проекта Подготовительный этап. Информационно-аналитический (август-сентябрь 2010 г.) 2.Основной этап. Цикл практических мероприятий (октябрь-апрель 2011 г.) 3.Заключительный этап. Подведение итогов (май 2011 г).

Слайд 12

Подготовительный этап (август-сентябрь 2010 г) изучение и анализ материалов по теме проекта; определение критерий для выявления уровня сформированности навыков устной и письменной речи учащихся; диагностика уровня сформированности навыков устной и письменной речи учащихся; изучение учебной мотивации учащихся.

Слайд 13

Критерии оценивания сочинения. соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения; разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов.

Слайд 14

Оценка уровня стартовых возможностей. Высокий Средний Ниже среднего Низкий 17% 33% 33% 17%

Слайд 15

Изучение учебной мотивации (методика Гинзбурга М.Р.)

Слайд 16

Практический (октябрь 2010-апрель 2011) исследование и применение приёмов и методов развития речи учащихся на уроках русского языка; выявление наиболее эффективных приемов для формирования навыков написания сочинений; наблюдения за уровнем развития мышления учащихся, формированием письменной монологической речи.

Слайд 17

Формы речи Письменная речь Устная речь

Слайд 18

Качества речи Выразительность Логичность Содержательность Ясность Правильность Точность

Слайд 19

Методы и приёмы развития речи Имитативные - по-другому методы «по образцу»:составление предложений или компонентов текста по типу данного или по модели; отработка произношения, интонации, пауз, ударений по примеру исполнения учителя. Коммуникативные- опираются на теорию речевой деятельности: создание речевых ситуаций; ролевые игры, экскурсии; рисование картин, ведение записей; создание сюжетов по воображению; выбор разнообразных жанров-докладов, выступлений. Метод конструирования текста- словарная работа, работа над предложением, работа с понятиями, сравнение предметов, явлений природы по их признакам; моделирование структуры текста, редактирование своего текста; составление текстов различных типов: описания, повествования и рассуждения, а также разных жанров: рассказа, очерка, письма, описания картины, пейзажной зарисовки, статьи в газету, пьесы.

Слайд 20

Виды сочинений Повествования- это описание последовательных событий, связанных между собой. Сочинения имеют сюжет близкий к рассказам, к литературному жанру(«Осенний лес», «Кто как готовится к зиме», «Чудеса природы» и т.д.). Описания- это наиболее полные, точные сведения о предмете, указание признаков предметов или явлений(«Моя любимая игрушка», «Моя любимая книга» и т.д.). Рассуждение- это связанный текст, в котором для доказательства какого-то утверждения используются суждения, сопоставления, примеры, приводящие к новым суждениям – выводам(«За что дети любят Буратино и Карлсона» и т.д.)

Слайд 21

Методика работы над сочинением 1.Выбор темы. Тема- это предмет сочинения, то, о чём в нём говорится. Она определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые в сочинении отражены. 2.Составление плана. План является обязательным, как для устных, так и для письменных сочинений. Это ступень любого речевого высказывания, его проект. План бывает: письменный, устный, картинный. Рекомендуется план из трёх-пяти пунктов. 3.Накопление материала. Материал не только накапливается в памяти учащихся, но и записывается в виде заметок, зарисовывается, подбираются опорные слова. 4.Орфографическая подготовка. Она включает отбор и подготовку словаря, проверку правописания слов, составления словосочетаний, предложений, черновое составление всего текста. 5.Написание сочинения. Оказание учителем индивидуальной помощи, затем самопроверка, исправление замеченных недочётов и ошибок.

Слайд 22

Памятки по написанию сочинений разного жанра. Как составить текст – повествование. Определи, о чем будешь рассказывать (какова тема текста)? Какая мысль в рассказе будет основной ? Как лучше озаглавить текст? С чего можно начать рассказ ( о чем будет говориться во вводной части)? О чем ты расскажешь в основной части ( как развивалось действие, какой момент был самым напряженным, чем все завершилось)? Как можно закончить рассказ ( какой будет заключительная часть)? Озаглавь текст и напиши его. Проверь работу.

Слайд 23

Как составить текст – описание. Определи свое отношение к предмету, который будешь описывать. Что ты хочешь показать в своем тексте? Выдели признаки предмета. Подумай, какие слова и словосочетания можно употребить, чтобы описание было точным и ярким, какие сравнения использовать. Озаглавь текст и напиши его. Проверь работу.

Слайд 24

Как составить текст – рассуждение. Тезис, краткое сообщение о том, что ты будешь доказывать. Доказательство, рассуждение. Его можно начать так: «Происходит это потому, что…», «Объясняется это тем, что…» и т.п. Вывод. Озаглавь текст и напиши его. Проверь работу.

Слайд 25

Портретное описание человека или сказочного персонажа. Кто (какой сказочный персонаж) изображен на рисунке? Из какой сказки? Что он делает, его поза? Его возраст. Какое у него лицо (морда)? Какое у него настроение, какой характер? Во что он одет, какого цвета его одежда? Где находится этот персонаж, что ты видишь на заднем плане. Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные…)? Твое отношение к этому персонажу (нравится, хотел бы с ним встретиться, поиграть, подружиться). Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть).

Слайд 26

Описание сюжетного рисунка Кто изображен на рисунке? Что они делают? Что делает первый персонаж? Как он это делает, с каким настроением? О чем он думает, говорит, поет? В какой позе он нарисован? Какое у него лицо (морда)? Его возраст. Какое у него настроение, какой характер? Во что он одет, какого цвета его одежда? Что делает второй персонаж?(аналогично с первым) Твое отношение к этому персонажу (нравится ли. Хотел бы ты с ним встретиться, поиграть, подружиться). Где находятся эти персонажи? Какое время года изображено на рисунке? Что нарисовано ближе всего к тебе? Что находится в центре картинки? Что ты видишь на заднем плане? Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные…)? Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть) О чем ты думаешь. Глядя на этот рисунок.

Слайд 27

Описание растения. Какое растение изображено на рисунке? Какого цвета это растение или его части? Где растет это растение. Что ты видишь на заднем плане? Какое время года художник изобразил на рисунке? Особенности этого растения: размер, стадия роста, свойства: красивый, полезный) Какие краски использовал художник (яркие, тусклые. Светлые, темные…)? Твое отношение к этому растению ( нравится, хотел бы такое иметь, понюхать (о цветах), потрогать). Твое отношение к этой картине ( нравится, приятно на нее смотреть).

Слайд 28

Описание животного. Какое животное изображено на рисунке? Какого цвета это животное или его части? Что оно делает, его поза? Где находится это животное, что ты видишь на заднем плане? Особенности этого животного (размер, возраст, свойства: красивый, полезный…) Какая у него морда? Какое у него настроение, какой характер? Какие краски использовал художник (яркие, тусклые. Светлые, темные…)? Твое отношение к этому животному (нравится, хотел бы такое иметь, поиграть, погладить, встретить, дружить). Твое отношение к этой картинке ( нравится, приятно на нее смотреть).

Слайд 29

Сочинения детей

Слайд 30

В походе . (Повествование) План. 1.Где и когда проходил мой отдых. 2.Как проходил поход. 3.Очень хорошее дело-поход. В июле я отдыхала в лагере. Там мы плавали, бегали, пели песни. Однажды на линейке нам объявили, что наш отряд пойдёт в поход. К походу мы готовились целый день. Наконец к вечеру всё было готово. Утром мы вышли из лагеря. Дорога шла лесом. По пути мы собирали сыроежки, чернику. Наш путь лежал через быструю речку. Моста через неё не было. Лежало только поваленное дерево. Было очень страшно, но всё перебрались благополучно на противоположный берег. Вот и озеро. Мы натаскали сучьев и развели костёр. Стали готовить ужин. После ужина мы пели песни и рассказывали интересные истории. Утром мы вернулись в лагерь. Очень хорошее дело- поход!

Слайд 31

Я очень люблю весну .( Рассуждение) План. 1.Весна-прекрасное время года. 2.Пробуждение природы. 3.Наблюдения за весенней природой. 4.Весна-обновление в природе. Если бы меня спросили, какое время года время года я люблю больше всего, я ответила бы: «Конечно, весну. Весна- самое прекрасное время года». Весной всё на земле пробуждается к новой жизни. Начинает таять снег. Под крышами звенит капель. Из тёплых стран возвращаются птицы, со всех сторон звучат их песни. Я люблю наблюдать за весенней природой. Особенно интересно наблюдать за деревьями. Сначала набухают почки, а потом из них выглядывают зелёные листочки. Мне нравится гулять весной, любоваться природой и слушать пение птиц. Как чудесно весной, когда вся природа пробуждается после зимнего сна! Весна- это обновление в природе, именно за это я и люблю её.

Слайд 32

Бабушка .(описание человека) План. 1.Фотография бабушки. 2.Внешность бабушки. 3.Внутренняя красота. Передо мной фотография, с которой на меня смотрит пожилая женщина. По лицу видно, что она очень добрая. Простое открытое лицо, высокий лоб. Из- под чёрных бровей на меня смотрят карие глаза, в уголках которых затаилась и грусть, и ласка. У бабушки вздёрнутый нос, тонкие губы чуть-чуть улыбаются. Гладкие, чёрные с проседью волосы зачёсаны назад. Простое тёмное платье очень идёт к её смуглому лицу, иссечённому морщинами. На коленях сложены мозолистые руки, которые сделали много добрых дел. Лицо бабушки освещено какой-то внутренней красотой, которая, может быть, и незаметна на первый взгляд.

Слайд 33

Сочинение по картине И. Шишкина «Рожь ».(описание сюжетного рисунка) План. 1.Золотое поле ржи. 2.Огромные сосны. 3.Как хорошо в поле! На картине И.Шишкина изображено золотистое поле ржи. Рожь уродилась высокая, густая, тучные колосья наклоняются к самой земле. Уже близится жатва- пора сбора урожая. По желтеющему полю проходит просёлочная дорога, убегающая вдаль. По ней редко ездят, она поросла травой. По сторонам дороги растёт бурьян. Чувствуется лёгкое дуновение ветерка, от которого поле будто бы колышется и волнуется. На поле растёт несколько сосен- богатырей. Наверное, здесь раньше был лес. Его вырубили, а землю распахали. Сосны ветвистые, мощные, широкие. Они выросли на просторе. Сосны мешают ржи, но их не рубят, потому что они очень красивые. Лёгкие воздушные облака скользят по голубому небу. Вокруг раздолье. Хорошо в этом золотом поле!

Слайд 34

Липа .(описание растения) План. 1.Стройная липа. 2.Описание ветвей липы. 3.Коричневые почки. 4.Липа станет прекрасней. У меня под окном растёт стройная липа. Она не молода, высокий ствол у неё весь в трещинах. У неё большие длинные ветви. Каждая маленькая веточка на них очень тоненькая, но их много- много. На этих тоненьких веточках набухают коричневые почки. Они уже пухленькие и скоро начнут лопаться. Когда почки лопнут, то покажутся зелёненькие резные листочки, похожие на сердечки. Вот тогда моя липа станет ещё прекрасней.

Слайд 35

Пушистый друг .(описание животного) План. 1.Знакомый котёнок. 2.Внешний вид котёнка. 3.Дружба с котёнком. У меня во дворе есть знакомый котёнок. Его зовут Васька. Котёнок очень ласковый и забавный. У него пушистый хвостик, как у белки, а на лапках у Васьки белые тапочки. Сам Васька серенький, только около носа белое пятнышко. А ещё у него есть длинные густые усы. Глаза у котёнка зелёные, они похожи на два зелёных фонарика. Когда я выхожу гулять, Васька тут как тут. Он бегает за мной, мяукает и смотрит на меня ласковыми глазками. Я его кормлю, а потом мы с ним играем. Я давно дружу с Васькой.

Слайд 36

План урока сочинения на тему « Весенние цветы» Материал: Скребицкий «Художник-Весна». I. Чтение рассказа Г. Скребицкого «Художник-Весна». - Почему автор называет Весну художником? - Как разукрасила Весна-Красна сережки осины и тополя, цветы на деревьях, цветы калужницы? - Какие цветы появились первыми, и с чем сравнивает их автор? - Почему автор использует такое сравнение? - Как Скребицкий показывает, что цветов много? II. Сегодня будем писать сочинение на тему: «Весенние цветы» (показать первоцвет, стихи). III. Подготовка к сочинению - Кто был в лесу весной? - Кто видел первоцвет? - Какие цветы мы называем подснежниками? - Опишите их. - Где можно их встретить? IV. Составление плана 1. Наступление весны ( Весна в лесу. В весеннем лесу) 2. Первые цветы. 3. Как хорошо в лесу весной. V. Орфографическая работа 1.Наступила, лужицы, проталины, шоколадные, коричневые, березовые ветки, почки. 2.Подснежники, вереница, медуница, мать-и-мачеха, сон-трава или пострелы, голубоватый, мохнатые, голубовато-лиловые, колокольчики.

Слайд 37

Обобщающий (май 2011 г.) Итоговая диагностика; Подведение итогов.

Слайд 38

Результаты уровня сформированности навыков устной и письменной речи обучающихся. Высокий Средний Ниже среднего Низкий 33% 50% 17% -

Слайд 39

Динамика сформированности навыков устной и письменной речи обучающихся Наблюдается положительная динамика в формировании навыков устной и письменной речи обучающихся .

Слайд 40

Динамика учебной мотивации

Слайд 41

Результаты реализации проекта: рассмотрена теоретическая основа формирования устной и письменной речи; практическим путём определён выбор эффективных приёмов и методов для формирования навыков устной и письменной речи младших школьников; состоялось выступление на РМО по теме «Формирование письменной речи младших школьников в процессе словесного творчества»; участие детей в творческих конкурсах разного уровня.

Слайд 42

Выводы. 1 . Апробированные при реализации проекта приёмы и методы развития устной и письменной речи младших школьников: способствуют формированию ключевых компетенций при написании сочинений; повышают учебную мотивацию; вызывают интерес к предмету. 2. Проект показал эффективность формирования навыков устной и письменной речи учащихся через сочинительную деятельность; 3. Проект имеет практическую значимость, так как может использоваться педагогами других школ.

Слайд 43

Список литературы Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка [Текст] / Т.А. Ладыженская - М., 1991. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников [Текст]: пособие для учителей начальных классов / М. Р. Львов - М., 1985. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития [Текст] / М.Р.Львов - М., 1975. Люблинская А. А. Детская психология [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических институтов / А.А. Люблинская - М.: Просвещение, 1971. Попова Л. Ф. Сочинение-описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень» [Текст] / Начальная школа. - 1998.- № 9. - с. 50-53. Потурьева Л. В. Обучение сочинению в начальных классах [Текст] / Начальная школа. - 1988. -№ 2. -с. 30-35.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Выразительное чтение, как средство развития младших школьников"

Презентация по теме самообразования для выступления  на учительской конференции.  "Выразительное чтение, как средство развития младших школьников"...

Проектно-исследовательская деятельность как средство развития младшего школьника.

Проект – это самостоятельная творческая завершенная работа учащихся, выполняемая под руководством учителя. Использование метода проектов позволяет реализовывать подход, который способствует применению...

Оригами - средство развития младших школьников

Оригами - прекрасное средство для развития детей. Оно  прдоставляет большие возможности развития учащихся....

Статья Игра как средство развития младшего школьника Автор: Воробьева В.И.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития...

Мастер –класс по теме : « Игра как средство развития младших школьников в преемственности обучения»

В каждом доме, где растет хотя бы один ребенок, всегда наступает день, когда в жизнь семьи входит школа.. И малыши, впервые пришедшие в школу, находятся в положении людей, начавших жизнь с чисто...

«Современные педагогические технологии на уроках в начальной школе , как средство развития младших школьников»

laquo;Современные педагогические технологии на уроках в начальной школе , как средство развития младших школьников».Актуальность данной проблемы приобретает большое значение в настоящее в...