Родительское собрание "Нужна ли детям каллиграфия"
консультация (1 класс) на тему

Жиркова Галина Владленовна

Родительское собрание в 1 классе "Нужна ли детям каллиграфия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nuzhna_li_detyam_kalligrafiya.docx25.84 КБ

Предварительный просмотр:

Нужна ли каллиграфия современным детям?

А Вы знаете, что такое "каллиграфия"? Многие понимают, что это какая-то деятельность, связанная с написанием букв. Мне нравится определение каллиграфии как "искусство красивого письма". Этому искусству сейчас в основном уделяется время в первом классе во время обучению письму, а далее этому вопросу уделяется очень мало времени в начальной школе и совсем не касаются в дальнейшей учёбе.  Почерк детей становится всё хуже и хуже. Может возникнуть вопрос: "А зачем каллиграфия в эру компьютерных технологий?" Да, сейчас можно красиво написать с помощью компьютера. Но это уже совсем не то искусство, творчество, которое раскрывает человека.

Психологи установили, что сейчас у многих детей клиповое мышление. У них нет цельного восприятия образа, им трудно фиксировать внимание длительное время на одном предмете. Оказывается помочь в этой ситуации может каллиграфия? Когда человек пишет, то он мыслит. Но он думает не только о содержательной стороне, а и о внешнем выражении написанного. Письмо дисциплинирует.

        Когда мы выводим буквы, то рука является только инструментом, а пишем мы сердцем, наша душа живёт, мы творим. Наверное, многие замечали, как нравится детям изменять свой почерк, смотреть, что получится, если написать мельче или крупнее, с завитком или росчерком. Как правило, такие эксперименты не вызывают восторга у учителей. А ведь так происходит развитие эмоциональной сферы ребёнка, его видение прекрасного. Почерк — как отпечаток пальца, он неповторим, уникален, он раскрывает личность.

Человек оттачивает письмо, а буквы учат человека. Они учат порядку и творчеству одновременно.
Занятия каллиграфией научат ребёнка писать красиво и будут способствовать развитию его творческих способностей. Но это не единственная причина, по которой мы должны обращать внимание на письмо.

Красивое и правильное письмо необходимо для физического здоровья детей, для развития способностей ребёнка, необходимых для успешного обучения в целом (способность к анализу, пониманию изучаемого материала, самокоррекции своих учебных действий).


В 80-х годах крупнейшая японская компания, занимающаяся выпуском бытовой и профессиональной электроники, – начиная переходить к нанотехнологиям, провела во многих странах любопытный эксперимент. Искали, какие методики можно использовать в данном регионе и в данной культуре для подготовки специалистов будущего в разных направлениях. Программа длилась долго. Её финансировали более 10 лет. Когда собрали данные, организаторы эксперимента были потрясены. Всем требованиям в наибольшей мере отвечала каллиграфия. Поэтому компания рекомендовала ввести каллиграфию с 1-го по 11-й класс во всех школах и вузах, независимо от специализации образовательного учреждения. Чтобы сформировать те самые качества, необходимые будущим специалистам в области инновационных технологий.

Вот ещё один интересный факт из современной японской жизни. Многие крупные фирмы Японии приглашают в обеденный перерыв учителей (сенсеев), которые занимаются с сотрудниками каллиграфией по полчаса в день. Руководители компаний считают это весьма недешёвое занятие полезным как для здоровья, так и для развития творческого потенциала специалистов. И ведь никто не сможет поспорить с тем, что японцы – самая работоспособная нация, к тому же самая продвинутая и креативная в области инновационных разработок. Безусловно, здесь заслуга не только каллиграфии. Но совершенно очевидно, что это – следствие бережного отношения японцев к своей истории, традициям и корням, духовному и физическому здоровью нации.

Китайские же специалисты раскрывают эту тему в еще более неожиданном ракурсе. В своей статье «Каллиграфия и здоровье» доцент Пекинского института графической коммуникации Юань Пу рассказывает о влиянии каллиграфии на мозговую активность в целом и даже на продолжительность жизни. Считается, что из всех видов произвольных действий акт письма – наиболее сложный и трудоемкий. Положение пальцев, ладони и запястья для правильного обхвата ручки, правильное положение запястья и руки в воздухе при письме, – все это не только тренирует мышцы рук и нервы, но и затрагивает все части тела: пальцы, плечи, спину и ноги. Каллиграфические упражнения по своей сути напоминают гимнастику цигун, которая «изменяет телосложение, двигает суставы». Этот процесс влияет на психическое и физическое здоровье, развивает тончайшие мышцы рук, стимулирует работу мозга и воображение. Процесс письма также восстанавливает дыхание.
Каллиграфия заставляет правую мозговую долю чувствовать правильность линий, структуру симметрии, ритм и темп, развивает внимательность, наблюдательность и воображение. Юань Пу пришел к выводу, что студенты, которые изучают каллиграфию, гораздо быстрее остальных воспринимают и запоминают информацию. А то, что каллиграфия продлевает жизнь, – научно доказанный факт. Современный каллиграф Су Цзусиань прожил 110 лет, Дон Шупин жил до 94 лет. Создатель шрифта Ци Гун, современный каллиграф, бывший член Китайской ассоциации каллиграфов, прожил 95 лет.

Другой китайский специалист, профессор Генри Као, делает ещё более смелые выводы на основе проведенных исследований: практически нет таких болезней, которые нельзя было бы вылечить каллиграфией. Результаты показывают, что пациент, практикующий занятия каллиграфическим письмом, испытывает расслабление и эмоциональное спокойствие, выражающиеся в равномерном дыхании, замедлении пульса, снижении кровяного давления и уменьшении мускульного напряжения. Улучшаются ответная реакция, способность к дифференциации и определению фигур, а также способность к ориентации в пространстве.
Практические и клинические исследования показали положительное влияние лечения каллиграфическим письмом при поведенческих расстройствах пациентов, страдающих аутизмом, синдромом нарушенного внимания, дефицита внимания и гиперактивностью. Более того, развивалась способность к логическому мышлению, рассуждению у детей с небольшой умственной отсталостью; также укреплялась память, улучшались концентрация, ориентация в пространстве и координация движений у пациентов с болезнью Альцгеймера. В то же время методика была успешно применена к больным с психосоматическими расстройствами при гипертонии и диабете и таких психических заболеваниях, как шизофрения, депрессия и неврозы: у них улучшался эмоциональный фон.

Для сравнения: в современной российской школе на такой предмет, как правописание, выделяется один час в неделю, а во времена Императорского Царскосельского лицея Александр Сергеевич Пушкин занимался каллиграфией 18 часов в неделю.
Но не только на Востоке и в Европе изучают влияние каллиграфии на здоровье. О её воздействии на человеческий организм уже давно знают и отечественные специалисты. В течение 15 лет в Петербурге работала школа каллиграфии, созданная группой энтузиастов для детей с отклонениями в умственном развитии. Образовательный процесс в ней основывался на русских методических материалах XIX века. Основной принцип этого процесса заключался в следующем: прежде чем заниматься науками, искусством и ремеслами, необходимо с помощью каллиграфии заложить крепкий фундамент – основу, состоящую из трёх важных элементов: терпения, умения работать и волевого импульса. Ученикам запрещалось с 1-го по 11-й класс пользоваться шариковой ручкой. Любой урок начинался с 15 минут занятий каллиграфией. Результат был очевиден уже к 7–8-му классу. Специалисты, глядя на письменные работы учеников, не верили, что так могли писать дети, к тому же с психическими и физическими отклонениями, настолько красивой, четкой и упорядоченной была форма письма. У этих детей раскрывались способности к математике, поэзии и искусству. После окончания школы многие из них поступали в лучшие вузы Петербурга, получали гранты на обучение за границей. Некоторым ребятам в итоге снимали инвалидность.

Художники дают каллиграфии разнообразные поэтичные сравнения и определения. Одни видят в искусно прописанных буквах застывшую музыку и её ритм, другие – пластику танца.

Так, что из выше изложенного я, думаю, что вы, уважаемые родители, просто обязаны взять под особый контроль - каллиграфию букв и цифр.

Многие считают, что красивый почерк – это талант. Действительно, почему же одни пишут красиво и понятно, а у других одна буква совсем не похожа на другую, слова «пляшут»? На самом деле плохой почерк можно сделать красивым и аккуратным, если потренироваться. Но есть некоторые факторы, которые могут оказывать негативное влияние на возможность писать. Перечислим их: 1. Плохо развитая мелкая моторика. Что это такое? Сюда относятся движения кисти и пальчиков. Если мама и папа не развивали моторику с самого раннего возраста (с помощью специальных игр и игрушек), то в более позднем возрасте сделать это будет гораздо труднее.

Вторая причина – неправильное положение ручки. Если она взята неправильно, то это существенно усложнит процесс писания.

Третья причина – неправильная поза. Если ребёнок сидит не так, как нужно, то и писать ему будет неудобно. Стол должен располагаться примерно на уровне груди (но не сдавливать её!), локти должны лежать на поверхности стола. Спина при этом прямая, голова слегка наклонена. Сейчас в классе мы работаем над осанкой при помощи теннисных мячей

Четвёртая причина – неправильное положение тетрадки или листа бумаги. Для начала разместите тетрадь прямо, затем сдвиньте её так, чтобы левый нижний угол расположился примерно посередине груди ребёнка. Затем слегка поднимите верхний правый угол. Так писать гораздо удобнее. Это правильно!

И последняя причина – темперамент ребёнка. Если ребёнок активный, подвижный, постоянно бегает, куда-то спешит, а также склонен к переменчивости настроения, то и писать аккуратно ему будут довольно сложно. Буквы будут «прыгать», как и он сам. А занятия каллиграфии для таких деток могут быть буквально мучительными.

Как помочь ребёнку? Так как научить своего ребёнка писать красиво? Используйте не одно упражнение , а комплекс. Очень важно всестороннее развитие. И, конечно, важно учитывать, что ребёнок есть ребёнок, так что лучше часть занятий проводить в лёгкой игровой форме. Предлагаю вам несколько вариантов.

Это любимое многими детьми занятие поможет освоить основы чистописания. Есть несколько вариантов: Чаще давайте ребёнку карандаши и бумагу. Рисуйте сами, пусть ребёнок повторяет за вами. Начинает с простых вещей, затем переходите к более сложным (с мелкими деталями). 2. Можно порисовать под диктовку. Для этого дайте ребёнку лист в клеточку и карандаш. Поставьте в углу одной из клеток начальную точку, от которой рисунок будет начинаться. Теперь говорите ребёнку, что он должен сделать. Например, сначала попросите его провести две клетки вправо, потом одну вниз, три вверх, одну по диагонали. Такие упражнения подойдут для детей и постарше. 3. Купите побольше раскрасок. Раскрашивание помогает улучшить координацию, ведь выходить карандашом за контуры нельзя.

Развиваем мелкую моторику. Вот несколько вариантов: Дайте ребёнку леску и бусины. Пусть нанизывает бусины на леску. Будет лучше, если они будут разного размера. Лепка из пластилина тоже позволит разработать пальчики и укрепить их мышцы. Пусть ребёнок лепит от простого к сложному. Например сначала шарики, потом какие-нибудь простые предметы, затем животных и людей.

Играем с мячом. Игры с мячом тоже помогают развить и улучшить координацию. А если взять маленький мячик, то развиваться будет ещё и мелкая моторика. Предлагаем несколько игр: Для детей помладше. Пусть малыш возьмёт мячик в правую руку и ударит его об пол. Поймать мячик нужно другой рукой. Затем пусть чадо проделает то же самое, поменяв руки. Для детей постарше. 2. Ребёнок должен встать прямо, расставив ноги в стороны. В одну руку необходимо взять мяч, отведя его за спину. Попросите чадо кинуть мяч так, чтобы он перелетел через плечо. И пусть ребёнок попробует поймать его пальцами другой руки.

Основная задача каллиграфии заключается в том, чтобы научить детей правильно и аккуратно писать. Для того чтобы выработать красивый почерк, требуется многократное повторение и закрепление написания одних и тех же букв. Для этого разработаны прописи – тетради с образцами букв и их элементов, разлинованные соответствующим образом. Главное усидчивость и тренировка.

Полезные советы: Если вы будете следовать простым рекомендациям, процесс обучения каллиграфии не будет мучительным и сложным: Не переусердствуйте. 2-4 занятий в неделю будет достаточно. Если вы решили освоить новый элемент, начинайте с него, затем повторяйте пройденное. Каждое занятие не должно длиться более 30 минут, далее ребёнок потеряет интерес. Попробуйте пригласить в гости друга. Вместе заниматься интереснее и плодотворнее (пусть посоревнуются). 5. Если пальчики ребёнка устают, давайте им отдыхать. 6. Помогает гимнастика. Можно сгибать и разгибать пальчики одновременно, а затем по очереди. 7. Можно делать массаж пальчиков ребёнка. Слегка пощипывайте их, трите, похлопывайте, поглаживайте. Терпения вам и ребёнку! Пусть всё получится, и почерк станет красивым, и здоровье улучшится, и будут развиваться мыслительные и творческие способности детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание"Агрессивность детей"

Цели: исследовать причины агрессивности детей; помочь родителям в поиске путей преодоления агрессивного поведения ребёнка;  вызвать у родителей желаниепо-новому строить взаимоотношения в св...

родительское собрание "Трудные дети...Как им помочь?"

    Если  вдруг  ваш  ребенок  стал  плохо  учиться и  пропускать  занятия, значит,  он  потерял  веру...

Родительское собрание:"Агрессивниые дети"

Обсудить с родителями причины детской агрессии и пути её преодоления....

Родительское собрание "Учим детей думать"

Цель: оценить значимость развития мышления как механизма решения проблем.Задачи:1.    Сформировать представление родителей о мышлении как искании и открытии нового;2....

Родительское собрание "Ужасные дети или ужасное время?"

Темародительскогособрания«Ужасныедети  или  ужасноевремя?»          Форма проведения: деловая игра с элементами тренинга....

Родительское собрание «Наши дети: какие они? Визуалы, аудиалы, кинестетики и дискреты среди нас и наших детей».

Родительское собрание «Наши дети: какие они? Визуалы, аудиалы, кинестетики и дискреты среди нас и наших детей" поможет расширить объем знаний родителей о том, на какие категории делятся  люди по ...

Родительское собрание: «Безопасность детей в сети Интернет. Родители и дети – вместе в Интернете»

Цель:  Психолого- педагогическое просвещение родителей учащихся по проблеме безопасного использования ресурсов сети Интернет. Задачи: Показать родителям важность и значимость проблемы формир...