Родительское собрание «Домашнее задание в начальной школе. Как научить ребёнка самостоятельности»
занимательные факты (1 класс) по теме

Игумнова Ирина Викторовна

Домашняя работа служит интересам взаимодействия семьи и школы. Когда школа и дом вместе несут ответственность за учебные результаты ребенка, сотрудничество между ними крайне сильно влияет на образовательную программу ученика. Родители поддерживают ученика в выполнении домашних заданий и присматривают за ним, и это является чрезвычайно важным фактором в деле воспитания позитивных учебных привычек. Об этом и идёт речь на родительском собрании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Домашнее задание в начальной школе. Как научить ребёнка самостоятельности»

Цели:

  1. Познакомить родителей с гигиеническими требованиями к приготовлению домашних заданий.
  2. Выявить представление родителей об организации  учебной работы дома.
  3. Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.
  4.  Дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в деятельности по выполнению домашних заданий.

Ход собрания

  1. Учитель открывает собрание, объявляет повестку дня, знакомит с порядком его проведения.

  1. Игра «Разброс мнений».

Раздаются карточки с началом предложения, а родители должны его продолжить:

  • У нашего ребенка есть специальное место, где он…
  • Наш ребенок выполняет домашнее задание…
  • Самостоятельно справляется с…
  • Готовит с трудом…
  • Мы оказываем помощь ребенку в приготовлении домашних заданий.

Эта помощь заключается в…

  • Когда ребенок учит уроки, мы…
  • Если ребенок выполнил небрежно домашнее задание, то …
  • Мы думаем, что на воскресенье …
  • Ребенок начинает приготовление домашнего задания с …
  • При приготовлении домашнего задания необходимо …
  • Если ребенок включается в работу сразу, то …
  • Если ребенок включается в работу медленно, то …

  1. Сообщение классного руководителя.

В первом классе у школьников не должно быть домашних заданий, но по предложению родителей и решением собрания было принято решение давать детям минимальное задание на дом. Приготовление домашнего задания является важным моментом в жизни школьника. Наличие домашнего задания даёт возможность закрепить весь материал урока.

Как правило, заниматься дома особенно не любят отстающие ученики. Они и на уроках пытаются отсидеться, вжавшись в парту и не поднимая головы. Им неинтересно учиться потому, что они не умеют схватывать на лету, не умеют всё делать быстро, как их одноклассники. Такие дети сильны в чём-то другом: одни лучше других бегают, другие мастерят или рисуют. Та часть учёбы, которая не приносит им удовлетворения, кажется им не очень важной.

Родители, которые практически сразу предоставляют детям возможность проявлять полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же не правы, как и те, которые чрезмерно опекают своего ребенка. Одни взрослые заявляют ребенку: «Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!» Другие ласково спрашивают: «Ну, что нам сегодня задано?» - раскрывают учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, во вторых – формируется безответственность, уверенность в том, что все будет сделано хорошо и без собственных усилий.

Чуть ли не половина младших школьников проводят за выполнением домашнего задания больше времени, чем положено. Есть следующие санитарно-гигиенические нормы: в первом классе – не более 1 часа, во втором классе – до полутора часов, в третьем-четвёртом – до двух часов. Но часто на деле это время растягивается. То куда-то девался карандаш, то обнаружилось, что нет нужной записи в дневнике и надо срочно узнать у одноклассника, да и самого учебника может не оказаться на месте. А минуты бегут. Вдруг захотелось попить воды, а ещё через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика. Такая картина, как вы понимаете, является типичной. Что можно посоветовать родителям, если их ребёнок не может «усидеть за уроками»?

Полезно для ребёнка выполнять какое-то дело вместе со взрослыми, делать его быстро, весело, без предварительной раскачки, без томительных пауз. Например, можно вместе заняться грязной посудой: вы моете, ребёнок вытирает; можно вместе с папой что- то чинить; можно вместе читать книгу: страницу вы, страницу ребёнок.

Важно выработать у ребёнка привычку быстро переключаться с одного дела на другое. Если ему сказали учить уроки, то он должен немедленно прекратить игру. Но если в вашей семье не существует такое правило, то его нужно ввести для всех членов семьи (но начните с того, что за несколько минут до изменения деятельности ребёнка нужно об этом предупредить). Недопустимо позволять ребёнку игнорировать родительское указание в чём бы то ни было. Необходимо приучать ребёнка отделять свободное время от времени, когда он занят чем-то серьёзным, не путать дело с игрой. Добивайтесь, чтобы всё необходимое ребёнок делал без напоминания, ни на что не отвлекаясь.

Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твёрдого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учёбе. Режим дня не должен изменяться от количества уроков, от того, что по телевизору показывают интересный фильм или пришли гости.

Ребёнок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место. И если жилищные условия не позволяют предоставить школьнику отдельный письменный стол и книжный шкаф, то всё равно нужно выделить какое-то постоянное место, где он будет держать книги и тетради. Если ребёнок вынужден заниматься за общим столом, то никто не должен ему мешать и отвлекать  от занятий. Постепенно вырабатывается установка на определённое время и место работы. Если такая установка у ребёнка сформирована, то ему достаточно усесться за привычный стол, как приходит рабочее настроение и   возникает желание приступить к работе. До начала занятий с рабочего места ученика должно быть убрано всё, что не имеет отношения к учёбе.

Помните, что время выполнения уроков – священно и неприкосновенно, поэтому отрывать ребёнка от занятий по пустякам (будь то срочная помощь на кухне или поход в магазин за хлебом) вы уже не имеете права.

В каком порядке следует учить уроки? С выполнения каких заданий необходимо начинать: с устных или письменных, с трудных или лёгких? Если ребёнок сразу включается в работу, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и постепенно приходить к наиболее лёгким, требующим меньшего умственного напряжения.

Если ученик втягивается в работу медленно, то ему следовало бы начать с более привлекательных для него занятий. Самую трудную работу отнести на середину, или на вторую половину занятий, т.к. у ребёнка на это время приходится наивысший подъём умственной работы.

Если ребёнку с трудом даётся учёба и выполнение домашнего задания, то первоначально за учёбу придётся засесть и родителям. Не пытайтесь решить этот сложный вопрос криком и  нотациями. Запаситесь терпением, усаживаясь вместе с ребёнком за уроки.

Объясняя что-то ребёнку, не позволяйте себе ироничных высказываний в его адрес. Самое безобидное, на ваш взгляд, сравнение может вызвать сильную обиду. Если постоянно называть ребёнка «глупым, ленивым, тупым, бестолковым», в конце концов, он поверит в это. Иногда роль репетиторов больше удаётся старшим братьям и сёстрам: они хорошо помнят программу, у них больше терпения и им легче понять проблемы младшего.

Пожалуйста, проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка. Оно должно быть достаточно освещено. Рабочий стол ставится поближе к окну, чтобы свет падал слева. В вечерние часы включается находящаяся слева настольная лампа, желательно, чтобы у нее абажур был зеленого цвета, так как этот цвет в наименьшей степени утомляет зрение. Во время чтения книги полезно поместить на подставку с наклоном 45 градусов. Во время приготовления уроков на столе не должно быть никаких лишних предметов.

Все должно находится на своих местах. Это и учебники, и тетради, и ручки и т.п. Надо также всегда иметь под рукой стопку бумаги, чтобы не было надобности то и дело вырывать страницы из тетради. Возле стола желательно повесить (на расстоянии вытянутой руки) полку с учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми книгами. Перед глазами – календарь и расписание уроков.

Не рекомендуется пользоваться тяжелыми ручками, так как увеличение ее веса даже на 1 г. усиливает утомление. Рабочее место ученика должно быть таким, чтобы одним своим видом оно настраивала ребенка на работу, вызывало желание заняться учебным трудом.

Выполнение домашних заданий быстро утомляет, когда работаешь за столом, который не соответствует росту. Принимая позу «согнувшись над столом», мы тем самым затрудняем кровообращение и дыхание, что отрицательно влияет на работу сердца и мозга. При росте ребенка от 120 до 129 см стол должен иметь высоту 59 см, при росте от 130 до 139 см – 62 см, при росте от 140 до 149 см – 68 см. Разница между высотой стола и стула – от 21 до 27 см. расстояние от глаз до поверхности стола – 35 см, между грудью и столом расстояние должно быть равно ширине ладони. Надо следить, чтобы ноги опирались всей ступней на пол или подножку стола. Не рекомендуется заменять стул табуреткой, так как при сидении без опоры на спину быстро утомляет.

При умственной работе кровообращение в мозгу ускоряется в 8-9 раз. Соответственно возрастает и потребность в насыщении крови кислородом. Поэтому не забудьте за 10 минут до начала занятий проветрить комнату.

Приступить к выполнению домашнего задания лучше всего через один час или полтора часа после возвращения ребенка из школы, чтобы он успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних развлечений и игр с товарищами. Лучше всего начинать занятия в 16 часов. Если ребенок занят какими – либо другими важными делами, то, конечно, можно садиться за уроки и попозже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер. Детям, занимающимся во вторую смену, лучше всего делать уроки утром.

Следует заметить, что утомление быстрее наступает, если ребенок выполняет задание при шуме. Родителям важно позаботиться, чтобы никакой шум не проникал в комнату, в которой ребенок занимается.

Домашняя работа дают ребенку возможность практиковаться в применении учебных навыков. Вместе с тем домашняя работа также является упражнением в принятии ответственности, внимании, самостоятельности. Родители могут, а иногда даже должны помогать ребенку. Это необходимо делать преимущественно в двух случаях. Во-первых, ребенок испытывает затруднение, из которого ему самому не выбраться без помощи и руководства взрослого. Во-вторых, когда он заканчивает работу, то хочет что-то еще раз просмотреть или проверить.

В обеспечении руководства выполнением домашней работы ведущая роль родителей консультативная. Помощь должна быть краткой. Родители могут дать пример, направление, руководить и поощрять, но не должны непосредственно принимать участие в работе ученика. Если они участвуют в выполнении домашней работы, то ослабляют ее воздействие, но еще более важно, что дети попадают в зависимость от них, в то время как домашние работы должны развивать самостоятельность.

Если родители чувствуют, что ребенок просит помощи лишь потому, что хочет внимания или чего-нибудь еще, они должны не колебаться, а сказать: «Я уверен, что ты можешь сам понять это».

Родителям может показаться необходимым установить лимит времени на выполнение домашней работы. Иногда сверхсознательный ученик, который хочет вернуть учителю хорошо выполненную работу, может тратить на нее неприемлемо большое время. Также ученик, который затрудняется в решении задачи или тратит на нее слишком много времени, может запаздывать со сдачей работы. Ученик сам решает, когда начать работу, но родитель должен подсказать, если медлить уже нельзя. Должно существовать предельное время, скажем, 7.30 вечера каждый день, когда выполнение проекта или задания необходимо отложить. Это кратчайший путь к прекращению каждодневного нескончаемого марафона.

Завершение работы входит в круг обязанностей ученика. Родители должны положиться на него, сдача вовремя домашней работы — это тоже его дело.

Когда вы работаете с ребенком над домашней работой, поддерживайте спокойную, без стрессов атмосферу, чтобы выстраивать позитивное отношение к домашней работе и одновременно обеспечивать мир в семье.

4. Принимается решение родительского собрания:

  1. Учить ребенка самостоятельно выполнять домашние задания и правильно оценивать результаты своей деятельности.
  2. Использовать подготовленные памятки для наиболее рационального построения детьми работы по приготовлению уроков.
  3. Оказывать помощь детям при возникновении серьезных затруднений в выполнении домашних заданий.
  4. Ставить совместно с ребенком реально достижимые учебные цели.

  1. Итог:

Домашняя работа служит интересам взаимодействия семьи и школы. Когда школа и дом вместе несут ответственность за учебные результаты ребенка, сотрудничество между ними крайне сильно влияет на образовательную программу ученика. Родители поддерживают ученика в выполнении домашних заданий и присматривают за ним, и это является чрезвычайно важным фактором в деле воспитания позитивных учебных привычек. 

Не бойтесь опережать школьную программу, если какой-то вопрос интересен ребёнку (например: определение времени, сложение и вычитание в пределах 10 - 20, почему ночью нет солнца…). Это не только развитие познавательных процессов, но и развитие уверенности в своих силах (т.к. ребёнок будет чувствовать себя на равных с более подготовленными детьми). Самостоятельный ребёнок – отлично, но родительский контроль должен быть ежедневным. Именно контроль, а не работа за ребёнка. Поддержите ребёнка в его желании  добиться успеха. Будьте искренне заинтересованы в его школьных делах и заботах. В любом деле находите то, за что можно похвалить и морально поддержать. Дайте ребёнку почувствовать значимость своей деятельности (это способствует повышению самооценки, развивает уверенность в себе). Научите ребёнка делиться своими радостями и проблемами.

Желаю родителям терпения, сил и радостных минут гордости за успехи и достижения своих детей!