Родительское собрание "Адаптация к школе"
статья (1 класс)

Данная статья будет полезна учителям начальных классов для проведения первого родительского собрания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 1 классе

Тема: «Адаптация первоклассников к школе»

Ход собрания:

  1. Вступление

Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада видеть вас в нашем классе. Понимаю, как вы сейчас волнуетесь, ведь совсем немного дней остаётся до 1 сентября. Сердечно поздравляю вас и ваших детей с этим этапом взросления. Теперь у ваших детей все будет по-новому: уроки, учительница, школьные товарищи. Очень важно, чтобы при этом вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Теперь мы с вами - один большой коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться. Учиться - значит учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся их мамы и папы, бабушки и дедушки. Учится вместе со своими учениками и учитель. Надеюсь, что все четыре года наш коллектив будет дружным и сплоченным. Тема нашего  собрания посвящена   адаптации первоклассников в школе и организации учебного процесса.

  1. Адаптация первоклассников (презентация)

Слайд 2 Что такое адаптация ? Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Слайд 3.Цель адаптационного периода

Наша с Вами  основная цель , уважаемые родители: создать психолого – педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.

Слайд 4. 

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Школа требует от ребёнка максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Первый класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Начало учебного года сильно меняет весь образ жизни ребёнка. Теперь вместо беззаботных игр ребёнок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться новым правилам школьной жизни, выполнять требования учителя. И ко всему этому нужно приспосабливаться, привыкать. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия. После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением. Адаптация в целом длится от двух  месяцев до года в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника. Насколько трудно организму ребенка перестроиться на школьную жизнь? Очень трудно. Некоторые дети к концу первой четверти худеют, по некоторым исследованиям даже не некоторые, а 60% детей! У многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак настоящего переутомления). У многих первоклассников родители наблюдают головные боли, усталость, плохой сон, снижение аппетита, врачи отмечают появление шумов в сердце, нарушения нервно-психического здоровья и недомогания. Именно в течение первой четверти число учащихся, имеющих нервно-психические отклонения, возрастает примерно на 14-16%, а к концу учебного года число таких детей увеличивается примерно на 20%. Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.

Слайд 5.Особенности современного первоклассника

  • У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни
  • одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.
  • У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна.
  • У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение. Завышенный   уровень самооценки.
  • Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими. Авторитет – не тот!
  • У современных детей более слабое здоровье.
  • Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. И как следствие - дети приходят в школу не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.

Слайд 6. Как помочь первокласснику?

Слайд 7 Что влияет на успешную адаптацию?

  • Состояние здоровья
  • Социально-бытовые условия семьи ( питание, рабочее место)
  • Внутрисемейные отношения ( благороиятный микроклимат в семье)
  • Коммуникативные особенности личности ( умение договариваться и находить компромисс, умение слышать сверстника, уважение взрослых)
  • Режим дня

Слайд 8, 9, 10 Каким должен быть режим ребёнка?

Самое важное и необходимое для ребенка любого возраста, а для первоклассника особенно - это правильный режим дня. Большинство родителей знают это, но на практике довольно трудно убедить, что многие трудности обучения, ухудшение здоровья связаны именно с нарушениями режима. Говорить о хорошем физическом состоянии ребенка, который не бывает на воздухе, не двигается, ест когда попало и что попало, и сидит за письменным столом или за компьютером в течение нескольких часов, а потом два-три часа у телевизора, не приходится. Очень важно иметь расписание дня, составленное вместе с ребенком, и ГЛАВНОЕ - его соблюдать. Нельзя требовать от ребенка организованности и самоконтроля, если сами родители не в состоянии соблюдать ими же установленные правила.

1.        Утром учащиеся должны вставать в одно и тоже время, за 1 час до ухода в школу.

2.        Утренние процедуры, завтрак.

3.        В школу нужно отправляться с учетом времени на дорогу, переодевание и подготовку к уроку. Помните: ребенок не может быстро "попасть с корабля на бал", ему обязательно нужно какое-то время на то, чтобы настроиться, сосредоточиться, перекинуться несколькими словами с друзьями ...

4.        Первое время ребенка нужно провожать в школу, показывая и разъясняя, как безопаснее пройти.

5.        Ребенок должен самостоятельно переодеваться и готовиться к уроку.

6.        После уроков в школе ребенку нужен небольшой отдых, поиграть с любимыми игрушками.

7.        Приучайте к посильной помощи по дому.

8.        Больше разговаривайте с детьми, интересуйтесь их успехами, обогащайте словарный запас ребенка.

9.        Сон в 21 час (22 часа). Если ребенок не доспит - плохо. Он будет вялым, невнимательным, плохо будет воспринимать учителя.

Вывод:   Важно укладывать ребенка спать не позже 9 часов вечера. Детям семи лет рекомендуется спать не менее 11 часов в сутки. Выспавшись, ваш первоклассник успеет позавтракать, сделать зарядку и окончательно проснуться перед уроками.После школы первокласснику желательно спать днем, так как с непривычки детский организм будет сильно уставать. В режим дня обязательно нужно включить утреннюю зарядку и прогулки (продолжительностью 2 часа).Подсчитано, что обычно первоклассник гуляет в среднем 30 минут в день.

Слайд 11. Как помочь ребёнку ( рекомендации родителям)

1.   Будите  ребенка спокойно, улыбайтесь ему.

2. Не торопитесь. Умение рассчитать время – Ваша задача. Помните, что ребенок не виноват в том, что Вы опаздываете.

3.  Встречая ребенка из школы, дайте ему отдохнуть, расслабиться, вспомните, как Вы чувствуете себя после рабочего дня. Если Вы видите, что ребенок чем-то огорчен, не пытайте его, пусть успокоится и тогда расскажет все сам.

4. В течение дня найдите хотя бы 40 минут и полностью посвятите их ребенку.

5. Выбирайте единую тактику общения с ребенком всех в семье. Все разногласия решайте без него.

6. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты это сделаешь, то…»

7.Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели  переутомления.

8.Успокойте ребенка перед сном, снимите напряжение, накопившееся за день.

Слайд 14, 15, 16, 17 Важные  у с л о в и я  психологической комфортности в жизни первоклассника:

  • создание благоприятного психологического климата по отношению к ребенку со
  • стороны всех членов семьи;
  • роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе);
  • формирование интереса к школе, прожитому школьному дню;
  • обязательное знакомство с одноклассниками и возможность их общения после школы;
  • недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии третьих лиц (бабушек, дедушек, сверстников);
  • исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания;
  • учет темперамента в период адаптации к школьному обучению;
  • предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация контроля за его учебной деятельностью;
  • поощрение ребенка не только за учебные успехи, но и моральное стимулирование его достижений
  • развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.

Совет родителям: Почаще ставить себя на место своего ребёнка и вспоминать себя в его возрасте.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский лекторий "Школа здоровья"

Программа лектория  « Школа здоровья» рассчитана на учащихся начальных  классов. Программа реализуется с учащимися во внеурочное время 1 раз в месяц. Программа включ...

Родительское собрание. Школа 2100.

Родительское собрание. Школа 2100....

Тематика родительских собраний школы раннего развития "Дошколенок"

Тематика родительских собраний школы раннего развития "Дошколенок" за 2011-2012 уч.год....

Родительское собрание "Школа-территория здоровья"+презентация

Родительское собрание "Школа - территория здоровья" с презентацией...

Родительское собрание "Школа, дом - одна семья"

На протяжении нескольких лет учителя начальных классов в нашей школе работают по принципам гуманной педагогики. Мы уверены, что эффективное воспитание личности младшего школьника может происходить тол...

Выступление на родительском собрании «Школа. Физическая культура. Здоровье. Ученик.»

В представленном материале определены: разница физкультурного и спортивного вариантов занятий любыми физическими упражнениями, соотношение различных факторов, влияющих на здоровье, комплексная оценка ...

Материал для родительского собрания "Школа-Дом-одна семья"

Данный материал поможет провести ознакомительное родительское собрание в первом классе, ознакоми родителей с основами нового эжтапа жизни дл яих детей.  Расписаны основные правила, посвященные ор...